США в 1949 – 1954 годы: агрессия в Корее

США в 1949 – 1954 годы: агрессия в Корее

Вступление 9 августа 1945 г. Советского Союза в войну с Японией привело к разгрому Квантунской армии, освобождению всей территории Кореи советскими войсками и долгожданному избавлению корейского народа от чужеземного гнета. 2 сентября 1945 года японское правительство подписало акт о безоговорочной капитуляции. Уничтожение японского господства вызвало большой подъем политической активности корейского народа, приведшей к глубоким социально-экономическим переменам. По всей стране создавались народные комитеты как органы подлинно народной власти, представлявшей различные слои корейского народа. Руководящей и организующей силой в демократическом строительстве новой Кореи выступали коммунисты 46.

_________

46. История Кореи: В 2-х т. М., 1974, т. 2, с. 164.

[119]

В соответствии с договоренностью правительств СССР и США в целях принятия капитуляции японских войск, находившихся на территории Кореи, к северу от 38-й параллели была установлена зона военной ответственности СССР, к югу — зона военной ответственности США 47.

Эта мера вызывалась также необходимостью подготовки условий для предоставления Корее независимости и обеспечения ее развития как единого демократического государства. Разделение страны должно было носить временный характер и окончиться с провозглашением независимого корейского государства 48. Однако США воспрепятствовали решению корейского вопроса в духе, отвечающем интересам народа этой страны.

Корея, освобожденная от японского господства, занимала во внешнеполитических планах США особое место, прежде всего вследствие ее чрезвычайно выгодного стратегического положения и близости к границам социалистических стран. Монополии США стремились использовать свое военное присутствие в Корее в качестве базы для расширения экономической экспансии в Азии. Показательно, что американские войска высадились в порту Инчхон 8 сентября 1945 года, т. е. уже после капитуляции Японии и окончания войны. И уже первые месяцы их пребывания показали стремление правящих кругов США к закреплению расчленения Кореи и установлению своего военного и политического контроля на юге страны.

Положение в Корее было предметом обсуждения на Московском совещании министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в декабре 1945 года. Государственный секретарь США Бирнс фактически предложил установить над Кореей опеку четырех держав: США, СССР, Англии и гоминьдановского Китая сроком на пять лет с возможным продлением ее в дальнейшем на такой же период. Американский проект послевоенного устройства Кореи не предусматривал образования общекорейского правительства. Предлагалось создать лишь союзническую администрацию во главе с двумя командующими, от СССР и США, которая должна была функционировать до установления гражданского административного управления Кореи 49.

Советский Союз, напротив, исходил из необходимости создания временного демократического правительства как реального органа осуществления корейским народом своих суверенных прав. Советский проект не отвергал опеку четырех держав, но подчеркивал, что такая опека должна осуществляться посредством временного корейского демократического правительства, призванного обеспечить национальные интересы корейского народа. Срок опеки ограничивался пятью годами 50.

В результате острой дискуссии было достигнуто соглашение, согласно которому Корея должна была развиваться как единое независимое демо-

_________

47. Переписка Пред седа те ля Сове та Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной  войны 1941—1945 гг.: В 2-х т. М., 1976, т. 2, с. 281—282.

48. Международные отношения после второй мировой войны: В 3-х т. М., 1962—1965, т. 1, с. 186.

49. История дипломатии: В 5-ти т. М., 1959—1979, т. 5, кн. 1, с. 140; Foreign Relations of the United States. Diplomatic Papers, 1945: Vol. 1—9. Wash., 1960—1969, vol. 7. p. 642—643. (Далее: FRUS).

50. Советский Союз и корейский вопрос: Документы. М., 1948, с. 5—7, 12.

[120]

кратическое государство 51. Для оказания содействия образованию временного корейского демократического правительства и предварительной разработки соответствующих мероприятий решением Московского совещания создавалась совместная комиссия из представителей командования американских войск в Южной Корее и командования советских войск в Северной Корее 52.

20 марта 1946 года в Сеуле совместная Советско-американская комиссия приступила к подготовке рекомендаций относительно состава временного демократического правительства путем консультаций с демократическими организациями Кореи и к разработке мер помощи и содействия политическому, экономическому и социальному прогрессу корейского народа 53.

Трудности в работе комиссии возникли сразу же, как только встал вопрос о выборе конкретных организаций для консультаций. Позиции СССР и США в этом вопросе были различными. Американская сторона всячески уклонялась от консультаций с демократическими организациями и политическими партиями юга страны, поддерживавшими решения Московского совещания 54. Она ориентировалась в основном на консервативные группы и партии, отвергавшие совместно выработанные соглашения, что создавало серьезные препятствия в работе комиссии. Одновременно на юге страны все более усиливалось наступление на прогрессивные силы. В течение февраля—апреля 1947 года было арестовано более 2 тысяч представителей демократических партий и организаций 55.

Правящие круги США всячески содействовали возвращению в Южную Корею наиболее реакционной части корейской эмиграции, которая стала послушным орудием военной администрации США. В октябре 1945 году на американском самолете в Южную Корею был доставлен Ли Сын Ман, вставший во главе раскольнических сил. Опираясь на эти элементы, Соединенные Штаты стремились обойти решение Московского совещания и закрепить раскол Кореи. В этих условиях, несмотря на усилия СССР, совместная Советско-американская комиссия не смогла прийти к соглашению ни по одному вопросу. США блокировали все предложения советской стороны и, прервав работу комиссии, вынесли корейский вопрос на рассмотрение ООН 56.

Использовав механическое большинство в ООН, находившееся под контролем США, американской дипломатии удалось добиться решения Генеральной Ассамблеи о передаче вопроса о Корее на рассмотрение вновь созданной Временной комиссии ООН по Корее, в состав которой вошли представители Австралии, Индии, Канады, Сальвадора, Сирии, Филиппин, Франции и Китая. Делегация СССР в голосовании не участвовала. Под наблюдением этой комиссии не позже 31 марта 1948 года должны были состояться выборы в Национальное собрание, которое впо-

______

51. Московское совещание министров иностранных дел Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Соединенного Королевства. М., 1946, с. 10.

52. Внешняя политика Советского Союза, 1945 год: Документы и материалы. М., 1949, с. 160—161.

53. Самсонов Г. Е. Борьба за мирное демократическое решение корейского вопроса. М., 1960, с. 28.

54. Советский Союз и корейский вопрос, с. 18, 19.

55. Международные отношения на Дальнем Востоке в послевоенные годы, 1945— 1957: В 2-х т. М., 1978, т. 1, с. 83.

56. История дипломатии, т. 5, кн. 1, с. 163.

[121]

следствии сформировало бы единое для всей Кореи правительство 57.

Временная комиссия ООН прибыла в Сеул в начале 1948 года, но не нашла поддержки демократических сил Кореи. По всей стране развернулось широкое движение против иностранного вмешательства. В апреле 1948 года в Пхеньяне состоялось совместное совещание представителей 56 политических партий и общественных организаций Северной и Южной Кореи, объединявших около 10 миллионов человек. Совещание обратилось к правительствам США и СССР с требованием об одновременном выводе их войск и предоставления возможности провести всеобщие свободные выборы в целях создания единого демократического государства 58. Положение в стране становилось крайне тревожным. В этих условиях члены Временной комиссии ООН открыто выражали сомнение относительно возможности проведения свободных выборов, которые смогли бы привести к объединению Кореи и созданию подлинно национального правительства 59.

