Цзинь

Две династии Цзинь

Западная Цзинь (265—316 гг.).

Столица: Лоян.

Восточная Цзинь (317—420 гг.).

Столица: Цзянкан (нынешний Нанкин).

При Западной Цзинь произошло воссоединение областей Китая.

Во время правления династии Восточная Цзинь Северный Китай прошел через период «Шестнадцати царств».

Политическая раздробленность.

Народная нищета.

Набеги варваров.

Буддизм: паломничество Фасяня в поисках буддистских источников (399—413 гг.).

Поэзия:

Цао Цао (155-220 гг.) и Чжугэ Лян (181-234 гг.), военачальники и поэты, Цао Пи (187—226 гг.), сын Цао Цао, император под именем Вэнь-ди, поэт, автор «Дяньлунь луньвэнь», первой известной литературно-критической работы.

Цао Чжи, брат Цао Пи,

Жуань Цзи (210-263 гг.),

Цзи Кан, именуемый также Си Кан (223—262 гг.), автор «Циньфу» (Поэзия цитры),

Тао Юаньмин (365—427 гг.), поэт.

Философия:

Ван Би (226—249 гг.), комментатор Лао-цзы, «И цзин» («Книга перемен») и «Луньюй» («Суждения и беседы») Конфуция.

Го Сян (252-312 гг.), даос.

Гэ Хун (283—343 гг.), алхимик, автор «Баопу-цзы» («Учитель, объемлющий простоту»),

Лю Ицин (403—444 гг.), составитель «Шишо синью» («Новое зеркало мира»), сборника «чистых бесед».

Буддизм: Чжи Дунь, или Чжи Даолинь (314— 366 гг.),

Хуйюань (344—416 гг.), Кумараджива (344— 413 гг.).

Каллиграфия: Ван Сичжи (321—379 гг.).

Живопись: Гу Кайчжи (346—407 гг.).

Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, с. 63-64.

 

Китай [в III – VII веках] (как сосед Японии)

Непосредственное влияние Китая на Японские острова в сколько-нибудь широком диапазоне началось позднее, чем корейское или по крайней мере корейско-китайское, имея в виду префектуру Лолан. Поэтому мы очень бегло коснемся положения в Китае при династии Восточная Хань, и то лишь потому, что с этой династией союз Ематай находился в сношениях.

Древнекитайская этническая общность «хуася» сложилась в VII—VI веках до н. э. на Среднекитайской равнине, откуда началось ее распространение вширь. Захватнические войны династий Западная и Восточная Хань (II век до н. э.— II век н. э.) создали империю, в которой собственно китайский этнос стал островом в этническом море. Однако объединение страны в известной мере способствовало этнической консолидации, проявившейся, в частности, в появлении нового этнонима — хань...

Китай в период «смуты восьми князей»

Внутренняя неустойчивость империи Цзинь обнаружилась довольно скоро. Если Сыма Яню еще удавалось поддерживать видимость единовластия, то немедленно после его смерти (290 год) началась борьба за престол, вылившаяся в междоусобицу крупнейших ванов («смуту восьми князей»). Она длилась без малого 16 лет. Мятежи крайне ослабили империю, серьезно подорвали сельское хозяйство на севере.

С 301 года вновь начались повсеместные восстания полусвободных земледельцев и рабов. Обездоленный люд нападал на усадьбы феодалов, на города, убивал жестоких землевладельцев и чиновников. Самым крупным было восстание 303 года, охватившее беглых крестьян нескольких провинций...

Цзинь

ЦЗИНЬ - китайская императорская династия (265-420). Различаются; династия Западная Цзинь (265-316) и династия Восточная Цзинь (317-420). Первая была основана полководцем Сима Янем, уничтожившим в 280 году царство У и на короткое время объединившим страну. Столица - город Лоян. Феодальная междоусобица конца 3 - начала 4 веков (так называемый «мятеж восьми князей») ослабила империю, чем воспользовались хунну и другие кочевые племена, захватившие северный Китай. В 316 году император Минь-ди был взят кочевниками в плен.

