Северный Морской Путь: планы транспортного и портового строительства

Северный Морской Путь: планы транспортного и портового строительства

Большое внимание в ту пору центральные организации страны уделяли рассмотрению ближайших задач транспортного строительства на Севере.

20 мая 1918 г. совещание при Главводе признало первоочередной задачей сооружение Камско-Печорского водного сообщения по направлению Кама—Вишера—Колва—Печора. Было принято постановление «приступить к составлению исполнительного проекта с производством необходимых для этого подробных изысканий, которые должны охватить также Малую и Верхнюю Печору в смысле использования водных сил и других естественных богатств этого района» 1. Подготовительные работы по сооружению магистрали предусматривали постройку подъездных путей, бараков для рабочих и администрации, заказ землечерпательных машин и др.

_______

1. ЦГАОР и СС ф. 2274. оп. 15. д. 14. 1918, ля. 2. 8.

[33]

Совещание подчеркнуло важность исследований на побережье Северного Ледовитого океана, в частности, в Печорской и Индигской губах. В Индигской губе предполагалось построить морской «глубокий юрговый порт» с тем, чтобы дать выход продукции Печорского края на внутренний и внешний рынок. В Индигу были направлены две исследовательские партии. «Ввиду тесной связи устройства порта в Индигской губе с вопросом о выходе из Печоры в океан,— записано в решении совещания при Главводе, — весьма важно одновременно с исследованием губы произвести всесторонние предварительные исследования Печорско-Индигского водного пути для составления предварительного проекта этого пути. Вместе с тем, желательно теперь же произвести железнодорожные изыскания от Усть-Цильмы до Индигской губы для выяснения вопроса о направлении магистралей из Сибири к Северным портам» 1.

Предвидя предстоящее оживление мореплавания и развитие внешней торговли, советское правительство в первые месяцы 1918 г. уделило большое внимание вопросам портостроительства на Севере, в программе которого особое место заняли Мурманский и Архангельский порты.

Еще 25 февраля Совет Народных Комиссаров образовал Чрезвычайную Комиссию по» расследованию состояния дел в Архангельском порту, а еще раньше, 21 февраля, ассигновал пять миллионов рублей для спасения и ремонта затонувших судов 2.

Весной возник проект создания в Архангельске верфи для постройки и ремонта кораблей, затопленных во время военных действий. За пятилетие предполагалось построить 50 новых морских транспортных судов грузоподъемностью в среднем по 5 тысяч тонн 3.

Советское правительство и лично В. И. Ленин придавали большое значение восстановлению нормальной хозяйственной жизни в Мурманском крае и в особенности Мурманского порта. 18 марта на заседании Народной коллегии Мурманского укрепленного района и Мурманского отряда судов было заслушано сообщение Комиссара Мурманской экспедиции СНК РСФСР П. И. Подвойского о мерах развития Мурманского края и планомерной организации в нем государственного хозяйства и строительства. Докладчик отметил, что этот край, являясь «главнейшей артерией независимой внешней русской торговли, с одной стороны, и будучи чрезвычайно богат рыбой, лесом, ископаемыми и прочими предметами добывающей промышленности, столь нужными для России в настоящее тяжелое время, с другой, — нуждается в широких государственных мероприятиях по развитию его» 4.

9 апреля 1918 г. на заседании Комиссии смет при Комитете хозяйственной политики ВСНХ по дополнительной смете Управления водных сообщений на первую половину года были выделены 5,э миллионов рублей на строительные работы в Мурманском порту 5. Для оборудования маячного хозяйства на Белом море и Мурмане Совет Народных Комиссаров ассигновал 900 тысяч рублей 6.

Одновременно принимались меры к сооружению портов в устьях западносибирских рек. В район строившегося Усть-Порта Комитет государственных сооружений направил порто-изыскательскую партию.

______

1.  ЦГАОР и СС. ф. 2274, on. 15. д. 14. 1918, лл. 2, 8

2. ЦГАОР я СС Ф. 130. ол. 2. я. 352, 1918. л. 37; Декреты Советской власти, т. 1. раздел II, док. J* 39. М.. 1957, стр. 570-571.

3. ЦГАОР я СС Ф- 130. on. 8, д. 20. 1918. д. 106.

4.  Мурманский областной архив, ф. 165 (Губисполком), д. 31, 1918.

5. ЦГАОР я СС ф. 2259. on. 2. д. 52. 1921.

6. ЦГА ВМФ. ф. 180. д. 382. 1918. д. 36—37.

[34]

Таким образом, первые мероприятия по строительству портов на побережье Северного Ледовитого океана от Мурманска до устья Енисея также относятся к марту — августу 1918 г. Это было немаловажным звеном в цепи мероприятий, рассчитанных на быстрейший подъем народного хозяйства северных районов.

[35]

Цитируется по изд.: История открытия и освоения Северного Морского Пути. Том третий. Л., 1959, с. 33-35.