Фергана во второй половине XV – начале XVI века

Фергана во второй половине XV – начале XVI века

Согласно единодушному утверждению авторов персоязычных исторических хроник, Захир-ад-дин Мухаммад Бабур родился в 888 года хиджры в месяце мухаррам (в феврале 1483 г.) Его отец Омар Шейх-мирза (1462—1494) был правителем Ферганского удела Тимуридов 1.

Детство и юность Бабура прошли в основном в городах Аксы и Андижан. Он еще в детстве получил хорошее образование при дворе своего отца 2. Хотя Андижан не мог сравниться со столицей Тимуридов Самаркандом, тем не менее Омар Шейх-мирза, подражая правителю Мавераннахра — Султану Ахмад-мирзе, окружал себя учеными и поэтами, и его дети, естественно, воспитывались в этом кругу 3.

После смерти Омара Шейх-мирзы несовершеннолетний царевич Бабур был объявлен правителем Ферганского удела 4. Однако когда он в сопровождении верных ему эмиров прибыл в Андижан, то узнал, что в четырех ягачах 5 от него, в городе Куве, стоит войско Султана Ахмад-мирзы. Тот уже успел захватить города Ура-Тюбе, Ходжент, Маргилан и был явно не прочь присоединить к своим владениям еще и Андижан. Те же цели преследовал и Султан Махмуд-хан, правитель Ташкента. Ему удалось захватить город Касан, его войска штурмовали Аксы. Вторгся на территорию Ферганского удела и кашгарский хан Абу Бекр-дуглат Кашгари, осадивший город Узгенд 6.

Однако феодальная знать Ферганы, заинтересованная в сохранении своего влияния и власти, сделала все возможное, чтобы не допустить потери независимости. Ее представители решительно потребовали у Султана Ахмад-мирзы признать Захир-ад-дина Бабура законным правителем Ферганского удела. В послании Бабура, которое они передали правителю Самарканда, было сказано следующее: «В эту область должно поставить кого-нибудь из Ваших слуг. Я Вам и слуга и сын; если бы эту службу поручили мне, то было бы найдено лучшее и легчайшее решение» (БН, л. 166].

В результате Султан Ахмад-мирза был вынужден уступить и, заключив мирный договор с Ферганой, удалился в Самарканд. После этого ферганцам было уже легче справиться сна-

[33]

чала с войском кашгарского хана, а затем и с Султаном Махмуд-ханом [БН, л. 17а].

Когда обстановка в стране стабилизировалась, Бабур получил возможность назначить в крупнейшие города своих наместников из числа тех феодалов, которые поддержали его в трудное время. Правителем Андижана стал эмир Хасан Якуб, управление Ошем было поручено эмиру Касыму Кучину, у власти в Аксы и Маргилане стали эмиры Узун Хасан и Али Дуст-тогаи (БН, л. 18а). Следует указать при этом, что, когда Бабур был провозглашен правителем Ферганского удела, ему было всего 12 лет и государственными делами, естественно, ведали его приближенные. Основную роль в диване Бабура, по единодушному мнению историков, играли Ходжа-казни бабушка Бабура — Эсан Давлат-бегим.

На рубеже XV—XVI веков в Хорасане и Мавераннахре укрепилось положение привилегированной военно-феодальной и духовной знати, особенно представителей дома Тимуридов. Значительной стала роль потомков крупнейшего духовного феодала Ходжи Убайдуллаха Ахрара и их приверженцев. Это время характеризуется здесь усилением центробежных тенденций, ростом феодальных междоусобиц, ухудшением положения народных масс. Своего апогея достигает феодальная анархия. Согласно образному выражению историографа Шейбани-хана Мухаммада Салиха, все боялись друг друга, «требуя себе царство, сеяли смуты внутри страны» 7. Активное участие в междоусобной борьбе, происходившей на территории Мавераннахра, принял и Бабур.