Тем не менее 10 мая 1948 года в обстановке преследования демократических сил в Южной Корее были проведены сепаратные выборы в Национальное собрание, которое провозгласило создание Корейской республики во главе с Ли Сын Маном. Тем самым с санкции США раскол страны был конституционно закреплен. Секретный бюллетень Управления разведки госдепартамента отмечал, что «путем создания прочного и дружественного правительства в Корее США обеспечили частичную стабилизацию положения на Дальнем Востоке и компенсировали свои дипломатические неудачи в других частях Азии» 60.

В ответ на эти раскольнические действия 25 августа 1948 года патриотические силы Кореи приняли решение провести выборы в Верховное народное собрание в обеих частях страны. На юге они проходили нелегально. В Верховное народное собрание были выбраны представители всех основных партий и социальных слоев Северной и Южной Кореи.

Из 572 депутатов 360 были избраны в Южной Корее 61. 8 сентября Верховное народное собрание приняло конституцию, политически закрепившую создание Корейской Народно-Демократической Республики. Провозглашая единство страны, свободу и независимость народа своей главной целью, правительство КНДР обратилось к СССР и США с просьбой об одновременном выводе всех войск. Советский Союз положительно откликнулся на этот призыв и к концу 1948 года вывел свои войска из Кореи.

Вашингтон игнорировал рождение нового демократического государства и его требования и лишь «принял к сведению» решение Советского правительства об отводе войск. Под нажимом США Генеральная Ассамблея ООН признала правительство Южной Кореи законным, созданным на основе «свободных выборов» 62. Таким образом, в результате раскольнических, антидемократических действий Соединенных Штатов 38-я параллель надолго осталась линией раскола Кореи, по обе стороны которой

__________

57. ООН. Официальный отчет второй сессии Генеральной Ассамблеи: Резолюции, 1947, 16 сентября — 29 ноября 1947 г. Нью-Йорк, 1947, с. 13, 14.

58. Советский Союз и корейский вопрос, с. 89.

59. Международные отношения после второй мировой войны, т. 1, с. 192.

60. Documents and Materials Exposing the Instigators of the Civil War in Korea. Documents from the archives of the Lhee Sungman government. Pyongyang, 1950, p. 210.

61. История Кореи, т. 2, с. 203.

62. Rees D. Korea: The Limited War. Baltimore, 1964, p. 13.

[122]

были созданы и развивались разные по своим политическим и социально-экономическим основам государства.

Летом 1949 года Единый демократический национальный фронт Кореи обратился к генеральному секретарю ООН Трюгве Ли с требованием вывода американских войск из Южной Кореи и предоставления корейскому народу права самостоятельно решать судьбу своей страны. Под давлением общественного мнения США вынуждены были в июне 1949 года вывести войска. Сразу же после отвода американских войск положение лисынмановского режима, никогда не пользовавшегося поддержкой народа, стало критическим. Население все настойчивее требовало проведения демократических преобразований. Активизировалось партизанское движение в горах. По мнению Ли Сын Мана, в создавшейся ситуации только начало военных действий против Севера и возвращение американских войск могли спасти от гибели антинародный режим Южной Кореи.

Положение в Корее неоднократно являлось предметом обсуждения на заседаниях Совета национальной безопасности США. Еще весной 1948 года СНБ представил на рассмотрение президента ряд предложений о политике США в отношении Кореи. Президенту было рекомендовано всемерно поддерживать южнокорейский режим, обучая и оснащая его национальные военные силы и предоставляя экономическую помощь 63.

Рассматривая в течение 1949—1950 годов проблемы, связанные с политикой США в странах Азии, СНБ и Объединенный комитет начальников штабов во всех докладах и меморандумах президенту, министру обороны и государственному секретарю прежде всего отмечали, что «Азия стратегически важна для Соединенных Штатов» 64. В связи с этим указывалось, что, «помогая» решению политических, экономических, социальных и культурных проблем в этих странах, США «должны учитывать собственные интересы» и «оказывать помощь в таких вопросах, которые способствуют усилению влияния и престижа США в этом регионе» 65. Для достижения указанных целей правительству рекомендовалось опираться на антикоммунистические силы и реакционных политических деятелей этих стран. Политика Великобритании и Франции в Азии объявлялась ошибочной, вследствие чего США надлежало, как заявлялось, «взять на себя руководство западными партнерами в их политике в Азии, координируя планы и военные усилия» 66.

Особое значение в этом отношении имела директива СНБ-68, официально объявлявшая намерение США единолично решать судьбы народов и бесцеремонно вмешиваться во внутренние дела государств под предлогом защиты «свободного мира» 67. Меморандум СНБ 48/2 предлагал президенту продолжать оказывать всемерную политическую, экономическую, техническую, военную и иную помощь режиму Ли Сын Мана 68.

_________

63. Подробнее см.: Агафонова Г. А. Совет национальной безопасности США, 1947—1960. М., 1973, с. 63.

64. US —Vietnam Relations, 1945—1967. Study Prepared by the Department of Defense, Book 8. Wash., 1971, p. 218, 226, 265, 282, 328, 341, 399.

65. Ibid., NSC 48/1, p. 269.

66. Ibid. JCS Memorandum, p. 315—317.

67. FRUS, Diplomatic Papers, 1950: Vol. 1—7. Wash., 1976—1980, vol. 1, p. 237—292.

68. US —Vietnam Relations, Book 8. Memorandum, NSC 48/2, p. 269.

[123]

Следуя этим рекомендациям, правительство Соединенных Штатов заключило с Южной Кореей ряд соглашений. Важнейшим среди них было соглашение 1950 года «О взаимной помощи и обороне», ставшее своеобразной охранной грамотой режима Ли Сын Мана и подогревавшее его стремление начать «поход на Север» 69.

Опираясь на положения этого документа, американская военная миссия в Южной Корее во главе с генералом У. Робертсом занялась усиленной подготовкой лисынмановской армии. Обучение и идеологическая обработка личного состава проводились под руководством американских советников и инструкторов, численность которых достигала 500 человек 70. После вывода войск из Кореи США передали Ли Сын Ману оружия на сумму 190 миллионов долларов 71. Срочно строились аэродромы в Йонджу и Вонджу. Военно-морские порты Инчхон, Пусан, Йосу, Мокпхо и военно-морская база в Чинхэ предоставлялись в распоряжение американского командования 72. Восстанавливались старые и строились новые укрепления, стратегические дороги, фортификационные сооружения. Особенно интенсивное строительство велось вдоль 38-й параллели. К началу 1949 года здесь было сосредоточено пять южнокорейских дивизий, вооруженных и обученных американцами, две полицейские дивизии и нерегулярные воинские формирования. Американский посол в Сеуле Дж. Муччо в беседе с министрами лисынмановского правительства говорил: «За вашей спиной стоят США. Надеюсь, вы будете добросовестно выполнять все наши советы и указания, доверяя нам во всем... Не сомневаюсь, что вы уделите все внимание делу подготовки, чтобы приблизить время всеобщего наступления на территорию севернее 38-й параллели, учитывая конкретную обстановку и наши намерения» 73.

