Нигерия (ЧА:ПиН, 2016)

Нигерия (ЧА:ПиН, 2016)

В последней четверти XIX века усилилось вмешательство европейских держав во внутренние дела существовавших к тому времени на юге современной Нигерии многочисленных союзов вождеств и иных государственных образований. Такое проникновение и воздействие осуществлялось в результате деятельности многочисленных миссионеров, консулов европейских стран и представителей торговых компаний. Ведущая роль принадлежала представителям Великобритании. Это позволило в ходе Берлинской конференции 1884—1885 годов поставить вопрос о признании британских прав на значительную территорию в регионе дельты Нигера. Такое закрепление стало возможным благодаря действиям Национальной африканской компании, возглавленной Дж. Голди. Более 400 договоров, заключенных им и его предшественниками с местными правителями, предоставляли множество преимуществ Великобритании для продолжения не только экономической экспансии, но и установления военно-политического контроля. На рубеже столетий Королевская нигерская компания (КНК) распространила свою власть на значительную часть южных территорий, ослабленных внутренними войнами йоруба, была образована колония Лагос. На юго-востоке земли были завоеваны силами Протектората нигерского побережья, в 1896 г. был захвачен и полностью разрушен Бенин. Частично под контроль КНК попал и халифат Сокото. После возникновения трений с Францией, осваивавшей сопредельные земли, Компания передала подконтрольные ей территории и собственность правительству Великобритании за солидное вознаграждение, и дальнейшее покорение Северной Нигерии было поручено известному колониальному администратору Фредерику Лугарду. Он сумел использовать значительное преимущество в вооружениях и тактике и к 1903 г. после захвата города Сокото, религиозного и политического центра халифата, судьба северных территорий была решена. К 1906 г. Великобритания с полным правом заявляла о контроле над всей территорией, занимаемой современной Нигерией.

В Северной Нигерии Лугард ввел систему косвенного управления. Теперь «туземные власти» (представители местной традиционной знати, выполнявшие управленческие функции в качестве колониальных чиновников разного уровня) отвечали, в том числе и за сбор налогов, часть которых шла на содержание самих властей. В 1914 г. с началом Первой мировой войны Северная Нигерия и Южная Нигерия были объединены в целях создания единой управленческой и экономической инфраструктуры и уравнивания возможностей регионов. Но объединение двух протекторатов не сблизило Южную и Северную Нигерию, поскольку там продолжали действовать две независимые друг от друга администрации, работу которых координировал британский губернатор. В период войны система косвенного управления была распространена и на Западную Нигерию. На территории Восточной Нигерии она была введена лишь в 1929 г., когда англичане осознали ошибочность управления через назначаемых вождей, не связанных с системой традиционной власти.

За исключением созданного в 1922 г. Законодательного совета Южной Нигерии, в состав которого выбирались четыре представителя местного населения, в стране не было выборных органов власти. Такая ситуация сохранялась до 1946 г., когда была введена первая из трех конституций, предшествовавших независимости Нигерии. К этому времени значительные успехи были достигнуты в развитии экспортно-импортной торговли, которую почти полностью контролировали европейские торговые компании и выходцы с Ближнего Востока. Железная дорога связала административную столицу Лагос и важнейшую гавань — Порт-Харкорт с Севером, позже автодороги соединили Восток и Запад с Севером и Югом, значительные объемы грузов перевозились водным транспортом по Нигеру и его крупнейшему притоку Бенуэ. В Европу экспортировали пальмовое масло, арахис, оловянную руду, хлопок, какао-бобы и древесину. Продолжался процесс нигерийского общественно-политического развития, чему во многом способствовали встроенность в имперские институты, открывшиеся для нигерийцев возможности побывать за рубежом, получить современное образование, а также усилившиеся в период Второй мировой войны антиколониальные настроения. Нигерийские политические деятели выступали не только за ускорение экономического развития страны, но и требовали предоставления им больших возможностей для участия в управлении. Такие устремления совпали с послевоенными планами Великобритании.

