Рио-де-Ла-Плата: открытие и завоевание

Рио-де-Ла-Плата: открытие и завоевание

Основание Буэнос-Айреса.

Сложен и многогранен исторический путь развития аргентинского народа. Свыше 400 лет прошло с того времени, когда феодальная Испания захватила обширный район, на территории которого позднее образовалась Аргентина. Обнаружив здесь индейские кочевые и оседлые племена, у которых сохранялся первобытнообщинный строй, испанские завоеватели, применяя жестокие насилия, подчинили их и подвергли бесчеловечной эксплуатации.

Великие географические открытия и особенно открытие Христофором Колумбом Америки в 1492 г. и испанским конкистадором Васко Нуньесом де Бальбоа Тихого

[24]

океана в 1513 г. резко обострили соперничество за захват вновь открытых земель между двумя главными колониальными державами — Португалией и Испанией. Ограбление коренного населения новых земель было одной из главных целей испанских и португальских завоевателей. «...Золота искали португальцы на африканском берегу, в Индии, на всем дальнем Востоке; золото было тем магическим словом, которое гнало испанцев через Атлантический океан; золото — вот чего первым делом требовал белый, как только он ступал на вновь открытый берег» 1.

Открытие и завоевание Рио-де-Ла-Платы

Открытие Португалией морского пути к «островам пряностей» вокруг Африки подтолкнуло Испанию отправить на запад экспедиции Солиса, Магеллана и Кабота с целью проложить другой путь к этим островам.

Экспедиция Солиса не достигла поставленной цели, однако она имела большое значение. Именно она открыла в феврале 1516 г. эстуарий реки, получившей позже название Рио-де-Ла-Плата (Серебряной реки). Сам Солис, высадившийся при исследовании берега Ла-Платы, был убит индейцами. Через четыре года экспедиция Магеллана также исследовала Ла-Плату.

В 1526 г. из Испании отправилась третья экспедиция во главе с Себастьяном Каботом. У берегов Бразилии экспедицией были получены сведения о сказочных богатствах «империи белого царя», о «серебряной горе», находящейся в пределах этой империи, и о том, что в эти земли ведет река Ла-Плата. Кабот изменил маршрут своего путешествия: он решил проникнуть по Ла-Плате, а затем по реке Паране внутрь материка для завоевания этой страны.

9 июня 1527 г. Кабот заложил на берегу реки Параны форт Санкти-Спиритус. Это было первое поселение испанцев на аргентинской земле. Однако вскоре форт был «сожжен и полностью разрушен индейцами вследствие плохого обращения с ними» 2.

В то же время испанские конкистадоры покорили Мексику (1519—1521 гг.) и Перу (1530—1533 гг.).

______

1. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XVI, ч. I, сто. 442.

2. J. Raff о de la Retaf Lecciones de historia Argentina, Buenos Aires, 1946, p. 30.

[25]

Потоки золота и серебра, награбленных в этих странах, хлынули в Испанию. В январе 1534 г. в Севилье в Торговой палате были выставлены для всеобщего обозрения необыкновенные сокровища, привезенные из Перу. Испания готовила новую экспедицию с целью завоевания и колонизации области реки Ла-Платы. Возглавил эту экспедицию богатый и знатный придворный Педро де Мендоса, принявший на себя все расходы. Мендоса назначался губернатором «земель, провинций и народов так называемой реки Ла-Платы» 1. Полномочия, полученные Мендосой, распространялись на обширную территорию, в пределах которой он имел право открывать и завоевывать земли, закладывать города и крепости, а также распределять земли между поселенцами. Это была самая сильная из всех когда-либо отправлявшихся из Испании в Америку экспедиций. Общая численность ее достигала приблизительно 1500 человек; среди них была группа католических священников, отправленных на Ла-Плату с целью обращения индейцев в христианство. Экспедиция везла с собой первые партии племенного скота (лошади, крупный рогатый скот, свиньи), семена различных злаков, земледельческие орудия.

В январе 1536 г. экспедиция прибыла к устью Ла-Платы. В феврале того же года Мендоса заложил на одной из возвышенностей западного равнинного берега Ла-Платы поселение Пуэрто Санта Мария де Буэнос-Айрес (порт Богоматери Добрых Ветров). Таким образом, было положено основание будущей столицы Аргентины — Буэнос-Айресу.

