Александрия Египетская, она же Лисюань

Александрия Египетская, она же Лисюань

Лисюань

В 323 г. до н. э. Александр, гениальный правитель Греции, умер в Вавилоне, и его великая империя, раскинувшаяся на землях Европы, Азии и Африки, распалась: она была поделена на части полководцами Македонского. Сатрап Египта Птолемей основал там новую династию (323–30 г. до н. э.). При династии Птолемеев правящая верхушка состояла из греков, которые господствовали над коренным населением — египтянами. Главная героиня французского фильма «Клеопатра» была последней царицей династии Птолемеев. На самом деле эта египетская царица была вовсе не египтянкой, а гречанкой. Александрия, столица эллинистического Египта, в ханьских источниках называется «Лисюань». Фаросский маяк — одно из семи чудес света — стоял в египетской Александрии, его строительство было завершено в 290 г. до н. э. Маяк был построен из белого мрамора и состоял из трех архитектурных объемов. Первый, самый нижний, — в виде четырехгранной призмы высотой 55,9 метров. Второй, средний, — в виде восьмиугольной призмы высотой 18,3 метров. Третий, верхний, представлял собой цилиндрическую колоннаду высотой 7,3 метра, которую венчала статуя бога морей Посейдона. Общая высота маяка составляла 117 метров — это соответствует высоте современного сорокаэтажного здания. Арабский путешественник в своих путевых заметках так описывал это чудо света: «Маяк покоится на трех ступенях, на его вершине установлено зеркало, которое днем отражает солнечный свет, ночью же маяк указывает дорогу судам с помощью огня». В XIV веке Фаросский маяк был разрушен землетрясением, и теперь мы можем представить себе его облик лишь по изображениям на греческой керамике или стекле.

В 116 г. до н. э. посланники Чжан Цяня отправились из царства Усунь с миссиями в Индию, Западную Азию и Египет. В разделе «Описание Дайюани» «Исторических записок» сказано: «Через год после этого направленные [Чжан] Цянем послы, установив связи с Дася и другими [странами], возвратились [в Хань] с их людьми. С этого времени государства северо-запада стали поддерживать отношения с Хань. <…> Хань начала строительство поселений к западу от Линцзюя. Сначала учредили область Цзюцюань, чтобы поддерживать связи с государствами северо-запада. Вслед за этим все больше и больше посланцев направлялось в такие государства, как Аньси, Яньцай, Лисюань, Тяочжи, Шэньду» 142. Египетская Александрия с момента своего основания была торговым городом и славилась своими купцами, следы которых можно найти по всему миру. Купцы Лисюаня не только торговали в Китае, но и образовали поселение в Ганьсуском коридоре. Это было вполне логично и закономерно: здесь проходил транспортный путь между Западом и Востоком. Завершив миссию в Александрии, помощники Чжан Цяня направились обратно в Чанъань, сопровождаемые послами из Лисюань. А когда послы из Парфии приехали с миссией в Китай, с ними в Чанъань прибыли и люди из Лисюань. Эти сношения содействовали культурному обмену между Чанъанем и Александрией 143.

В то время в Хотане, на южном отрезке Великого шелкового пути, появились статуэтки Сераписа, фигурки греческого бога Януса, ожерелья из  фаянсового стекла и другие товары из Александрии.

В начале XX века в ходе экспедиций Кодзуя Отани (བྷ䉧ݹ ⪎или Kōzui Ōtani) в синьцзянском Хотане (по всей видимости, при раскопках городища Юткан поблизости от Хотана) была обнаружена погребальная статуэтка из красной керамики, которая изображает сидящего египетского бога Сераписа и ныне хранится в Государственном центральном музее в Сеуле. Велика вероятность, что это — копия с бронзовых статуй Сераписа, которые попали в Хотан вместе с торговцами из эллинистического Египта. Кроме того, при раскопках Юткана археологи нашли и глиняную статуэтку греческого бога Януса. Несколько лет назад в могильнике ханьского времени Самиула в уезде Хотан также было обнаружено изготовленное в Египте ожерелье из фаянсового стекла, бусины которого полностью идентичны найденным на территории самого Египта. Вероятно, эти предметы попали в Хотан тоже благодаря египетским торговцам.

