Культура

АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - одно из фундаментальных понятий в археологии. Широко используется в отечественной и европейской науке, в меньшей степени востребовано в американской археологии, где замещается близкими понятиями индустрии, стиля, фазы. Наиболее эффективно работает в области исследования первобытной палеокультуры и почти не применяется в античной и средневековой (за исключением ряда регионов) археологии. При отсутствии общепринятого определения обычно понимается как совокупность археологических памятников (поселений, стоянок, городищ, могильников, святилищ, мастерских), существовавших в рамках одного исторического времени на единой территории (рассеянное или чересполосное расположение допускается как исключение), демонстрирующих определенную (в идеале - статистически определенную) степень культурного своеобразия. С учетом региональной и эпохальной специфики это своеобразие проявляется в особенностях домостроения, погребального обряда, каменной и костяной индустрий, украшений, формы и орнаментации керамики. Современные трактовки археологической культуры предполагают, что перечисленные элементы палеокультуры образуют единообразно эволюционирующую структуру со сложными функциональными связями, а не механическую сумму разнообразных признаков.

Сложившаяся исследовательская практика применения понятия «археологическая культура» противоречива, оно используется и как универсальный инструмент классификации археологических древностей и как основополагающая аналитическая категория - своеобразный археологический эквивалент древних обществ. Большинство исследователей не исключают соответствие археологических культур этническим общностям древности - племенам или более крупным этноязыковым объединениям, но полагают это соответствие не обязательным. Постулируется большая вероятность этнического содержания культур в древности (каменный век, отчасти эпоха бронзы) и более разнообразные и альтернативные интерпретации для более поздних эпох. Археологические культуры раннего железного века и средневековья наряду с этнической идентификацией могут соответствовать хозяйственно-культурным типам и историко-культурным общностям - древним аналогам историко-этнографических областей.

E. А. Васильев

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 25-26.

Литература:

Аникович М. В. О содержании понятия «археологическая культура» // Методологические аспекты археологических и этнографических исследований в Западной Сибири. Томск, 1981; Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989; Каменецкий И. С. Археологическая культура - ее определение и интерпретация // СА, 1970. № 2; Клейн Л. С. Археологическая типология. Л., 1991.

 

Шаньдун периода неолита - Луншань (керамика)

Завершающие этапы неолита Шаньдуна представлены культурой черной керамики — луншань, впервые открытой в 1928 году на стоянке Чэнцзыяй около города Луншаньчжэнь уезда Личэя провинции Шаньдун археологом У Цзиньдином. Более чем полувековой период изучения луншаньских памятников в пределах Шаньдунского полуострова позволил сформулировать основные особенности их керамики: тщательная технология изготовления (начиная с приготовления гончарного теста и кончая обжигом), постепенная унификация, сокращение количества и упрощение форм изделий и их орнаментации, широкое применение гончарного круга...

Территория штатов Уттар-Прадеш, Пенджаб, Раджастхан в древности

Поздневедийские тексты, включающие «Яджурведу», «Атхарваведу», брахманы и упанишады, были составлены на земле куру и панчалов. Эти племена занимали большую часть территории на западе штата Уттар-Прадеш, почти весь штат Харьяна и прилегающие районы Пенджаба и Раджастхана, т. е. область Индо-Гангского водораздела и верхне-гангских равнин. Площадь Индо-Гангского водораздела, включая северную часть междуречья Бари, составляет около 90 тысяч кв. км. За исключением районов предгорья, на этой территории выпадает крайне мало осадков — всего от 250 до 380 мм в год. Естественно, что растительный покров здесь тонок и расчистка не слишком затруднительна...

Ашельская эпоха: расселение человека

Ашельские памятники распространены значительно шире, чем оддувайские: они известны в Африке, Передней, Южной и Юго-Восточной Азии. Много их в Южной и Западной Европе — во Франции, Англии, Бельгии, Германии, Италии, Испании, Югославии. В Средней Европе их значительно меньше. В Северо-Восточной Евразии ашельские памятники немногочисленны и относятся ко второй половине ашеля. Приурочены они к южным районам — Кавказ и Предкавказье, Молдавия, Приднестровье и Приазовье, Средняя Азия и Казахстан, Алтай, Монголия...