15 августа 1537 г. основано поселение Асунсьон, которое в скором времени превратилось в один из центров испанской колонизации Ла-Платы.

Испанцы довольно быстро подчинили и поработили оседлые земледельческие племена индейцев гуарани, обитавших на территории, прилегающей к Асунсьону. Однако конкистадорам, возглавлявшимся Мендосой, не удалось достичь этого в отношении племен керанди, заселявших окрестности Буэнос-Айреса.

_____

1. «Coleccion de documentos ineditos relativos al descubri miento, conquista у organization de las antiguas poscsiones espanoles en America у Oceania» (t. I—XLII, Madrid, 1864—1884), t. XXII, p. 352.

[26]

Индейцы-керанди вначале встретили пришельцев очень радушно: они приносили испанцам большое количество рыбы и дичи. Но вскоре отношения между испанцами и индейцами ухудшились. Высокомерное и наглое обращение конкистадоров, их попытки силой принудить индейцев поставлять им продовольствие в качестве дани привели к вооруженным столкновениям. Конкистадоры попали в исключительно трудное положение. В Буэнос-Айресе начались голод и эпидемия. Посылавшиеся в разные стороны на поиски продовольствия вооруженные отряды конкистадоров возвращались или с пустыми руками, или добывали ничтожное количество продуктов ценой значительных потерь в кровопролитных столкновениях с индейцами. В одном из таких столкновений погиб брат Мендосы и еще несколько конкистадоров.

Индейцы вели ожесточенную борьбу против испанских колонизаторов. В 1541 г., объединившись, они напали на поселение завоевателей — разрушили и сожгли форт Буэнос-Айрес. Обитателям Буэнос-Айреса пришлось укрыться на каравеллах и затем переселиться в Асунсьон.

В 1573 г. основан город Санта-Фе. Основатель города Хуан де Гарай, ставший затем правителем Асунсьона, был горячим сторонником создания поселений в «стратегических пунктах сухопутного, речного и морского транзита» 1. 10 июня 1580 г. Гарай, осуществляя эту цель, вторично основал Буэнос-Айрес 2. В 1588 г. на восточном берегу Параны был основан город Корриентес.

К концу XVI века на берегах Параны и Ла-Платы власть перешла из рук аделантадос к генерал-губернаторам, назначавшимся королем Испании и непосредственно подчинявшимся вице-королю Перу.

Испанские колонизаторы проникали на территорию нынешней Аргентины и с северо-запада (Перу) и с запада (Чили). Из Перу в 1543 г. была отправлена первая экспедиция, возглавляемая капитаном Диего де Рохасом. Перед экспедицией стояла задача покорить область,

______

1. J. Aramburu, Historia Argentina, 1.1, Buenos Aires, 1949, p. 77.

2. Полное название основанного Гараем поселения: Город Святейшей Троицы и Порт Святой Марии Буэнос-Айрес (Ciudaa de Santisima Trinidad у Puerto de Santa Maria de Buenos Aires).

[27]

расположенную между Чили и рекой Ла-Платой, о которой говорили, что она «очень населена и богата». Речь шла о территории, носившей общее название «Тукма», заселенной племенами диагитов, — огромной области, названной испанскими завоевателями Тукуманом и охватывавшей территорию от Андских гор до аргентинского Чако.

Экспедиция Рохаса, жестоко расправляясь с непокорными племенами индейцев, прошла огромные расстояния. Однако она не выполнила свою задачу — золота не нашла, поселений не основала.

Вышедшая в 1549 г. из Перу новая экспедиция под руководством Нуньеса Прадо заложила в 1550 г. на реке Дульсе первое во внутренних областях Аргентины поселение Барко. В 1553 г. в этих местах появился испанский отряд из Чили, возглавлявшийся Франсиско Агирре, который перенес поселение Барко на новое место и дал ему новое название, сохранившееся и поныне — Сантьяго-дель-Эстеро. Через 10 лет город Сантьяго-дель-Эстеро стал столицей губернаторства Тукуман, созданного королевским указом 29 августа 1563 г. Это губернаторство подчинялось непосредственно вице-королю Перу.

