Нижний Новгород: основание города (Добротвор, 1947)

Нижний Новгород: основание города (Добротвор, 1947)

Нижний Новгород — город Горький среди городов Поволжья самый красивый по местоположению, богатый по своему историческому прошлому и самый значительный по своему промышленно-экономическому и культурному значению. Он — один из крупнейших городов Советского Союза.

На протяжении всей своей истории Нижний Новгород занимал выдающееся место среди других городов России.

В процессе возвышения Москвы и создания русского национального государства Нижний Новгород сыграл значительную роль.

Знаменательно, что публицист XVI века Иван Пересветов рекомендовал перенести столицу русского государства в Н. Новгород. То же самое предлагал, уже в XIX веке, известный революционер-декабрист Пестель.

В Нижнем Новгороде зародилось и развивалось под руководством Минина и Пожарского народное ополчение, спасшее от гибели русское государство в начале XVII века.

Нижегородская ярмарка получила всероссийское и даже международное значение.

Нижний Новгород был одним из крупнейших центров демократического и революционного движения в России.

В советское время город Горький (Н. Новгород) занял одно из передовых мест в строительстве социалистического общества.

В годы Великой Отечественной войны город Горький сыграл крупную роль в борьбе с фашистским нашествием.

[03]

История города Горького, — это история одного из древнейших городов русского народа, это — славная и поучительная эпопея нижегородцев-горьковчан, державших всегда высоко знамя свободы, чести и независимости своей Родины.

Первым, кто написал историю Нижнего Новгорода, был Н. Храмцовский, выпустивший свой труд в 1857 году. Сам Н. Храмцовский сознавал несовершенство своей безусловно большой работы и скромно считал, что его книга только „сборник сведений для будущего историка.

Несмотря на это, в течение почти ста лет «Краткий очерк истории и описание Н. Новгорода» Н. Храмцовского являлся единственным пособием по истории города, и почти все авторы, писавшие позже по истории Н. Новгорода, использовали его труд. Особенно это относится к освещению периода первоначальной истории Н. Новгорода. Принципиальной разницы, например, по вопросу об сновании Н. Новгорода, по сравнению с Храмцовским, нет ни у Гациского, ни у Парийского, ни у других местных краеведов.

Разбирая вопрос об основании Н. Новгорода, Храмцовский использует легенду о том, что некогда на месте Н. Новгорода был мордовский городок Ибрагима. „Сам Ибрагим будто был выбран от всех мордовских племен чем-то вроде правителя. Легенда рассказывает:

Когда Ибрагим (или Абрам) узнал о движении русских войск, то стал укреплять город. Четырнадцать тысяч воинов князя Мстислава подступили, под Ибрагимов городок. В ответ на предложение о капитуляции Ибрагим просил дать ему четыре года срока, чтобы узнать мнение всего мордовского народа. А Мстислав вместо четырех лет передышки дал ему на ответ четыре дня. Тем временем Ибрагим послал во все концы призыв к мордве собираться на защиту городка. В течение двух дней прибыло в городок пять тысяч мордвы. Не дожидаясь конца перемирия, Ибрагим вышел из города и внезапно ударил по рати Мстислава. Завязалась кровопролитная битва. Ибрагим погиб. Его городок был разорен и сожжен.

Князь Мстислав поселил тысячу конных ратников около Ибрагимова городка. Через некоторое время мордва решила отомстить русским, но последние своевременно были уведомлены о готовящемся нападении. Они, встретя пешую мордву, ударили на нее. Затем русские стали отходить к Боголюбову, мордва преследовала их

[04]

далеко, но, будучи плохо вооружена и без коней, не посмела напасть на них.

Немного времени спустя пришел к устью Оки великий князь Юрий Всеволодович и заложил здесь Новгород.

В легенде об Ибрагимове городке скрывается известная доля правды, но легенду следует комментировать не так, как это было принято в течение ряда десятилетий.

Со времен Храмцовского историческая наука ушла далеко вперед, многие важнейшие вопросы древности были пересмотрены, дополнены, подняты на более высокий уровень. Так, благодаря работам академика Грекова, значительно продвинулось вперед дело изучения Киевского государства. Великая культурная и политическая роль Киева в истории Восточной Европы теперь никем не оспаривается. Дальнейшей разработке подверглись проблемы Булгарского государства на Волге. Теперь уже не считают, что граница Булгарского государства находилась у реки Камы. Граница его отодвинута в район реки Оки. Кроме того, громадные успехи, особенно за последние годы, были сделаны в области археологии.

Еще в 1877 году археологом Уваровым около Мурома, у села Карачарово, была открыта палеолитическая (древнекаменная) стоянка. Эта Карачаровская стоянка показывает, что несколько тысяч лет назад, недалеко от нынешнего города Горького, жили первобытные люди, занимавшиеся охотой на мамонтов, оленей и т. п.