В 1947 г. метрополия выделила ассигнования на реализацию десятилетнего плана экономического развития колонии. До этого, в 1946 г. вступила в силу конституция Нигерии. Она стала объектом критики со стороны нигерийских политиков антиколониальной ориентации, справедливо усмотревших в создании отдельных Законодательных советов для Севера, Запада и Востока намерение сохранить раздробленность страны. Критике был подвергнут и порядок отбора членов региональных законодательных советов, где большинство было гарантировано представителям «туземных властей».

Сохраняя региональные Законодательные советы, новая конституция 1951 г. предусматривала выборность их членов. Такая политика регионализации способствовала возникновению политических партий на этно-региональной основе. Возглавляемый Ннамди Азикиве Национальный совет Нигерии и Камеруна (НСНК) выступал с общенигерийских позиций, но опирался главным образом на поддержку ибо Восточной Нигерии. Среди йоруба, основного народа Западной Нигерии, популярностью пользовалась партия Группа действия (ГД) во главе с Обафеми Аволово. На Севере вне конкуренции был Северный народный конгресс (СНК). После отмены в 1952 г. не продержавшейся и года конституции представители трех основных политических партий разработали конституцию, которая еще больше усилила позиции регионов. После внесения некоторых поправок именно она стала основным документом, в соответствии с которым 1 октября 1960 г. Нигерия стала независимым государством, а в 1963 г. была провозглашена республикой.

Первое правительство независимой Нигерии опиралось на коалицию партий НСНК и СНК, премьер-министром стал представитель СНК Абубакар Тафава Балева. С 1963 г. пост президента занял Н. Азикиве. Оппозиция была представлена Группой действия во главе с О. Аволово. Региональные правительства возглавили: на Севере — лидер СНК Ахмаду Белло, на Западе — С. Акинтола из Группы действия и на Востоке — представитель НСНК М. Окпара. В 1963 г. на территории восточной части Западной Нигерии была образована четвертая область, Среднезападная. На состоявшихся в 1964 г. выборах в этом регионе победу одержала НСНК. В начавшейся борьбе за власть в начале 1960-х гг. распадались ранее сформированные политические альянсы. Впервые это произошло в 1962 г. в Западной области, когда после раскола Группы действия одна из ее фракций во главе с С. Акинтолой создала Нигерийскую национально-демократическую партию (ННДП), которая, вступив в союз с НСНК, в январе 1963 г. пришла к власти в регионе. К 1964 г. в этой коалиции наметился раскол относительно оценки результатов переписи населения 1963 г. Специалисты и руководство НСНК сочли их фальсифицированными. Они считали, что численность населения Севера была умышленно завышена на 10 млн чел., что гарантировало представителям этого региона большинство в парламенте страны. Несколько позже произошел окончательный раскол, и накануне декабрьских выборов 1964 г. возникла новая расстановка сил: СНК образовал коалицию с недавно созданной ННДП в противовес союзу между НСНК и Группой действия. Победу на выборах, сопровождавшихся многочисленными нарушениями, одержал блок СНК-ННДП, что привело к конституционному кризису и обострению борьбы за власть. В январе 1965 г. было сформировано новое федеральное правительство, в состав которого вошли представители СНК, ННДП и НСНК, а пост премьер-министра сохранил Балева. Новый политический кризис разразился в октябре 1965 г., когда в результате мошеннических выборов в Западной области к власти вернулась ННДП. Это спровоцировало волну беспорядков в этой части страны.

В январе 1966 г. группа армейских офицеров, состоявшая преимущественно из ибо, совершила военный переворот — первый в истории англоязычной Африки. В ходе переворота был убит премьер-министр Балева. Численность вооруженных сил была менее 10 тысяч человек, из которых офицерский корпус составлял около 500 человек. Авторитет армии в обществе был высок и федеральное правительство посчитало возможным передать бразды правления командующему нигерийской армией генерал-майору Дж. Агийи-Иронси, также ибо. В мае военное правительство обнародовало декреты о запрещении деятельности политических партий и превращении Нигерии в унитарное государство, что должно было ослабить набиравший силу регионализм. Четыре существовавшие области были разделены на провинции. Эти меры усугубили опасения северян относительно угрозы гегемонии ибо, и на Севере были спровоцированы этнические погромы. Уже в июле армейские части, состоявшие главным образом из солдат-северян, совершили новый военный переворот, в ходе которого были убиты Агийи-Иронси и ряд других офицеров, преимущественно ибо.

