Ананьинская культура

Ананьинская культура

АНАНЬИНСКАЯ КУЛЬТУРА (ОБЩНОСТЬ), археологическая культура (общность) раннего железного века. Названа по Ананьинскому могильнику. Выделена в 1693 году А.А. Спициным под наименованием культуры костеносных городищ. Первая характеристика Ананьинской культуры дана А.В. Шмидтом (1929). Монографический анализ культуры выполнен А.В. Збруевой.

Ананьинская культура сложилась в Прикамье, Среднем Поволжье и низовьях реки Белой на базе сходных между собой локальных культур поздней бронзы (бронзы эпоха) — ерзовской, приказанской, луговской, быргындинской, курмангау — при воздействии пришлых зауральских черкаскульской, гамаюнской и бархатовской культур.

Территория ананьинской культурно-исторической общности (КИО) простиралась от реки Суры и Ветлуги на 3ападе до Уральского хребта на Востоке и от районов городов Ульяновска и Уфы на Юге до среднего течений рек Северной Двины, Вычегды и Печоры на Севере. В истории Ананьинской культуры (общности) исследователи выделяют три этапа: ранний VIII (VII)— VI века, средний VI - IV века и поздний IV—III века до н. э. Ананьинские памятники — это в основном укрепленные поселения (городища), неукрепленные поселения (селища и стоянки), могильники. Известны также единичные святилища.

Городища Ананьинской культуры (общности) (около 90) расположены на высоких (20—40 метров) коренных мысах. Площадь городищ варьируют от 400 до 35000 кв. м. С напольной стороны поселения ограждались одной оборонительной линией из бревенчатой стены на валу и рва, с остальных только стеной. Валы слабоизогнутые, дуговидные, прямые. Ананьинские неукрепленные селища, а также кратковременные стоянки-стойбища, располагались на краях низких и высоких террас, на мысах. Площадь поселений от нескольких десятков до 24000 кв. м (I Половинное). Жилища наземные, срубной, бревенчатой либо каркасно-столбовой конструкции, площадью от 12 до 200 и более кв. м. Дома прямоугольные, чаще всего вытянутой формы. Вдоль центральной оси помещения, иногда вдоль его стен располагались очаги — костры, устроенные прямо на грунте или на глиняной вымостке. В жилищах, кроме керамики, костей животных, вещей и т. п., часто находят следы бронзолитейного производства — литейные формы, шлаки, сплески металла.

Могильники Ананьинской культуры (общности) в основном грунтовые, с большим количеством погребений. Могилы неглубокие, прямоугольные или в форме лодки располагались рядами вдоль края террасы. Рядом с некоторыми из них стояли каменные плиты-стеллы (I Новомордовский, Тетюшский, Пустоморквашинский).

На отдельных поселениях встречаются ритуальные места, захоронения черепов и костей животных (городища Зуево-Ключевское, Алтен-Тау), святилища (Гремячинское и др.), продолжавшие существовать и в гляденовское время.

Основой хозяйства ананьинских племен Прикамья и Среднего Поволжья являлись скотоводство, металлообработка, их дополнением — охота на пушных и мясных животных, в южных районах — также подсечно-мотыжное земледелие.

Ананьинское общество вступило в период разложения первобытного строя. Материалы могильников и городищ свидетельствуют о начавшемся имущественном и социальном расслоении в ананьинских общинах, развитии патриархальных отношений, усилении роли войны в жизни общества. Антропологический тип населения Ананьинской культуры определен как метисный: в основе монголоидный с отдельными европеоидными чертами. Ананьинские племена (пра-пермяне) являлись древней основой, на которой сформировались народы коми и удмуртов. 

Борзунова В.А.

Цитируется по изд.: Уральская историческая энциклопедия. Издание 2-е дополненное и переработанное. Челябинск, 2000, с. 21.

Литература: Збруева А.В. История нас. Прикамья в ананьинскую эпоху // МИА. 1952. № 30; Халиков А.Х. Древняя история Среднего Поволжья. М., 1969; Кузьминых С.8. Металлургия Волго-Камья в раннем железном веке (медь и бронза). М . 1983; Иванов В.А. У подножия Рифейских гор. Уфа, 1962; Петренко А.Г. древнее и средневековое животноводство Поволжья и Предуралья М., 1964.