Ок-Ео — древний порт Бапнома

Ок-Ео — древний порт Бапнома

Об Индокитае римляне узнали рано. Марин Тирский писал: «Оттуда идет дорога не только через Каменную Башню на Бактриану, но и в Индию через Палимботры*.

Эти люди говорят еще, что от Чанъаня к гавани Каттигар (Kattigara) дорога идет на юго-запад». Лингвистическое исследование показало, что римский топоним «Каттигар» — не что иное, как гавань Цзяочжи, о которой говорится в разделе «Дили чжи» («Географические заметки») летописи «Хань шу». Этот порт располагался на территории современного вьетнамского города Дананг 187. Цитируя слова моряков из города Тир, греческий географ Птолемей рассказывал, что некий мореплаватель по имени Александр доходил до Страны Серов (Thinae), что еще дальше, чем Цзяочжи (Каттигар). Под Страной Серов (Thinae) римляне подразумевали Китай.

Обнаружение и датировка памятника Ок-Ео. В 1940-х годах в районе Ок-Ео (Oc Eo) в восточной части дельты Меконга был обнаружен большой участок суши с древними памятниками. В 1942–1944 годы французский археолог Луи Мальре (Louis Malleret) провел в городище Ок-Ео (так называется этот памятник) масштабные археологические раскопки, в результате которых нашел множество артефактов, имевших отношение к римской торговле на Востоке. Отчет об археологических исследованиях в Ок-Ео — «Археологические раскопки в дельте Меконга»  — был издан в  семи томах в 1959–1963 годах 188. Городище Ок-Ео расположено приблизительно в 25 км от современной береговой линии, но в свое время эта местность являлась прибрежной.

Постройки в городище Ок-Ео относятся к  трем основным периодам, первый из  которых  — пре-индуизация (I–IV века). Ранняя культура в Ок-Ео относится к донгшонской общности, распространенной на территории Индокитая (бронзовая культура с характерными бронзовыми барабанами). В этот период Ок-Ео был наиболее пригоден для заселения. Первые постройки группировались на пригорках в аллювиальной долине и на небольших холмах у горы Ба Те. Жилища строились из дерева по типу Ганьлань: нижняя часть дома поднималась над землей с помощью деревянных свай. (Ознакомиться с конструкцией таких домов можно, посмотрев свайные жилища современной Индонезии: в районе Ок-Ео были похожие природные условия.) Кровля некоторых домов — черепица из обожженной глины, по форме и структуре весьма напоминающая обнаруженную при раскопках городища Арикамеду. В поздние годы первого периода люди начали постройку защитного рва вокруг города, а также прорыли систему водопользования снаружи города и внутри него и проложили большой канал, который делил город на две части и соединял его с океаном, Меконгом и другими городами Ангкора. Прокладка канала была призвана решить проблему водоотвода на участках с плоским рельефом, и в результате в городе, внутри рва, жизнь стала более комфортной. Среди построек этого периода археологи не обнаружили больших строений со скульптурами, характерными для брахманизма или буддизма. Это значит, что королевство Бапном в тот период еще не было индуизировано.

В позднем доисторическом периоде и периоде протоистории в Юго-Восточной Азии было распространено вторичное захоронение в глиняных кувшинах. В этот период между Индией и Юго-Восточной Азией уже поддерживались весьма регулярные экономические контакты.

Второй период — V–VII века. Деревянные свайные дома с холмов и пригорков переместились на равнины и низкие холмы у горы Ба Те. А на пригорках и откосах Ба Те появились памятники индуизма и буддизма; это значит, что в указанное время Ок-Ео уже подвергся влиянию индийской культуры**.

В этот период местные жители начали строить городской водопровод и разводить поливной рис, отходы которого — обугленные листья и шелуху — добавляли в гончарные изделия, кирпич и черепицу для уменьшения вязкости глины и предотвращения трещин.

