Тайвань в XVI веке – база китайской нелегальной торговли

Тайвань в XVI веке – база китайской нелегальной торговли

Тайвань, тесно связанный с югом Китая, с XII века был включен в систему водных путей, соединяющих последний со странами Южных морей. Известный китайский путешественник Ван Да-юань (уроженец Цзянси), дважды совершивший путешествия на торговых кораблях, автор книги «Дао и чжи люэ» («Краткое описание островных варваров»), датированной 1350 годом, брал ориентиром для определения местоположения описываемых им островов горные вершины Южного Тайваня.

Наименование острова Тайвань в XII веке еще не выделилось из комплекса Люцю, под каковым подразумевались острова Рюкю, Пэнху и Тайвань. Данные о существовании поселений на Тайване нельзя найти в официальных источниках средневекового Китая. В истории сунской династии «Сун ши», в разделе о Люцю, упоминается только, что «королевство Люцю расположено к востоку от Цюаньчжоу». Но контекст показывает, что авторы истории связывали это направление с морскими трассами, ведущими из крупного торгового центра Китая того времени. Постепенно сведения об этом крае просачивались и в другие источники. В 1349 году, когда Ван Да-юань закончил «Краткое описание островных вар[1]варов», из первой главы стало известно об островах Пэнху, их климате, растительности, почве, китайских поселен-

[26]

цах й торговле. Говорилось и об острове, лежащем далее, заселенном туземцами, т. е. о Тайване и его высоких горах.

В 1372 году минское правительство в поисках базы для отпора японцам после их набегов на Шаньдун отправило флот й посольство на Люцю, и тогда о Тайване заговорили в отчетах как о «Малом Люцю». Только в самом начале XVII века из «Записок о Востоке» («Дунфан цзи»), составленныхв 1602 годуучастником походапротив японскихпиратов на Тайване Сань Ли, в обиход правительственнойадминистрации вошлоназвание Тайвань— «Залив террас».

Со времени расцвета китайско-японской торговли (конец XIV — середина XVI века) остров Тайвань приобрел особое значение.

Базы торгово-пиратских корпораций на острове с самого начала представляли собой небольшие поселения, располагавшиеся вблизи гаваней. Наиболее ранние колонии были основаны в районах нынешних городов Тайнань, Гаосюн и Дунцзян на юге, Даньшуй и Цзилун на севере. Прежде всего была заселена территория современного города Тайнань, наиболее выгодная по своим географическим и климатическим условиям.

В районе Южных Морей навигации парусного флота благоприятствовали северо-восточные зимние муссоны, а на востоке, в районах Люцю и Японии, для навигации было удобнее летнее время, когда преобладали юго-западные муссоны. Путь с материка на Тайвань исторически установился через Сямынь, представлявший естественную гавань для двух округов провинции Фуцзянь — Чжанчжоу и Цюаньчжоу, через которые шел по[1]ток переселения на острова Пэнху, а затем на Тайвань. 

Путешествие через Тайваньский пролив в сезон тайфунов (с июня по ноябрь) считалось одним из наиболее опасных и занимало 8— 10 и более дней 40.

Острова Пэнху (Пескадорские) были первоначальной базой переселения, а когда движение переселенцев усилилось, стали перевалочным пунктом. Ссылаясь на источники, современный тайваньский ученый Чэнь Чжэнеян указывает, что уже к концу XIII века с материка осуществлялись регулярные рейсы кораблей на Пэнху, где тогда проживало около 1600 китайцев 41. О численности китайских поселений на Тайване этого времени сведений

[27]

нет. Да если бы таковые в официальных источниках и были, они не могли бы дать верной картины. Как во времена процветания легальной морской торговли XIII и XIV веков (период господства монгольской юаньской династии), так и в течение XV—XVI веков, когда легальная торговля была сведена почти на нет, характер торгово-пиратских поселений на Тайване с окружавшими их районами сельскохозяйственной колонизации мало менялся. Конечно, численно они не могли быть стабильными: кроме разного рода местных причин те отливы населения, что коснулось юга Китая, неизбежно должны были затронуть и Тайвань 42.

[28]

Цитируется по изд.: Тодер Ф.А. Тайвань и его история (XIX в.). М., 1978, с. 26-28.

Примечания

40. См.: Chen Cheng-siang. Taiwan. An Economic and So[1]cial Geography. Vol. I. Taipei, 1963; L. G. Thompson. The Junk Passage Across the Taiwan Strait, Two Early Chinese Account. — «Harward Journal of Asiatic Studies». 1968, vol. 28.

41. Чэнь Чжэн-сян подтверждает переселение китайцев на Тай[1]вань в период династии Южная Сун (Chen Cheng-siang. Taiwan..., с. 45).

42. Об изменении количества населения юго-восточных провинций Китая в период правления династии Мин (1368— 1644) дают представление следующие цифры *:

Провинция

1393 г.

1642 г.

Сокращение населения (количество)

Сокращение населения, %

 

 

 

 

 

Фуцзянь

3916 806 чел.

2111027

1 805799

46,1

Гуандун

3 007932 чел.  

2 052 343

955 589

31,8

 

 

 

 

 

 

Но Ping-ti. Studies on the Population of China, 1368— 1953, c. 258, 264—265.

Рубрика