Население

НАСЕЛЕНИЕ. В настоящей подшивке статей собраны материалы с описаниями состава населения названных территориальных образований – областей, регионов, стран. В основном анализ особенностей населения сосредоточен на двух сферах: религиозные верования и этнический состав. Соотношение долей основного составляющего население страны этноса и малочисленных этнических групп во многом определяет политику существующего в данной стране государства. Хотя и далеко не однозначно определяют. Например, многократный численный перевес в Китае ханьцев (то есть собственно китайцев) сочетается со ставкой правящей знати именно на эту этническую категорию. Ханьцев назначают на все управленческие должности, ими в течение десятилетий намеренно заселяют провинции с преобладанием (в прошлом) тех этнических групп, которые склонны к выделению и в перспективе к отделению от Китая (Тибет, Синьцзян-Уйгурский автономный округ). В Советской России же, наоборот, численное преобладание великороссов в составе населения вызвало прямо противоположную политику правящей знати: из числа преимущественно  русских губерний были выделены так называемые национальные республики, в которых власть была передана этическим группам, составляющим меньшинство населения территории. (Подробней про этносы читайте материалы специального проекта «ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ»).

С религиозным составом населения картина сходная, хоть не всегда так явно и однозначно. В некоторых странах население одновременно может исповедовать две и более религии (например, Япония); некоторые религиозные верования населения мирно сочетаются (христиане и мусульмане в Абхазии вообще не придают различию веры в среде абхазов существенного значения), другие же чреваты кровавыми конфликтами (например, в Хорватии в годы второй мировой войны было убито, по меньшей мере, более 800 000 сербов за то лишь, что они исповедуют православие). (Подробней про различные религиозные верования читайте материалы проекта «ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ»).

 

Индия: население (Анго, 2007)

Все человечество, казалось, встретилось на полуострове, где сталкивались и смешивались огромные людские потоки. И сегодня здесь имеются все человеческие типы и метисы. Некоторые авторы полагают, что население юга страны представлено выходцами из Черной Африки и что дравидийские языки имеют африканское происхождение. Мигранты привнесли с собой и некоторые аспекты своей национальной культуры. Население северо-запада — скорее белокожее. Его представители ведут свое происхождение от индоарийских завоевателей.

Хараппская цивилизация: население

Проблемы этногенеза. Язык и письменность. Палеоантропологические материалы из хараппских поселений скудны, и выводы ученых часто основываются на небольших краниологических сериях. В течение длительного времени была распространена точка зрения о расовой пестроте населения Хараппы 273.

В настоящее время наиболее правильным следует признать мнение о преобладании европеоидных черт в расовых типах древних жителей долины Инда 274. Вместе с тем такое заключение еще не свидетельствует о правоте тех авторов, которые считают хараппскую культуру созданием племен — носителей индоевропейского языка (ариев). Едва ли допустимо непосредственно соотносить материалы антропологии и лингвистики. К тому же известно, что европеоиды проникли в Северную Индию задолго до сложения индоевропейской общности, возможно еще в эпоху верхнего палеолита или мезолита...

Западная Европа в период развитого феодализма: население

Определение численности населения является одной из наиболее сложных проблем исторической географии. Отсутствие источников делает эту проблему во многих случаях неразрешимой; и хотя во многих исследованиях приводятся данные о количестве жителей той или иной местности, часто они являются спорными, а то и просто не соответствующими действительности. Так, численность населения раннесредневековой Франции определяется разными авторами в диапазоне от 5 до 30 млн. человек, Испании (включая арабов) — от 7-8 до 40-50 млн. и  т. д. Ниже мы будем пользоваться преимущественно расчетами одного из современных исследователей И. Рассела, которые во многом основаны на работах других специалистов по демографии средневековья...

Панама: верования населения

Католики составляют 87% населения. Крупнейшей протестантской группой являются пятидесятники. Их насчитывается около 25 тысяч. Кроме того, пятидесятнические секты — Международная церковь четырехстороннего Евангелия и кливлендская Церковь бога - имеют соответственно 9 тысяч и 2 тысячи последователей. Немало приверженцев Протестантской епископальной церкви (18 тыс.). Есть также адвентисты седьмого дня (7 тысяч), методисты (2 тысячи), баптисты (2 тысячи) и другие протестанты, а также немного иудаистов (2 тысячи).

