Чжоу

Ритуальный сосуд периода Чжоу

Династия Чжоу (1121—256 гг. до н.э.), имевшая несколько столиц, в числе которых Лои (нынешний Лоян)

Отец царя У-вана посмертно поименован Вэнь-ваном своим сыном У-ваном (древний пример хорошего царя: 1121—1115 гг. до н.э.), советником его был Чжоу-гун.

Чэн-ван (вначале правил при регентстве своего дяди Чжоу-гуна, 1115—1078 гг.).

Ли-ван (плохой царь: 878—841 гг. до н.э.).

770 г. — смена столицы.

Нань-ван (314—256 гг. до н.э.).

Географическое расширение влияния китайской культуры.

«Книга песен» (Ши цзин).

«Книга преданий» (Шу цзин).

«Книга перемен» (И цзин).

Письменное описание ритуальной системы и административной организации.

Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, с. 56.

 

Древний Китай в 770—453 годы до н. э.

Чуньцю (770—453 годы до н. э.). Особенностью периода Чуньцю являлось то, что одновременно с утратой чжоускими ванами политической власти происходили поиски альтернатив во взаимоотношениях между правителями различных формально равных царств. Статус и роль вана утрачивались постепенно. В этих условиях на первых порах казалось, что сановник при чжоуском дворе (в новых условиях им мог быть и правитель самостоятельного царства, занимавший высокий пост цинши) станет посредником и координатором политических взаимоотношений домена и других царств.

Китай в 453-221 годы

Чжаньго (453-221 годы до н. э.). Этот период характеризуется дальнейшей утратой чжоускими ванами политического влияния, а также острым вооруженным соперничеством семи крупнейших и враждовавших друг с другом царств: Ци (на востоке), Янь (на севере Великой равнины, район современного Пекина), Цинь (на западе), Чу (на юге) и трех новых крупных царств на Великой равнине — Хань, Вэй и Чжао.

Восточное Чжоу

Эпоха полицентризма. Восточное Чжоу (771—221 до н. э.). Эпоху, последовавшую за крушением Западного Чжоу, делят на два периода: Чуньцю, или «Весны и Осени» (771—453 годы до н. э.; по названию включенного в конфуцианский канон сочинения, имевшего вид хроники), и Чжаньго, или «Борющиеся царства» (453—221 годы до н. э.; по названию сочинения исторического характера «Планы борющихся царств»). Домен чжоуского вана в долине Хуанхэ сохранял сакральное значение, но полностью утратил влияние как политический центр.

Западное Чжоу

Западное Чжоу (около 1027 — 771 годы до н. э.). Для изучения этого периода важнейшим видом источников становятся надписи на бронзовых сосудах. Объем надписей — от 5—10 до 300, редко до 500 иероглифов. В них перечислялись заслуги представителей знатных родов, которым ван жаловал металл для отливки ритуальных сосудов.

В истории государства Западное Чжоу, сменившего Шан, можно вы-делить три периода. Первый период охватывает время от правления У-вана (около 1027 — 1025 годы до н. э.) до правления Чжао-вана (984—966 годы до н. э.). После гибели последнего независимого шанского вана Ди-синя (около 1027 года до н. э.) на престол был возведен его сын У-гэн, контроль над которым установили чжоусцы — У-ван и его братья...

Китай 600—400 гг. до Р. Х.

Около 600—500 гг. Упадок Чжоу. В период, когда номинальные вассалы царства Чжоу боролись за господство в регионе, включающем долины Янцзы и Хуанхэ, ведение войны в Китае утратило ритуальный характер и стало более яростным. К этому времени соперничество сузилось до трех государств: Цинь — на северо-западе, в долине реки Вэй, откуда произошли чжоу; Чу, господствовавшего над территорией от реки Янцзы на север, почти до Хуанхэ; и Вэй, державшего устье Янцзы и морское побережье почти до Шаньдуна.

Китай: период «У ба» — «пяти гегемонов»

В результате уничтожения монархии Западного Чжоу и усиления тех представителей рабовладельческой аристократии, которые были поставлены прежде чжоускими царями во главе отдельных областей, положение в стране резко изменилось. По существу с VIII века до н. э. уже не было единого государства, страна распалась на множество самостоятельных и полусамостоятельных государств, которые вели между собой ожесточённую борьбу; в процессе этой борьбы происходило поглощение более слабых государств более сильными.

Китай в VIII—VI веках до н. э.

Период царствования Пин вана (770—720) был переломным в истории государства Чжоу. В этот период, как отмечает Сыма Цянь, «дом Чжоу клонился к упадку и ослабевал. Среди чжухоу (правителей царств) сильные поглощали слабых. Начали возвеличиваться царства Ци, Чу, Цинь и Цзинь. Власть осуществлялась тем, кто был гегемоном». Этот процесс поглощения сильными царствами слабых расшатал основы государства Чжоу; в то же время богатела кучка рабовладельцев, народ нищал, кочевые племена не видели уже в Чжоу прежнего грозного противника.

Развитие производительных сил

Западное Чжоу в XII—IX веках до н. э.

После создания государства Западного Чжоу его царям пришлось вести борьбу с покорённым населением царства Инь, а также с некоторыми представителями чжоуской рабовладельческой знати.

После смерти У вана, основателя Западного Чжоу, произошло восстание, возглавленное сыном последнего иньского царя У Гэном, который воспользовался борьбой среди чжоуской знати в связи с назначением регента при малолетнем наследнике престола. У Гэна поддержали младшие братья У вана, недовольные регентом, а также некоторые вожди племён, подчинявшихся чжоусцам. Восстание было вскоре подавлено. У Гэн и другие руководители были казнены, замешанные в восстании братья У вана сосланы. Были уничтожены 17 владений (мелких царств), выступавших на стороне У Гэна. На некоторое время положение внутри государства Чжоу стабилизировалось...

Чжоу: государственный строй

Государственный строй Чжоу можно характеризовать как наследственную деспотию во главе с царём — ваном. Его власть распространялась не только на царские владения, но и на территории многих областей, непосредственно управлявшихся правителями различных рангов. Существование этих областей со своими армиями, своим правительственным аппаратом в дальнейшем (после VIII века до н. э.) обусловило наряду с другими причинами ослабление царской власти.

Западная Чжоу (XII—VIII вв. до н. э.)

Для характеристики общественного строя Западного Чжоу имеется гораздо больше источников, чем для иньского времени. Прежде всего такими источниками являются «Ши цзин» — «Книга песен» *, «Шу цзин»—«Книга документов», или «Книга исторических преданий», а также надписи на бронзовых сосудах. В этих источниках, в особенности в песнях «Ши цзина», отражено существование классов и классовой эксплуатации, а также сословных различий. В песнях «благородный», т. е. господин или правитель, противопоставляется низам—сяо минь (мелкий люд) или шу минь (весь народ).

Страницы

Подписка на RSS - Чжоу