Майсур в 60-х годах XVII века (НИИ, 1961)

Майсур в 60-х годах XVII века (НИИ, 1961)

На юге Индии во второй половине XVIII века важную политическую роль стало играть государство Майсур. Владения майсурского князя примерно с 60-х годов XVII века превратились в небольшое государство, возглавляемое индусской династией с титулом Водеяр. Ограниченное с двух сторон Во-сточными и Западными Гхатами, а на юге р. Каверн, государство Майсур считалось богатым и труднодоступным для вражеских армий. Длительная борьба между моголами и маратхами дала Майсуру возможность окрепнуть. Он лежал в стороне от тех районов Индии, где происходили основные сражения. Редкие же нападения маратхов и моголов на Майсур удавалось отбить или же откупиться от них.

Многочисленные горные реки, полноводная Каверн и разветвленная система плотин и водоемов позволили майсурским крестьянам собирать обильный урожай. Земельный налог был сравнительно умеренным до тех пор, пока майсурские правители не стали лелеять завоевательных планов и содержать большие армии. Община в Майсуре была, по-видимому, крепкой. Крестьяне бесплатно содержали скот на общинных пастбищах и могли удобрять свою землю навозом, что повышало урожайность полей.

В ряде городов Майсура производились ткани (в основном грубые сорта), шедшие на местный рынок. Некоторые виды шелковых и полушелковых тканей вывозились, правда, за пределы страны, но эта отрасль ремесленного производства далеко не имела такого значения для Майсура, как для Бенгалии. Основным предметом майсурского экспорта были железные бруски, продаваемые по всей Индии. Железо добывалось главным образом из песка речек, текущих с гор и сносивших вниз размельченную руду. Обилие леса позволяло плавить эту руду в примитивных печах, а потом вырабатывать железо и сталь путем многократной перековки в небольших горнах. Этим промыслом сезонно занимались преимущественно артели по деревням, а в остальное время артельщики обрабатывали свои земли или нанимались в работники к крестьянам. Однако в конце XVIII в. по количеству занятых в производстве рабочих и по сумме вложенных хозяином заведения денег (большей частью занимаемых у городских купцов) некоторые из этих железоделательных мастерских начали перерастать в примитивные мануфактуры.

Майсур славился также производством стеклянных изделий, в частности, разноцветных браслетов. Майсурские украшения носили женщины на всем Декане. Делались эти изделия из местных материалов.

В Майсуре были еще красильщики и переплетчики, каменотесы, строители оросительных каналов, заготовители гашеной извести, люди, занимавшиеся выпариванием соли. Все ремесла передавались по наследству и велись в основном согласно кастовым традициям, хотя строгость кастовых ограничений кое в чем была уже подорвана (например, вместо одной профессии для каждой касты в иных кастах можно было выбирать себе любое из нескольких, правда строго определенных, занятий). Одни промыслы были развиты главным образом в городах, другие в деревнях, наконец некоторые были наследственным занятием отдельных кочующих лесных племен. Особо следует выделить ремесленников, обслуживавших общину и не выносивших, как правило, своей продукции на рынок. Они часто оплачивались из доли крестьянского урожая.

Крестьяне продавали продукцию на небольшом местном рынке или же скупщику, но вырученные ими деньги шли в основном на уплату налога. Как правило, крупная торговля, особенно предметами роскоши, сосредоточивалась в городах. Наиболее крупным городом в княжестве, после Майсура, был Бангалур, являвшийся центром ткацкого ремесла, а его купцы вели значительную торговлю с Хайдарабадом и Карнатиком. В Бангалуре проживали также крупные ростовщики, могущие финансировать даже правителя Майсура.

Часть земель в Майсуре принадлежала храмам, а часть — небольшим вассалам-князькам, но в основном земля была государственной собственностью. Как и в остальной Индии, государственный земельный фонд обычно раздавался в пожалование феодалам-военачальникам, которые содержали установленное число наемных воинов и стремились превратить пожалованные земли в свою частную собственность.

Цитируется по изд.: Новая история Индии. Отв. ред. К.А. Антонова, Н.М. Гольдберг, А.М. Осипов. М., 1961, с. 131-132.

Рубрика