Настольная книга атеиста. Изд. восьмое. М., 1985, с. 116.

Персия: общеарийский фон

Представим себе, что все свидетельства существования Рима — сочинения его историков, латинский язык, археологические памятники, упоминания в текстах на позднейших языках — все это исчезло, а единственным источником для реконструкции латинского языка остается семья, именуемая романскими языками, известными только в их современных формах. Смог бы кто-либо в этом случае доказать, что первоначальной родиной романских языков была небольшая область на западе центральной Италии? В какой мере праязык, реконструированный по данным румынского, французского, итальянского, испанского и португальского, был бы похож на латинский? Трудности восстановления предполагаемого индоевропейского языка-основы еще более значительны, чем а случае, выдуманном нами...

Канада (верования населения)

Согласно данным на 1981 год, католиков (без греко-католиков) насчитывалось в Канаде 10102 тысяч (42% населения) (по данным переписи 1971 года - соответственно 9975 тысяч и 46%). Последователей Объединенной церкви Канады, в которой объединились конгрегационалисты, методисты и часть пресвитериан (в 1968 году в эту церковь также влилась небольшая Евангелическая церковь объединенных братьев), в 1971 году было 3769 тысяч (17%), англикан - 2543 тысяч (12%), пресвитериан - 872 тысяч (4%), лютеран - 716 тысяч (3%), баптистов (в основном приверженцы Баптистской федерации Канады, кроме того, имеются сторонники самостоятельных Евангелических баптистских церквей) - 667 тысяч (3%)...

Англия в XVI - XVII веках: охота на ведьм

Отдельные законы, направленные против колдовства, были приняты в Англии очень рано как государством, так и церковью. Однако концепция колдовства в Англо-Саксонии и средневековой Англии отличалась от позднего более сложного представления о заговоре с целью низвержения христианского Бога, включая сюда и соглашение с дьяволом. Вследствие этого, примерно до 1500 года данное преступление, каким бы отвратительным оно ни казалось некоторым, не относилось к разряду тяжких (хотя иногда каралось весьма жестоко). Колдовство считалось чародейством, вредительством.

Австрия в XVI - XVII веках: охота на ведьм

Охота на ведьм в Австрии достигла своего пика в царствование императора Рудольфа II (1576-1612). Ее вдохновителями были иезуиты, заинтересованные в ослаблении протестантизма. Гонения повторились в конце XVII века в провинциях Штирия и Тироль и нашли отражение в «Уставе уголовного суда» (1707) (Halsgerichtsordnung) – суровом законе, направленном против ведьм.

До 1570 г. судебные преследования ведьм происходили изредка, и, если не считать Каролинский кодекс 1532 г., законом предусматривалось мягкое наказание за колдовство. Так, уголовные законы Тироля в 1499 г. еще не затрагивали ни колдовства, ни чародейства; в 1544 г. колдовство и ворожба рассматривались как заблуждения, и даже Полицейский устав 1573 г., также действовавший в Тироле..

Испания христианизируется. Непредвиденная пауза

После 1212 г. доминирование христиан на полуострове стало полным и всецелым. Подчинение Аль-Андалуса отсрочили лишь субъективные факторы: после смерти в 1218 г. Альфонсо VIII кастильский престол занял его 10-летний сын Энрике I (1214—1217 гг.), неспособный возглавить кастильское войско. Гегемония на полуострове временно перешла от Кастилии к Леону, амбициозный правитель которого Альфонсо IX (1188—1230 гг.) спешил воспользоваться ситуацией, чтобы закрепить статус-кво.

Исландия в IX – XIV веках: общество

На самом краю света, отделенные от некогда родных земель недружелюбным океаном, исландские иммигранты IX -X веков построили общество, которое обходилось без большинства обычных институтов государства, в частности, без армии. Даже в самый успешный для скандинавов период эпохи викингов Исландию ни разу не попытались завоевать, равно не послужила она базой и для военных экспедиций в другие земли. Несмотря на это, эхо событий эпохи викингов докатывалось и до Исландии, а иные исландцы отправлялись за границу и вступали в викингские отряды или делались наемниками.

Страницы

Подписка на RSS - Население