После смерти Султана Ахмад-мирзы (январь 1495 г.) правителем Самарканда был провозглашен второй сын покойного, 18-летний Байсункар-мирза. Его правление началось с борьбы за власть с самаркандскими эмирами. По словам Бабура, они обвиняли Байсункара в том, что он окружил себя хисарскими беками, отстранив от дел самаркандцев [БН, л. 36а]. Недовольный внутренней политикой Байсункара, Дарвиш Мухаммад-тархан, один из влиятельнейших самаркандских феодалов, вызвал из Карши Султана Али-мирзу, брата Байсункара, и объявил его правителем [БН, л. 36а] 8.

Эта междоусобица была названа историками восстанием тарханов [БН, л. 36а—37а). Борьба за власть в Самарканде между сторонниками Султана Али и Байсункара протекала с переменным успехом. В результате Дарвиш Мухаммад-тархан, зачинщик заговора, поплатился жизнью, а Султан Аля спасся.

Это восстание усилило раздоры среди местных феодалов, множество жителей остались без крова и голодали. Правительство Байсункара проявило полную неспособность к управлению страной. В Мавераннахре создалась благоприятная обстановка для внешнего вмешательства.

[34]

Когда о восстании тарханов узнал Бабур, он, будучи заинтересованным в захвате Самарканда, немедленно выступил в поход. 17 июня 1496 г. его войско достигло столицы. Свой лагерь Бабур расположил в тумане Шавдор, где ему удалось захватить несколько крепостей. Здесь он встретился с Султаном Али и заключил с ним военный союз против Байсункара. Однако с наступлением зимы оба претендента на власть в Самарканде возвратились домой.

Второе выступление Бабура против Самарканда состоялось в мае 1497 г. Прибыв в туман Ярялак, Бабур узнал, что в местности Сери-Пул Байсункар напал на войско Султана Али. Вступив в сражение, Бабур оттеснил Байсункара в город. Он осадил Самарканд и захватил многие населенные пункты, расположенные в его окрестностях. Однако ввиду приближения зимы Бабур и его союзники вынуждены были временно снять осаду.

Но на сей раз Бабур ушел недалеко. Он сделал своей резиденцией крепость Ходжа Дидор [БН, л. 436] 9, укрепился там и подступил к Самарканду.

Тем временем в городе начались трудности с продовольствием, а в войске Байсункара усилился разброд. Потеряв надежду отразить нападение Бабура своими силами, Байсункар отправил посланника в Туркестан к Шейбани-хану с просьбой о помощи.

Появление Шейбани-хана в окрестностях Самарканда и его первая встреча с Бабуром ознаменовали собой новое вмешательство (после более чем 30-летнего перерыва) кочевой узбекской знати в политическую жизнь Мавераннахра. Это обстоятельство оказалось в конечном счете решающим для ликвидации господства Тимуридов в Средней Азии.

В окрестностях Самарканда Шейбани-хан расположился напротив лагеря Бабура. Бабур в надежде дать бой вышел ему навстречу. Однако Шейбани-хан предпочел не вступать пока в сражение, а укрыться в Самарканде. Но Байсункар внезапно изменил свое первоначальное решение и не пустил Шейбани-хана в город. Обиженный Шейбани-хан вернулся в Туркестан.

Байсункар остался без союзника. Он бросил город на произвол судьбы и ушел в Кундуз к тамошнему правителю Хосров-шаху. Самаркандские эмиры, расположенные к молодому Бабуру, пригласили его управлять страной. В конце ноября 1497 г. состоялся торжественный въезд Бабура в Самарканд. Бабур был провозглашен законным наследником престола Тимура [БН, л. 446, 506].

В результате длительных феодальных междоусобиц население Самарканда и окружающих его районов сильно пострадало. Войдя в столицу Мавераннахра, Бабур стал свидетелем разрухи и опустошения. «...Город был до того разорен, — пи-

[35]

шет он, — что (жители] нуждались в семенах и денежных ссудах» [БН, л. 51а].