1 августа главой государства и правительства стал подполковник (позднее генерал) Якубу Говон. В сентябре правительство обнародовало декрет о возвращении страны к федеральной системе, в Лагосе состоялась конституционная конференция с целью выработки приемлемой для всех формулы сохранения единства. Но на Севере возобновились этнические погромы, гибель тысяч человек привела к массовому бегству ибо на Восток (до 2-х миллионов человек). В этой ситуации представители Восточной Нигерии покинули конференцию. Новая попытка федерального правительства и властей Восточной Нигерии во главе с назначенным незадолго до этого губернатором Одумегву Оджукву найти компромиссное решение была предпринята в январе 1967 г. в нейтральном месте — г. Абури (Гана). Говон согласился осуществить радикальную децентрализацию федеральной системы, но соглашение так и не вступило в силу.

30 мая 1967 г. по поручению регионального правительства Оджукву провозгласил создание на территории Восточной Нигерии независимой Республики Биафра (по названию залива на атлантическом побережье страны). Спустя три дня после введения федеральным правительством чрезвычайного положения и раздела Нигерии на 12 штатов, три из которых пришлись на территорию упраздненной Восточной области, Биафра объявила о выходе из состава Нигерии. Началась кровопролитная гражданская война, продолжавшаяся до января 1970 г. и нанесшая непоправимый ущерб стране. В период наивысшего ожесточения боевых действий федеральное правительство тратило до миллиона долларов в день, общенациональные людские потери достигли почти двух миллионов человек, преимущественно гражданских лиц. Великие державы (за исключением Франции) и большинство стран Африки не поддержали «мятежников» Биафры, три саммита ОАЕ не смогли предложить компромиссного варианта урегулирования нигерийского кризиса. Опыт Нигерии показал, что принцип территориальной целостности для молодых государств был намного важнее в тот период, чем право народа на самоопределение.

Правительство Я. Говона приступило к урегулированию межэтнических противоречий и восстановлению причиненных войной разрушений. Однако его главные обещания — вернуть к 1976 г. страну к гражданскому правлению и покончить с коррупцией вызвали недоверие в обществе. В июле 1975 г. в результате бескровного военного переворота к власти в стране пришел генерал Мурталла Мухаммед.

Это военное правительство находилось у власти всего около 200 дней, но успело многое сделать. Были аннулированы так возмущавшие общественное мнение результаты переписи населения 1963 г., проведена широкая кампания по очищению государственного аппарата и армии от коррупционеров, увеличено число штатов и принято решение о выделении федеральной столичной территории. В феврале 1976 г. Мухаммед был убит в ходе неудавшегося заговора. Заменивший Мухаммеда на посту главы государства прославившийся в ходе гражданской войны генерал-лейтенант Олусегун Обасанджо подтвердил преемственность политического курса и намерение правительства обеспечить переход к гражданскому правлению в установленные сроки. В 1979 г. вступила в силу новая конституция, предусматривавшая прямые выборы главы исполнительной власти. На состоявшихся в августе выборах победу одержал северянин-мусульманин Шеху Шагари.

Попытки Шагари решить проблемы снабжения страны продовольствием путем увеличения капиталовложений в сельское хозяйство принесли определенный успех. Но другие планы экономического развития реализовать не удалось, поскольку из-за мирового спада производства с 1981 г. стали уменьшаться государственные доходы от продажи нефти. От части амбициозных проектов пришлось полностью отказаться, некоторые были заморожены или реализованы в меньшем масштабе, например, строительство новой федеральной столицы в Абудже. Правительство Шагари активно использовало популистские меры, под предлогом сохранения рабочих мест для нигерийцев в начале 1983 г. из страны были высланы почти два миллиона западно-африканцев (половина из них — выходцы из Ганы). Но основные проблемы развития сохранялись, положение основной массы населения не улучшилось.