Третий период — VII и XII века — делится на два этапа: преангкорский и эпоху Ангкорской династии в истории Индокитая, когда королевство Бапном ушло с исторической арены, сменившись весьма сильным государством кхмеров. В IX веке Ангкорская династия построила знаменитый город Ангкор-Тхом. В то время контуры дельты Меконга начали расширяться, а центр района — отдаляться от морского побережья, постепенно смещаясь во внутренние районы и приближаясь к будущему городу Ангкор-Тхом. Поэтому жилые районы на равнине Ок-Ео и культовые постройки были постепенно заброшены, а система водопользования засорилась и пришла в негодность. Лишь некоторые святилища, построенные на склоне горы Ба Те, по-прежнему свидетельствуют о связи с ангкорской культурой. Французская археологическая экспедиция раскопала в долине Ок-Ео одно из  таких святилищ, в  руинах которого прослеживаются три слоя: первый датирован бапномской эпохой (т. е. до VII века), второй — ангкорским периодом (VII–VIII века), а третий — периодом Ангкорской династии (IX–XII века).

В Ок-Ео, один из важных узлов транспортного сообщения между Западом и Востоком, стекалось множество товаров из Рима, Индии, Китая и других стран. Ниже дано описание торговых контактов с каждым из этих государств.

Контакты с Римом. В древних китайских источниках Римская империя называется «Дацинь». В «Хоу Хань шу: Сиюй чжуань» («История династии Поздняя Хань: Сказание о западном крае») написано: «Страна Тяньчжу [Индия] <…> на западе блика к Дацинь, там есть драгоценности из Дацинь… Во времена Хэ-ди из Тяньчжу не раз направлялись посольства с дарами, затем в Западном крае начался мятеж, и отношения с Тяньчжу прекратились. Лишь на второй и четвертый годы правления Хуань-ди под девизом Яньси Тяньчжу отправила дары с рубежей государства Жинань». И еще: «На девятый г. правления Хуань-ди под  девизом Яньси [166 г.] правитель Дацинь по имени Ань Дунь направил с рубежей Жинань послов с дарами: со слоновой костью, рогом носорога, черепашьими панцирями, то было первое посольство Дацинь в Хань». «Ань Дунь» — римский император Марк Аврелий Антонин (Marcus Aurelius Antoninus, 121–180 гг.). Среди находок из Ок-Ео выделяются по крайней мере четыре весьма любопытных категории римских памятников материальной культуры.

Во-первых, римские монеты, датированные 152 г. и 110–180 г. и действительно выпущенные в обращение в годы правления Марка Аврелия (161–180 гг.), упомянутого в ханьских источниках.

Во-вторых, множество римских стеклянных бусин и фрагментов стекла, один из которых — римское навивное стекло (в коллекции Британского музея хранится цельный римский сосуд из такого стекла, датированный I веком до н. э.). А немалая часть римских стеклянных предметов в захоронениях ханьского и цзиньского времени в юго-восточных приморских районах Китая попала туда через Ок-Ео.

В-третьих, классические римские печати, которые совершенно явно свидетельствуют о торговле римских купцов в дельте Меконга в II–IV веках.

В-четвертых, римские украшения, известные под названием «многогранная жемчужина». Это — золотые бусины в форме ромбододекаэдра диаметром всего 1,4 мм и с ажурной резьбой, в центре каждой грани которых — круглое отверстие, а углы увенчаны бугорками из  четырех крупинок, изготовленных по  технологии наварки (granulation): с помощью вяжущего сварочного флюса золотые крупинки закреплялись на поверхности предмета, затем их нагревали, и происходила сварка.

Наварка как технология ранее всего встречается среди артефактов IV тысячелетия до н. э. (при первой династии Ура) в Месопотамии. Затем эта технология проникла в Египет, Грецию, Персию и другие страны. После восточного похода Александра наварка попала и в Индию. При раскопках пакистанского памятника Таксила британский археолог Дж. Маршалл обнаружил целый ряд «многогранных жемчужин». Технология наварки таких золотых украшений восходит к микенской эпохе в Древней Греции (1600–1100 годы до н. э.). На Западе были распространены бусины с двенадцатью гранями, соответственно называющиеся додекаэдрическими золотыми бусинами (dodecahedron). В захоронении ранних годов эпохи Восточная Хань в Гуанчжоу (№ 4013) тоже были обнаружены многогранные золотые бусины: вероятнее всего, это — результат активной торговли римлян с Востоком.

