Порт

ПОРТ морской, транспортный узел на берегу моря или в эстуарии реки, принимающий и отправляющий морские суда с грузами и пассажирами. Состоит из аванпорта (передовой части акватории – водной части с внешним и внутренним рейдом), причального фронта (пирсы и причалы), специальных терминалов (по видам преобладающих грузов), грузового р-на (складов, ж.-д. и автомобильных терминалов), доков (ремонтных мастерских). Портовый терминал – причалы, где перегружаются (перекачиваются) и хранятся грузы определённого вида (напр., контейнерный, нефтеналивной, химических удобрений, балкерный). По степени защищённости от волн открытого моря порты делятся на естественные (с закрытой акваторией благодаря положению в заливе или глубокой бухте, эстуарии, защищённые мысом); искусственно созданные (защищённые от открытого моря искусственными сооружениями – волноломами и молами). Каждый порт имеет свой хинтерланд и форланд. По количеству обрабатываемых грузов порты делятся на крупнейшие (грузооборот более 100 млн. т в год), крупные (от 20 до 100), большие (10–20), средние (5–10), небольшие (1–5) и мелкие (менее 1 млн. т в год). Если объём отправления грузов превышает объём прибытия, порт называется активным, в противоположном случае – пассивным. По типу обрабатываемых грузов порты делятся на специализированные (преобладает какой-либо один вид грузов, напр. нефтеналивной, балкерный) и многофункциональные (обрабатываются разные виды грузов). Крупнейшие порты мира (грузооборот в млн. т в 2004 г.): Сингапур (363), Роттердам (Нидерланды, 352), Шанхай (Китай, 379), Тиба (Япония, 156), Ульсан (Юж. Корея, 147), Гонконг (223), Нинбо (227), Гуанчжоу (215), Тяньцзинь (206), Нагоя (Япония, 168), Кванъян (Юж. Корея, 165), Антверпен (Бельгия, 152), Лонг-Бич (США, 119), Йокогама (Япония, 117), Гаосюн (Тайвань, 152), Инчхон (Юж. Корея, 131), Пусан (Юж. Корея, 206), Хьюстон (США, 173). К крупным портам России относятся Новороссийск (85,5 млн. т), Находка (14,4), Санкт-Петербург (57,5), Туапсе (17,7), Восточный (близ Находки, 13).

Использованы материалы кн.: Современная иллюстрированная энциклопедия. География. Том 2, М-Я, Росмэн-Пресс, М., 2006.

 

Бристоль - город, порт, ремесленный центр

Географическое положение Бристоля как бы естественно предопределило ведущее значение города в торговле Западной Англии. В качестве морского порта Бристоль был расположен очень удачно. Благодаря теплому течению порт никогда не замерзает, из-за внезапного сжатия длинного эстуария Северна в месте впадения в него реки Эйвон приливы достигали в высоту до 30-40 футов, что приводило во время отлива к очищению дна от ила. А слияние рек Эйвона и Фромы обеспечивало защищенную от приливных волн и удобную для обороны гавань.

Ок-Ео — древний порт Бапнома

Об Индокитае римляне узнали рано. Марин Тирский писал: «Оттуда идет дорога не только через Каменную Башню на Бактриану, но и в Индию через Палимботры*.

Эти люди говорят еще, что от Чанъаня к гавани Каттигар (Kattigara) дорога идет на юго-запад». Лингвистическое исследование показало, что римский топоним «Каттигар» — не что иное, как гавань Цзяочжи, о которой говорится в разделе «Дили чжи» («Географические заметки») летописи «Хань шу». Этот порт располагался на территории современного вьетнамского города Дананг 187. Цитируя слова моряков из города Тир, греческий географ Птолемей рассказывал, что некий мореплаватель по имени Александр доходил до Страны Серов (Thinae), что еще дальше, чем Цзяочжи (Каттигар). Под Страной Серов (Thinae) римляне подразумевали Китай...

