Инь-Шанская культура (Шан Юэ, 1959)

Инь-Шанская культура (Шан Юэ, 1959)

Древнейший период истории Китая до Инь-Шан 4 не отражен в письменных памятниках. Самые ранние из дошедших до

_____

4. До Пань Гэна иньцы по месту своего обитания назывались шан. После переселения, предпринятого Пань Гэном, они получили еще название инь.

[26]

нас надписей, сделанных на бронзовых сосудах, панцирях черепах и костях животных, относятся к эпохе Инь-Шан.

Инь-шанcкие бронзовые изделия обнаружены очень давно. Уже при династии Сун списывали выгравированные на них надписи. К концу правления династии Цин началось изучение археологических находок, число которых увеличивалось с каждым днем. Богатый материал собран археологами за последние десятилетия. После 1899 г. в руинах Иньского городища у деревни Сяотунь (уезд Аньян, пров. Хэнань) нашли панцири черепах и кости животных с письменными знаками, относящимися ко второй половине эпохи Инь-Шан. Иньские правители (ваны) гадали о счастье, пользуясь этими панцирями и костями, и часто на них же вырезали знаки, излагавшие суть пророчества и все, что в следующие дни сбылось из предсказанного. Некоторые из таких «гадательных изречений» содержат ценные сведения о культуре периода Инь-Шан. Иньцы принадлежали к племенам восточных и, их историю можно проследить по третье тысячелетие до нашей эры.

Медный наконечник копья и скребок эпохи Инь 

 

Весьма вероятно, что мифические Ди Ку, Шунь, Цзюнь и Куй — одно и то же лицо, которому иyьцы приносили особые жертвы как прародителю. В начале второго тысячелетия до нашей эры родоначальниками иньцев, как явствует из надписей на черепашьих панцирях и костях животных, считались Ван Хай и Сян Ту, которые умели приручать диких коров и лошадей. Отсюда следует, что иньцы начали переходить от охоты к приручению диких животных. Ко времени правления Чэн Тана (примерно в 1600 или 1700 г. до н. э.) иньцы наголову разбили племя цян (оно же ся) и завладели принадлежавшими ему плодородными землями по среднему и нижнему течению Хуанхэ, после чего их развитие пошло более быстрым темпами.

За период от Чэн Тана до Пань Гэна иньцы переселялись пять раз. Последнее великое переселение, предпринятое Пань Гэном, вызвало сопротивление иньцев, несомненно обусловленное развитием у них земледелия, создавшим необходимые пред-посылки для перехода к оседлости. После того как Пань Гэну 

[27]

все же удалось осуществить свой замысел, иньцы довольно прочно осели и на протяжении более двухсот лет переселялись в очень редких случаях.

Записи на костях животных и мифы свидетельствуют, что важнейшей обязанностью иньских ванов было совершение жертвоприношений и управление военными делами, а затем

Орнаментированный кубок в виде слона высотой 13,76 см; маленький слон — крышка кубка (эпоха Инь)

 

уже организация земледелия и скотоводства. Во второй половине эпохи Инь-Шан иньцы довольно часто вступали в борьбу с другими племенами. Эту борьбу каждый раз организовывали или возглавляли иньские ваны. Больше всего походов под предводительством самого вана было совершено при шанском правителе Чжоу (он же Ди Синь). В ходе частых войн власть ванов усиливалась, их богатства умножались, появлялось много пленных. Как видно из многочисленных текстов на черепашьих панцирях и костях животных, многих пленных сразу же умерщвляли или приносили в жертву душам предков. Это свидетельствует о низком уровне развития производительных сил в то время.

Раскопки погребений Иньского городища дают сравнительно богатый материал, позволяющий составить представление о последнем периоде существования иньского общества. В могильнике Сибэйган (Северо-Западный курган) у селения Хоуцзячжуан найдены черепа и кости более ста человек, принесен-

[28]

ных в жертву. Весной 1950 года в Иньском городище близ деревни Угуаньцунь обнаружены останки людей, убитых для сопровождения умершего в загробный мир; в погребении они были размещены вокруг господина. Возможно, это родственники или приближенные хозяина. Что же касается многих могил, разбросанных поодаль от главного захоронения, то в них все скелеты оказались без черепов и в согнутом положении. Вероятно, это останки принесенных в жертву душам предков. Число предметов, захороненных вместе с умершими, находится в прямой зависимости от величины могил и размеров погребений. Например, в большом могильнике близ деревни Угуаньцунь обнаружено несколько сот различных изделий из золота, яшмы, раковин, перламутра, резной кости и камня. Здесь найдены огромные бронзовые сосуды, украшенные тонкой резьбой. А в кургане средней величины, расположенном около Сы- паньмо, оказалось лишь несколько десятков предметов из бронзы, яшмы и керамики. В мелких же курганах находят только глиняные горшки и кости крупного рогатого скота. Это отражает имущественное расслоение, которое уже началось в тогдашнем обществе.

В древних летописях есть записи такого содержания: «[Шанский] Чжоу имел рабов (чэнь) великое множество», а также: «[Шанский] Чжоу имел [в подчинении] людей племени и несчетное множество». Из этих записей следует, что в конце эпохи Инь-Шан, особенно при шанском Чжоу, многих пленных оставляли в живых и превращали в рабов, которыми распоряжался правитель — ди или ван.

Деревянные погребальные статуэтки эпохи Шан: рабыня с руками скованными спереди и раб с руками скованными сзади (раскопки в Аньяне, провинция Хэнань).

 

Ценнейшие материалы, добытые при раскопках Иньского городища, позволили нам составить общее представление об экономике и культуре Инь-Шан.

