Индская цивилизация: открытие (Косамби, 1968)

Индская цивилизация: открытие (Косамби, 1968)

В двух предыдущих главах мы познакомились с характером культурной ассимиляции в Индии. Индийское крестьянство, составляющее в наши дни подавляющее большинство населения страны, и немногие сохранившиеся племена на протяжении веков взаимно оказывали друг на друга влияние. Мы без особого труда прослеживаем волнообразный, но в общем непрерывный численный рост крестьянства, происходивший как за счет внутреннего роста ввиду улучшения снабжения пищей, так и за счет пополнения извне в результате постепенного распада племенного строя. Эта общая тенденция не вызывает сомнения, хотя не всегда точно можно указать хронологию и точную последовательность событий в каждом отдельном районе. Остается рассмотреть вопрос о происхождении и развитии городской жизни. В конце концов, понятие «цивилизация» означает возникновение и развитие городов, являющихся одним из важнейших факторов в жизни всей страны. Хотя современные индийские города обязаны своим положением способу производства, в известной мере навязанному стране извне, города в Индии существовали задолго до появления машин и даже до эпохи феодализма. Попробуем проследить их развитие с древнейших времен.

Еще прошлое поколение историков было убеждено, что первые сколько-либо значительные индийские города возникли лишь в I тысячелетии до н. э. Предполагалось, что они были построены потомками воинственных кочевых скотоводческих племен бронзового века — арьев, вторгшихся в Индию с северо-запада. С середины II до начала I тысячелетия до н. э. они непрерывно воевали между собой и с несколькими местными племенами в Пенджабе. Затем наступил период строительства городов и довольно медленного развития цивилизации в бассейне Ганга. Согласно этому устаревшему взгляду, предполагалось, что первым действительно крупным индийским городом была Патна. Однако это предположение опиралось преимущественно на данные, почерпнутые из древнейших санскритских книг, гимнов и притч, содержание которых было близко к мифологии и легендам. В 1925 году археологи объявили о поразительном открытии развалин больших городов, совершенно не упоминающихся в древней литературе. Среди обнаруженных памятников особенно выделялись два города, площадь каждого из которых в период их наивысшего расцвета в III тысячелетии до н. э. достигала примерно 2,5 кв. км.

Оба города были расположены в бассейне Инда и стояли в древности на берегах больших рек. Более южный из них находится в Синде; этот город, от которого сохранился лишь пустынный холм, известный под названием Мохенджо-Даро, был расположен на берегу самого Инда. Более северный, Хараппа, расположенный в западном Пенджабе, стоял некогда на реке Рави, крупнейшем притоке Инда. Обе реки изменили свои русла, что было обычным явлением, так как почва в их долинах представляет собой мощные отложения аллювия. Великолепные капитальные, нередко многоэтажные дома были выстроены из хорошо обожженного кирпича и имели такие удобства, как благоустроенные комнаты для омовения и уборные. Керамическая посуда, изготовлявшаяся с помощью быстро вращающегося гончарного круга, что обеспечивало ее массовое производство, была очень хорошего качества, хотя и оставляла желать лучшего в отношении орнаментации. При раскопках были обнаружены изделия из золота, серебра и драгоценных камней и другие свидетельства утраченного богатства. Необыкновенное впечатление производит строгая планировка городов: прямоугольные кварталы размерами приблизительно 200 X 400 м разделялись широкими главными магистралями и симметричными боковыми улицами. Нигде в такой глубокой древности мы не находим столь тщательно продуманной, сложной и отлично организованной системы городского устройства. Египетские города в архитектурном отношении были крайне невзрачны по сравнению с гигантскими гробницами их царей и величественными храмами. В Шумере, Аккаде, Вавилоне существовали города с кирпичными зданиями, близкими по типу домам в городах долины Инда, но подобное строительство там только лишь начиналось. Улицы в них, так же как в Риме, Лондоне, Париже и в более поздних индийских городах, прокладывались на месте проложенных ранее тропинок и дорог. Древние города долины Инда свидетельствуют о поистине поразительном искусстве их строителей в области планировки улиц, отличавшихся прямизной и пересекавшихся строго под прямым углом. Кроме того, в обоих городах имелась великолепная канализационная система для отвода дождевой воды со специальными колодцами для стока нечистот. Ни в одном индийском городе до современного периода мы не находим ничего подобного; да и сейчас еще слишком многие города лишены подобных удобств. В городах долины Инда были обнаружены огромные зернохранилища, слишком большие, чтобы принадлежать частным лицам. Тут же в несколько правильных рядов были расположены небольшие жилые дома с отдельными помещениями, где, по-видимому, жили специальные работники или рабы, чьей обязанностью являлось хранить и толочь зерно. Имеются также свидетельства об обширной, нередко заморской торговле.

