Культура

АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - одно из фундаментальных понятий в археологии. Широко используется в отечественной и европейской науке, в меньшей степени востребовано в американской археологии, где замещается близкими понятиями индустрии, стиля, фазы. Наиболее эффективно работает в области исследования первобытной палеокультуры и почти не применяется в античной и средневековой (за исключением ряда регионов) археологии. При отсутствии общепринятого определения обычно понимается как совокупность археологических памятников (поселений, стоянок, городищ, могильников, святилищ, мастерских), существовавших в рамках одного исторического времени на единой территории (рассеянное или чересполосное расположение допускается как исключение), демонстрирующих определенную (в идеале - статистически определенную) степень культурного своеобразия. С учетом региональной и эпохальной специфики это своеобразие проявляется в особенностях домостроения, погребального обряда, каменной и костяной индустрий, украшений, формы и орнаментации керамики. Современные трактовки археологической культуры предполагают, что перечисленные элементы палеокультуры образуют единообразно эволюционирующую структуру со сложными функциональными связями, а не механическую сумму разнообразных признаков.

Сложившаяся исследовательская практика применения понятия «археологическая культура» противоречива, оно используется и как универсальный инструмент классификации археологических древностей и как основополагающая аналитическая категория - своеобразный археологический эквивалент древних обществ. Большинство исследователей не исключают соответствие археологических культур этническим общностям древности - племенам или более крупным этноязыковым объединениям, но полагают это соответствие не обязательным. Постулируется большая вероятность этнического содержания культур в древности (каменный век, отчасти эпоха бронзы) и более разнообразные и альтернативные интерпретации для более поздних эпох. Археологические культуры раннего железного века и средневековья наряду с этнической идентификацией могут соответствовать хозяйственно-культурным типам и историко-культурным общностям - древним аналогам историко-этнографических областей.

E. А. Васильев

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 25-26.

Литература:

Аникович М. В. О содержании понятия «археологическая культура» // Методологические аспекты археологических и этнографических исследований в Западной Сибири. Томск, 1981; Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989; Каменецкий И. С. Археологическая культура - ее определение и интерпретация // СА, 1970. № 2; Клейн Л. С. Археологическая типология. Л., 1991.

 

Дзёмон

ДЗЁМОН (Jömon), ранняя культура Японии, остатки которой встречаются в раковинных кучах типа кьеккенмедингов на побережье. Судя по радиоуглеродным датировкам (около 7000 года н. э.) поселения появляются очень рано, но данные о производящем хозяйстве (домашний скот, просо, гречиха и некоторые овощи) относятся лишь к среднедзёмонскому периоду (приблизительно 4-е тысячелетие до н. э.). Между тем, керамика известна в более древние времена, сосуды, хотя и тяжеловесны, но выполнены очень тщательно (…). Другие артефакты, из камня и кости, довольно примитивны.

Афанасьевская культура (Степанова, 2019)

В конце IV – первой половине III тысячелетия до н. э. в жизни древних племен, населявших Алтай и Минусинскую котловину, произошли большие перемены. В тот период времени племена, проживавшие на территории Алтае-Саянской горной страны, изготовляли и использовали орудия из меди, а животноводство стало основной отраслью хозяйства. Данные изменения связаны с населением, оставившим самые древние в Южной Сибири памятники эпохи палеометалла, объединенные в афанасьевскую культуру или общность.

Античный Хорезм (Толстов, 1948)

IV. Культура городищ с жилыми стенами. Ахеменидское время. Середина I тысячелетия до нашей эры (VI—IV вв. до н. э.). Постройка больших каналов. Зарождение государства. Вхождение Хорезма в систему империи ахеменидов. «Городища с жилыми стенами», аналогичные «квадратной Варе» Авесты («жилище для людей и загон для скота»). Керамика, сделанная на ручном гончарном круге, с горизонтально-рубчатой поверхностью. Хумы и крупные сосуды с прямым венчиком, с переходом к корпусу в виде прямоугольного уступа. Тесто грубое, с дресвой, обжиг неравномерный. Чаши без дисковидного поддона.

Культура окрашенных костяков

КУЛЬТУРА ОКРАШЕННЫХ КОСТЯКОВ. Курганы этой культурной сферы распространены по всей Южной России и Украине, в основном в степях. Они обычно невысоки - от 1 до 2 метров. Тело помещалось в гробницу в скрюченном состоянии и всегда покрывалось красной охрой; инвентарь могил беден, в особенности в сравнении со скифскими захоронениями позднего периода. Глиняная посуда иногда покрыта линейным орнаментом. В могилах обнаружены кремневые ножи и топоры, а также боевые топоры, конфигурация которых очень схожа со скандинавским типом боевого топора.

Виллановианский период

После открытия в Вилланове (селении, расположенном неподалеку от Болоньи) в середине XIX века гробницы, которая была сочтена археологами принадлежащий к культуре, непосредственно предшествовавшей этрусской, весь период, растянувшийся от начала образования Этрурии до конца VIII века до н. э., стали называть «виллановианским». Под этим термином подразумевается, таким образом, вся ранняя история этрусков.

Погребения, найденные в Вилланове, связаны с самой ранней в Италии практикой кремации мертвых — этот обычай, известный также в центральной

Культура дольменов

КУЛЬТУРА ДОЛЬМЕНОВ. Эта так называемая мегалитическая культура распространилась по крымскому и кавказскому побережьям Черного моря. Дольмен северокавказского типа - строение со стенами из грубого камня и крышей из плоских каменных блоков. Он служил домом не для живых, а для мертвых, которых обычно оставляли в сидячем положении с расставленными на полу ногами. Горшки и различные орудия были обнаружены помещенными рядом со скелетом. В больших дольменах обнаружены несколько скелетов; они, возможно, служили склепами для всего семейства.

Трипольская культура (Вернадский, 1996)

Поселок Трипольской культуры.
Правда, неясно, какого цвета кожа у жителей этого поселка...

Басарабь

БАСАРАБЬ (Basarabi), богатая культура железного века, известная по могильникам и поселениям (укрепленным и открытым) на большей части Румынии и Молдавии (СССР). Типичное поселение находится на Дунае. Культура представляет собой локальный вариант гальштатской культуры, датируется 800–650 годами до н. э. В керамике прослеживаются традиции местных культур позднебронзового века. Погребальный обряд допускал кремацию и ингумацию.

Культура Анау (Вернадский, 1996)

КУЛЬТУРА АНАУ. Стоянка Анау находится близ Мерва. Основная работа по археологическим раскопкам там была проделана в 1903 г. американской экспедицией, возглавляемой Р. Пампели. Были изучены три основные культурные слоя. Слой Анау I относится О. Менгином к приблизительно 3500 г. до н. э.; Анау II представляет период около 2500 г. до н. э.; Анау III может датироваться 2000 г. до н. э. Даже в первый период люди Анау были не только охотниками, но и крестьянами. Ячмень и пшеница являлись основными культурами.

Фатьяновская культура (Вернадский, 1996)

ФАТЬЯНОВСКАЯ КУЛЬТУРА». Эта культурная сфера получила свое имя от могильника в деревне Фатьяново близ Ярославля, где находятся наиболее типичные находки. Ее ареал располагался в бассейне рек Оки и верхней Волги и охватывал территорию следующих русских губерний: Тверской, Ярославской, Костромской, Нижегородской, Владимирской и Московской. Во время наибольшей экспансии фатьяновская культура достигала на западе Смоленска и на юге Мичуринска (Козлов). Хронологически ее каменный век относится к концу третьего и первой половине второго тысячелетия до н. э.

Страницы

Подписка на RSS - Культура