Более ста стоянок, относящихся к неолиту (новокаменному веку), были открыты на территории треугольника Горький—Балахна—Дзержинск.

Бросается в глаза то обстоятельство, — пишет археолог М. Воеводский,— что в то время, как керамика раннего неолита имеет очень однообразный характер на территории почти всего Волжско-Окского междуречья, поздненеолитическая керамика, тоже из очень близких нам соседних районов, имеет значительные отличия. Отличия прослеживаются на формах сосудов, на примесях к глине, но наиболее резко выражены в орнаменте. Эта локализация охватывает небольшое количество памятников, обычно не свыше двух—трех десятков. Группа таких стоянок, судя по всем имеющимся признакам, может считаться принадлежащей одному племени или роду" (М. Воеводский. О гончарной технике первобытно-коммунистического общества. «Советская археология», № 1 за 1936 г., стр. 72).

[05]

Видимо, в позднюю эпоху неолита уже создавались племенные различия. Это совпадало с переходом людей Приочья и Приволжья от рыболовецко-охотничьего хозяйства к мотыжному земледелию.

На реке Сейме в 1912 году была обнаружена стоянка, получившая мировую известность. На Сейминской стоянке обнаружены кинжалы из бронзы и кольца из нефрита (минерал) весьма искусной работы. Нефрита никогда не было в пределах Горьковской области. Обнаружение изделий из нефрита на стоянке свидетельствовало, что уже и тогда (т. е. около 4000 лет назад) район нижнего течения Оки был связан Волгой с отдаленной территорией. Техника обработки металла (бронзы) была тогда поразительно высокой, не ниже уровня средиземноморской культуры того времени.

С появлением земледелия, металла, первых домашних животных (лошади, коровы, свиньи) — скотоводства,— человек, живший в районе Волги — Оки, старался устраивать свои жилища на высоких берегах рек. Это было около 3-х тысяч лет тому назад. Надо полагать, что именно тогда и поселились первые земледельцы в районе теперешнего города Горького на возвышенном берегу Оки и Волги.

С развитием техники и повышением производительности труда создавался некоторый избыток продуктов, зарождался патриархальный семейный строй, формировались классовые элементы. А это вело к тому, что люди стали устраивать крепости-городища, где можно было укрыться от набегов противника. Было ли уже тогда городище-крепость в устье реки Оки, скажут, возможно, вполне утвердительно археологи, а теперь об этом можно говорить только предположительно.

Важно отметить, что культура тех времен в районе нижней Оки была близка к культуре людей, живших в районе верхнего Поволжья. Некоторые историки полагают, что последние вели обменные операции со скифами, жившими на юге.

Как указал П. Н. Третьяков в своей книге „К истории племен верхнего Поволжья в первом тысячелетии", рядом с усилением культурного единства идет увеличение обмена по Волге, при чем основную роль как в области хозяйственной, так и культурной в VI-VIII веках играют славянские элементы, что подводит к выводу об автохтонном (самобытном, коренном) характере жившего

[06]

в верхнем Поволжье самой восточной части славянского племени кривичей (см. книгу П. Н. Третьякова, стр. 90).

Учитывая мордовско-муромские и марийские археологические памятники, приходится сказать, что до образования кривичской ветви славян в верхнем Поволжья здесь уже были другие этнические группы, относящиеся к меря-мордовским племенам.

Мордва, мари (или, как раньше говорили, черемисы), жившие раньше около нынешнего города Горького, имели немало общего со славянами (см. книгу П. Третьякова, стр. 97).

Горьковский археолог В. Т. Илларионов, используя огромный фактический материал, имел законное право сказать, что „Повесть временных лет", древняя русская летопись, и археологическое изучение городищ и курганов показывает, что в первом тысячелетии нашей эры в верховьях Волги жило наиболее многочисленное древне-русское славянское племя кривичей, обитавшее также в верховьях Днепра и Западной Двины. На восток и на юг от кривичей жили мерянские племена, древние племена ряда таких народов Поволжья, как марийцы и мордва.

Если верховья Волги, в частности соседняя с Н. Новгородом Владимирская область, были заселены кривичами, то в пределах нашей области долину Оки и ее притоков населяли вятичи, также древнерусское славянское племя. Вятичи жили в муромском течении Оки, и им также принадлежит часть курганов IX—XII веков. Имеются, впрочем, памятники (могильники, курганы, городища), принадлежащие, как уже отмечено, ряду других племен (В далеком прошлом Горьковской области, стр. 59 —60).

Изыскания горьковских археологов Л. Я. Мендиарова и Б. А. Софонова, производимые в последние годы в районе города Горького, дали новые доказательства правильности выдвинутых положений.