Открытие городов долины Инда полностью изменило существовавшие до этого взгляды на древнюю историю Индии. В развитии культуры Индии трудно было увидеть прямую логическую последовательность; напротив, в нем наблюдалась значительная замедленность и не находившее объяснения возвращение к ступени варварства и скотоводческому укладу жизни. Такой большой город, как Хараппа, подразумевает наличие подсобной территории, дававшей достаточные излишки сельскохозяйственных продуктов. Город обычно становится местом сосредоточения власти. Таким образом, один или большее количество городов означает наличие государства 1. Часть населения должна была производить излишки пищи для пропитания другой части населения, которая не занималась производительным трудом, но могла планировать, направлять и контролировать действия других. Это значит, что ни один город в древности не мог существовать без классового деления и разделения труда на основе власти меньшинства над большинством. Но если так, то каким образом такой город мог исчезнуть без следа, не оставив после себя преемников? Его падение должно было бы означать возвышение других городов либо под его непосредственным влиянием, либо в качестве его конкурентов. В Ираке победители в древности прочно обосновывались в завоеванных городах. Великий вавилонский царь и законодатель Хаммурапи (XVIII век до н. э.) происходил от таких завоевателей, первоначально варваров. Таково было положение и в Египте. В Индии же эта естественно ожидаемая преемственность городской культуры отсутствовала.

Из сопоставления с находками, сделанными при раскопках в Месопотамии, становится ясно, что в III тысячелетии города долины Инда поддерживали торговые связи с современными им городами других стран. Продолжительность существования Индской цивилизации может приблизительно определяться периодом с 3000 по 2000 год до н. э. Конец ее наступил самое позднее вскоре после 1750 года до н. э. Крушению культуры долины Инда предшествовал длительный период постепенного упадка, но конец ее был внезапен. Мохенджо-Даро был предан огню, все его жители перебиты, после чего жизнь в городе уже более не возобновлялась. Соответствующие данные в отношении Хараппы бедны, ибо верхние слои города оказались разрушенными. Древние материалы (в основном кирпич) использовались для современного строительства и в еще большей степени в качестве дешевого железнодорожного балласта. Свидетельства о трагической гибели Индской цивилизации позволили дать новое реальное истолкование метафорическим древним санскритским текстам, в которых говорится, что враги были безжалостно уничтожены в бою, их богатства разграблены, а города сожжены. Таким образом, то, что рассматривалось прежде как зарождение во II тысячелетии до н. э. древнеиндийской скотоводческой культуры бронзового века, на самом деле означало победу варварства над значительно более древней и, безусловно, более высокой городской культурой. Вопреки ожиданию мы сталкиваемся здесь не с новой стимулирующей силой, а с мощным тормозом на пути исторического прогресса.

Это обстоятельство ставит историков перед особой проблемой. Дело в том, что письменные памятники Индской культуры до сих пор остаются нерасшифрованными. Кроме того, они состоят лишь из коротких надписей на печатях и оттисках этих печатей да нескольких обрывков слов, сохранившихся на черепках глиняной посуды. Все эти надписи выполнены при помощи неизвестного алфавита и пока не прочтены. Даже если бы их и удалось прочитать, все, что мы, очевидно, узнали бы,— это несколько собственных имен, имена одного-двух богов и, возможно, названия отдельных торговых организаций. Вся древняя история опирается на сопоставление археологических находок с содержанием письменных документов, надписей и т. д. Археологические материалы, относящиеся к цивилизации долины Инда, весьма обширны, но вплоть до самого конца мы не располагаем ни одним расшифрованным документом, связанным с этой культурой. Ни одна находка не ассоциируется с каким-либо определенным лицом или историческим эпизодом. Мы не знаем даже, на каком языке говорили люди, жившие в долине Инда. В свою очередь захватчики-варвары, нанесшие этой тысячелетней культуре сокрушительный удар, фактически не оставили после себя никаких археологических свидетельств. Поэтому значение отдельных нередко решающих мест в древних санскритских текстах часто остается неясным, потому что некоторые важные слова не могут быть отнесены к определенным географическим

пунктам или предметам, а иные термины вообще непонятны. Между концом цивилизации долины Инда и наиболее ранней возможной датой начала возникновения значительно более мелких индийских городов, которые вновь вводят нас в исторический период, уже отныне продолжающийся без перерывов до наших дней, существует явный хронологический пробел продолжительностью более 600 лет. Деятельность как победителей, так и побежденных протекала лишь в одном из углов Индийского субконтинента, а именно там, где теперь расположен Западный Пакистан. Остальная территория страны была очень редко заселена собирателями пищи, которые развивались своими самостоятельными путями и были раздроблены на мелкие племенные группы, типичные для каменного века 2. Мощному культурному развитию Индии в самом начале был нанесен серьезный удар, что в свою очередь сильно ограничило возможности написания истории Индии II и III тысячелетий до н. э.

Цитируется по изд.: Косамби Д. Культура и цивилизация Древней Индии. Исторический очерк. М., 1968, с. 63-66. (На английском языке книга вышла в 1965 году).

Примечания

1. Или городов-государств, которыми и считаются города долины Инда.

2. Из контекста трудно понять, о какой именно эпохе вдет речь. Но не только собиратели пищи жили в Индии В период прихода арьев, существовали и пароды, звавшие земледелие (в восточно- и центральногангских областях).