Заручившись поддержкой Соединенных Штатов, Ли Сын Ман провозгласил «поход на Север» первейшей задачей 74. По мнению южнокорейского командования, армия была готова к началу военных действий. Однако американское правительство не решалось предоставить марионеточным войскам самостоятельность в действиях. В октябре 1949 года генерал Робертс подчеркивал, что вторжение южнокорейской армии за 38-ю параллель будет осуществляться только по приказу военной миссии США 75.

Развертывая военные приготовления, лисынмановские войска провоцировали многочисленные вооруженные инциденты в пограничном районе. С января 1949 по апрель 1950 года было совершено 1407 вторжений на территорию Северной Кореи с суши, воздуха и моря 76. Генерал Робертс считал такие действия «прекрасной попыткой разжечь внутри страны междоусобную войну, живой проверкой сил в непосредственном столк-

_________

69. American Foreign Policy, 1950—1955. Basic Documents: Vol. 1, 2. Wash., 1957, vol. 2, p. 2529—2530.

70. Вооруженная борьба народов Азии за свободу и независимость. М., 1984, с. 129.

71. Documents and Materials Exposing the Instigators of the Civil War in Korea, p. 217. Подробнее см.: Кравцов Н. Агрессия американского империализма в Корее (1945—1951). М., 1951, с. 296—301.

72. Ibid., p. 33, 111.

73. Ibid., p. 111.

74. Pritt D. N. New Light on Korea. L., 1951, p. 6; Пак М. Н. Как подготовлялась американская агрессия в Корее. М., 1951, с. 19.

75. Pritt D. N. Op. cit., p. 9.

76. История дипломатии, т. 5, кн. 1, с. 276.

[124]

новении с врагом» 77. По существу, это был призыв к ведению необъявленной войны южнокорейских регулярных войск против КНДР. Было проведено несколько операций. Наиболее крупной явилась кэсонская операция 25 июля 1949 года, планируя которую лисынмановское командование намеревалось захватить часть территории Северной Кореи. Однако операция окончилась полным провалом, после чего по настоянию американцев началось спешное переформирование армии Южной Кореи и пополнение ее путем насильственной мобилизации. Усилился приток военного снаряжения и военной техники из США 78.

В мае 1950 года переподготовка лисынмановской армии была завершена. Руководитель американского управления экономической помощи Южной Корее Джонсон, выступая в комиссии палаты представителей, заявил, что стотысячная южнокорейская армия, оснащенная американским снаряжением и обученная американскими советниками, готова в любой момент начать войну 79. Ход событий показал, что это заявление не было случайным. Оно отражало состояние политического и экономического хаоса в Южной Корее, начавшегося с весны 1950 года Кэсонская операция с новой силой всколыхнула антилисынмановские выступления народных масс в тылу, активизировалось партизанское движение, особенно в горных районах. Все это побуждало правительство Ли Сын Мана и его покровителей форсировать нападение на КНДР.

Войну рассматривали как выход из создавшегося положения. Именно в это критическое время в Японию прибыли военный министр США Л. Джонсон, начальник генерального штаба вооруженных сил США генерал О. Брэдли и советник госдепартамента Дж. Ф. Даллес, которые провели секретное совещание с генералом Д. Макартуром, командующим американскими вооруженными силами на Дальнем Востоке. Посетив затем Южную Корею, Даллес выступил 19 июня 1950 года на заседании Национального собрания, заверив корейское правительство в том, что Соединенные Штаты окажут лисынмановцам необходимую моральную и материальную поддержку в их борьбе против коммунизма 80. В ответной речи Ли Сын Ман обещал защищать «демократию», «если не в холодной, то в горячей войне» 81.

В сопровождении представителей командного состава южнокорейской армии Даллес предпринял инспекционную поездку в район 38-й параллели, где обратился к войскам с речью. «Еще в Америке, — говорил он. — я слышал о мужестве и боевой мощи вашей армии. Я увидел гораздо больше, чем слышал ранее. Вам не может противостоять даже самый сильный противник. Не долго ждать того момента, когда вы сможете проявить свою силу» 82. В интервью представителям агентства Ассошиэйтед Пресс 21 июня Даллес заявил, что вскоре следует ожидать «позитивных действий» 83. Спустя три дня, 25 июня, на корейской земле

___________

77. Documents and Materials Exposing the Instigators of the Civil War in Korea, p. 11.

78. Ibid., p. 118.

79. Истинная история того, как США развязали агрессивную воину в Корее. Пхеньян, 1967, с. 4.

80. Stone I. F. The Hidden History of the Korean War. N. Y.; L., 1952, p. 17.

81. Цит. по: Внешняя политика Советского Союза, 1950 год: Документы и материалы. М., 1953, с. 195.

82. Цит. по: Пак М. Н. Указ. соч., с. 24.

83. Stone I. F. Op. cit., p. 27.

[125]

вспыхнуло пламя войны. Лисынмановская армия начала вероломное наступление на территорию Северной Кореи по всей линии 38-й параллели.

Командование корейской Народной армии (КНА) и правительство КНДР, имевшие достаточную информацию о подготовке вторжения на Север, не дали застать себя врасплох и отбили наступление 84.

Тем не менее сразу после начала военных действий правительство Корейской Народно-Демократической Республики обратилось к Ли Сын Ману с требованием прекратить агрессию 85. Однако вторжение с юга продолжалось, что вынудило Народную армию КНДР перейти в контрнаступление. 26 июля, выступая по радио, председатель кабинета министров КНДР Ким Ир Сен призвал народ защитить свою Родину 86. В течение двух месяцев Народная армия при широкой поддержке населения победоносно продвигалась на юг и вышла к излучине реки Нактонган. В ожесточенных боях за Сеул, Тэджон, Мокпхо лисынмановцы понесли большие потери. Южнокорейская армия была деморализована и, по определению генерала Макартура, «не проявила способности к сопротивлению или желания вести борьбу» 87. Население Южной Кореи оказало Народной армии содействие.

Лисынмановский режим начал быстро разваливаться. На помощь ему Соединенные Штаты спешно перебросили из Японии четыре армейские дивизии, пять бронетанковых батальонов и другие части и подразделения 88. Военно-воздушные силы США, базировавшиеся в Японии, наносили бомбовые удары по частям корейской Народной армии. Однако это не могло сдержать наступления. К концу августа была освобождена почти вся Южная Корея, за исключением Пусанского плацдарма.

Спровоцировав и поддержав вооруженное нападение сеульского режима на КНДР, американские правящие круги не предполагали, что военные действия примут столь катастрофический оборот. Паническое бегство южнокорейских войск поставило под удар казавшиеся такими прочными позиции США в Корее. Потеря Корейского полуострова грозила серьезно поколебать позиции Вашингтона и на Тайване, и в Японии, являвшихся основными звеньями военно-политической стратегии США на Дальнем Востоке. Стремясь спасти положение и получив 25 июня сообщение американского посла в Сеуле Дж. Муччо о «вторжении северокорейских войск на территорию Южной Кореи» 89, США в тот же день настояли на созыве заседания Совета Безопасности ООН. Под нажимом Вашингтона Совет Безопасности в отсутствие советского делегата принял резолюцию, объявлявшую Северную Корею агрессором и требовавшую прекращения огня и отвода войск за 38-ю параллель под наблюдением Комиссии ООН 90.

________

84. Локальные войны: История и современность. М., 1981, с. 109—110.

