Могильник

Боканский могильник

БОКАНСКИЙ МОГИЛЬНИК у села Боканы (Фалештский район Молдавской ССР); открыт в 1953 году Г. Б. Федоровым. Погребения в грунтовых ямах, вытянутые на спине. В могилах найдены сосуды, изготовленные на гончарном кругу и от руки, и различные вещи: бронзовые зеркала, мечи, браслеты, стеклянные и глиняные бусы и т. д. Боканский могильник датируется 2-4 веками н. э. и принадлежит местному населению, находившемуся под сильным воздействием сарматской культуры. Неподалеку от Боканского могильника открыты принадлежащие к той же культуре селища.

Усатовская культура

УСАТОВСКАЯ КУЛЬТУРА - археологическая культура конца 3-го - начала 2-го тысячелетий до н. э., распространенная в Северо-Западном Причерноморье. Названа E. P. Лагодовской и М. Ф. Болтенко по месту первых открытий в 20-х годах 20 века у села Усатово близ Одессы, где были исследованы поселение, 2 курганные группы и бескурганный могильник. На поселении открыты остатки прямоугольных в плане жилищ, построенных из плит известняка, хозяйственные ямы, места жертвенников. Для курганов характерны одиночные или двойные кромлехи из каменных плит у основания кургана.

Берель

БЕРЕЛЬ — исторический памятник сакского периода (Берельские курганы, Могильник Берель, IV—V века до н. э.). Местонахождение: Казахстан, Восточно-Казахстанская область. «Берель — выдающийся памятник древних номадов Казахского Алтая» (Самашев 3.). В самом большом Берельском кургане погребена скифская царская пара и 13 лошадей. Всего около 70 курганов. По словам профессора, археолога Зейноллы Самашева, в IV—III веках до н. э. здесь была уникальная, высокоразвитая культура, о чем свидетельствуют находки — орудия труда, украшения из золота, меха, дерева, кожи и войлока, металла.

Тхиеузыонг

ТХИЕУЗЫОНГ (êu-du'ong) - могильник и поселение позднего бронзового века в окрестностях города Тханьхоа (ДРВ). Датируется 3 веком до н. э. - 3 веком н. э. и в основном относится к поздней донгшонской культуре. Раскапывался под руководством Нгуен Ван Нгиа в 1960, 1961 и 1965 годы. Обнаружено свыше 100 погребений с оружием и орудиями из бронзы, керамикой, глиняными моделями домов, украшениями из бронзы, нефрита, янтаря, серебра и золота. Материалы Тхиеузыонга отчетливо свидетельствуют о местном происхождении культуры бронзового века Вьетнама.

Турбинский могильник

ТУРБИНСКИЙ МОГИЛЬНИК - археологический памятник на высоком правом берегу Камы против устья реки Чусовой. Открыт в 1891 году, раскапывался в 1924-1960 годы. Скелеты в песчаном грунте не сохранились. Погребальный инвентарь из камня (кремневые наконечники стрел и копий, ножи, вкладыши для ножей, скребки и прочее, а также плоские нефритовые кольца), бронзы (кельты, копья, ножи, острия, вислообушные топоры, украшения) и серебра (копье, часть браслетов) позволяет судить, что на раскопанной площади располагалось около 200 захоронений.

Самтаврский могильник

САМТАВРСКИЙ МОГИЛЬНИК, Самтавро, - обширный разновременный археологический памятник на северной окраине древней Мцхеты (в Грузинской ССР). Назван по близ находящемуся монастырю Самтавро. Могильник раскапывался в 70-80-х годах 19 века, а в больших масштабах и планомерно - с 1938 года. Могильник являлся основным кладбищем как догородского крупного земледельческо-скотоводческого поселения у слияния рек Куры и Арагви, так и возникшего на его базе уже в раннеантичное время города Мцхета.

Сусловский могильник

СУСЛОВСКИЙ МОГИЛЬНИК - курганный могильник на реке Большой Караман, у села Суслы Саратовской области. Исследовался в 1924 и 1926 годы саратовским археологом П. С. Рыковым. В 70 раскопанных курганах обнаружены погребения всех четырех этапов развития культуры сарматов степного Поволжья от 6 века до н. э. по 4 века н. э. Наиболее типичными являются погребения третьего (среднесарматского) этапа развития кочевого ираноязычного населения волжско-уральских степей (конец 2 века до н. э. - 2 век н.

Волынцевское поселение и могильник

ВОЛЫНЦЕВСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ И МОГИЛЬНИК - славянские памятники 8 века, по-видимому, племени северян. Расположены у села Волынцево Путивльского района Сумской области УССР. Открыты и исследовались в 1948-1953 годов  Д. Т. Березовцом.

На поселении открыты жилища-полуземлянки со стенами, сплетенными из прутьев и обмазанными глиной или в виде срубов, и производственные помещения с глинобитными печами. Могильник (19 погребений) - бескурганный, одноритуальный (трупосожжения с последующим захоронением в урнах). Погребения состояли из 1-8 сосудов (с остатками трупосожжения и жертвенной пищи); инвентарь: оковки ножен однолезвийного меча или сабли, обрывки кольчуги, бронзовые браслеты, железный перстень с трезубцем на щитке, стеклянные и настовые бусы.

Нови-Пазар

НОВИ-ПАЗАР - раннесредневековый могильник (2-я половина 8 века) на Северо-Востоке Болгарии (Коларовоградская околия). Исследован в 1948-1949 годы. Вскрыты 42 погребения (из них 2 трупосожжения) в прямоугольных ямах. Наземных признаков могилы не имели. Инвентарь богат и разнообразен, особенно в погребениях мужчин. Сохранились остатки льняной одежды, бронзовые пуговицы, застежки, кольца и пряжки от поясов. Оружие представлено ранней формой сабли, боевыми железными топорами, копьями, остатками лука и др.

Суук-Су

СУУК-СУ - средневековый могильник 6-10 веков близ Гурзуфа в Крыму. Большая часть раскопана Н. И. Репниковым в начале 20 века. Погребения в склепах и подбойных могилах 6-7 веков имеют богатый инвентарь: фибулы, поясные наборы и пряжки, серьги, янтарные и сердоликовые бусы и другие вещи. Плитовые могилы 8-10 веков в верхнем слое Суук-Су почти не содержат инвентаря, что связано с распространением христианства в Таврике. Этническая принадлежность могильника спорна, одни ученые связывали его с крымскими готами, другие - с огреченным сармато-аланским населением Таврики. Могильник находится рядом с раннесредневековым поселением Горзувиты, упомянутым византийским историком Прокопием (6 век).

Страницы

Подписка на RSS - Могильник