Бабур не смог долго продержаться в Самарканде, поскольку у него не было никакой возможности прокормить свое войско и вознаградить своих приверженцев, не говоря уже о населении, которое долго бедствовало и жаждало лучшей жизни. Разочаровавшись в Бабуре, видные эмиры начали его покидать; к тому же в Андижане восстал эмир Узун Хасан. Из Андижана к Бабуру в Самарканд приходили письма такого- содержания:

«Нас держат в жестокой осаде, если вы не придете [в ответ] на наши вопли, то дело кончится плохо. Самарканд был взят силами Андижана; если Андижан останется в ваших руках, то, с помощью божией, можно будет овладеть также и Самаркандом» [БН, л. 526, 53а].

Пробыв в Самарканде 100 дней, Бабур был вынужден оставить его. Но, добравшись до Ходжента, он узнал, что Андижан: захвачен Узун Хасаном, а его покровитель и духовный наставник Ходжа-кази взят в плен и казнен. Самарканд тем временем занял Султан Али и утвердил там свою власть. В Ходженте была установлена власть Мухаммада Хусейн-гургена, в: Фергане торжествовали эмир Узун Хасан и его сторонник Султан Ахмад Танбал.

Около двух лет метался Бабур между Самаркандом и Андижаном, но овладеть ни тем, ни другим городом ему не удавалось (см., например: БН, л. 54а, 556, 586, 59а).

Однако власть Узуна Хасана в Фергане не была прочной. В Андижане, Аксы и Оше то и дело вспыхивали народные восстания [БН, л. 62а, 636]. Это было вызвано тем, что население, особенно крестьянство, подвергалось жестокой эксплуатации. Обремененные всевозможными налогами и трудовыми повинностями, которые в это время значительно возросли, жители Ферганы страдали от произвола и злоупотреблений чиновников Узуна Хасана.

Недовольство народных масс Аксы привело к всеобщему восстанию, которое возглавил Хасан Декча, принадлежавший, по всей вероятности, к среднему сословию. Выступление простого народа поддержали отдельные представители имущего- класса, недовольные внутренней политикой правящей верхушки. Гарнизон Узуна Хасана заперся в городской цитадели (БН, л. 62а]. Хасан Декча, благожелательно относившийся к Бабуру, пригласил в город его военачальников.

Массовое восстание населения произошло и в Андижане. Брат Бабура, Насыр-мирза, ловко использовал его в своих целях. Взяв инициативу в свои руки, он направил силы восставших на свержение власти Узуна Хасана. Ему удалось разбить войско врага его брата и захватить город, который потом был сдан Бабуру.

[36]

Вторичное воцарение Бабура в Андижане историки датируют месяцем зуль-каада 904 г. х. (июль 1499 г.).

Однако борьба за власть в Андижане между Бабуром и другими претендентами на этом не прекратилась. Главным соперником Бабура оказался теперь его брат Джахангир-мирза, которого поддерживал Султан Ахмад Танбал.

Война между братьями и поддерживавшими их феодальными группировками, в которой ни одной из сторон не удавалось добиться решающего перевеса, принесла много страданий населению страны.

Страшному опустошению подверглись земледельческие районы, остро ощущалась нехватка зерна и продовольствия.

В сложившейся ситуации часть феодальной знати, представителями которой были эмиры Бабура Али Дуст-тогай и Канбар Али-бек, начала переговоры с группировкой Джахангира. В результате в конце февраля 1500 г. стороны заключили мирное соглашение, в соответствии с которым Ферганский удел был разделен между Бабуром и Джахангиром. Границей между владениями братьев стала Сырдарья. Земли на север от реки с центром в Аксы получил Джахангир, а южный берег ее с центром в Андижане — Бабур [БН, л. 74а).