После создания губернаторства Тукуман началось энергичное основание новых поселений: в 1565 г. был основан город Тукуман; в 1573 г. — город Кордова. Позже основаны еще три поселения: в 1582 г. — город Сальта, в 1591 г. — город Ла-Риоха и в 1593 г. — город Жужуй.

Испанская корона вела завоевание аргентинской земли также и из-за Кордильер. Из Чили на восток отправлялись отряды конкистадоров. Они ставили своей задачей открытие и завоевание области Куйо, заселенной индейскими племенами уарп, занимавшимися земледелием. Несмотря на ожесточенное сопротивление индейских племен, конкистадоры из Чили завоевали индейские земли в Куйо и основали свои поселения. В 1561 г. был основан город Мендоса; в 1562 г. — Сан-Хуан и, наконец, — форт, впоследствии ставший городом Сан-Луис. Эти земли составили провинцию Куйо со столицей Мендоса. Провинция Куйо подчинялась губернатору Чили.

Таким образом, к концу XVI века испанские колонизаторы обосновались в северо-восточной, северо-западной и центральной частях страны. Процесс основания поселе-

[28]

ний, превратившихся впоследствии в политические и экономические центры провинций Аргентины, закончился. Цель испанской короны была достигнута: завоевательное движение с севера от Панамского перешейка и с юга от берегов Ла-Платы сомкнулось.

Территория нынешней Аргентины, завоеванная испанцами, была населена многочисленными индейскими племенами. Каждое племя имело заселенную им территорию. Земля была коллективной собственностью всего племени. Индейские племена различались между собой по степени развития, хозяйственному укладу, по языку и этническому составу.

Аргентинские ученые устанавливают шесть областей расселения более или менее близких племенных групп индейцев. Горная область северо-запада была населена группой племен, носивших общее название диагитов. К ним относились: кальчакес, килмес, уарпес, атакамы, комечингонес и др. Диагиты вели оседлый образ жизни, их основным занятием было земледелие. В стратегических пунктах они возводили крепости, называвшиеся «пукара». Руины диагитской крепости Тилкара (провинция Жужуй) сохранились до наших дней. Диагиты строили жилища из обтесанного камня. Они строили также дороги и мосты, ирригационные сооружения для орошения обычных полей и террас. Построенный диагитами канал Санхон действует и поныне. В течение веков он являлся одним из главных ирригационных сооружений, орошающих земли провинции Мендоса.

Главными земледельческими культурами диагитов были маис, картофель, американская фасоль, табак. Диагиты выращивали также американский алоэ, из которого изготовляли веревки и ткани; разводили стада лам и альпак (прирученные животные). Мясо лам диагиты употребляли в пищу, а шерсть использовали для выделки искусных тканей. Они достигли успеха в гончарном деле, изготовляя из глины кувшины, чашки, погребальные урны, домашнюю утварь и курительные трубки. Для обработки земли диагиты выделывали деревянные и каменные лопаты. Оружием их являлись лук, стрела, топор и праща.

Лесную область Чако занимали различные воинственные племена, ведшие кочевой образ жизни. Их основным занятием являлись охота и рыбная ловля. Огонь они

[29]

добывали при помощи трения двух кусков дерева. Жилищами для них служили примитивные шатрообразные хижины, сделанные из ветвей деревьев. Индейцы этих племен искусно изготовляли лодки из стволов деревьев, вязали сети. В качестве одежды они пользовались шкурами животных и тканями, изготовленными из шерсти и растительных волокон. Главными племенами здесь являлись гуайкуру, абипон, мокови и др.

Область побережья великих рек — Ла-Платы, Параны, Уругвая — была заселена племенами гуарани, чарруа, керанди и др.

Племена гуарани сосредоточивались в основном на территории нынешнего Парагвая, расселяясь также по обоим берегам реки Параны. Гуарани вели оседлый образ жизни, занимаясь земледелием, главным образом разведением маиса. При обработке земли племя пользовалось деревянными орудиями. Племя гуарани имело более совершенный язык, чем другие племена.

Племена чарруа и керанди, кочевавшие по обоим берегам реки Уругвая, в северо-восточной части нынешней провинции Буэнос-Айрес и провинции Санта-Фе, не знали земледелия. Они занимались охотой и рыболовством, отличались большой воинственностью.

