Франция с 887 по 1059 годы: избирательная монархия

Франция с 887 по 1059 годы: избирательная монархия

Карл Толстый принимает гонцов. Миниатюра XIV века.

Со времени низложения каролинга Карла Толстого в 887 году, принцип избирательности престола  в половине случаев брал верх над традиционной наследственностью. Именно путем избрания Эд, Роберт, Рауль и Гуго Капет сделались королями. Люди, избравшие в 987 году Гуго Капета, вовсе не желали основывать новую династию. Учению об избирательности, ясно выраженному духовенством и поддержанному вельможами, и были обязаны своим троном капетинги. Обряд коронования

[24]

в XI веке лишь придал более отчетливые формы этому учению; на основании предварительного соглашения между магнатами архиепископ реймский „избирал короля", прежде чем помазывать его миром и короновать; а „великие и малые", наполнявшие собор, выражали свое согласие приветственными кликами. В теории необходимо было „согласие всего королевства". В действительности, после того, как закончено было предварительное нащупывание почвы у тех, чье согласие было необходимо, дело шло уже только о том, чтобы выявить это согласие посредством формальности. Но канцелярские обычаи подчеркивали важность этой формальности: первый год царствования считался только со дня коронования, и это правило, связанное с теорией избирательности, будет оставаться в действии в течение двух столетий 1.

Итак, эта королевская власть капегангов, сверхъестественный характер которой мы отметили, была избирательной. В этом видели странное противоречие. Но современники не могли удивляться этому. Уже по одному тому, что королевская власть была подобна священству, являлось вполне логичным, что она не была наследственной. И как духовенство могло не признавать ее божественного характера на том основании, что она избирательная? Ведь епископами и палами делались тоже по избранию. Монах Ришер приписывает архиепископу Адальбероиу обращенную им; будто бы к вельможам в 987 году речь, которая, может быть, не вполне точно выражает идеи самого Адальберона, но соответствует принципам церкви: „Королевство, — говорит си, — не приобретается дно праву наследства, и возводить на престол следует лишь того, кто отличается не только телесным благородством, но и духовной мудростью, того, кого укрепляет вера и поддерживает великодушие" 2. Царствовать должен лучший; а мы от себя прибавим: и он должен быть избран лучшими. Это чисто церковная теория  3. И раз он избран с общего согласия, которое, впрочем, сводится к согласию немногих, раз он коронован, он является королем милостью божьей, и все обязаны ему повиноваться 4.

К тому же эта церковная доктрина находилась в согласии с анархическими чувствами мирского общества. Избрание короля являлось вполне естественным в глазах знати, которая придавала значение только индивидуальному соглашению.

Единственным средством сохранить корону в своей семье, которым располагали капетинги, было — еще при жизни обеспечить избрание и коронование своего наследника. В течение

_____

1. Мы установили (DXVII, Введ., стр. XII), что переход королевской власти к сыну с самого момента смерти отца установился лишь с 1223 г.

2. CXI, кн. IV, гл. XI, стр. 132.

3. CCLXXX, стр. 357 и сл.; DCLXIII, стр. 35 и сл.

4. См. теории Аббона де Флери о всемогуществе избранного короля в его Collectio canonum, посвященной королям Гуго и Роберту: I, стр. 478—480.

[25]