Тем временем Шейбани-хан захватил пограничную крепость Отрар и города Саурана и Ясы (ныне г. Туркестан) и стал угрожать Самарканду. В 1500 г. после неудачной попытки овладеть Самаркандом Шейбани-хан разгромил города Карши и Шахрисабз. Затем ему удалось разбить у крепости Дабуссии (развалины этой крепости находятся близ станции Зияуддин) войско шедшего на выручку самаркандцам наместника Бухары Мухаммада Баки-тархана и захватить сам город. Весть о взятии Бухары Шейбани-ханом усилила раздоры среди правящей верхушки Самарканда. Ряд эмиров, недовольных политикой Султана Али, обратились за помощью к Бабуру. Однако сын Ходжи Ахрара, Ходжа Яхья, являвшийся фактическим правителем города и заинтересованный в сохранении своих привилегий 10, выступил со своими приверженцами в защиту Султана Али. Все же острая нехватка хлеба, недовольство народа и раскол в правящей верхушке вынудили Султана Али начать переговоры с Шейбани-ханом.

Но было еще одно весьма важное обстоятельство, приведшее Султана Али к этому шагу. По данным историков, правитель Самарканда Султан Али был только номинальным хозяином страны, в действительности же власть находилась, как мы отмечали выше, в руках Ходжи Яхьи, а также Мухаммада Мазид-тархана, а в Бухаре (до взятия ее Шейбани-ханом) полномочным хозяином был Мухаммад Баки-тархан. Он, по сообщению Мухаммада Салиха, управлял еще Каракулем и Кермине 11. Бабур отмечает, что из доходов бухарской земли он никому ничего не давал (БН, л. 766). Так же вел себя в Самар-

[37]

канде Мухаммад Мазид-тархан. Во всех округах города ключевые должности занимали его родственники и ставленники. Султан Али получал лишь небольшое содержание. Вот почему Бабур полагал, что в решении Султана Али известную роль сыграли сложившиеся отношения между ним и его эмирами.

Когда Ходжа Яхья и Мухаммад Мазид-тархан узнали об этом намерении Султана Али, они спешно снарядили своих представителей к Бабуру, чтобы предложить ему напасть на Самарканд. Однако Бабур опоздал. К 1500 г. при содействии Султана Али Самарканд был без боя сдан Шейбани-хану. Но властитель кочевых узбеков и не собирался щадить Султана Али. Началась жестокая расправа с Тимуридами, погиб и сам Султан Али. Все это послужило поводом для заговора группы влиятельных эмиров, целью которого было изгнать Шейбани-хана из Самарканда.

Заговорщики во главе с шейхом Абул-Макаррамом впустили в город Бабура, который внезапно атаковал гарнизон Шейбани-хана, разбил его и стал полновластным хозяином Самарканда. Сам Шейбани-хан, находившийся в это время в Кани-Гиле, был вынужден отступить в Туркестан.

Вторичный захват Бабуром Самарканда историки датируют 906 г. х. (1500). Но и на этот раз Бабур продержался у власти недолго.

Хорошо осведомленный о ситуации в Мавераннахре, Шейбани-хан весной 1501 г. начал стремительное наступление на Самарканд. Его армия была снаряжена гораздо лучше армии Бабура. Кроме того, Бабур не получил помощи, обещанной ему могольским ханом Султаном Махмудом. Несмотря на это, он собрал войско и с незначительными подкреплениями из соседних областей выступил навстречу врагу. В апреле 1501 г. в местности Сери-Пул произошла битва, судьбу которой решил примененный Шейбани-ханом маневр «тулгама», т. е. охват флангов противника с последующим ударом в тыл. Бабур потерпел поражение и был вынужден укрыться за стенами Самарканда. Началась осада, которая длилась четыре месяца. В «Бабур-наме» рассказывается об активном участии в обороне города простых горожан, об их смелых вылазках против врага. Все же голод оказался сильнее.

Историографы Шейбани-хана Мухаммад Шади и Мухаммад Салих рассказывают о неслыханных страданиях населения Самарканда. Как сообщает Мухаммад Шади, были случаи, когда жители не брезговали есть собачье мясо, а собаки — человечье. С мечетей вместо слова «Аллах» произносили слово «хлеб». С этим же словом на устах умирали и старые и молодые 12.