85. Заявление министра внутренних дел КНДР от 25 июня 1950 г.— Правда, 1950, 26 июня.

86. Ким Ир Сен. Справедливая отечественная освободительная война корейского народа за свободу и независимость. Пхеньян, 1955, с. 13.

87. Цит. по: Truman H. S. Memoirs: Vol. I, 2. Garden City (N. Y.), 1955-1956, vol. 2, p. 337.

88. Мазуров В. М. Южная Корея и США. М., 1971, с. 13, 14.

89. American Foreign Policy, 1950—1955, vol. 2, p. 2536—2538.

90. Доклад Совета Безопасности Генеральной Ассамблеи за период времени с 16 июля 1949 г. по 15 июля 1950 г. Нью-Йорк, 1950, с. 24.

[126]

27 июня 1950 года американские вооруженные силы на Дальнем Востоке получили приказ президента Трумэна обеспечить прикрытие и поддержку войскам Южной Кореи, т. е. начать открытую вооруженную интервенцию. Одновременно США увеличили вооруженные силы на Филиппинах, ускорили оказание военной помощи Франции в Индокитае. Американскому военно-морскому флоту предписывалось «предотвратить нападение на Формозу» 91. Таким образом, правительство США перешло к прямым актам агрессии не только в Корее, но и в ряде стран Азии. Открытое вооруженное вмешательство США во внутренний конфликт в Корее изменило характер войны. Если вначале столкновение Севера и Юга можно было рассматривать как гражданскую войну, то с вмешательством США она переросла в борьбу за освобождение страны от иностранных интервентов и их пособников на Юге Кореи.

Совет Безопасности, собравшийся на заседание 27 июня во второй половине дня, был поставлен перед свершившимся фактом военного вмешательства США в корейский конфликт. Не проведя никакого расследования, не заслушав мнения Северной Кореи. Совет Безопасности под нажимом США одобрил военное вмешательство США в Корее и рекомендовал членам ООН предоставить Южной Корее военную помощь 92.

Действия Совета Безопасности шли вразрез с Уставом ООН, согласно которому решения по важным вопросам принимаются не менее чем семью голосами, включая голоса всех пяти постоянных членов Совета Безопасности (СССР, США, Китай, Великобритания, Франция). За принятую резолюцию проголосовали только шесть делегатов в отсутствие представителя СССР. Таким образом, резолюция ООН, в сущности одобряющая военную интервенцию США в Корее, не имела законной силы.

Советский Союз возражал против принятия подобной резолюции, указав на ее незаконность в ноте генеральному секретарю ООН Трюгве Ли от 29 июня и в заявлении заместителя министра иностранных дел СССР А. А. Громыко от 4 июля 1950 года. 93

30 июня Трумэн, не дожидаясь присоединения союзников к навязанным им «коллективным санкциям», отдал приказ о начале бомбардировки отдельных военных объектов в Северной Корее и установлении морской блокады всего корейского побережья, введя в действие американские морские и наземные силы, что лишало Народную армию КНДР возможности использовать морские коммуникации для переброски войск и снаряжения 94.

Применяя тактику «свершившегося факта», Соединенные Штаты протащили в Совете Безопасности 7 июля резолюцию о создании «объединенного командования войсками ООН», которая предписывала всем членам ООН, выделявшим вооруженные силы или оказывавшим иную помощь Южной Корее, предоставлять ее в распоряжение «объединенного командования», возглавляемого Соединенными Штатами 95. Главнокомандующим «войсками ООН» был назначен генерал Д. Макартур. 2/3 войск,

__________

91. US - Vietnam Relations, 1945-1967, Book 8, p. 336.

92. Документ S/1511. Резолюция от 27 июня 1950 г.— В кн.: ООН. Резолюция и решения Совета Безопасности за 1950 г.: Официальные отчеты. Нью-Йорк, 1965, с. 3.

93. Внешняя политика Советского Союза, 1950 год, с. 190, 203.

94. FRUS, Diplomatic Papers, 1950, vol. 7, p. 158, 159. Документ S/1588. Резолюция от 7 июля 1950 г.—В кн.: ООН. Резолюции и решения Совета Безопасности за 1950 г., с. 4.

[127]

участвовавших в войне против корейского народа, составляли американские части 96. Лишь позже под нажимом США в агрессивной войне приняли участие незначительные контингенты еще 15 государств. Из общей численности войск на долю союзников США пришлось около 10% сухопутных, 7% военно-морских и 1% военно-воздушных сил. В состав «войск ООН» вошла вся армия Южной Кореи 97. Р. Мэрфи, получивший в 1952 году пост посла США в Японии, впоследствии писал: «Хотя некоторые члены ООН послали войска в Корею и некоторые правительства предоставили невоенную помощь, корейская война была главным образом американо-корейским предприятием» 98.

Став главнокомандующим «войсками ООН», генерал Макартур получил полную свободу действий. Ярый сторонник вооруженного подавления национально-освободительного движения в Азии, Макартур постоянно стремился расширить корейский конфликт, открыто выступая за внешнеполитический курс, который мог привести только к третьей мировой войне.

15—16 сентября 1950 года 50-тысячный десант «войск ООН» с танками и артиллерией высадился в Инчхоне под прикрытием 500 самолетов и 300 военных кораблей и оказался в тылу главных сил КНДР 99. Американское командование придавало этой операции исключительно важное значение. Захват Инчхона и находившегося в 24 км от него Сеула давал возможность Макартуру перерезать растянувшиеся линии коммуникации корейской Народной армии, парализовав тем самым ее действия на юге.

Операция вторжения непрерывно поддерживалась свежими воинскими контингентами, боеприпасами, снаряжением и всеми необходимыми материалами, поставлявшимися из Японии, ставшей основной военной базой США и их союзников в корейской войне. Для подготовки и проведения интервенции правительство США в полной мере использовало не только разветвленную сеть своих баз на территории Японии, но и ее военный и промышленный потенциал. Власть Ли Сын Мана в Южной Корее была восстановлена штыками армии Макартура. 38-я параллель вновь разделила Корею на две части.

Вопрос о том, перейдут войска Макартура 38-ю параллель или начнутся переговоры с правительством Северной Кореи, был политическим, а не военным. Следовало ожидать, что решение его будет принято с учетом необходимости урегулирования дипломатическим путем возникшей чрезвычайно опасной для дела всеобщего мира ситуации. Однако события показали, что подобный подход к решению вопроса не соответствовал стратегическим замыслам США. 1 октября 1950 года Макартур передал по радио обращение к командующему КНА с ультимативным требованием безоговорочной капитуляции 100.

В тот же день, действуя в соответствии с санкцией Объединенного комитета начальников штабов и президента Трумэна, армия Макартура перешла 38-ю параллель и вступила на территорию Корейской Народно-Демократической Республики, нарушив тем самым решение Совета

____________

98. Вооруженная борьба народов Азии за свободу и независимость, с. 134.

97. Goodrich L. M. Korea. A Study of US Policy in the United Nation. N. Y., 1956, p. 117.

98. Murphy R. Diplomat Among Warriors. N. Y., 1964, p. 349.

99. Монтросс Л., Кэнзона Н. Иньчхонь-сеульская операция. М., 1959, с. 10.