трех веков они имели сыновей, и все время применяли систему соправительства до того момента, пока один из них, Филипп-Август, сделавшись очень могущественным, совершенно правильно решил, что он может пренебречь этим. В этом отношении в 987 году имелся прецедент: каролингский король Лотарь, не доверяя своему брату, сделал своим соправителем и заставил короновать в 979 году 1 сына своего Людовика V. И Гуго Капет, как только был избран и коронован, тотчас же с согласия вельмож разделил свой трон с сыном своим Робертом. Архиепископ Адальберон оказал при этом некоторое сопротивление. Пришлось искать помощи в походе, который Гуго собирался предпринять против испанских сарацин; как, в самом деле, не обеспечить, на случай несчастья, мирную передачу короны? И Роберт был коронован в день рождества этого же самого года, но мы не знаем, был ли он помазан; обряд совершился в Орлеанском соборе. Отец и сын царствовали совместно, без раздела земли или функций, и жили в полном согласии до тех пор, пока Гуго не воспротивился браку сына с Бертой 2. После смерти своего отца Роберт царствовал один около двадцати лет. После развода с Бертой его домашняя жизнь стала очень тревожной благодаря мрачной злобности его новой жены — Констанции. В эти жестокие времена мегеры были нередкостью, и эта мегера приводила домочадцев короля в ужас, производящий комическое впечатление. „Ах, разве можно не верить ей, когда она грозит злом!", — писал шартрский епископ Фульберт. Она потребовала коронования своего юного сына Гуго в 1017 году, не обращая внимания на возражения сеньоров, которые объявили, что не видят от этого никакой пользы. Сделавшись королем, Гуго не вынес дурного обращения матери и убежал; он жил грабежом и умер восемнадцати лет от роду. Тогда Роберт созвал баронов и епископов, чтобы вручить корону своему второму сыну — Генриху; но Констанция стояла за третьего, своего любимца. Преемство в порядке старшинства не было еще тогда правилом  3. Бароны и епископы были в затруднении: они предпочли бы, по разным причинам, воздержаться. Им казалось дурным „при жизни отца избирать короля"... Могущественный герцог аквитанский, не желая ссориться ни с королем, ни с королевой, остался дома. Епископ Фульберт явился в курию и говорил в пользу старшего сына: и Генрих спустя год был коронован в Реймсе; Фульберт не осмелился присутствовать при коронации из страха перед королевой Констанцией. Ока преследовала молодого короля своей ненавистью. После смерти Роберта Благочестивого она пыталась его низложить. Вот

____

1.  CDXXXI, стр. 108—109.

2. DXXI, стр. 40, 49, 141—142; CDXXXI, стр. 216, 241-242; CCCLV, стр. 290 и сл.

3.  С XII в. оно стало бесспорным.

[26]

тогда-то и увидели, что предварительное коронование обеспечивало порядок. Генриху I удалось удержаться, и он не пре-минул короновать своего молодого сына Филиппа в 1059 году 1. Несмотря на волнения, которые после этого сопровождали почти каждое возведение на престол, ооправительство обеспечило непрерывность династии.

Молодой король был сначала избран („designe"), затем торжественно коронован в церкви. Мы видим в протоколе 1059 года, что после „исповедания", прочитанного Филиппом, которое мы привели выше, реймский архиепископ изложил права своей церкви избирать и помазывать на царство короля. Затем отец дал свое согласие, и архиепископ провозгласил избрание при кликах присутствующих. Наконец, он приступил к посвящению 2.

Когда отец умирал, молодой король заставлял короновать себя вторично. Впрочем, принятие короны происходило каждый раз, когда король созывал торжественное собрание курии, Curia coronata, но помазание на царство производилось лишь один раз.

Так, коронование молодого „избранного" короля восстановило наследственность престола в пользу капетингов: и в этом была их единственная политическая победа в течение XI в. Это было успехом одновременно и королевского рода и монархического принципа, так как те из епископов и баронов, которые не были в ссоре с королем, не осмеливались уклониться от участия в церемонии. На один день оживали времена, о которых говорили поэты, когда бароны стекались в „милую Францию" к императору.

_____

1. DXXI, стр. 71-83; CDXL, I, стр. 79—81; DCIX, стр. 45 и сл.

2. CCXCII, стр. 2—4.

[27]

Цитируется по изд.: Пти-Дютайи Ш. Феодальная монархия во Франции и Англии в X - XIII веках. М., 1938, с. 24-27.

Рубрика