Вот что рассказывает сам Бабур:

«Настала уже пора созревания хлебов, однако никто не привозил нового хлеба. Дни осады продлились, и люди терпе-

[38]

ли большие лишения, дошло до того, что бедные и нуждающиеся стали есть собачье и ослиное мясо. Так как корм для коней сделался редкостью, то люди давали коням листья деревьев. При этом по опыту оказалось, что из всех листьев лучше всего годятся для коней листья тута и карагача. Некоторые строгали сухое дерево, бросали стружки в воду и давали коням» [БН, л. 936]. В городе начались грабежи, для охраны имущества состоятельных жителей была выставлена стража.

Бабур понял, что в создавшейся обстановке удержать город в своих руках ему не под силу. Покинув Самарканд, он с остатками войска прибыл в Ташкент, где правил его дядя Султан Махмуд, и обратился к нему с предложением о совместных действиях против Шейбани-хана: «У нас появился такой враг, как Шейбани-хан; вред от него одинаковый и для тюрков, и для моголов; подумать о нем нужно теперь, пока он не совсем захватил наш удел и не очень возвысился» [БН, л. 1016].

Бабур подробно описывает свой приезд в Ташкент и рассказывает о тех усилиях, которые ему пришлось приложить, чтобы объединить силы своих родственников для борьбы против Шейбани-хана. Благодаря его стараниям был заключен военный союз Султана Махмуда с правителем Кашгара Султаном Ахмад-ханом. Они решили сначала обеспечить безопасность внутри страны, положить конец двоевластию в Фергане, разгромив узурпировавшего власть в Андижане Султана Ахмада Танбала.

В 1503/04 г. 30-тысячная армия союзников выступила в Фергану (БН, л. 1036] 13. Получив в пути весть о том, что Султан Ахмад Танбал оставил Андижан и сосредоточил свои силы в более укрепленной крепости, они отправили Бабура в Ош и Узгенд, чтобы нанести удар по врагу с тыла.

Однако этот шаг союзников вынудил Султана Ахмада Танбала обратиться за помощью к Шейбани-хану, для чего он отправил к нему своих братьев Бек Тельбы и Шах Баязида 14. Шейбани-хан дал согласие. Он сразу выступил из Самарканда, куда только что вернулся после похода на Хисар, и, проведя свое войско через Ура-Тюбе, Шахрухию, Ходжент, Канибадам, Нусух и округ Хакан, достиг селения Архиен под Ташкентом, где и дал сражение могольским ханам.

Бабур и его союзники были побеждены. Шейбани-хан щедро одарил Танбала и его братьев: Танбал получил Андижан, Шах Баязид — Аксы, Бек Тельбы — Маргилан и Канибадам. Оставив в Ташкенте Джанибек-султана, Шейбани-хан вернулся в Самарканд.

Однако Султан Ахмад Танбал не был удовлетворен таким распределением территории. Дождавшись ухода Шейбани-хана, он напал на Ташкент и осадил его. Эта акция и определила судьбу Танбала — он сорвал замыслы Шейбани-хана, планиро-

[39]

вавшего нападение на Хорасан, и тот решил покончить с недавним союзником 15.

По данным «Таварих-и гузида Нусрат-наме», свой последний поход в Фергану Шейбани-хан начал ранней весной — 7 апреля 1504 г. 15 апреля он достиг Ура-Тюбе и Ходжента 16. 1 мая 1504 г. армия Шейбани-хана уже была в двух ягачахот Андижана, где его ожидал Танбал.

Генеральное сражение между Шейбани-ханом и Танбалом произошло 3 мая. Танбал был побежден и укрылся в Андижане. Шейбани-хан осадил город, и через три месяца ввиду голода и раздоров в лагере осажденных, часть которых перебежала к врагу, Танбал вынужден был сдаться.

Покорив Андижан, Шейбани-хан казнил Танбала и его брата Шах Баязида. Этим он обеспечил себе полную безопасность в тылу 17. Андижан был отдан в управление Джанибек-султану, Ташкент — Суюнчак-султану, а сам Шейбани-хан вернулся в Самарканд, намереваясь возобновить военные операции против правителя Хисара Хосров-шаха.