В середине 1983 г. были проведены выборы, сопровождавшиеся многочисленными нарушениями, и президентом вновь стал Ш. Шагари. В ночь на 31 декабря 1983 г. в Нигерии произошел очередной переворот, четвертый в истории страны. Было приостановлено действие некоторых статей конституции, распущены политические партии. Главой федерального военного правительства стал генерал-майор Мухаммед Бухари. Он оказался свергнут в результате очередного переворота в августе 1985 г., и государство возглавил генерал-майор Ибрагим Бабангида. Апеллируя к национальным чувствам нигерийцев, правительство Бабангиды отказалось продолжить переговоры с Международным валютным фондом (МВФ) о предоставлении Нигерии займа в размере 2,5 млрд долл.

За восемь лет правления И. Бабангида добился определенных успехов в укреплении центральной власти, продолжил практику дробления территории страны на новые штаты, проводил жесткий курс в отношении политических противников. Продолжавшееся падение мировых цен на нефть способствовало дестабилизации обстановки в стране. Участники неудавшихся заговоров военных в 1985 и 1990 гг. были казнены, а пятилетний график возвращения к гражданскому правлению, так называемой «Третьей Республике», неоднократно продлевался. Некоторые мусульманские группировки ратовали за создание в стране исламского государства, что не встречало резкого отпора со стороны военного правительства, большинство в котором составляли северяне. В октябре 1989 г. декретом правительства были созданы две политические партии (военные считали, двух партий для страны вполне достаточно), что должно было снизить накал противоречий между тремя основными этническими регионами. На всех выборах в период 1990-1992 годов Социал-демократическая партия (СДП) одерживала победы над несколько более консервативной партией Национально-республиканский конвент.

Затянувшийся период перехода к гражданскому правлению закончился проведением 12 июня 1993 г. президентских выборов. Явка избирателей была невысокой, но голосование прошло спокойно. Окончательные официальные результаты выборов так и не были опубликованы, но считается, что победу одержал Мошуд Абиола, известный предприниматель-йоруба. Тем самым было доказано, что в сложных условиях нигерийской политической традиции к власти в стране вполне может пробиться не выходец с Севера, к тому же гражданское лицо.

Однако дальнейшие события приняли неожиданный оборот: 23 июня военное руководство Нигерии объявило об аннулировании их результатов. На протяжении всего лета страна, в первую очередь ее юго-западная часть, родина Абиолы, была парализована многочисленными забастовками и выступлениями. Политический кризис в конечном счете вынудил И. Бабангиду 26 августа 1993 г. передать власть Временному национальному правительству. Глава правительства Эрнст Шонекан также не смог справиться с хроническим политическим кризисом и в результате военного переворота, осуществленного 17 ноября 1993 г. министром обороны Сани Абачей, был отстранен от власти.

Правление Абачи (1993-1998) считается самым мрачным периодом в истории независимой Нигерии. Первоначально он пользовался значительной поддержкой многих видных политических деятелей, что частично объяснялось его размытой политической программой. Многие считали его «кукловодом» военных переворотов в 1983 и 1985 гг. Однако в течение года гражданские министры в правительстве Абачи постепенно были отстранены и стало ясно, что в стране воцарился режим жесткой личной диктатуры. Наиболее ярким проявлением политической эволюции нового главы Нигерии стало преследование и тюремное заключение М. Абиолы. Абиола требовал признания результатов президентских выборов и 12 июня 1994 г., в первую годовщину выборов, провозгласил себя законным президентом Нигерии, но был арестован по обвинению в государственной измене. В поддержку Абиолы выступили многие видные нигерийские политики, отставные военные, предприниматели. Летом 1994 г. рабочие газовой и нефтяной промышленности начали забастовку, которая на девять недель парализовала всю страну, но была подавлена силовыми методами.

