Чжоу

Ритуальный сосуд периода Чжоу

Династия Чжоу (1121—256 гг. до н.э.), имевшая несколько столиц, в числе которых Лои (нынешний Лоян)

Отец царя У-вана посмертно поименован Вэнь-ваном своим сыном У-ваном (древний пример хорошего царя: 1121—1115 гг. до н.э.), советником его был Чжоу-гун.

Чэн-ван (вначале правил при регентстве своего дяди Чжоу-гуна, 1115—1078 гг.).

Ли-ван (плохой царь: 878—841 гг. до н.э.).

770 г. — смена столицы.

Нань-ван (314—256 гг. до н.э.).

Географическое расширение влияния китайской культуры.

«Книга песен» (Ши цзин).

«Книга преданий» (Шу цзин).

«Книга перемен» (И цзин).

Письменное описание ритуальной системы и административной организации.

Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, с. 56.

 

Западное Чжоу (Шан Юэ, 1959)

В конце эпохи Инь-Шан происходит возвышение племени чжоу, жившего в бассейне р. Вэйшуй в провинция Шэньси.

Между двумя большими племенами инь и чжоу издавна шла борьба. Чжоусцы, по-видимому, были потомками той ветви племени цян, которая еще в самом начале второго тысячелетия до нашей эры была вынуждена бежать на северо-запад.

Во время правления Гундань-фу (вероятно, между 1300— 1200 годами до н. э.) чжоусцы все еще вели кочевой образ жизни, укрываясь в пещерах и зарослях. Чжоуское общество стало быстро развиваться лишь после того, как Гундань-фу переселил племя в Чжоуюань, к подножию горы Цишань (уезд Цишань, провинции Шэньси). Здесь чжоусцы примкнули к другому роду (также принадлежавшему к племени цян) и стали переходить к оседлому образу жизни. С того времени они сделались открытыми врагами иньцев...

Возникновение государства Чжоу

Первые сведения о племени чжоу появляются в иньских эпиграфических памятниках периода правления У Дина. В это время чжоу входили в сферу политического влияния Инь на правах подчиненной территории.  Усиление чжоусцев ознаменовалось тем, что иньский ван официально присвоил вождю этого племени и его сыну титул «чжоуского хоу» (зависимого правителя). Но к этому времени относятся и сообщения о военных столкновениях между Инь и Чжоу.

Государство Чжоу (XII – VIII века до н. э.) (Авдиев, 1953)

Китайские племена, образовавшие государство, уже со времени неолита населяли довольно обширные районы Северного Китая, в нынешней провинции Шэньси, в бассейне реки Вэй. С течением времени эти племена установили своё господство над всеми остальными племенами, жившими в бассейне реки Вэй, и образовали довольно крупный союз племён. Судя по источникам этого времени, они довольно близко соприкасались с государством Инь. Цари Инь поручали князьям Чжоу охрану своих северо-западных границ от набегов соседних кочевых племён. Само название «Чжоу» встречается в иньских надписях.

Чжоу. Хозяйство и общественный строй

Источники того времени позволяют восстановить хозяйственный и общественный строй Китая в период существования государства Чжоу. Сельское хозяйство сохранило своё ведущее значение во всей экономике страны. Скотоводством занимались главным образом в тех районах страны, где тому способствовали естественные условия. Таким образом, в степных и горных областях образовались особые скотоводческие районы, которые находились под наблюдением особых чиновников. В источниках говорится, что эти чиновники «заботились о разведении и обилии птиц и животных» и «ведали пастбищами, на которых разводили скот».

Чжоу. Государственный строй (Авдиев, 1953)

В обширном древнекитайском государстве этого периода постепенно образовался сложный бюрократический аппарат, управлявший всей страной от имени царя. Вокруг царя выросла довольно значительная группа аристократического чиновничества, занимавшего высшие должности в государственном управлении. Первым в этой группе был ближайший помощник царя, функции которого были весьма обширны и который сосредоточивал в своих руках все нити управления страной. Иногда эта должность становилась наследственной, что часто бывало в древневосточных деспотиях.

Политическая история времени Чжоу (Авдиев, 1953)

Судя по древним сказаниям и более поздним, но зато более достоверным, источникам, цари из династии Чжоу, завоевав государство Инь, образовали большое и сильное царство. От времени ранней династии Чжоу известна только последовательность имён царей. В «Истории сына неба Му», написанной в V—IV веках до н. э., сохранились древние легенды, относящиеся к этому периоду. В этих древних преданиях царей Чао и My изображали в качестве великих завоевателей, далеко расширивших пределы государства.

Древний Китай в 770—453 годы до н. э.

Чуньцю (770—453 годы до н. э.). Особенностью периода Чуньцю являлось то, что одновременно с утратой чжоускими ванами политической власти происходили поиски альтернатив во взаимоотношениях между правителями различных формально равных царств. Статус и роль вана утрачивались постепенно. В этих условиях на первых порах казалось, что сановник при чжоуском дворе (в новых условиях им мог быть и правитель самостоятельного царства, занимавший высокий пост цинши) станет посредником и координатором политических взаимоотношений домена и других царств.

Китай в 453-221 годы

Чжаньго (453-221 годы до н. э.). Этот период характеризуется дальнейшей утратой чжоускими ванами политического влияния, а также острым вооруженным соперничеством семи крупнейших и враждовавших друг с другом царств: Ци (на востоке), Янь (на севере Великой равнины, район современного Пекина), Цинь (на западе), Чу (на юге) и трех новых крупных царств на Великой равнине — Хань, Вэй и Чжао.

Восточное Чжоу

Эпоха полицентризма. Восточное Чжоу (771—221 до н. э.). Эпоху, последовавшую за крушением Западного Чжоу, делят на два периода: Чуньцю, или «Весны и Осени» (771—453 годы до н. э.; по названию включенного в конфуцианский канон сочинения, имевшего вид хроники), и Чжаньго, или «Борющиеся царства» (453—221 годы до н. э.; по названию сочинения исторического характера «Планы борющихся царств»). Домен чжоуского вана в долине Хуанхэ сохранял сакральное значение, но полностью утратил влияние как политический центр.