Тенайука

Тенайука

ТЕНАЙУКА, или «место стен», был чичимекским городом, основанным в 1224 году и расположенным северо- западнее Теночтитлана. Это был обнесённый стенами и укреплённый город, построенный правителем Шолотлем, а также столица чичимеков, пока царь Кинацин не перенёс впоследствии своё жилище в Тескоко. С 1224 по 1507 год его шесть раз основательно перестраивали. Следы мешико-ацтекского влияния заметны уже в 1325 году. Хотя его храм был построен в постклассический период, материал, обнаруженный во время археологических раскопок, свидетельствует о том, что Тенайука был заселен задолго до того. Строительство пирамиды началось после крушения Тулы (1200 год) и до основания Теночтитлана (1325 год). По мнению ряда учёных, при возведении Великого храма Теночтитлана за образец был взят великий храм Тенайуки. Эта двойная пирамида имела четыре яруса, выходила фасадом на площадь, и её основание с трёх сторон украшали ряды змей, составляющих коатепантли, образцом которым послужила «Змеиная стена» в Туле. Поскольку на коатепантли у змей присутствуют на голове спиралеобразные гребни, их отождествляют с шиукокоа, или «огненными змеями», оружием Уицилопочтли. Данный символ указывал на связь Тенайуки с культом бога солнца и возрождением в огне. Здесь поклонялись богам Уицилопочтли, Тлалоку, Мишкоатлю, Ицпапалотлю, Чикомекоатлю и Коатликуэ.

ПИРАМИДА

Тенайуакская пирамида состоит из нескольких надстроек. Все они возводились по единому плану и повторяли одни и те же декоративные элементы. Самое древнее строение сложено из высеченных каменных плит, причём сердцевиной породы наружу. Потом каждая существующая пирамида последовательно перестраивалась и обновлялась в период очередной фазы строительства (надстройки). Плиты сперва покрывали цементом из песка, извести и измельчённого тесонтле, а затем красили. Низкую платформу, выступавшую из пирамиды, украшали кости и резные изображения черепов.

СТЕНА ИЗ ЗМЕИНЫХ ГОЛОВ

Коатепантли, или стена из змеиных голов, тянется вдоль всех трёх сторон платформы пирамиды. В северной, восточной и южной стене насчитывается по 43, 50 и 45 змеиных голов соответственно. С южной стороны на туловищах всех змей сохранилась зеленовато-синяя краска, а с восточной — только у половины. Чешуя на их телах обведена чёрной краской. Змеи на северной стене покрашены в чёрный цвет, и на них выведены белые овалы. Искусно вырезанные гремушки змей представляют собой три ступенчатые плоскости, расположенные у кончика их хвоста. Как полагают, использованные сочетания цветов связаны с символикой культа солнца.

На северной и южной стороне изображены свернувшиеся змеи. Их головы украшают спиралеобразные гребни, что позволяет отождествить их с шиукоатлью, связанной с возрождением в огне, культом солнца и 52-летним календарём. На каменных головах видны выпуклые точки, являющиеся, как полагают, символом звёзд.

На каменной лестнице видны резные изображения, сохранившиеся после последней фазы строительства и обновления. По-прежнему можно разглядеть пиктограмму года, прямоугольник и треугольник, знамёна, концентрические круги, нож, бирюзу, чималли (щиты) и драгоценные камни. В порядке расположения этих резных изображений не прослеживается система.

ГРОБНИЦА-АЛТАРЬ

Эта гробница-алтарь находится перед пирамидой, и внутри неё имеются цветные изображения скрещенных костей и черепов. Снаружи тоже вырезаны на камне изображения черепов.

Агилар-Морено М. Ацтеки. Энциклопедический справочник / Мануэль Агилар-Морено. – М., 2011, с. 309-311.

Tags
Рубрика