Область памп занимали племена группы хэт, а также пуэльче и арауканы. Арауканы являлись выходцами из Чили. После диагитов и гуарани они были «самыми цивилизованными аборигенами, существовавшими в пределах нынешней Аргентины»  1. Арауканы — это самое воинственное племя; во время войны они пользовались луком, стрелой, копьем и специфическим оружием для охоты за животными — болеадорой. Они вели с соседними племенами меновую торговлю тканями, шкурами и страусовыми перьями.

В Патагонии бродили племена теуэльче. Теуэльче строили свои хижины из шкур гуанако; мех этих животных они использовали и в качестве одежды. На ногах индейцы носили подобие сандалий, сделанных из шкур тех же гуанако или волков.

Патагонцы знали гончарное дело, выделывали из камня ножи, буравы, изготовляли ткани.

______

1. R. Levene, Lecciones de historia Argentina, t. I, Buenos Aires, 1947, p. 78.

[30]

Огнеземельская область была населена двумя племенами: она и ймана. Первые по образу жизни походили на патагонцев. Индейцы ямана, населявшие мелкие острова, прилегавшие с юго-востока к Огненной Земле, отличались низким ростом. Они занимались морской охотой и рыбной ловлей и проводили большую часть своей жизни в лодках. Лодки изготовлялись из древесной коры. В морском промысле они пользовались гарпунами и вязанными из растительных волокон сетями и корзинами. Шкуры гуанако и тюленей служили им одеждой. Среди всех перечисленных индейских племен огнеземельские племена стояли на самой низшей ступени общественного развития.

Поступательное движение индейских племен к прогрессу было прервано испанским завоеванием, которое оборвало всякое дальнейшее самостоятельное развитие коренного населения Америки 1.

Испанское завоевание привело в конечном счете к почти полному уничтожению индейского населения на аргентинской территории. Жестокая эксплуатация, вытеснение с земель, на которых индейские племена обитали с незапамятных времен и, наконец, физическое истребление индейцев привели к тому, что к концу XIX века на аргентинской территории индейцы уцелели лишь в небольшом количестве в северо-западной, гористой части страны, в лесной области Чако, в верховьях Параны и на Огненной Земле, составляя около 2% населения Аргентины.

Испанское управление колониями в Америке

Испанские завоеватели насаждали на Ла-Плате феодально-абсолютистские порядки. Они ввели в колонии систему управления, подобную испанской. Задачей этой системы было ограбление индейцев. Как справедливо отмечает К. Маркс, «разбой и грабеж — единственная цель испанских искателей приключений в Америке»  2.

Именно этой цели и служила испанская система управления колоний в Америке.

Король Испании был носителем верховной власти в испанских колониях. Королевский совет по делам Индий и Торговая палата (Каса де контратасьон) в Севилье — это высшие административные органы колониального

______

1. См. Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1953, стр. 23.

2. «Архив Маркса и Энгельса», т. VII, стр. 100.

[31]

управления в Испании. Совет по делам Индий, созданный в 1524 г. 1 имел все атрибуты законодательной, исполнительной и судебной власти. Он управлял Торговой палатой в Севилье и колониальными органами в Америке.

Торговая палата была создана в 1503 г. Вначале она занималась делами торговли с заморскими владениями, затем ее функции все больше расширялись; должностные лица Торговой палаты получили право разбора уголовных дел, возникавших на отправляемых ею в колонии кораблях, и некоторые другие права.

Испанские конкистадоры перенесли из метрополии в американские колонии форму муниципального управления — так называемые кабильдо. При основании городов конкистадор, закладывавший город, сразу же назначал полный состав кабильдо. Кабильдо состоял из председателя (алькальд) и членов кабильдо (рехидоров). Рехи- доры должны были избираться, но, как правило, их посты продавались; в кабильдо могли быть избраны лишь «видные» люди — испанцы и креолы — данного населенного пункта, владевшие недвижимой собственностью. При сложных обстоятельствах по требованию населения созывались открытые сессии кабильдо, так называемые кабильдо абьерто. В таких сессиях принимало участие лишь имущее население города.