Годы правления Сани Абачи были ознаменованы многочисленными нарушениями нрав человека в Нигерии. Постоянные преследования оппозиции, в том числе аресты и пытки, привели страну к международной изоляции. В марте 1995 г. по спорному обвинению в подготовке государственного переворота были арестованы бывший глава государства Олусегун Обасанджо и другие известные военные. В ноябре 1995 г. после показательного судебного разбирательства в военном трибунале были казнены Кен Саро-Вива и его сторонники. Писатель и экологический активист, Саро-Вива создал организацию, защищавшую права народа огони и разоблачавшую деятельность компании Шелл, колоссальными взятками обеспечившей возможность вести бесконтрольную нефтедобычу. Из-за массовых нарушений нрав человека Нигерия была исключена из членов Содружества. В июне 1996 г. в Лагосе была убита жена М. Абиолы Кудират, и, хотя это преступление не было раскрыто, многие в Нигерии считали, что оно было организовано режимом. В этот период многие известные нигерийцы, как, например, Нобелевский лауреат писатель Воле Шойинка, были вынуждены под страхом смерти бежать из страны.

За всё время правления С. Абачи нигерийская экономика гак и не смогла выйти из застоя, хотя правительству удавалось удерживать макроэкономическую стабильность — контролировать инфляцию и курс национальной валюты. Однако реального экономического роста не происходило, поскольку выделенные на развитие средства разворовывались, в том числе военными. Этот период был также отмечен серией внешнеполитических неудач. Из-за многочисленных нарушений нрав человека США ввели против Нигерии экономические санкции. Особенно неприятной для нигерийских властей стала критика злоупотреблений военного режима, с которой на встрече глав государств-членов Содружества выступил президент ЮАР Нельсон Мандела. И без того натянутые нигерийско-американские отношения еще больше ухудшились, когда в сентябре 1997 г. власти разогнали участников приема в честь отбывавшего на родину посла США в Нигерии У. Каррингтона, что само по себе явилось вопиющим нарушением дипломатического протокола. Вместе с тем в Западной Африке Нигерии удалось добиться определенных успехов и укрепить свои позиции в качестве регионального лидера. Межафриканские вооруженные силы (ЭКОМОГ), костяк которых составили нигерийцы, внесли немалый вклад в стабилизацию обстановки в Либерии и проведения там выборов в 1997 г. Еще более действенным было нигерийское миротворческое вмешательство в Сьерра-Леоне.

Официально главной политической целью режима Абачи, как и его предшественника И. Бабангиды, былло обеспечение «постепенного перехода к демократии». В переходный период предполагалось провести конференцию но новой конституции, выборы в местные органы власти, регистрацию политических партий. Однако по мере приближения 1 октября 1998 г., даты передачи власти гражданскому правительству, становилось все более очевидным, что вся затея с переходным периодом была лишь прикрытием намерений Абачи укрепить личную власть. Независимые политические партии были объявлены вне закона, организации, выступавшие в поддержку режима, получили от него денежные субсидии, а потенциальные соперники Абачи в борьбе за ноет президента подвергались преследованиям и арестам. Окончательным свидетельством истинных намерений правящего режима стало выдвижение в начале 1998 г. Сани Абачи в качестве кандидата на президентский пост всеми пятью официальными политическими партиями. Это вызвало шквал критики со стороны общественно-политических организаций и бывших руководителей страны. Неожиданная смерть диктатора в 1998 г. дала импульс возобновлению демократического процесса.

Сменивший «тирана каменного века» генерал Абдусалам Абубакар отмежевался от злоупотреблений прежнего режима. Политические заключенные были выпущены на свободу, и новые власти приступили к пересмотру программы по переходу к демократическому правлению. Однако остались нерешенными две главные проблемы: аннулированные результаты выборов 1993 г. и тюремное заключение М. Абиолы. За несколько дней до предполагаемого освобождения Абиола умер от сердечного приступа. Хотя проведенная международными специалистами аутопсия не выявила признаков насильственной смерти, многие объясняли кончину Абиолы плохими условиями, в которых он содержался в заключении на протяжении четырех лет. Политическая напряженность, возникшая после смерти Абиолы, спала, когда генерал Абубакар обнародовал новую программу перехода к гражданскому правлению. По мере либерализации внутриполитической ситуации видные нигерийские диссиденты стали возвращаться из эмиграции на родину и выходить из тюрем.