100. Spanier J. W. The Truman—MacArthur Controversy and the Korean War. N. Y., 1965, p. 91.

[128]

Безопасности, ограничивающее военные действия «войск ООН» только территорией Южной Кореи 101. 7 октября, опять задним числом, Соединенные Штаты провели в ООН резолюцию, разрешавшую ради «объединения Кореи» применение силы севернее 38-й параллели. V сессия Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций санкционировала оккупацию Северной Кореи «войсками ООН» для установления «устойчивого положения» 102.

В условиях военной оккупации вновь созданной Комиссии ООН надлежало наблюдать за проведением общекорейских выборов на основе южнокорейской конституции. Была учреждена также Комиссия ООН по объединению и восстановлению Кореи, которая должна была взять на себя «всю ответственность за управление и гражданскую администрацию Северной Кореи» 103. Данная резолюция была принята в нарушение Устава ООН и также не имела законной силы, поскольку Генеральная Ассамблея не имеет права принимать решения о начале военных действий. Прикрываясь этим незаконным решением, войска Макартура форсировали наступление, захватив Пхеньян, Анджу, Хыннам, и в районах рек Ялуцзян и Тумыньцзян вышли непосредственно к корейско-китайской границе. Американские военно-воздушные силы начали совершать налеты на северо-восточные провинции КНР. За два с половиной осенних месяца 1950 года самолеты США 90 раз нарушили границы Китая 104.

Переход войсками Макартура 38-й параллели и их продвижение к границам Китая и Советского Союза коренным образом меняли стратегическую обстановку в этом важном районе. Защищая свою безопасность, обе страны могли быть втянуты в военные действия. Вашингтон пытался выяснить позиции и намерения СССР и Китая 105. Учитывая возможность вступления КНР в военные действия, американское правительство категорически предупредило Китайскую Народную Республику «избегать вмешательства в вооруженный конфликт в Корее» 106. В случае вступления Китая в военные действия Объединенный комитет начальников штабов США планировал быстрый и полный разгром китайских войск, направленных в Корею, поскольку их численность, по данным штаба Макартура, не могла превысить 50—60 тысяч человек 107. Исходя из этого, главнокомандующий «войсками ООН» заверял президента, что китайское правительство не решится начать военные действия.

Встреча президента Трумэна с Макартуром на острове Уэйк 15 октября показала, что Вашингтон одобряет план ведения войны, рекомендуя главнокомандующему «войсками ООН» лишь ограничить военные действия территорией Кореи 108. Между тем приказы Макартура по войскам

_________

101. Ridgeway M. В. The Korean War. N. Y., 1967, p. 45.

102. Military Situation in the Far East, Hearing before the Committee on Armed Services and the Committee on Foreign Relations. US Senate, 82nd Congress, 1st Session,  pt 3. Wash., 1951, p. 2258.

103. American Foreign Policy, 1950—1955, vol. 2, p. 2576—2578.

104. Капица М. С. КНР: три десятилетия — три политики. М., 1979, с. 53. Acheson D. Present at the Creation. My Years in the State Department. N. Y., 1969,

106. FRUS, Diplomatic Papers, 1950, vol. 7, p. 733.

107. American Foreign Policy, 1950—1955, vol. 2, p. 2619.

108. Политика США в странах Дальнего Востока. М., 1964, с. 122.

[129]

ни у кого не вызывали сомнений, что любая граница для него не преграда «в священной борьбе за свободу» 109.

Во избежание международного конфликта по решению Организации Объединенных Наций вдоль северной границы КНДР была создана «буферная зона» шириной в 40 км. «Войска ООН» не должны были вторгаться в ее пределы. На пресс-конференции в Вашингтоне 26 октября Трумэн подтвердил, что на заключительном этапе наступления район, прилегающий к северной границе Кореи, займут только южнокорейские войска 110. Однако штаб Макартура пренебрег и решением ООН, и заявлением президента. «Войска ООН» вошли в «буферную зону», сосредоточив главный удар в районах гидростанций на реке Ялуцзян, снабжавших электроэнергией как КНДР, так и пограничные районы Китайской Народной Республики. На северо-востоке интервенты захватили город Чхонджин, расположенный недалеко от советской границы. Американские самолеты появились в 40 км от Владивостока. Выход «войск ООН» на этот рубеж создал угрозу для безопасности СССР и КНР.

Правительство Китайской Народной Республики через посла Индии в Пекине К. Паниккара неоднократно предупреждало Вашингтон, что не останется равнодушным к судьбе корейского народа 111. 25 октября первые отряды китайских добровольцев вступили на территорию Кореи в целях оказания помощи освободительной борьбе корейского народа. Советский Союз, верный своему интернациональному долгу, оказывал помощь борющейся Корее оружием, боеприпасами, транспортными средствами, горючим, продовольствием, медикаментами. По просьбе китайского правительства в северо-восточных районах Китая было дислоцировано несколько советских авиационных дивизий. В боевых операциях участвовали опытные советские летчики, прикрывая северо-восточные районы Китая от воздушных нападений американской авиации 112. Советское правительство было готово отправить на помощь Корее пять дивизий в случае ухудшения обстановки 113. Одновременно СССР оказывал всемерную моральную и политическую помощь КНДР и КНР на международной арене.

С вступлением в военные действия китайских добровольцев ситуация на фронте изменилась. Даже Макартур вынужден был признать, что Соединенные Штаты стоят перед лицом совершенно новой войны 114. В 20-х числах октября 1950 года корейская Народная армия совместно с китайскими добровольцами задержали наступление интервентов на северо-западном направлении в районе Анджу, а также севернее Хамхына и Сонджина. В результате 15-дневных ожесточенных боев «войска ООН» были отброшены на юг, потеряв при этом более 19 тысяч солдат и офицеров.

Американское командование спешно подтянуло все резервы и предприняло новое, «решающее» наступление сразу на нескольких направлениях. В этих боях участвовали американские, британские, австралийские, турецкие, французские, голландские и лисынмановские войска, общей чис-

__________

109. Stone I. F. Op. cit., p. 154, 155.

110. Международные отношения на Дальнем Востоке в послевоенные годы, т. 1, с. 146.

111. Whitting A. S. China Crosses the Yalu. The Decision to Enter the Korean War. N. Y., 1960, p. 108.

112. Капица М. С. Указ. соч., с. 53.

113. История внешней политики СССР, 1917—1980: В 2-х т. М., 1981, т. 2, с. 161; Международные отношения на Дальнем Востоке в послевоенные годы, т. 1, с. 146.

114. FRUS, Diplomatic Papers, 1950, vol. 7, p. 1255, 1257.

[130]

ленностью 100 тысяч человек. Макартур был уверен в победе. В беседе с американскими корреспондентами он хвастливо заявлял: «Скажите ребятам, если они достигнут реки Ялуцзян, то будут сидеть дома за рождественским столом» 115.

Однако и это наступление провалилось. Под стремительным натиском освободительной армии «войска ООН» поспешно отступали, оставляя тяжелое вооружение, автомашины, склады боеприпасов и горючего.

Обозреватель газеты «Крисчен сайенс монитор» сообщал с места событий: «Американские войска отступают к Сеулу с такой быстротой, какую только позволяют развить транспортные средства» 116. К концу декабря вся территория КНДР была вновь освобождена. Народно-освободительная армия, преследуя врага, перешла 38-ю параллель и 4 января 1951 г. освободила Сеул.