Носителями власти на местах в колониях являлись аделантадос, вице-короли, губернаторы и другие королевские военные и гражданские чиновники. В зависимости от их титула и звания они имели те или иные полномочия.

Институт аделантадос уходит своими корнями в испанское средневековье. Титулом аделантадо короли жаловали дворян, которым поручалось организовать на свой счет военные силы для завоевания территории. В свою очередь лица, получавшие титул аделантадо, становились полновластными правителями отвоеванных территорий. На Ла-Плате первым аделантадо был Педро де Мендоса. Он должен был вручать короне пятую часть доходов от открытых и захваченных земель, верховным собственником которых становился король; аделантадо

______

1. См. J. М. Ots, Trasplante en Indias de las instituciones cas- tellanos у organisation legal de Hispano—America hast a fines del eiglo XVII. En: Historia ae la Nation Argentina (t. I—X, Buenos Aires, 1939—1955), t. Ill, p. 65.

[32]

наделялся правом на пожизненное управление завоеванными землями, обладал всеобъемлющей властью, распределял земли и индейцев, чеканил собственную монету и т. п. Права аделантадо передавались по наследству.

Испанский король Филипп II покончил с этой системой. Территории, управлявшиеся Мендосой и его преемниками, были разделены на части, каждая из которых управлялась губернаторами, не имевшими никаких прав, вытекающих из завоевания. Губернаторы были чиновниками, полностью зависевшими от воли короля 1.

Губернаторы обладали неограниченными правами административного, военного и судебного характера.

Высшими окружными начальниками в сельской местности, населенной индейцами, являлись коррехидоры. Назначались они непосредственно королем. Будучи по своим полномочиям лишь сборщиками податей, коррехидоры самым бессовестным образом использовали свою власть над местным населением в целях личной наживы.

Главной задачей всего испанского колониального аппарата управления на Ла-Плате, как и во всех испанских колониях в Америке, являлось обеспечение жесточайшей эксплуатации и ограбление местного трудового населения, подавление сопротивления индейцев и подавление возможных сепаратистских настроений представителей местных имущих классов.

Эксплуатация и истребление коренного населения

«Открытие золотых и серебряных приисков в Америке, искоренение, порабощение и погребение заживо туземного населения в рудниках, первые шаги к завоеванию и разграблению Ост-Индии, превращение Африки в заповедное поле охоты на чернокожих — такова была утренняя заря капиталистической эры производства. Эти идиллические процессы суть главные моменты первоначального накопления» 2. Это положение Маркса раскрывает подлинную сущность испанского завоевания Америки.

Эксплуатация покоренного испанцами населения на Ла-Плате осуществлялась феодально-крепостническими методами принудительного труда в королевских редук-

_________

1. Губернаторы Буэнос-Айреса и Тукуман а непосредственно подчинялись вице-королю Перу, а губернатор провинции Куйо — генерал-капитану Чили. В 1776 г. эти губернаторства были включены во вновь созданное вице-королевство Рио-де-Ла-Плата.

2. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 23, стр. 760.

[33]

циях, в иезуитских миссиях и путем применения системы энкомьенд.

Королевскими редукциями назывались созданные испанскими колониальными властями поселения, в которых заставляли жить насильно обращенных в христианство индейцев. Земли под редукции отводились обычно самые худшие.

Руководство редукциями осуществлялось испанскими королевскими чиновниками-коррехидорами. Жажда наживы толкала коррехидоров на ограбление туземцев и на всякого рода злоупотребления. Налоги, как правило, взимались с индейца за один и тот же год два и даже три раза 1. Коррехидоры часто принуждали индейцев покупать у них по самым высоким ценам ненужные индейцам товары.

Все мужское население королевских редукций в возрасте от 18 до 50 лет было обязано платить натурой подушную подать. Индейцы, проживавшие в королевских редукциях, помимо подушной подати, должны были нести еще трудовую повинность — миту. Индейцы, отбывавшие эту повинность, назывались митайосами. Сущность миты сводилась к тому, что индейцы периодически должны были отрабатывать определенный срок на рудниках и строительстве различных сооружений. В связи с тем что испанские конкистадоры не обнаружили на территории нынешней Аргентины значительных запасов драгоценных металлов, при добыче которых, прежде всего, использовался труд митайосов, мита здесь не получила такого большого распространения, как в Мексике или Перу. Тем не менее испанские колонизаторы в губернаторствах Тукуман и Куйо отрывали индейцев от семей и отправляли их за сотни километров на рудники в Верхнее Перу (в настоящее время Боливия) или Чили. В рудниках индейцы работали до тех пор, пока, изнуренные непосильным трудом, плохим питанием и дурным обращением, не погибали. По словам аргентинского историка Р. Левене, в практиковавшейся испанскими колонизаторами системе эксплуатации туземного населения «все злоупотребления достигли в мите своей кульминации»  2. Мита была фактическим рабством.