Культура фухэ

В северной части аймака Чжоуда, в бассейне реки Шара-Мурэн (Силамулуньхэ), наряду с памятниками культуры хуншань, выделена другая культура, получившая название по поселению у деревни Фухэгоумэнь. Поселение было открыто в 1957 г. [Ли Цю, 1959]. В ходе дальнейших исследований 1960 и 1961 годов, сопровождавшихся вскрытием небольших участков культурного слоя, определено стратиграфическое положение остатков так называемой «микролитической культуры» (т. е. коллекций, в составе которых есть ретушированные изделия из камня) и установлено, что данный комплекс не может быть определён как хуншаньский. В 1962 г. произведены крупномасштабные исследования, в ходе которых осуществлялись раскопки поселения Фухэгоумэнь [Сюй Гуанцзи, 1964] и ранее открытых памятников...

Толбагинская культура

В группу памятников толбагинской культуры включены наиболее ранние из известных в настоящее время палеолитических поселений Забайкалья: Толбага, Варварина Гора, Санный Мыс, Сухотино-1. Материал их частично или полностью нашел отражение в археологической литературе 1. поэтому мы будем рассматривать их в совокупности, используя типолого-статистические таблицы.

Памятники толбагинской культуры хронологически являются рубежными между нижним и верхним палеолитом и характеризуют финальную стадию складывания материальной культуры человека современного типа. Их изучение позволит выяснить вопрос о заселении Homo sapiens огромных просторов Северной Азии и этим вскрыть механизмы взаимоотношений различных его групп (локальных культур)...

Андреевская культура

АНДРЕЕВСКАЯ КУЛЬТУРА, археологическая культура эпохи энеолита (III тысячелетие до н. э.), названа по стоянке Вторая Андреевская (южное побережье Андреевского озера [Андреевских озер археологические памятники], в 20 км к Юго-Востоку от города Тюмени) П.А. Дмитриевым.

Большая часть памятников расположена по берегам озера Тюменского Притоболья (Ипкуль, Андреевские, Шапкуль и др.). Сложилась, вероятно, в результате миграции населения с ямочно-гребенчатым орнаментом (ямочно-гребенчатый и гребенчато-ямочный неолит) на керамике из лесной зоны Восточной Европы и адаптации его к новым условиям. Эпонимные памятники — Вторая Андреевская стоянка, поселение ЮАО-XII (Андреевское озеро). Исследование памятника Андреевской культуры начата в 1928-1929 годы П.А. Дмитриевым и Д.А. Россомахиным...

Дюктайская культура

ДЮКТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА, культура верхнего палеолита, охватывающая громадную территорию в Восточной Сибири. Стоянки располагаются и на открытых пространствах, и в пещерах. Отличительной чертой кремневого инвентаря Дюктайской культуры является большое количество двусторонне обработанных орудий: ножей и наконечников копий. Самые древние памятники имеют абсолютные даты 33 000–35 000 лет, самые молодые — 12 000–13 000 лет. Предполагается, что носители этой культуры сыграли значительную роль в заселении Американского материка...

Культура Аннана

Заметное стимулирующее влияние на ранний железный век в Корее оказала китайская культура развитого железа ханьского и после-ханьского времени. Источники не дают точной локализации четырех областей (или уездов), созданных на территории Древнего Чосона и названных по имени корейских племен, расселение которых приблизительно известно. Некоторые полагают, что область Аннан занимала территорию нынешних провинций Пхёнан и Хванхэ; Хёнтхо — Северную Хамгён и часть Северной Пхёнан (в обоих случаях не считая маньчжурских земель); Имдун — провинцию Канвон и часть Южной Хамгён...

Тиауанако (ИЛА, 1991)

Завершая краткий обзор древнейших государственных образований в области Центральных Анд, следует обратиться к проблемам, связанным с цивилизацией Тиауанако, которая (вместе с родственной культурой Уари) распространилась на огромной территории. Хотя ее памятники уже в эпоху инков стали предметом восхищения, изучения и даже попыток реставрации, вопрос о ее истоках долгое время оставался невыясненным и до сих пор гипотетичен. Лишь в 1931 г. американский ученый У. К. Беннет обнаружил в южной части бассейна озера Титикака на полуострове Тарако остатки культуры Чирипа, предшествующей Тиауанако или современной ее ранним этапам...

Культура Фолсом

Культура Фолсом датируется периодом 9000 — 7000 годов до н. э. Она характеризуется подлинным мастерством в изготовлении наконечников, большой тонкостью отделки; для них характерны также ланцетовидная форма, вогнутое основание и продольная выемка или желобок на каждой стороне и вдоль всего наконечника. Этот желобок получался в результате откола одного сплошного камня, т. е. удалось добиться высокого совершенства. Наконечники были обнаружены вместе с костями бизона, возможно, из-за истребления мамонтов или из-за специализации в охоте на этого животного...