На заседании Объединенного комитета начальников штабов Макартур заявил, что создавшееся положение угрожает полным уничтожением войскам, находящимся под его командованием 117. Армию интервентов охватила паника. В США было объявлено чрезвычайное положение. Еще 30 ноября президент Трумэн заявил, что США готовы использовать все военные средства, которыми располагают, включая атомную бомбу, чтобы «освободить Корею» 118. Макартур предлагал сбросить 30—50 атомных бомб на военно-воздушные базы Китая и Кореи и создать зараженную радиоактивным кобальтом зону от Японского до Желтого моря 119. Он был готов даже пойти на риск «всеобщей войны» 120.

Генерал был не одинок в своих стремлениях. Его поддерживали многие члены правительства, министерства обороны, сторонники так называемой азиатской ориентации во внешней политике в конгрессе, считавшие, что судьба капитализма решается в Азии. Однако президент Трумэн и стоявшая за ним часть демократической партии, придерживавшиеся европейской ориентации, главную задачу внешнеполитического курса США видели в сохранении капитализма в Западной Европе и упрочении связей между союзниками по НАТО. В связи с этим развязывание большой войны на Дальнем Востоке могло бы отвлечь силы США из Европы и тем самым ослабить там их позиции 121.

Конфликт в правящих кругах вылился в острую борьбу по внешнеполитическим вопросам, получившую название «великие дебаты». Генерал О. Брэдли, бывший в то время председателем Объединенного комитета начальников штабов, оценивая создавшееся положение, говорил, что распространение войны на весь Азиатский материк вовлекло бы США «не в ту войну, не в том месте, не в тот момент и не с тем противником».

Угроза применения в корейской войне атомного оружия напугала союзников США. Заручившись поддержкой французского правительства и установив «тождественность стремлений двух правительств в данной

_________

115. Цит. по: Phillips С. The Truman Presidency. The History of a Triumphant Succession. N. Y., 1966, p. 326.

116. Цит. по: Труд, 1950, 15 дек.

117. Truman H. S. Op. cit., vol. 2, p. 427.

118. Spanier J. W. Op. cit., p. 166.

119. История внешней политики СССР, т. 2, с. 162.

120. Truman H. S. Op. cit, vol. 2, p. 416.

121. Мазуров В. М. Указ. соч., с. 40.

122. Military Situation in the Far East, pt 2, p. 732.

[131]

ситуации» 123, в начале декабря 1950 года в Вашингтон прибыл премьер-министр Великобритании К. Эттли. В переговорах с президентом Трумэном он категорически возражал против расширения военных действий в Корее, которые могли бы повлечь за собой официальное вступление в войну Китая и СССР 124. От имени союзников Эттли выразил неудовлетворение руководством «войсками ООН» и предложил отстранить Макартура от командования, заменив его объединенным военным комитетом. Трумэн отказался это сделать, согласившись лишь на консультации с союзниками по вопросам, касавшимся атомного оружия.

Встреча на высшем уровне проходила в напряженной для США обстановке. Постоянные неудачи американских войск в Корее усиливали противоречия между странами, воевавшими под флагом ООН. Союзники все решительнее уклонялись от отправки в Корею дополнительных воинских контингентов. Политика расширения конфликта натолкнулась на явное противодействие военных партнеров США, что ставило под угрозу саму идею «коллективных действий» — главного козыря в обосновании вооруженного американского вмешательства в корейскую войну. Перед Вашингтоном вырисовывалась перспектива внешнеполитической изоляции, если война не будет прекращена или в ближайшее время выиграна.

Трумэну во время встречи с Эттли потребовался максимум усилий, чтобы найти компромиссное решение и не довести Североатлантический союз до раскола. В коммюнике, опубликованном после встречи, американская сторона вынуждена была одобрить идею урегулирования корейского конфликта путем переговоров и выразить надежду, что международная обстановка никогда не потребует применения атомной бомбы 125.

Официально заявляя о стремлении к переговорам с КНДР, США вместе с тем не прекращали военные действия, и генерал Макартур — сторонник «решительных действий» и «расширения конфликта» — предпринял очередное наступление. Используя все доступные средства пропаганды, главнокомандующий «войсками ООН» распространял заведомо ложные сведения о «несметных полчищах китайцев, наводнивших Корею», их численности и военной активности, разжигая у американцев военный психоз и страх перед «коммунистическим нашествием». В начале апреля 1951 года «войска ООН» вновь перешли 38-ю параллель, сея смерть и разрушения 126.

Однако расчеты США на успех в новом наступлении не оправдались. Народная армия и отряды китайских добровольцев остановили интервентов по всему фронту. Это подействовало отрезвляющим образом на правящие круги США. Все настойчивее стали раздаваться голоса против расширения войны на Дальнем Востоке, которая могла перерасти во всеобщую войну с Советским Союзом и Китаем, к чему США не были готовы.

Учитывая создавшуюся ситуацию и стремясь произвести впечатление заинтересованности в окончании военных действий, правительство рекомендовало Макартуру предпринять определенные шаги к мирному урегулированию конфликта. 24 марта Макартур опубликовал заявление, в ко-

________________

123. Spanier /. W. Op. cit., p. 166.

124. Attlee С. R. As it Happened. Melbourne, 1954, p. 201; Truman H. S. Op. cit vol 2, p. 395, 402, 411.

125. US —Vietnam Relations, Book 8, p. 398; FRUS, Diplomatic Papers, 1950, vol 7, p. 1431.

126. Факты говорят. Пхеньян, 1960, с. 219—260.

[132]

тором выразил готовность встретиться с главнокомандующим вооруженными силами Народной армии Кореи, чтобы обсудить вопрос о перемирии. В том случае, если КНДР откажется от переговоров, генерал пригрозил перенести военные операции на береговые районы и внутренние базы Китая, что, по его мнению, приведет Китай к неминуемому военному краху. Заявление Макартура создавало впечатление, что вопрос о распространении военных действий на территорию Китайской Народной Республики зависит исключительно от решения американского военного командования. Это вызвало протест ряда стран — членов ООН. Д. Ачесон вынужден был официально заявить, что Макартур затронул политические вопросы, не входящие в его компетенцию.

Не получив поддержки Белого дома, Макартур обратился к конгрессу, направив письмо лидеру республиканцев в палате представителей Дж. Мартину, в котором критически отозвался о внешнеполитическом курсе правительства, обвиняя его в непоследовательности. Он заявил, что сейчас именно в Азии решается вопрос о завоевании мира, и «если мы проиграем войну с коммунизмом в Азии, падение Европы станет неизбежным» 127. Письмо Макартура лидеру оппозиции вызвало явное неудовольствие Трумэна. Принимая во внимание неоднократно высказанное союзниками США неудовлетворение создавшимся военным положением в Корее 128 и возложив ответственность за военные неудачи на генерала Макартура, 11 апреля Трумэн отстранил его от должности верховного главнокомандующего американскими войсками на Дальнем Востоке и «войсками ООН» 129.

Занявший его пост генерал М. Риджуэй предпринял ряд новых наступлений, но ни одно из них не было успешным. Командование Народной армии Кореи после нескольких удачных операций отвело свои войска к 38-й параллели и перешло к активным оборонительным действиям.