______

1. См. J. Raff о de laRetat указ. соч., стр. 148.

2. R. Levene, A History of Argentina, Chapel Hill, 1937, p. 58.

[34]

Преобладающей формой отношений между колонизаторами и коренным населением являлась система энкомьенд. Внедрение этой системы происходило при следующих обстоятельствах. При закладке городов на Ла-Плате каждому поселенцу предоставлялась часть городского квартала. Поселенец, принимавший участие в основании города, назывался весино. Титул весино по испанским законам мог получить лишь белый поселенец. Помимо городского земельного участка, каждый весино лично наделялся землей вне пределов города. Вместе с тем он получал право на эксплуатацию индейцев.

Еще в «капитуляции», подписанной 21 мая 1534 г. Карлом V с аделантадо Мендосой, устанавливалось обязательство конкистадоров распределять между поселенцами земли и поручать их заботам (энкомендировать) индейцев 1. Таким образом, в первом же документе испанской короны, относящемся непосредственно к колонизации Ла-Платы, предусматривалось распространение на эту область системы энкомьенды. На Ла-Плате система энкомьенд с начала внедрения покоилась на сборе подушной подати с индейцев, а также на принуждении их к несению личных повинностей.

Именно энкомьенды, основанные на несении личных повинностей, стали господствующей формой эксплуатации индейцев на Ла-Плате.

Система энкомьенды получила распространение по всей территории Ла-Платы. Впервые она была применена по отношению к индейцам гуарани в конце 40-х — начале 50-х годов XVI века, когда 27 тыс. индейцев были распределены среди 400 энкомендерос Асунсьона 2. После вторичного основания Буэнос-Айреса здесь в 1582 г. дважды производилось распределение индейцев среди энкомендерос. Результаты первой переписи, проведенной в губернаторстве Буэнос-Айрес в 1620—1621 годы, показывали, что в Буэнос-Айресе, Санта-Фе, Корриентес, Бермехо и на примыкавших к ним землях к 1622 г. на 546 дворов весинос приходилось 4899 энкомендированных индейцев 3. К 1673 г. на Ла-Плате их осталось всего лишь 887, т. е.

_____

1. См. «Coleccidn de documentos ineditos...», t. XXII, p. 357.

2. См. C. Pereyra, Historia de America Espanola, t. IV. Madrid, 1927, p. 79.

3. См. «Historia de la Nation Argentina», t. Ill, p. 332.

[35]

численность сократилась более чем в пять с половиной раз 1.

Однако в несравненно больших масштабах пагубный характер системы энкомьенды проявился в губернаторствах Тукуман и Куйо. Здесь эта система эксплуатации повлекла за собой смерть многих десятков тысяч индейцев. Так, например, в одном лишь городе Тукумане и его окрестностях в 1607 г. было энкомендировано 24 тысяч индейцев; к 1671 г. их осталось только 2200 человек 2. Еще более страшное истребление происходило в провинции Куйо. Так, по данным современников, в первые годы после завоевания этой области (в 1561—1562 гг.) в энкомьендах было 100 тысяч индейцев, а приблизительно через 100 лет (к 1662—1674 гг.) их оставалось всего лишь около 5 тысяч человек 3.

Несмотря на то что энкомендированные индейцы считались «свободными людьми» и вассалами короля, их переписывали и закрепляли за определенными конкистадорами — энкомендерос, которым они должны были платить подать или в пользу которых должны были нести личные повинности. Индейцам после их переписи запрещалось перемещаться из одного округа в другой, переходить от одного энкомендеро к другому. Энкомендеро по закону не имел права продавать или обменивать энкомендированных индейцев.

