Хараппская цивилизация

Большой дом Мохеджо-Даро.

 

Древняя Индия: племенная периферия

Освоение металлов в решающей степени способствовало развитию материальной культуры. Открылись возможности дальнейшего экономического прогресса и освоения речных долин, наиболее удобных для земледелия, которое стало важнейшей сферой экономики. Заселение сначала долины Инда, а затем Ганга на многие века обеспечило этим районам ведущую роль в истории страны. Именно здесь раньше всего начали складываться классовое общество, государства, возникали города как ремесленные, торговые и культурные центры. Предгорные районы Севера и горные Юга, которые были ведущими в эпоху каменного века, теперь оказались в худшем положении. Тяжелые почвы, пересеченный рельеф, менее благоприятные условия для искусственного орошения — все это определило постепенное отставание данных районов...

Индская цивилизация: производство

Одна чрезвычайно существенная черта Индской цивилизации, как правило, остается незамеченной, а именно то, что эта культура не могла распространиться на более плодородные и благоприятные для жизни человека районы Индии. Область ее распространения была обширна, но носила особый характер: она простиралась примерно на полторы тысячи километров с севера на юг до берега моря и, пожалуй, на такое же расстояние вдоль побережья на запад. Археологи постепенно обнаруживали новые торговые аванпосты или небольшие колонии, относящиеся к периоду существования этой культуры и разбросанные далеко друг от друга на всем протяжении от Камбейского залива в Гуджарате до Суткаген Дора на Макранском побережье. Весь этот район засушлив по сравнению с остальной Индией...

Индская цивилизация: открытие (Косамби, 1968)

В двух предыдущих главах мы познакомились с характером культурной ассимиляции в Индии. Индийское крестьянство, составляющее в наши дни подавляющее большинство населения страны, и немногие сохранившиеся племена на протяжении веков взаимно оказывали друг на друга влияние. Мы без особого труда прослеживаем волнообразный, но в общем непрерывный численный рост крестьянства, происходивший как за счет внутреннего роста ввиду улучшения снабжения пищей, так и за счет пополнения извне в результате постепенного распада племенного строя.

Хараппская цивилизация: верования населения (Маккей, 1951)

Архитектурные памятники Мохенджо-Даро и Хараппы ее дают археологу никаких сведений относительно религии людей той эпохи, поскольку, как уже было упомянуто, ни одно из раскопанных до сих пор строений нельзя с уверенностью назвать храмом. Вполне вероятно, однако, что как в том, так и в другом городе имелись отдельные святилища, хотя в настоящее время их невозможно отличить по плану от обычных домов, и что погребенное под ступой здание было храмом. Не сохранилось никаких памятников письменности или легенд, которые могли бы пролить свет на этот вопрос, и поэтому единственным средством, с помощью которого мы можем составить некоторое представление о религиозных верованиях и обрядах жителей Мохенджо-Даро и Хараппы, служат отдельные найденные там предметы...

Древняя Индия: состав населения (Алексеев, 1964)

Палеоантропологические материалы с территории Индии невелики, фрагментарны и явно не соответствуют той роли, которую играли древнеиндийские цивилизации в истории Евразии. Тем не менее, и в таком виде они позволяют сделать некоторые вполне определенные выводы.

Обзор истории антропологических типов всегда должен начинаться с рассмотрения отношения изучаемой территории к прародине человечества. Обилие находок ископаемого человека, обнаруженных в последние годы, заставило ученых вновь вернуться к взглядам Ч. Дарвина, который полагал, что очеловечение обезьяны произошло в пределах африканского материка. Однако азиатская гипотеза до сих пор сохраняет свое значение.

Прежде всего следует упомянуть о находках третичных антропоидов в Сиваликских холмах 3. Судя по ним, можно утверждать, что для Индии во второй половине третичного периода была характерна богатая фауна антропоморфных обезьян...

Хараппская цивилизация: закат

Упадок хараппских городов. После нескольких столетий расцвета наступил «закат» хараппской цивилизации. Новые археологические материалы позволяют в общих чертах восстановить последние этапы ее истории. Особенно сильно внутренний кризис поразил основные центры на Инде 307. В Хараппе и Мохенджо-Даро нарушилась нормальная городская жизнь, прежде строго регламентировавшаяся, ослаб и муниципальный надзор. В Мохенджо-Даро на развалинах общественных строений (например, амбара) выросли крошечные домишки.

Города долины Инда: архитектура

Города долины Инда, по-видимому, с самого начала планировались по какой-то заранее установленной схеме, характер которой легче уяснить на примере Мохенджо-Даро, сохранившегося лучше, чем Хараппа. Улицы здесь тянутся правильными параллельными линиями, пересекающимися под прямым углом; некоторые неточности, которые можно кое-где обнаружить, а в нескольких случаях даже заметное отклонение от прямого направления, представляются вполне естественными, если принять во внимание глубокую древность города. Несмотря на эти значительные отклонения, совершенно очевидно, что в городе существовали какие-то определенные власти, следившие за тем, чтобы при разрастании города в нем не возникало кривых переулков, этой отличительной черты старинных кварталов Суккура и Рохри...

Tags

Хараппская цивилизация: население

Проблемы этногенеза. Язык и письменность. Палеоантропологические материалы из хараппских поселений скудны, и выводы ученых часто основываются на небольших краниологических сериях. В течение длительного времени была распространена точка зрения о расовой пестроте населения Хараппы 273.

В настоящее время наиболее правильным следует признать мнение о преобладании европеоидных черт в расовых типах древних жителей долины Инда 274. Вместе с тем такое заключение еще не свидетельствует о правоте тех авторов, которые считают хараппскую культуру созданием племен — носителей индоевропейского языка (ариев). Едва ли допустимо непосредственно соотносить материалы антропологии и лингвистики. К тому же известно, что европеоиды проникли в Северную Индию задолго до сложения индоевропейской общности, возможно еще в эпоху верхнего палеолита или мезолита...

Хараппская цивилизация: возникновение

Более четырех тысяч лет назад в бассейне Инда была создана высокоразвитая городская культура, не уступавшая таким очагам мировой цивилизации, как Месопотамия и древний Египет, а в ряде отношений и превосходившая их. Открытие и исследование хараппской культуры (названа так по месту раскопок в Хараппе, округ Монтгомери, современный Пакистан)  имели чрезвычайно большое научное значение 174. После этих открытий уже невозможно было утверждать, как это раньше делали многие ученые, что Индия — «никогда не знала цивилизации, отмеченной широким употреблением бронзы» 175, что она прочной стеной была отделена от других государств древнего Востока и резко уступала им по уровню развития...

Хараппская цивилизация: города и поселения

Со времени открытия хараппской культуры собран значительный материал, позволяющий довольно четко представить облик городов, систему их планировки, особенности жизни в каждом из них. Однако лишь в 70-е годы ученые приступили к строгой систематизации накопленного материала и решению общих проблем городской жизни в хараппскую эпоху 232. О степени развития этой цивилизации мы судим главным образом на основании раскопок городов, поскольку провинциальные поселения исследованы пока еще недостаточно.

Tags