Международная демократическая общественность все решительнее выступала в поддержку освободительной войны корейского народа. Огромную работу по мобилизации масс на борьбу с американской агрессией провела Всемирная федерация профсоюзов. Второй Всемирный конгресс сторонников мира, состоявшийся в Варшаве в ноябре 1950 года, гневно осудил агрессивную политику США в Корее. Манифест к народам мира, выпущенный конгрессом, призывал: «Мира не ждут— мир завоевывают. Объединим наши усилия и потребуем прекращения войны, которая сегодня опустошает Корею, а завтра будет угрожать пожаром всему миру!» 130. Призывы конгресса нашли горячий отклик в сердцах всех народов, борющихся за мир, демократию, социализм.

Корейская война становилась все более непопулярной в Соединенных Штатах. В стране развернулось широкое движение под лозунгом «Руки прочь от Кореи!». 29 июня 1950 года секретариат Национального комитета Компартии США опубликовал воззвание к американскому народу, в котором характеризовал приказ Трумэна о посылке бомбардировщиков и военных кораблей для участия в операциях против корейского народа «авантюристическим, жестоким, агрессивным империалистическим пла-

_________

127. MacArthur D. Reminiscences. N. Y. etc., 1964, p. 27.

128. Miller A. Plain Speaking. An Oral Biography of Harry Truman. N. Y., 1974, p. 287.

129. Military Situation in the Far East, pt 5, p. 3179.

130. Цит. по: Правда, 1950, 23 нояб.

[133]

ном Уолл-стрит», рассчитанным на установление американского господства над всей Азией и Тихим океаном 131. Компартия США называла политику Трумэна «губительной, приносящей бесчисленные бедствия для американского народа, народа Кореи и других стран Азии, создающей угрозу для всего мира» 132.

Под руководством Компартии прошли митинги во многих городах страны. С призывами: «Прекратить необъявленную войну», «Дать возможность корейскому народу решать свою судьбу», «Немедленно вывести американские войска из Кореи» — выступили многие политические, профсоюзные и общественные деятели страны. Лозунг «Руки прочь от Кореи!» стал знаменем борьбы прогрессивной Америки против интервенции.

Корейский вопрос стал предметом ожесточенных дебатов в конгрессе США. Его реакционное крыло считало решение президента об отправке войск в Южную Корею необходимым не только с точки зрения интересов нации, но и в «интересах международного мира» 133. Это решение рассматривалось как «начало сильной политики на Дальнем Востоке», которую следует поддерживать всеми возможными средствами, не допуская, однако, вовлечения США в большую войну 134.

Противники восточной ориентации, в частности члены комиссии по ассигнованиям палаты представителей, обсуждая предложенный президентом в августе 1950 года законопроект о «чрезвычайных ассигнованиях», резко критиковали правительство. Председатель комиссии заявил: «События последних недель с полной ясностью показали, что основные военные концепции и военные планы не являются такими определенными, как это можно было бы пожелать» 135. В феврале 1951 года член палаты представителей Л. Смит от имени 118 республиканцев огласил заявление, в котором говорилось, что народ потерял доверие к президенту и конгрессу и требует принятия необходимых мер для спасения американцев от катастрофы 136. 17 мая 1951 года в конгресс была внесена резолюция о прекращении военных действий в Корее 137.

Основываясь на опросе общественного мнения, Дж. Гэллап в начале 1951 года приходил к следующему выводу: «Если американские военные и дипломатические лидеры убеждены, что мы должны остаться в Корее, им предстоит трудная кампания, чтобы «продать» этот план американской общественности. Сила мнений в настоящее время решительно за то, чтобы уйти из Кореи как можно скорее» 138. Для американцев становилось все более ясно, что назревал кризис «дипломатии силы» в корейском вопросе.

Интервенция США на Дальнем Востоке создала чрезвычайно напряженную обстановку во всем мире, и особенно в Азии. В этих условиях ряд государств, в частности Индия, призвали к решению острой международной проблемы мирным путем в рамках Совета Безопасности с

__________

131. Daily Worker, 1950, 29 June.

132. Ibid.

133. Congressional Record, vol. 96, pt 7, p. 9266.

134. Ibid., p. 9227, 9267, 9541, 9542.

135. Ibid., pt 10, p. 13015, 13352, 13968, 13969.

138. Ibid., vol. 97, pt 2, p. 1457.

137. История дипломатии, т. 5, кн. 1, с. 288.

138. Public Opinion News Service, 1951, Jan. 21.

[134]

участием пяти великих держав, включая КНР, или же путем неофициальных контактов между СССР, США и КНР и других государств 139. Эти предложения были отклонены США.

В деле мирного урегулирования корейского конфликта большое значение имели миролюбивые усилия Советского Союза. Еще 1 августа 1950 года, возобновив участие в работе ООН, Советское правительство внесло предложение о немедленном прекращении военных действий и выводе из Кореи иностранных войск 140. 2 октября на рассмотрение Генеральной Ассамблеи делегациями СССР, УССР, БССР, Польши и Чехословакии был внесен проект трех резолюций по корейскому вопросу: о независимости Кореи; о роспуске Комиссии ООН по Корее; о прекращении варварских бомбардировок американскими вооруженными силами мирного населения городов и населенных пунктов в Корее. Наряду с первоочередными задачами прекращения военных действий проект предусматривал ряд практических мер, направленных на обеспечение демократического развития Кореи: проведения общекорейских свободных выборов в Национальное собрание, создания для наблюдения за выборами комиссии из представителей обеих частей Кореи, разработки планов помощи корейскому народу через ООН для восстановления народного хозяйства и т. д. 141.

23 июня 1951 года советский представитель в ООН выступил с предложением о начале переговоров между воюющими сторонами о прекращении огня и перемирии с взаимным отводом войск от 38-й параллели. Советский Союз не связывал прекращение огня с выводом иностранных войск из Кореи и урегулированием политических проблем, что содействовало созданию единой позиции всех стран, заинтересованных в мире 142.

Оказавшиеся в тупике и искавшие выхода из создавшегося положения, Соединенные Штаты приняли предложение СССР. В условиях военного поражения, обострения противоречий между союзниками, не желавшими продолжать войну, самоотверженной борьбы корейского народа и осуждения экспансионистской политики США общественным мнением как внутри страны, так и за рубежом правительство Трумэна было вынуждено пойти на переговоры о перемирии в Корее.

10 июля 1951 года переговоры начались в Кэсоне, а затем были перенесены в Пханмунджом. Переговоры проходили в трудной, напряженной атмосфере. США стремились навязать КНДР неравноправные условия перемирия, желая под видом «контроля» за выполнением соглашения узаконить вмешательство во внутренние дела КНДР. При рассмотрении вопроса о демаркационной линии американская делегация настаивала установить ее не по 38-й параллели, как предлагала корейско-китайская сторона, а по линии фронта, отторгая тем самым часть территории КНДР. Нарушая Женевскую конвенцию 1949 года, американская дипломатия оказывала большое давление на корейскую делегацию и в вопросе о военнопленных 143.

___________

139. Внешняя политика Советского Союза, 1950 год, с. 27.

140. История дипломатии, т. 5, кн. 1, с. 281.

141. Внешняя политика Советского Союза, 1950 год, с. 419—420.

142. Правда, 1951, 24 июня.