Часть энкомендированных индейцев превращалась нередко в митайосов (несших трудовую повинность миту) или в янаконов. Янаконами становились индейцы, захваченные в качестве военнопленных и обращенные фактически в домашних рабов. Энкомендеро не имел права продавать янаконов, в чем и состояло единственное отличие их от рабов. По мнению испанца Феликса Асара, находившегося на Ла-Плате в течение последних 20 лет XVIII века, «янаконы были и остаются чем-то вроде рабов» 4.

_______

1. См. Torre Revello, Sociedad colonial... En: «Historia dc la Nation Argentina», t. IV, sec. 1, p. 362.

2. См. M. Lizondo В or da, El Tucuman de los sielos XVII у XVIII, En: «Historia de la Natidn Argentina», t. Ill, p. 280, 287.

3. См. J, A. Verdaguer, La Regidn de Cuyo Rasta la creation del virreinato del Rio de la Plata. En: «Historia ae la Nacidn Argentina», t. Ill, p. 378.

4.  F, de Azara, Voyages dans l'Amerique meridionals, t. IV, Paris, 1809, p. 199; Aramburu, указ. соч., т. I, стр. 129, 216.

[36]

Первоначально энкомьенда предоставлялась короной участникам завоеваний лишь на срок их жизни. В дальнейшем практически создавалось положение, при котором права энкомендеро стали наследственными. Потомки завоевателей — энкомендерос превратились в крепостников-помещиков.

Главным орудием, при помощи которого церковь подвергала сотни тысяч индейцев жесточайшей эксплуатации, являлись иезуитские миссии или, как их иногда называют, иезуитские редукции.

Первые поселения иезуитских миссий стали возникать после издания испанским королем в 1609 г. указа о раз-решении иезуитам создавать свои миссии 1. Поселения создавались на территории индейских племен гуарани, гуайкуру и др. по рекам Парагвай, Парана и Уругвай. Испанские католические миссии и отдельные миссионеры крестом, огнем и мечом обращали племена в католическую веру. Затем, используя традиции индейцев совместно трудиться, «редуцировали», т. е. сводили их в «редукции» — крупные поселения, поместья.

По словам аргентинского иезуитского историка Гильермо Фурлонга Кардиффа, «... не всегда и не во всех поселениях управление индейцами осуществлялось в силу закона»  2. Все духовное и светское управление в поселениях миссий было сосредоточено в руках иезуитов, которые ввели для индейцев жестокую железную дисциплину. Иезуитские миссии светским властям фактически не подчинялись.

В редукциях каждому индейцу выделялась крохотная парцелла земли, которую наследовали его дети. Помимо обработки своего участка, индейцы обрабатывали и все остальные земли иезуитов (так называемое «общее поле»); на индейцев ложился и уход за стадами скота иезуитских миссий. Иезуиты организовали также кузнечные, столярные, ткацкие и другие ремесленные мастерские, в которых использовали принудительный труд индейцев. В миссиях было широко организовано товарное производство парагвайского чая — йерба мате.

_____

1. См. J. Aramburu, указ. соч., т. I, стр. 131.

2. G. Furlong Cardiff, Las misiones jesuiticas, En: «Historia de la Nacidn Argentina», t. Ill, p. 425.

[37]

На территории генерал-губернаторства Буэнос-Айрес в 1682 г. было 15 иезуитских редукций, в которых находился 48491 индеец; в 1702 г. в связи с увеличением количества редукций общее население их составляло 114599 индейцев. В течение последующих 40 лет, несмотря на увеличение количества редукций, население их упало в результате «отеческого» хозяйничания иезуитов до 73762 человек. В результате жестокого обращения и непосильного труда только лишь в течение первых месяцев 1764 г. в иезуитских миссиях губернаторства Буэнос-Айрес погибло более 15 тысяч индейцев 1.

Эти данные наглядно показывают «евангелизаторскую» деятельность католической церкви и ее орденов на Ла-Плате.

______

1. См. G, Furlong Cardiff, указ. соч., стр. 419.

[38]

Цитируется по изд.: Очерки истории Аргентины. Под. ред. В.И. Ермолаева (отв. ред.), Н.М. Лаврова, А.И. Штрахова. М., 1961, с. 24-38.