1. Судя по бронзовым изделиям из Иньского городища, техника плавки и отливки металла в то время была уже довольно высока. На многих сосудах есть литые узоры, очень тонкие и изящные. Прекрасное исполнение ставит эти изделия в один ряд с шедеврами мирового античного искусства. Это — лучшие образцы труда наших славных предков. Среди обнаруженных предметов из бронзы больше всего оружия, жертвенных сосудов и посуды. К крупным со-

[29]

судам относится, например, недавно найденный треножный сосуд Сымуудин 5  весом 1400 цзиней, с изящными узорами, символизирующими молнии, и с изображениями драконов и чудовищ таоте. Из мелких изделий можно упомянуть ковши, кубки,

медные наконечники — тоже очень тонкой работы. Есть также вещи из камня, яшмы, керамики, кости и дерева, являющиеся образцами скульптурного и граверного искусства. Все они были предметами обихода только правителей и аристократов того времени.

Усыпальница шанского вана (раскопки в Аньяне, провинция Хэнань).

 

2. Благодаря раскопкам Иньского городища выяснилось, что в период Инь-Шан, после переселения иньцев при Пань Гэне, земледелие стало уже важной отраслью производства. Среди надписей на черепашьих панцирях и костях животных есть такая: «Великий указ вана чжунам гласил: „Совместно работайте на полях!"». Здесь, по всей вероятности, знак чжун (множество, толпа, все) служит для обозначения рабов; так называемая «совместная работа на полях» (сетянь) есть первобытный способ коллективной обработки земли. Основными орудиями труда были деревянные сохи, каменные ножи и топоры. В развалинах Иньского городища найдено много каменных топоров и ножей 6 очень грубой работы. Они применялись для уборки урожая, а возможно, и для рыхления земли. На некоторых панцирях и костях обнаружены надписи следующего содержания: «Великий указ вана чжунам гласил: „Совместно работайте на полях. Соберем ли урожай?"», ван «был на поле»,

____

5. Хранится в Нанкинском музее.

6.  См. следующие материалы на китайском языке: Доклады об археологических раскопках в Аньяне», вып. II, стр. 249; Ли Цзи, Отчет об археологических раскопках осенью 1929 г. и описание важнейших находок; Ши Чжан-жу, Седьмая археологическая экспедиция по раскопкам иньских руин (доклад о работах, проведенных в секторе «В»), стр. 723.

[30]

«был на охоте», «был на рыбной ловле» и т. д. Все это свидетельствует, что иньские ваны в те времена еще не отрывались от производственной деятельности, были даже организаторами и руководителями земледельческих работ и охоты.

О развитости земледелия можно судить по тому, что в надписях на черепашьих панцирях и костях животных встречаются иероглифы, обозначающие понятия «злаки», «хлеб».

Щит черепахи, использовавшийся при гадании. Слева — лицевая сторона с гадательными узорами и надписями, справа — оборотная сторона, на которой сжигали ритуальные травы

 

«просо», «жито», «шелкопряд», «тутовое дерево», а также записи гаданий и молитв об урожае и дожде. Наконец, как свидетельствуют источники, иньцы умели делать вино и совершали им возлияния при жертвоприношениях духам.

Судя по надписям на черепашьих панцирях и костях животных, в эпоху Инь-Шан скотоводство достигло значительного процветания и стало одним из важных занятий иньцев. Им были уже известны лошади, коровы, овцы, свиньи и собаки. Иньские ваны приносили в жертву до 300—400 голов крупного и мелкого рогатого скота. Охота постепенно приобретала характер развлечения.

На основании подобных данных можно предположить, что в эпоху Инь-Шан появились первые признаки разделения труда между земледельцами и скотоводами.

3. По текстам на черепашьих панцирях и костях животных можно установить, что в эпоху Инь-Шан уже появился доволь-

[31]

но тщательно разработанный календарь. Простой год по тому календарю имел двенадцать месяцев, а високосный — тринадцать. Большие месяцы насчитывали тридцать, а малые — двадцать девять дней. Дневное время суток называлось цзинь-жи (нынешний день), а ночное — цзиньси (нынешняя ночь). Наступающие дни данной декады обозначались знаком юй (соответствует и — грядущий день), а за пределами декады — знаком лай (будущее, грядущее). Прошедшие дни обозначались знаком си (прошлое). Иньцы еще пользовались для счета дней сочетанием знаков цикла ганьчжи (была обнаружена довольно хорошо сохранившаяся костяная пластинка со знаками изяцзы)  7. Таким образом, в древнейшие времена наши предки уже имели довольно точное представление о счете времени.

Современные ученые считают письменные знаки на черепашьих панцирях и костях животных одним из самых древних видов китайской иероглифической письменности. Эти знаки являются упрощенными пиктограммами, но среди них немало и фонограмм. Вполне вероятно, что иньцы унаследовали письменность от своих предшественников. Но если говорить о самих иероглифах на панцирях и костях, то они лишь начинали оформляться. Иньцы не только усовершенствовали первобытную письменность, они создали еще и календарь, отвечавший нуждам земледелия. Полные творческой инициативы и исключительного трудолюбия, иньцы сыграли огромную роль в историческом развитии Китая.

_____

7.  Для счета времени китайцы пользовались шестидесятилетним циклом, носящим название ганьчжи. Каждый год цикла обозначался сочетанием двух различных иероглифов, например цзя цзы. Эта же система применялась в эпоху Инь-Шан для счета дней. — Прим. ред.

[32]

Цитируется по изд.: Очерки истории Китая с древности до «опиумных» войн. Под ред. Шан Юэ. М., 1959, с. 26-32.

Рубрика