143. Женевская конвенция о защите жертв войны от 12 августа 1949 г. М., 1954, с. 118: Капица М. С. Указ. соч., с. 56.

[135]

Начав переговоры о перемирии, США в то же время продолжали военные действия. Большие надежды американское командование возлагало на массированное использование авиации, подвергавшей планомерной бомбардировке районы севернее линии фронта, разрушая электростанции, ирригационные системы, коммуникации и промышленные центры. Стратеги Вашингтона стремились нанести максимальный ущерб народному хозяйству Кореи и сломить волю ее народа к сопротивлению.

По мнению полковника ВВС США Дж. Стюарта, эти наиболее жестокие удары преследовали одну цель — «вынудить северокорейцев принять условия перемирия» 144. Даже американская буржуазная печать расценивала бомбардировку гидроэлектростанций как средство военного давления на корейско-китайскую сторону в переговорах 145. Однако чем больше в самих Соединенных Штатах узнавали о жестокостях, творимых военщиной в далекой Корее, тем выше поднимался протест против этих варварских действий.

Вопрос о прекращении войны в Корее был одним из центральных в избирательной кампании 1952 года. Республиканская партия в предвыборной программе провозгласила целью внешней политики «бороться за мир и выиграть его» 146. Используя недовольство американцев военной политикой Трумэна, республиканцы обвиняли правительство в отсутствии гибкости и инициативы, подвергали сомнению законность его решения отправить американские войска в Корею без одобрения конгресса 147.

Кандидат на пост президента от республиканской партии генерал Д. Эйзенхауэр в предвыборных выступлениях резко критиковал правительство в связи с войной в Корее и заверял избирателей, что, будучи избранным, немедленно отправится в Корею, чтобы добиться быстрого и почетного окончания войны. В ноябре 1952 года Эйзенхауэр был избран президентом и уже в начале декабря предпринял поездку в Южную Корею, где посетил части «войск ООН». Он имел встречи с Ли Сын Маном, членами южнокорейского правительства, военными и советниками.

По возвращении в Нью-Йорк Эйзенхауэр, не упомянув о переговорах о перемирии, которые США неоднократно срывали, заявил, что не имеет простой формулы для достижения быстрого и победоносного окончания корейской войны 148. США требовали все новых уступок со стороны корейско-китайской делегации.

Между тем правители Южной Кореи еще раз попытались сорвать заключение соглашения, выступив за продолжение войны «до победного конца» собственными силами, без поддержки союзников. В апреле 1953 года южнокорейский посол в Вашингтоне вручил американскому правительству послание, в котором выражалось намерение Ли Сын Мана вывести свои войска из-под «командования ООН» в случае заключения соглашения, допускавшего пребывание китайских войск в какой-либо части Кореи 149. Американскому правительству пришлось задобрить Сеул обещанием заключить договор о военной и экономической помощи, который рассматривался Соединенными Штатами как дальнейший шаг в

___________

144. Стюарт Дж. Воздушная мощь — решающая сила в Корее. М., 1959 с, 94

145. New York Times, 1952, June 26.

146. Ibid., 12 July.

147. Taft R. A. A Foreign Policy for Americans. N. Y., 1951, p. 109

148. New York Times, 1952, July 15, Nov. 4.

 149. United States in World Affairs, 1953. N. Y., 1955, p. 225.

[136]

организации широкой системы военных союзов в бассейне Тихого океана 150.

27 июля 1953 года соглашение о перемирии в Корее было подписано. В преамбуле соглашения отмечалось, что целью перемирия является полное прекращение военных действий в Корее до окончательного мирного урегулирования 151. Это означало, что соглашение о перемирии остается в силе независимо от срока урегулирования корейского вопроса. Определялась демаркационная линия в основном по 38-й параллели с демилитаризованной зоной в 2 км по обе стороны линии. Был установлен порядок замены вооружений и воинского персонала в зоне, утверждены функции и состав комиссий по перемирию из представителей нейтральных стран.

Подписание соглашения о перемирии знаменовало собой большую победу миролюбивых сил и серьезное поражение политики США. Оно показало возможность урегулирования острых международных конфликтов путем мирных переговоров, к чему всегда стремились Советский Союз и другие социалистические страны.

Перемирие означало окончание войны и начало урегулирования корейского вопроса дипломатическим путем. Однако правящие круги США продолжали добиваться в процессе переговоров того, чего не смогли добиться оружием. Так, в день заключения перемирия США и их союзники подписали декларацию, в которой заявляли, что «в случае возобновления вооруженного нападения» «войска ООН» вновь начнут военные действия и уже не ограничатся территорией Кореи 152.

На Женевской конференции, созванной согласно условиям перемирия и проходившей 26 апреля—15 июня 1954 г., представители США настаивали на объединении Кореи на основе сеульского режима, надеясь тем самым укрепить свое влияние на территории всей Кореи. Они отвергли предложение правительства КНДР дать возможность корейскому народу решить свою судьбу без иностранного вмешательства, путем проведения всеобщих свободных выборов в Национальное собрание и последующего создания общекорейского правительства 153. Конструктивные предложения СССР, открывавшие путь к мирному воссоединению Кореи и образованию единого демократического государства, были также отклонены представителями США и их союзниками, стремившимися навязать свою программу решения корейского вопроса. Женевская конференция прервала работу, не выполнив поставленных перед ней задач. Корея осталась разделенной на две части — Северную и Южную.

Потерпев поражение в войне с КНДР, Соединенные Штаты стали укреплять Южную Корею как плацдарм для осуществления своих внешнеполитических планов в Азии. В полном соответствии с этими намерениями администрация Эйзенхауэра предприняла максимум усилий для скорейшего наращивания вооруженных сил Южной Кореи 154. Этой цели способствовал «Договор о взаимной обороне между Корейской Респуб-

_________

150. Department of State Bulletin, 1953, June 15, p. 835—836.

151. Документ S/3079. ООН. Совет Безопасности. Официальные отчеты. Восьмой год. Дополнение за июль, август и сентябрь 1953 г. Нью-Йорк, 1967, с. 5, 13.

152. American Foreign Policy, 1950—1955, vol. 2, p. 2662.

153. Материалы по Женевскому совещанию. Пхеньян, 1954. с. 44; Korean Problem at the Geneva Conference, 26 April — 15 June, 1954. Wash., 1954.

154. United Stales in World Affairs, 1953, p. 23.

[137]

ликой и Соединенными Штатами», заключенный 1 октября 1953 г. 155

Он предоставлял право США без всяких предварительных условий размещать свои сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы на территории Южной Кореи. Юридически оформляя военный союз США и Южной Кореи, договор отражал стремление Сеула к установлению господства над территорией всей Кореи, причем американское правительство обязывалось согласно договору признать юрисдикцию южнокорейских властей над теми территориями, которые в дальнейшем могут оказаться под их администрацией. Одновременно за Вашингтоном сохранялся контроль над южнокорейскими вооруженными силами через «командование ООН» 156.

Размещение американских войск и строительство баз на территории Южной Кореи закрепили ее военно-политическую зависимость от Вашингтона и превратили в опорный пункт стратегической системы США в Азии.

________

155. История дипломатии, т. 5, кн. 1, с. 298.

156. Мазуров В. М. Указ. соч., с. 221

[138]

Цитируется по изд.: История США. Том четвертый. 1945-1980. М. 1987, с. 119-138.