Одной из основных причин падения власти Тимуридов в Фергане была феодальная анархия, достигшая в этот период своего апогея.

Все это не дало возможности Бабуру объединить страну и создать боеспособную, дисциплинированную армию. Та же армия, которой располагал Бабур, как, впрочем, и другие феодальные властители, вербовалась из наемников, проявлявших храбрость главным образом при грабежах мирного населения, несмотря на стремление Бабура и его главного военачальника Касым-бека препятствовать бесчинствам. Бабур даже издал фирман, запрещавший солдатам грабить и притеснять жителей.

Постоянного же войска у Бабура не было. Полагаться он мог только на нукеров своей личной охраны, которых насчитывалось «больше двухсот и меньше трехсот человек» [БН, л. 596]. Мелкие феодалы, приходившие со своими отрядами на службу к Бабуру, были ненадежны и часто ему изменяли 18.

Бесконечные феодальные междоусобицы гибельно отражались на положении крестьян и горожан. Хозяйственный упадок в Фергане принял особенно катастрофические формы накануне завоевания страны войсками Шейбани-хана. Разоренные крестьяне пополняли собой городскую бедноту (йятим). Нищета достигла таких размеров, что даже знать стала испытывать затруднения с продовольствием и кормом для коней. Возмущенное население поднимало восстания. Бабур упоминает о восстании жителей Маргилана и Оша в 1503 г.

Все эти обстоятельства создали благоприятные условия для подчинения Ферганы Шейбани-ханом. Эта победа развязала Шейбани-хану руки для войны с Хорасаном.

[40]

Цитируется по изд.: Азимджанова С.А. Государство Бабура в Кабуле и Индии. М., 1977, с. 33-40.

Примечания

1. Мухаммад Хайда.р, -Тарих-и Рашиди, л. 986; С. А. Азимджанова, К истории Ферганы второй половины XV в., Ташкент, 1957, с. 21.

2. Хоядемир, Хабиб ас-сияр, т. III, ч. III, Бомбей, 1847, с. 271.

3. О детстве Бабура в «Бабур-наме» не имеется сведений. Данные о его жизни до вступления на престол приведены Мухаммадом Хайдаром: Тарих-и Рашиди, л. 98а, 986.

4. Там же, л. 99а.

5. Ягач-7—8 км.

6. Бабур-наме. Записки Бабура, пер. М. Салье под ред. С. А. Азимджановой, Ташкент, Л 958, с. 27. Далее все ссылки на это издание будут оформляться непосредственно в тексте, например: 1[БН, л. 8а (нумерация листов по изданию А. С. Беверидж, см. прим. 9 к гл. I)]. «Написание имен собственных в цитатах из «Бабур-наме» унифицировано согласно тексту работы.

7. Мухаммад Салих, Шейбани-наме, изд. П. М. Мелиор а некого, СПб., '1908, с. 81.

8. Мухаммад Салих, Шейбани-наме, с. 24.

9. См. также: Хонд ем ир, Хабиб асчшяр, т. III, ч. III, с. 276.

10. Хондемир,Хабиб ас-сияр, т. III, ч. III,с. 284.

11. Mухаммад Салих, Шейбани-наме, с. 24.

12. Мухаммад Шади, Шах-наме-йе хани, ркп. ИВ АН УзССР, №5669, л. 2156, 216а, 217а.

13. Согласно Мухаммаду Салиху, численность войска могольских ханов составляла 40 тысяч человек (Мухаммад Салих, Шейбани-наме, с. 122).

14. Таварих-и гузида Нусрат-наме, Ташкент, 1967, с. 323.

15. Мухаммад Хайдар, Тарих-и Рашиди, л. 9ба; Таварих-и гузида Нусрат-наме, с. 339.

16. Таварих-и гузида Нусрат-наме, с. 324; Мухаммад Салих, Шейбани-наме, с. 127.

17. Мухаммад Салих, Шейбани-наме, с. 170; Таварих-и гузида Нусрат-наме, с. 335.

18. Таварих-и гузида Нусрат-наме, л. 586.

Рубрика