Контакты с Китаем. В начале своего формирования государство Бапном едва ли было подвержено влиянию китайской культуры. Это в корне отличало Бапном от его северного соседа — государства Линьи (современный вьетнамский город Дананг). При раскопках городища Линьи археологи обнаружили множество артефактов династии Хань, и подобные находки распространялись вплоть до восточного побережья современного Вьетнама. Однако в Бапноме китайские артефакты, датированные до IV–V веков, встречаются крайне редко. К нашему времени лишь при раскопках Ок-Ео было обнаружено зеркало Западной Хань с  дугообразным узором. Это явление коррелирует с записями в ханьских исторических источниках: Ок-Ео не стоял на том морском пути, по которому курсировали ханьские корабли: в Индокитае они заходили в порт Цзяочжи (город Дананг в центральной части современного Вьетнама), но не в Ок-Ео.

Обнаруженные в  Ок-Ео китайские артефакты можно разделить на  две основные категории. Первая — бронзовые статуи Будды: французские археологи подметили их изумительную схожесть с изваяниями Будды времен Северной Вэй (V век)***.

Вторая — бронзовые зеркала, датированные эпохой Западная Хань. Очевидно, что бронзовые зеркала Западной Хань попали в Ок-Ео задолго до установления регулярных торговых отношений между Бапномом и Китаем. Похожие бронзовые зеркала регулярно встречаются при раскопках некоторых памятников на севере Вьетнама.

В  IV–V веках Ок-Ео стал важным портом Бапнома, через который начались контакты с Китаем. Гэ Хун, живший при династии Западная Цзинь и бывавший в Бапноме, писал: «Смолоду я хотел изучать Путь и странствовать по далеким краям. Прежде, молодым, я убегал. И из-за этого [стремления] отправился путником на юг. Сначала хотел увидеть горный хребет Цзяолин и только. Благодаря милостям судьбы, удалось достичь Фунани» 189. Согласно исследованию «Дао цзан юаньлю као» («Истоки Даосского Канона»), предпринятому Чэнь Гофу, Гэ Хун побывал в Фунане в первый год правления династии Восточная Цзинь под девизом Гуанчжао (306 г.).

В эпохи Вэй, Цзинь, Северных и Южных династий Бапном регулярно направлял посольства в Китай, и, вероятно, бапномские изваяния Будды проникли на территорию Китая именно в это время. Согласно записям в китайских исторических источниках, на второй г. правления Лян У-ди под девизом Тяньлань царь Бамо — правитель Бапнома, выходец из Тяньчжу — вновь отправил китайскому двору кораллы, изваяния Будды и другие местные товары. Бапномские изваяния Будды в легких струящихся одеяниях, попав в Китай, оказали влияние на стиль буддийской скульптуры в Китае и открыли второй этап в истории буддийского искусства, находившегося доселе под влиянием индийской культуры. Изваяния Будды в легких одеждах, которые в последние годы находят на территории Цинчжоу, резко отличаются от предшествующих им изваяний в тяжелом платье, характерных для буддийского искусства Гандхары. Возможно, в них также проявилось влияние бапномского буддийского искусства на культуру Китая. Бапномские изваяния Будды, вероятно, восходят к работам скульптурной школы Амаравати, распространенной в Южной Индии и воплотившей в своих творениях местные индийские культурные традиции. Школы Гандхара, Матхура и Амаравати сформировали три основных центра искусств Кушанской эпохи.

В сравнении с изваяниями школы Амаравати композиции на местных рельефах живее, убедительнее и лучше выстроены, а человеческие фигуры изображены более гибкими и изящными. Подобные изваяния Будды работы мастеров школы Амаравати проникли и на Шри-Ланку, и в целый ряд стран Юго-Восточной Азии.