28 февраля 1999 г. в Нигерии состоялись президентские выборы. Победу на них одержал освобожденный из заключения кандидат от Народной демократической партии, бывший глава государства отставной генерал О. Обасанджо, собравший свыше 60% голосов. В апреле 2003 г. Обасанджо был вновь избран президентом на второй срок. В свою очередь, его преемником, «взращенным» харизматичным генералом, стал губернатор северного штата Кацина, член президентской Народной демократической партии Умар Яр-Адуа, выигравший выборы и вступивший на президентский пост в мае 2007 г. Из-за болезни он не смог выполнять свои обязанности и в январе 2010 г. но решению суда президентские полномочия были переданы вице-президенту Гудлаку Джонатану. Достаточно скоро он распустил кабинет и начал реализовывать собственный курс, чем вызвал серьезное возмущение сторонников недееспособного президента. После смерти У. Яр-Адуа в мае 2010 г. Г. Джонатан принял присягу и исполнял обязанности главы государства вплоть до очередных выборов в апреле 2011 г., по результатам которых он вновь получил пост президента страны. Выборы сопровождали беспорядки, унесшие более 500 жизней. Второй по числу полученных голосов кандидат М. Бухари не признал итогов подсчета голосов. Тем не менее, Джонатан был приведен к присяге.

На всем протяжении 2000-х годов экономика Нигерии переживала серьезные трудности, несмотря на удачную конъюнктуру цен на нефть — главный экспортный продукт государства. По мнению зарубежных и национальных экспертов, главной причиной отставания страны в социально-экономическом развитии, как и основой всё усиливающихся этно-религиозных противоречий между ее исторически сформировавшимися регионами была и остается беспрецедентная коррупция часто сменяющихся режимов, бесконтрольность властей. По мере становления в Нигерии независимых общественно-политических институтов, вхож-дения страны в такие международные программы, как НЕПАД (одним из формальных авторов которой явился О. Обасанджо, имеющий также неофициальный титул «делателя президентов» в современной Нигерии), усиления ответственности самого крупного государства региона за происходящее в Западной Африке и на континенте в целом в качестве безусловного лидера многих миротворческих операций и программ гуманитарного сотрудничества, общественное мнение страны все острее осознает необходимость избавить Нигерию от образа наиболее коррумпированного государства.

Именно эти вопросы находились в центре внимания последней президентской кампании 2015 г., когда Г. Джонатан был вынужден уступить за явным преимуществом своему давнему сопернику Мохаммаду Бухари (полномочия начаты 29.05.2015). Значительное влияние на внутриполитическую ситуацию оказывает продолжающееся противостояние государства и экстремистов движения «Боко Харам», пытающихся под лозунгами политизированного ислама повернуть развитие страны «с западного пути», используя для этого террористическую тактику, варварские методы и помощь международных террористических организаций. Не менее напряженная ситуация долгие годы существует в южных районах Нигерии, в дельте Нигера. Здесь правительству приходится противостоять стремлению народов региона в большей степени использовать для решения социально-экономических проблем «нефтяные деньги», из-за коррупции не доходящие до бюджета. При этом используются радикальные методы, граничащие с терроризмом, захват заложников и собственности иностранных нефтяных компаний, провозглашаются лозунги отделения этих областей. Экстремистские группировки пользуются и поддержкой из-за рубежа.

Цитируется по изд.: Черная Африка: прошлое и настоящее. Учебное пособие по Новой и Новейшей истории Тропической и Южной Африки / под. ред. А.С. Балезина, С.В. Мазова, И.И. Филатовой. – М., 2016, с. 381-392.

Рубрика