Гамбург в наполеоновские времена

Из ганзейских городов Бремен и Любек играли ничтожную торговую роль сравнительно с Гамбургом, особенно в смысле торговых связей с Францией. Гамбург, как и другие ганзейские города, как и — вся Голландия, как и порты старых департаментов, словом, как все те пункты, где главным делом была торговля, а второстепенным или третьестепенным — промышленность, пострадал в наполеоновские времена особенно жестоко; и его бедствия все время болезненно отражались на судьбах французской промышленности (преимущественно шелковой и производства предметов роскоши), ибо если Франкфурт и Лейпциг были главными передаточными пунктами, через которые шел французский товар в Центральную Европу и отчасти в Россию...

Чифу

Нашей следующей остановкой был Чифу — портовый город на севере Шаньдунского полуострова. Тут нам предстояло сойти и явиться в советское консульство. Оно помещалось в здании бывшего царского консульства на самом берегу, и его красный флаг на высоком флагштоке мы увидели еще до того, как на горизонте обозначилась земля. Как он славно пламенел в лучах горячего южного солнца! С какой радостью мы его рассматривали сначала в бинокль, а потом невооруженным глазом! Для нас он был приветом и ободрением далекой родины после переживаний в Японии.

Tags:

Рига (БСЭ, 1975)

В порту Модзи [в 1925 году]

«Синьпингай» не торопясь шел на юг. Становилось все жарче. Стоял почти полный штиль. Днем нас окружало голубое сияние неба и моря, ночью мы любовались бесконечным столбом лунного света, ложившимся по левому борту. Только на третьи сутки мы прибыли в японский порт Модзи.

Япония поразила нас какой-то игрушечной красотой, до того были хорошенькими ее ярко-зеленые острова, мелкорослые кривые сосны, легкие домики, крохотные лодки. Мы были очарованы этой картиной, но дальнейшие события сразу же вывели нас из умиленного состояния.

Tags:

Далянь

Далянь (рус. Дальний, яп. Дайрэн) — город на северо-востоке Китая (провинция Ляонин). Крупный промышленный центр и важный порт на юге Ляодунского полуострова. Население — около 6,7 миллионов человек (2010). В 1898 году на землях, переданных Китаем Российской империи во временную аренду на 25 лет (см. Русско-китайская конвенция 1898 года), на месте китайского рыбацкого поселка Циннива началось строительство незамерзающего коммерческого портового города Дальний. Город возводился по оригинальному регулярному плану (архитектор К. Г. Сколимовский, главный инженер В. В. Сахаров).

Яффа

ЯФФА - один из древнейших портовых городов на восточном побережье Средиземного моря. Упоминается еще в древнеегипетских документах 16 века до н. э. В древности им последовательно владели ханаанеи, филистимляне, евреи, римляне. Во время Иудейской войны 66-73 годов н. э. был разрушен (68) войсками римского полководца Веспаспана Флавия. В средние века, после завоевания Палестины арабами (7 век), Яффа - важный торговый и культурный центр палестинских арабов. В эпоху крестовых походов дважды захватывался крестоносцами.

Генуя (РИЭ, 2017)

ГЕНУЯ (ит. Genova) — город-порт на севере Италии, на берегу Генуэзского залива Лигурийского моря; главный город исторической области Лигурия и местопоселение древнего народа лигуров. В Средние века Генуя стала мощной морской державой. Имя городу, скорее всего, дали этруски, чье влияние сказывалось здесь до III веке до н. э. В начале 2-й Пунической войны Геную заняли римляне, затем карфагенянин Магон, брат Ганнибала, взял и разрушил ее, о чем упоминает Тит Ливий. По окончании войны город был отстроен вновь, став муниципием и одним из важнейших торговых портов Римского государства (с II века до н. э.). С падением Западной Римской империи Генуя подпала под власть, варваров — остготов (V век) и лангобардов (с середины VII века), недолгое время входила в состав Равеннского экзархата (VI век). В 774 году Генуя была подчинена Карлом Великим. С распадом Каролингской империи (см. Каролинги) власть оказалась в руках городской элиты и епископа города...

Таллин. Экскурсия в историю

Вышгород. Гравюра В. С. Ставенхагена и Г. Г. Ланге (1867)

Страницы

Подписка на RSS - Порт