В 1950–1960-х годах среди западных ученых распространилось мнение, что в эпоху Северных и Южных династий ведущую роль играло буддийское искусство северных царств. В работе «Влияние искусства южных царств на буддийское искусство Шести династий» профессор Александр Сопер (Alexander Soper) из Нью-Йоркского университета США утверждал: несмотря на обилие находок произведений буддийского искусства, относящихся к Северным династиям, в соответствии с письменными источниками, расцвет буддизма произошел все же при Южных династиях. Тогда же и были достигнуты вершины буддийского искусства, оказавшие ключевое влияние на эволюцию художественного стиля Северных династий. Сопер также считал, что привнесенный в китайское искусство жившим при династии Лян Чжаном Сэнъяо новый прием живописи — «рельефный рисунок», вероятнее всего, пришел с юга по морскому пути и попал в Китай через Индонезию и Малайский полуостров 190.

Контакты с Индией. Согласно местным историческим преданиям, брахман Каундинья пришел из Индии и женился на царице Бапнома Лю-э. У них «родилось семеро сыновей, каждый из которых стал править в свой столице», — так и образовалось царство Бапном. В IV веке еще один брахман из Индии прибыл через Паньпань в Бапном, где его короновали царем 191. Поэтому при проведении археологических раскопок в Ок-Ео особое внимание исследований уделялось индийской керамике I–IV веков, которой было извлечено почти две тонны. Причем изделия в индийском стиле заняли весомую долю, и большинство находок — не драгоценные диковинки, а обычные предметы, которыми пользовались в повседневной жизни простые жители.

В V–VII веках, до индуизации Бапнома, между Индией и Ок-Ео уже установился достаточно регулярный культурный обмен. У Ок-Ео существовали даже торговые отношения с Кушанским царством. В годы Троецарствия Сунь Цюань, правитель Восточного У, на пятом г. царствования под девизом Хуанъу (226 г.) отправил в Бапном (нынешняя Камбоджа) Чжу Ина, Кан Тая и других послов: так было начато сообщение между Китаем и «странами южных морей». Кан Тай в «У ши вайгоши» («Иностранные дела при царстве У») отметил: «Царь Цзяина любит лошадей, купцы из юэчжи приводят в Цзяин целые корабли, груженые лошадьми, царь скупает их всех до единой.

Если в пути случался падеж, царь даже скальп коня покупает за полцены от коня» (Энциклопедия «Тайпин юйлань», цзюань 359). Юэчжи — жители Кушанского царства, гегемона Центральной Азии и Северной Индии. Царство Цзяин в четвертой цзюани «Лоян целань цзи» («Буддийские храмы Лояна») называется «Гэин». Некоторые ученые отождествляют этот топоним с сокращенным переводом названий южноиндийских царств Koyam (Padi) или Koyam (Muturu) 192. Другие считают, что царство Цзяин находилось на Малайском полуострове. В «У ши вайгоши» описываются обычаи стран Юго-Восточной Азии, поэтому вторая версия довольно правдоподобна. Однако конкретное местоположение «Цзяина» к текущему моменту установить не удалось. В четвертой цзюани «Лоян целань цзи» («Буддийские храмы Лояна») сказано, что буддийский монах по имени Путибато из царства Гэин однажды прибыл в город Лоян, столицу Северной Вэй. В летописи «Саньгочжи: У чжи — Ши Се чжуань» («Записи о  Трех царствах: царство У,  — жизнеописание Ши Се») говорится о  братьях по имени Ши Се в Цзяочжоу: «Каждый служил начальником округа и держал в своих руках власть в округе, их земли простирались вдаль за десятки тысяч ли, и их влияние было непререкаемым». Когда они отправлялись в путь, «лошади и колесницы заполняли дороги, несколько десятков людей из ху шли среди повозок и лошадей, возжигая благовония». Так называемые «люди из ху» — юэчжи или согдийцы из Центральной Азии. Очевидно, в период Троецарствия множество выходцев из Центральной Азии вели торговлю в Индокитае.

При раскопках в Ок-Ео археологи обнаружили целый ряд монет Кушанского царства, а также статуэтку индийской богини, которая весьма напоминает найденную в Гандхаре статуэтку I века до н. э., однако остальные изваяния Будды по большей части относятся к южноиндийскому стилю.

