Китай

Таким житель Поднебесной запечатлен в
Большой советской энциклопедии 1926 года выпуска (1 том) 

Ся (полулегендарная династия первой половины II тысячелетия до н.э.).

Шан (ок. 1500-1050 до н.э.).

Чжоу (ок. 1050-256 до н.э.):

— Западная Чжоу (ок. 1050—771 до н.э.)

— Восточная Чжоу (771—256 до н.э.):

период «Весен и осеней»  (Чуньцю, 722—481);

период Воюющих  царств (Чжаньго шидай, 403—221 до н.э.).

Цинь (221-206 до н.э.).

Хань (206 до н.э. - 220 н.э.):

— Ранняя, или Западная Хань (206 до н.э. — 9 н.э.)

— междуцарствие (Синь) (9—25)

— Поздняя, или Восточная, Хань (25—220).

Троецарствие (Саньго):

Вэй (220-266)

Шу (221-263)

У (222-280).

Цзинь (266-420).

Южные и Северные династии (Нань бэй чао) (420-589).

Суй (518-618).

Тан (618-917).

Период пяти династий и десяти царств (Удай шиго) (902-960).

Сун (960—1279), киданьская династия Ляо (907— 1125), чжурчжэньская династия Цзинь (1115—1234).

Монгольская династия Юань (1279—1367).

Мин (1368-1644).

Маньчжурская династия Цин (1644—1911).

Китайская республика.

Китайская Народная Республика (КНР).

См. список Все статьи «ИГ» по истории Китая.

 

Китай. Социально-экономические отношения в X—VIII вв. до н. э.

Социальная дифференциация иньского общества, которая прослеживается на материалах погребений XIV— XI вв. до н. э., была закреплена после чжоуского завоевания в системе социальных рангов.

Все свободное население Чжоу делилось на пять социальных групп, соотнесенных друг с другом по принципу иерархии, которая в Древнем Китае была более четко выражена, чем в других древневосточных обществах. Группа, занимавшая высшую ступеньку в иерархической лестнице, была представлена личностью деспотического правителя, «единственным среди людей» — так, следуя традиции,  продолжали называть себя чжоуские ваны...

Китай в эпоху Инь

На основании изучения всех видов источников вырисовывается картина сложной социальной структуры древнекитайского общества.

О далеко зашедшем социальном расслоении общества в XIV—XI века до н. э. и формировании классовых отношений свидетельствуют иньские погребения. Можно выделить по крайней мере четыре категории погребений, четко различаемые по внешним признакам: размерам, характеру и количеству инвентаря и т. п.

Первую категорию составляют наиболее крупные гробницы, раскопанные в районе Аньяна. В центральной погребальной камере площадью 400—500 кв. м и глубиной 10 и более метров помещался внешний гроб, в котором был заключен еще один — внутренний...

Возникновение государства Чжоу

Первые сведения о племени чжоу появляются в иньских эпиграфических памятниках периода правления У Дина. В это время чжоу входили в сферу политического влияния Инь на правах подчиненной территории.  Усиление чжоусцев ознаменовалось тем, что иньский ван официально присвоил вождю этого племени и его сыну титул «чжоуского хоу» (зависимого правителя). Но к этому времени относятся и сообщения о военных столкновениях между Инь и Чжоу.

Китай до образования КНР

Освобожденные районы начали создаваться с осени 1927 г., в тот период эти районы назывались советскими. В отличие от Советов в нашей стране, Советы в Китае не являлись органами диктатуры пролетариата. Созданные в глухих сельских районах, не имеющих промышленного пролетариата, они были крестьянскими Советами, органами революционной диктатуры крестьянства (формально они считались органами революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства).

Образование КНР (Федоров, 1977)

Китайская Народная Республика была провозглашена 1 октября 1949 г. по решению пленарной сессии Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК), принявшей на себя функции Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и сыгравшей роль учредительного собрания республики.

Сессия приняла временную революционную конституцию страны (общую программу НПКСК), организационный статут НПКСК, закон об организации Центрального народного правительства, постановления о государственном флаге, гимне, новом летосчислении и о перенесении столицы государства в Пекин с возвращением ему старого названия...

Китай: государственный строй гоминьдановского режима

Контрреволюционный переворот Чан Кайши привел к перерождению созданной Сун Ятсеном партии гоминьдан. Из партии единого национального антиимпериалистического фронта, объединявшей в 1924—1927 годы рабочих, крестьян, мелкую и среднюю национальную буржуазию, она превратилась в реакционную партию помещиков и крупной компрадорской буржуазии. Эта партия предала основные заветы своего основателя Сун Ятсена, использовав в то же время слабые стороны его учения, в том числе и те, от которых Сун Ятсен отказался.

Хоу Чжоу

ХОУ ЧЖОУ, Поздняя Чжоу, - последняя китайская императорская династия периода «пяти династий» (см. У дай). Существовала с 951 по 960 годы. Была основана полководцем Го Вэем после свержения им династии Хоу Хань (Поздняя Хань; 947-950 годы). Территория, на которой господствовала Хоу Чжоу, охватывала полностью современные провинции Хэнань, Шаньдун, Шэньси, Ганьсу, Хубэй, а также часть провинций Хэбэй и Аньхой. Столица - Кайфын. Хоу Чжоу была свергнута военачальником Чжао Куан-инем, основавшим династию Сун, под властью которой произошло объединение страны.

Падение империи Хань (Кузищин, 2007)

С возвышением «сильных домов» была связана острая политическая борьба, вспыхнувшая при дворе во II веке. Одна из общественных группировок, получившая название «ученых», критиковала придворную знать с позиций конфуцианства. Против «ученых» выступили приближенные к императору евнухи. В 169 г. борьба двух лагерей достигла апогея. Император Лин-ди, подстрекаемый евнухами, отдал приказ об аресте наиболее активных «ученых». Репрессии обрушились на учащихся столичной академии, являвшейся оплотом конфуцианцев.

Новый Китай при Дэн Сяопине

С 1992 г. именно Дэн Сяопин становится де-факто лидером Китая. Формально это произошло в ходе его знаменитой инспекционной поездки по южным регионам, где он объявил о начале крупных экономических реформ. Поездка была названа в газетах «нан-сюнь» – «южный поход» (…), так же, как когда-то именовались поездки императоров в эти регионы для принятия важных политических решений. Именно в этот момент Дэн объявляет важнейший тезис новой политики Китая – «открытость», или «кайфан» (…, что можно трактовать в самом широком смысле: открытость Китая новым веяниям, открытость внешнему миру, социальным реформам...

Хань. Социальные отношения в I—II веках

В I—II веках процесс концентрации земельной собственности и разорения мелких землевладельцев приобретает все большие масштабы. Усиление дифференциации в среде свободного крестьянства было чревато серьезными социальными последствиями. Государство постепенно утрачивало контроль над крестьянином,  являющимся главным налогоплательщиком и основой экономической силы империи: лишившись земли,  вчерашний собственник все в большей и большей степени оказывался в зависимости от крупных землевладельцев.

Страницы

Подписка на RSS - Китай