Культура

АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - одно из фундаментальных понятий в археологии. Широко используется в отечественной и европейской науке, в меньшей степени востребовано в американской археологии, где замещается близкими понятиями индустрии, стиля, фазы. Наиболее эффективно работает в области исследования первобытной палеокультуры и почти не применяется в античной и средневековой (за исключением ряда регионов) археологии. При отсутствии общепринятого определения обычно понимается как совокупность археологических памятников (поселений, стоянок, городищ, могильников, святилищ, мастерских), существовавших в рамках одного исторического времени на единой территории (рассеянное или чересполосное расположение допускается как исключение), демонстрирующих определенную (в идеале - статистически определенную) степень культурного своеобразия. С учетом региональной и эпохальной специфики это своеобразие проявляется в особенностях домостроения, погребального обряда, каменной и костяной индустрий, украшений, формы и орнаментации керамики. Современные трактовки археологической культуры предполагают, что перечисленные элементы палеокультуры образуют единообразно эволюционирующую структуру со сложными функциональными связями, а не механическую сумму разнообразных признаков.

Сложившаяся исследовательская практика применения понятия «археологическая культура» противоречива, оно используется и как универсальный инструмент классификации археологических древностей и как основополагающая аналитическая категория - своеобразный археологический эквивалент древних обществ. Большинство исследователей не исключают соответствие археологических культур этническим общностям древности - племенам или более крупным этноязыковым объединениям, но полагают это соответствие не обязательным. Постулируется большая вероятность этнического содержания культур в древности (каменный век, отчасти эпоха бронзы) и более разнообразные и альтернативные интерпретации для более поздних эпох. Археологические культуры раннего железного века и средневековья наряду с этнической идентификацией могут соответствовать хозяйственно-культурным типам и историко-культурным общностям - древним аналогам историко-этнографических областей.

E. А. Васильев

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 25-26.

Литература:

Аникович М. В. О содержании понятия «археологическая культура» // Методологические аспекты археологических и этнографических исследований в Западной Сибири. Томск, 1981; Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989; Каменецкий И. С. Археологическая культура - ее определение и интерпретация // СА, 1970. № 2; Клейн Л. С. Археологическая типология. Л., 1991.

 

Кангюйская культура

КАНГЮЙСКАЯ КУЛЬТУРА - культура древнего Хорезма 4 века до н. э. - 1 века н.э., относящаяся к так называемому кангюйскому периоду его истории - времени развитого рабовладения. Основой хозяйства являлось ирригационное земледелие. Сеть каналов, тянувшихся на много десятков км, строилась и поддерживалась при помощи рабского труда. Высокого развития достигло в это время керамическое производство. Сосуды отличались разнообразием и совершенством форм, как правило, покрывались красным ангобом или расписывались. Парадная и культовая посуда нередко покрывалась рельефными композициями.

Сыва

СЫВА - археологическая культура эпохи энеолита (относится к крашеной керамики культурам), распространенная на территории провинции Ганьсу в Северо-Западном Китае. Открыта (на горе Сыва близ Линьтао) и изучена Ю. Андерсоном, первоначально датировавшим ее 3-м тысячелетием до н. э. Последующие раскопки (Ся Най, 1945 год) показали, что культура Сыва получила развитие в 1-м тысячелетии до н. э., т.е. была синхронна культуре Чжоу, хотя в этническом отношении племена Сыва отличались от соседних чжоусцев. Характерный для Сыва обычай сжигать умерших дает основание предположительно связывать эту культуру с тибето-бирманскими племенами цян, обитавшими во 2-1-м тысячелетиях до н. э. в верховьях Хуанхэ.

Кельтеминарская культура (БСЭ, 1973)

КЕЛЬТЕМИНАРСКАЯ КУЛЬТУРА, археологическая культура эпохи неолита и энеолита (4-3-е тысячелетия до н. э.). Открыта в 1939 году экспедицией под руководством С. П. Толстова в Хорезме. Названа по заброшенному каналу Кельтеминар, близ которого были сделаны первые находки. Основной район распространения Кельтеминарской культуры - древняя Акчадарьинская дельта Амударьи и сопредельные территории. На стоянках Кельтеминарской культуры обнаружены остатки больших овальных в плане домов каркасной конструкции.