М. Н. Мартынов в интересной статье о разложении родового строя на территории верхнего Поволжья («Известия Академии наук», Отд. обществ, наук, 1938 г., № 1-2) вполне правильно доказывал, что верхнее Поволжье не только в IX—XI веках, и даже в более древние времена — в III — VIII веках, не было захудалым и диким краем и что „оно уже тогда вышло из состояния дикости и поднялось на более высокий этап исторического развития, на стадию „варварства", на стадию разложения родового строя. В это время здесь начинают развиваться

[07]

новые производительные силы, появляется земледелие] которое делается ведущим занятием населения. Крупные сдвиги происходят и в области промыслов, именно в это время человек вооружается железным топором, стрелами с железными наконечниками и железным—рыболовном крючком. Ремесло начинает отделяться от земледелия, появляется торговля с Югом, с Востоком (стр. 179).

Не случайно недалеко от Мурома был найден клад, относящийся к IX веку, состоящий из 11077 Арабских серебряных диргем (монет).

Можно ли допустить, что устье Оки в XII—XIII веках было районом глухим, малонаселенным и диким? Никоим образом.

Мордва, как и мари, жили совместно на одной территории со славянами. В исторически-известное нам время славяне играли важнейшую роль в нижнем течении реки Оки. В районе города Горького в самые отдаленные времена жили славяне, занимавшиеся земледелием.

Характерно, что на территории теперешнего города Горького, можно сказать, нет мордовских названий. Дятловы горы — славянское название. Оно существовало до того, как был основан Н. Новгород. Печеры — название русское. Река Почайна — славянское название, заимствованное у киевлян. Слово Кунавино (теперь Канавино)— славянское. Любопытно, что около города Старая Русса есть село Кунавино. Это лишний раз подтверждает славянское происхождение слова. Само название Дятловы горы — весьма примечательно. У академика Н. Марра указывается семантика (смысловая сторона) слова „гора", как дом, жилище, крепость, башня, кремль. Собственно гор в районе города Горького нет, а имеется только возвышенный берег. Если принять во внимание указание Н. Марра, то вполне возможно, что Дятловы горы не есть название гор, а название человеческих жилищ, крепости, населенного пункта.

Таким образом, можно думать, что в отдаленное от нас время на месте города Горького существовало поселение славян: Дятловы горы. Этот смысл названия местности—Дятловы горы, по-видимому, утерялся, и это название стало употребляться как название прибрежной возвышенности.

Кстати сказать, около Горького есть местность, которая называется Моховые горы. Там гор никаких нет. Моховые горы обозначают населенный пункт. Так же, ве-

[08]

роятно, словами Дятловы горы обозначалось в свое время славянское поселение.

Устье реки Оки — это Волжские ворота. За обладание ими велась продолжительная борьба между булгарами и Киевским государством. Киевский великий князь Святослав Игоревич ходил войной на булгар. Также воевал с булгарами киевский великий князь Владимир Святославич. Последний в 985 г. победил булгар. .Повесть временных лет" рассказывает, что после победы дядя князя Владимира—Добрыня, увидев, что плененные ими булгары одеты в сапоги, сказал князю Владимиру: .Они все в сапогах, дань платить не будут. Пойдем лучше поищем лапотников". И Владимир заключил мир с булгарами. Но булгары не верили в прочность мира с Киевским государством. Не будет мира между нами до тех пор,— говорили они, — пока камень начнет плавать, а хмель начнет тонуть." Надо думать, что булгары, захватившие Волжские ворота и владевшие значительной частью славянского населения, вполне сознавали, что это не может содействовать миру, а наоборот будет вызывать постоянные обострения в отношениях с Киевом и приводить к войнам.

Великий князь Владимир после принятия христианства посадил своего сына Глеба князем в Муроме. Это несомненно вызывалось политическими и военными обстоятельствами, необходимостью добиться одной из основных целей в борьбе с булгарами — получить устье реки Оки. Борьба развернулась ожесточенная. В 1088 году булгары взяли Муром. Булгары воспользовались ослаблением Киевского государства, чтобы закрепить за собой район реки Оки и Поволжья.

Еще значительно раньше, при движении булгар по Волге, к северу, булгарский хан Ибрагим (Бряхим) расположился, как надо полагать, в районе нынешнего города Горького, захватив древнее славянское поселение (Дятловы горы). Становище булгарского хана Ибрагима стало называться городом Бряхимовым (или Ибрагимовым). Мордовская легенда об Ибрагимовом городке, созданная значительно позднее, отразила этот факт в самом названии города, находившегося на месте (или где-то около) основанного впоследствии Нижнего Новгорода. Русский летописец любовно выделял Бряхимов из числа других булгарских городов, называя его „славным". Не потому ли был дорог этот город сердцу летописца, что

[09]

это все-таки был русский город! Летописец называл Бряхимов Великим градом. Это означало, что он был одним из самых больших городов.

При князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо, когда выросло значение Ростово-Суздальской земли, русские продолжали наступление на булгар, совершали частые набеги на них в район устья Оки.

В 1220 году булгары в битвах с русскими потерпели самое серьезное поражение. Тогда „Георгий (Юрий) великий князь — сын Всеволодь, послал брата своего Святослава с полки и воеводами на безбожные булгары". Святослав подступил под город Ошел (Ошли). Булгары вышли из города и вступили в бой с русскими. Потерпев неудачу, булгары отступили, скрывшись за укреплениями Ошела;но русские, уничтожив укрепления, ворвались в город и зажгли его. Город был сожжен. Так был взят русскими город Ошел.

Возможно, что Ошелом летопись называет тот же Великий град (Бряхимов).

С. М. Середонин в своей „Исторической географии", говоря про взятие города Ошёла в 1220 году, пишет: „В этом рассказе (летописца) город Великий заменен Ошлем, а Великим назван какой-то другой... Замена Великого Ошлем не должна нас смущать; еще в XVIII веке указывали, что „Ошли" по-тюркски „Великий", следовательно, это один и тот же город" (стр. 95).

Учитывая важность Волжских ворот, на другой год после взятия русскими Ошела, сам великий князь Юрий Всеволодович прибыл к устью реки и здесь в 1221 году заложил город, названный им Новгородом. Прибавление Нижний дано было городу позднее.

Основатель Нижнего Новгорода владимирский князь Юрий Всеволодович был одним из самых выдающихся русских князей, незаурядным государственным деятелем, полководцем и дипломатом. (Родился он в 1189 году. Был убит в бигве с татарами на реке Сити в 1238 году).

Юрий Всеволодович в течение трех лет, с 1216 по 1219 год, был городецким князем. Городец непосредственно со стороны Волги примыкал к владениям булгар. Юрий Всеволодович, находясь в Городце, вполне изучил обстановку и условия жизни Поволжья и Приочья. Накопленный им во время горолецкого сиденья опыт пригодился в дальнейшей борьбе с булгарским государством.

С первых же дней основания Новгорода на Волге —

[10]

на берегах Оки и Волги закипела горячая строительная работа. „Под дождями, вьюгами окапывали вершину горы круговым рвом. Над рвом насыпали земляной вал, на гребне вала стоймя вбивали в землю сваи крепостной стены. Хворостинами гоняли по насыпи слепых быков, привязанных за рога к столбу: глину на кирпичи месили их копыта (С. Хмельницкий — Каменный щит, 1939 г., стр. 6).

В 1225 г. великий князь Юрий Всеволодович заложил в Нижнем Новгороде каменную церковь Спаса, а через не-которое время был основан монастырь Святой богородицы. В то время каменные церкви были редкостью; они строились в больших городах, столицах, в пунктах особенно примечательных. То, что в Нижнем Новгороде стали строить каменные церкви вскоре после основания города, доказывает, что город имел немаловажное значение, что он уже располагал известными возможностями для постройки крупных зданий. Надо было спешить строить стены вокруг города, укреплять его: противник не дремал, он готовился овладеть снова Волжскими воротами.

Булгары продолжали борьбу с русскими. Они использовали в борьбе с ними мордву, жившую южнее Новгорода. Булгары натравливали мордву на русских. Но среди мордвы было немало союзников русского князя, желавших жить в мире с русскими. Мордовские вожаки Пургас и Пуреш, упоминаемые в летописи, отразили две тен-

[11]

денции, наметившиеся среди мордвы в связи с военно-политической обстановкой, сложившейся на Волге после снования Нижнего Новгорода. Пургас был агентом и вассалом булгарского государства, а Пуреш — русского князя. В 1226 г. князь Юрий Всеволодович, предупреждая нападение мордвы на Нижний Новгород, послал против мордвы своих братьев с войском. Их рать взяла несколько мордовских сел и возвратилась с победой.

В 1229 г. сам князь Юрий Всеволодович с другими князьями подверг разгрому силы Пургаса, булгарского вассала, который все же не был обезврежен до конца. Через несколько месяцев Пургас неожиданно напал на Нижний Новгород и подверг его частичному разорению.

Мы видим, что после основания Нижнего Новгорода борьба с булгарами за Волгу не утихла, а усилилась. Не исключена возможность, что у великого князя Юрbя Всеволодовича имелся большой план завоевания всей Волги. В таком случае основание Нижнего Новгорода было только первым этапом на пути к этому.

Татарское нашествие положило конец борьбе булгар и части мордвы против Нижнего Новгорода. Булгарское царство было татарами уничтожено, татары заняли и Новгород Нижний.

[12]

Цитируется по изд.: Добротвор Н. История города Горького. Краткий очерк. Горький, 1947, с. 3-12.

Tags