Китай: «Шестнадцать царств пяти варварских народов»

Начавшийся с ослаблением Цзинь период получил название «эпохи шестнадцати царств пяти варварских народов». Пятью варварскими народами были: сяньби (большинство ученых считает их предками монголов), распавшиеся в III веке на две группы во главе с родами муюнов и тоба (тобгачей); цян и ди (предки средневековых тибетцев и тангутов); южные хунну (сюнну), которые переселились после разгрома своей кочевой державы в государство Вэй и подразделялись на пять родоплеменных образований, называемых историками «аймаками» и контролируемых центральным правительством; зависимое от хунну племя цзе (кулы — буквально «рабы»)...

Восточная Цзинь

Южнокитайское государство Восточная Цзинь надолго обезопасило себя от вторжений с Севера, но в силу ряда причин внутреннего характера не смогло воспользоваться плодами военных побед и объединить страну. Ядро этой империи составляли земли к югу от Янцзы, на которых в эпоху Троецарствия располагалось царство У; его население северяне не считали в полной мере китайцами. Земли южнее Янзцы действительно были еще слабо освоены ханьцами. Здесь царили нравы, далекие от идеалов конфуцианства, а государственные законы действовали слабо...

Троецарствие и империя Цзинь

В последний период существования империи Хань центральная власть оказалась не в состоянии справиться с охватывавшими страну волнениями и протестными движениями и осуществлять контроль над подвластными территориями. Это привело к тому, что инициативу в свои руки взяли представители местной элиты: крупные частные землевладельцы, стоявшие во главе могущественных кланов — «сильных домов». Обладая хорошо вооруженными боевыми дружинами, они усмиряли повстанцев, зачастую действуя с предельной жестокостью.

Цзиньская империя: распад

Вторжение гуннов и распад Цзиньской империи. В середине I в. н. э. гунны, и раньше не раз вторгавшиеся в пределы Китая, перешли Великую Китайскую стену и поселились в пределах империи. Местом их поселения стал Ордосский край, т. е. часть позднейшей Внутренней Монголии, а также часть нынешней провинции Шаньси. Живя долгое время бок о бок с китайцами, они восприняли многое от их цивилизации. Племенная знать гуннов слилась с китайской знатью и даже сменила свои родовые имена на китайские.

Цзинь (III-IV века): развитие феодальных отношений

Уже документы времён «Троецарствия» проливают свет на тот путь, по которому пошло в это время развитие феодализма в Китае. В докладе Сыма Лана, одного из министров вэйского правителя Цао Цао, обращалось внимание на наличие большого числа необрабатываемых земель и указывалось на необходимость вернуть на землю крестьян, покинувших свои хозяйства. Сыма Лан при этом уже называл пустовавшую землю — гун тянь — государственной. Таким образом, речь шла о том, чтобы заселить пустующие земли крестьянами как держателями государственных земельных участков и сделать тем самым этих крестьян зависимыми от государства. Однако это стало осуществляться лишь после нового объединения страны в едином государстве.

Восстановить государственное единство Китая удалось самому сильному из трёх царств — Вэйскому...

Цзинь (ИСЗАвСВ, 1970)

...Экономическая и политическая обстановка в стране требовала воссоздания государственного единства. Затянувшиеся внутренние войны грозили подорвать экономику и вызвать вспышку новых социальных и политических потрясений. Заинтересованность господствующего класса в целом в восстановлении всекитайской централизованной власти определялась стремлением утвердить право и собственность феодалов на землю, более надежно удерживать закабаленных крестьян в повиновении, равно как и противостоять усилившемуся натиску на китайские границы хунну, цянов и сяньби. Воздействие этих факторов особенно ощутимо сказывалось на севере. К тому же северокитайское царство, находившееся в самом экономически развитом районе Китая, располагало большими материальными и людскими ресурсами. Это позволило именно царству Вэй осуществить объединение страны...