Черняховская культура (ВИ, 1956)

Во II—IV веках н. э. на всей территории от Среднего Поднепровья до Южного Буга, Днестра и Прута распространяется так называемая черняховская культура полей погребений, получившая своё название от села Черняхов, Киевской области УССР, где был открыт и раскопан обширный могильник, насчитывающий несколько сот захоронений— трупоположений и трупосожжений.

Черняховская культура представлена многочисленными поселениями и могильниками. Поселения — большие неукреплённые селища (их насчитывается в настоящее время уже несколько сот) — расположены по берегам рек и ручейков, вдоль их южных и восточных склонов...

Северный Казахстан и Сибирь в первой половине I тысячелетия н. э.

На территории Северного Казахстана и Сибири в последние века до нашей эры и в первые века нашей эры происходят значительные изменения. Более широкое распространение получает железо, которое в ряде областей окончательно вытесняет бронзу. У наиболее развитых племён разложение первобытнообщинного строя идёт быстрым темпом. Восточноазиатские монголоиды продвигаются в Западную Сибирь и Казахстан, частично вытесняя древнее европеоидное население, частично смешиваясь с ним, и образуют здесь компактные группы. Этнографическая карта Сибири начинает приближаться к современной.

Унетицкая культура

Унетицкая культура существовала примерно четыре столетия, в течение которых она отчасти распространялась на новые территории, а отчасти поглощалась другими культурами. Около 1450 г. до н. э. северо-восточные районы этой культуры перекрываются тшинецкой, которая существовала примерно до 1100 г. до н. э. и занимала пространство от Варты до Днепра, т. е. ту территорию, на которой чаще всего ищут следы древнего славянства.

В середине II тыс. до н. э. очередная волна мигрантов из Малой Азии приносит в Центральную Европу новый для нее обряд захоронения: трупосожжение. Обряд этот захватывает многие области Европы, в частности будущих германцев и славян...

Фатьяновская культура (ВИ, 1955)

Ранее уже упоминалось о расселении по верхнему течению Волги и области Волго-Окского междуречья племён, вышедших, по-видимому, с верховьев Днепра и оставивших нам так называемые фатьяновские могильники. Эти племена принесли в лесные пространства Верхней Волги и Оки гораздо более прогрессивные формы хозяйства, чем те, которые имелись здесь у древнего местного населения. Живя в среде местного населения охотников и рыболовов, пришедшие сюда племена, очевидно, должны были тратить свои силы в значительной мере на защиту принадлежащих им территорий и стад. Племена фатьяновской культуры разводили мелкий и крупный рогатый скот и, по-видимому, были знакомы с земледелием. Их каменные орудия отличались большим совершенством, так как искусно полировались и просверливались. Их сверлёные клиновидные боевые топоры представляли совершенные образцы этого рода оружия...

Тарденуазская культура

Повсюду, где встречаются памятники азильского облика или близкие к ним, они сменяются новыми, ещё более единообразными, так называемыми тарденуазскими (по стоянке Феран-Тарденуа, Франция).

Непосредственная связь тарденуазских памятников с азильскими настолько ясна и бесспорна, что их нередко в целом относят к одной азильско-тарденуазской культуре. Однако в ряде областей, где распространены эти памятники, тарденуазские находки в хронологическом отношении легко отделяются от азильских. В целом можно отметить, что кремнёвые изделия теперь ещё сильнее уменьшаются в размерах, а очертания их становятся ещё более геометризированными...

Культура Виллановы

Железный век в Италии начинается с Х века до н. э. На острове Сицилия культура в этот период развивается, по-видимому, под продолжающимся влиянием эгейского мира. Культура юга Италии, а также области Пицена (Средняя Италия) обнаруживает признаки иллирийского влияния. На северо-востоке своеобразные черты сохраняет культура венетов, на северо-западе — особая культура Голасекка, связанная, быть может, с племенами, близкими кельтам.

Федоровская культура

Федоровские памятники не образуют сплошного массива. Они распространены на Урале, в Казахстане, в Прииртышье, на Оби, Енисее. Отдельные могильники известны на Тянь-Шане, Памире. В Зауралье федоровские объекты открыты как на алакульских поселениях, так и в памятниках иных культур (Язево 1, Новоникольское 1, Бугулы 2, Атасу). Основной принцип планировки поселков — линейный, дома расположены в 1-2 линии вдоль береговой кромки реки. Для федоровских поселений характерно возведение небольших каркасных наземных построек и крупных прямоугольных многокамерных сооружений полуземляночного типа площадью от 30 до 200 кв. м...

Страницы

Подписка на RSS - Культура