Покрова на рву (Воронов, 1984)

Покрова на рву (Воронов, 1984)

…Когда же Иван IV, Грозный, разгромил Казанское ханство, то по случаю взятия Казани и присоединения волжских земель к русскому государству (1552 год) были построены в Москве на Красной площади вначале 7 деревянных церквей, а затем в 1555—1561 годах — каменный собор Покрова на Рву, до сих пор являющийся одним из лучших украшений центра столицы и широко известный как храм Василия Блаженного. Это уже в полном смысле памятник. Его узорчатость светилась радостью победы. Предполагается, что первоначально он был белый.

Орнаментальная кладка его куполов и стен, особенно из-за соседства с суровым лаконизмом крепостных кремлевских стен, поражала воображение. Белый цвет делал храм не просто радостным, а придавал ему величественную торжественность. Незабываемым было, наверное, зрелище в весенние и летние утренние часы, когда встававшее солнце заставляло ослепительно сиять золотые кресты, а стенам придавало оранжевато-розовый оттенок. Позже храм расписали и тем самым усилили ликующе радостное общее настроение, которое вызывало сооружение. Особенно нарядно выглядел он в белоснежные и длинные русские зимы.

Храм не очень приспособлен для отправления церковной службы: помещения его тесны, темны, проходы и переходы узкие.

Церковь при таких внешних, казалось бы, внушительных размерах, соответствующих центральной площади столицы, вмещает удивительно мало людей. И все это, наверное, не случайно. Церковь ставили не столько для отправления службы — ведь рядом были многочисленные кремлевские соборы и церкви на Ильинке, на Варварке, на Никольской, сколько именно как памятник, как своего рода архитектурную скульптуру, долженствовавшую прежде всего радовать глаз. Первым высказал все эти суждения известный историк искусства академик Ф. И. Шмидт. Его мнение опиралось на действительно существовавшую русскую традицию.

Цитируется по изд.: Воронов Н.В. Люди, события, памятники (Рассказы о памятниках и мемориалах). М., 1984, с. 20-22.