Индийская культура в III–IV веках глубоко влияла на Ок-Ео, а особенно ярко про[1]слеживаются в религиозной жизни и искусстве Ок-Ео черты индуизма. Некоторые неоднозначные черты, свидетельствующие о сосуществовании буддийского и индуистского искусства, проявились в культуре Бапнома в V–VI вв. Среди руин Ок-Ео обнаружены как статуи Будды V–VII веков, так и статуи богов из индуистского пантеона, датированные IV–VII веками: например, статуя Вишну с основанием.

О письменности в Ок-Ео в  «Цзинь шу: Сы и  чжуань» («История династии Цзинь: Описания иноплеменников с четырех [концов страны]») сказано: «От Фунаня до Линьи на запад больше трех тысяч ли, вдоль моря их граница обширна и тянется на три тысячи ли, в царстве есть столица с дворцом. Люди там живут уродливые, темнокожие, курчавые, ходят нагие и босиком… Искусны в ажурной резьбе, посуда у них в основном серебряная, приношения и налоги принимают золотом, серебром, жемчугом и благовониями. Также у них есть хранилища с книгами, письмена похожи на хуские».

В  руинах Ок-Ео археологи обнаружили несколько золотых украшений и  изделий из листового золота с надписями на брахми IV–V вв. Следовательно, в Бапноме использовалась древнеиндийская письменность. Среди памятников, оставшихся от бапномской эпохи, оказалось множество предметов из золота и олова: перстни, серьги, шпильки и другие украшения, небольшие статуэтки, формы из песчаника для литья оловянных серег и т. д. Находки форм для литья доказывают, что золотые и оловянные предметы изготовили местные жители. Люди, запечатленные в статуях, похожи на индийцев или жителей Центральной Азии. Предметов из олова больше, чем из золота. На некоторых оловянных печатях, осколках олова и на сусальном золоте на индийском брахми надписаны индийские пословицы 193.

Примечания

* Ныне — среднее течение Ганга. — Примеч. пер.

** Некоторые ученые по данным радиоуглеродного анализа датируют этот процесс IV–VII веками.  — Примеч. автора.

*** Доктор Ли Юйцюнь из Института археологии Китайской академии общественных наук (КАОН) считает, что обнаруженные в  Ок-Ео изваяния Будды в  действительности ближе искусству Южных династий.  — Примеч. автора.

187. Жорж Сёдес. Пер. на кит. Гэн Шэн. Сила ладин цзоцзя Юаньдун гувэньсянь цзилу (Тексты греческих и латинских авторов о Дальнем Востоке). Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1987. С. 27.

188. Malleret, Louis. L’archéologie du delta du Mékong. Paris: École francaise d’Extreme-Orient, 1959–1963. Serie «Publications de l’École francaise d’Extreme-Orient». (Здесь и далее археологические данные, касающиеся Ок-Ео, приводятся по этому отчету).

189. Дао цзан. Дуншэньбу. Тайцин цзинье шэнь даньцзин. Цзюань ся (Даосский Канон. Вместилище духовного. Канон духа золотого эликсира Тайцин. Вторая цзюань).

190. Soper, Alexander C. South Chinese Influence on the Buddhist Art of the Six Dynasties Period. In: «Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities», 1960, №32. P. 47–112.

191. «Лян шу: Чжу-и чжуань» («История Лян: повествование о всех инородцах»).

192. Ян Сянь. Лоян целань цзи (Буддийские храмы Лояна) с комментариями Фань Сянюна. Шанхай: Шанхай гуцзи чубаньшэ, 1978. С. 173–174.

193. Пьер-Ив Манген (Pierre-Yves Manguin), систематизировали Чэнь Сяолоу, Шэн Цзечжэн. Гуаньюй Фунаньго дэ каогусюэ синь яньцзю: вэйюй Юэнань Мэйгунхэ саньцзяочжоу дэ Во-Ао ичжи. Оуяфэй каогу юй вэньмин силе цзянцзо чжи и. («Новые исследования археологии Бапнома: памятник Ок-Ео в дельте Меконга на территории Вьетнама». Один из циклов лекций по археологии и культуре Европы, Азии и Африки). Бэйцзин гоцзя тушугуань бэйхай фэньгуань за 22 апреля 2005.

Цитируется по изд.: Линь Мэйцунь. 15 лекций об археологии Великого шелкового пути. М., 2017, с. 143-149.

Рубрика