По мере развития торговли между Китаем и царством Птолемеев египетские купцы из Александрии стали селиться в Западном крае и даже в Центральных землях. В трактате «И-линь» («Лес перемен») Цуй Чжуаня неоднократно упоминаются темнокожие люди из Западного края, осевшие в Центральных землях. В девятой цзюани «Хэн» говорится: «Ребенок устрицы похож на мать: глаза его глубоки, черны и уродливы. Люди приближались к нему, но никто не нашел, чему у него поучиться». В десятой цзюани «Гу» читаем: «Три пятнистых и шесть черных жили под одной крышей, делили стол, и так изо дня в день, ведь дом наш добродетелен». Текстологическое исследование, проведенное Ян Симэем, установило: Цуй Чжуань, автор «Леса перемен», был современником Ван Мана. Он родился в семье, где из поколения в поколение изучали философские трактаты, и долгое время жил в Чанъане. Возможно, чернокожие люди из Западного края, о которых пишет Цуй Чжуань, — купцы из Лисюаня, переехавшие в Чанъань.

В начале XX века в одном из ханьских захоронений в провинции Хэнань была обнаружена александрийская ваза из прессованного стекла. В труде «Социальная и экономическая история Римской империи» М. И. Ростовцев описывает эту находку: «Уже в эпоху эллинизма александрийское стекло вывозили в Индию, а оттуда в Китай.

В коллекции Королевского музея Онтарио хранится изящная стеклянная ваза, изготовленная в Александрии. Эта ваза <…> датируется эпохой эллинизма. Находка украшена рядом изображений, вписанных в круги (в одном из кругов изображена голова Афины), ваза изготовлена не выдувным способом, а прессованием. Технология изготовления указывает на то, что предмет датируется не позднее II века до н. э.» 144. Изделия из прессованного стекла — исключительная примета эллинистического Египта. На них мастера изображали Зевса, Афину, Януса и других греческих богов. В I веке до н. э. финикийцы, жившие на восточном побережье Средиземного моря, изобрели технологию выдувания стекла, которая затем была развита римлянами. Такое стекло стало незаменимым элементом повседневной жизни той эпохи, а прессованное постепенно отошло в прошлое 145. По этой причине Ростовцев и датировал египетскую вазу из прессованного стекла, обнаруженную в ханьском могильнике в провинции Хэнань, не позднее, чем II в. до н. э.

В  разделе «Дили чжи» («Географические заметки») летописи «Хань шу» говорится, что на землях к западу от Хуанхэ есть уезд Лицянь. 傺䶜 («Лицянь») — не что иное, как 哾䶜 (Лисюань), который упоминается и в «Ши цзи: Дайюань ле чжуань» («Исторические записки», раздел «Описание Дайюани»), и в «Хань шу: Сиюй чжуань» («История династии Хань: Сказание о западном крае»). Как явствует из самого названия, в этом уезде жили иностранцы — люди из Лисюаня. В 30 г. до н. э. император Октавиан захватил Египет, и с этого времени царство Птолемеев стало восточной провинцией Римской империи. Поэтому в хронике «Вэйлюэ: Сижун чуань» («Краткая история царства Вэй: Описание западных народов») говорится: «Страна Дацинь называется также Лисюань». Некоторые исследователи полностью отождествляют Лицянь и Дацинь, но это неверно. Лицянь (или Лисюань) — царство Птолемеев, а Дацинь — Римская республика, располагавшаяся на Европейском континенте, а затем Римская империя. Лицянь и Дацинь нельзя отождествлять друг с другом до того момента, как Римская империя поглотила Египет Птолемеев 146. В комментарии Янь Шигу к разделу «Чжан Цянь чжуань» («Жизнеописание Чжан Цяня») летописи «Хань шу» говорится: «Лицянь — государство Дацинь. Уезд Лицянь в округе Чжанъе был наречен так по названию этой страны». Это утверждение в основном верно. Многие сомневаются, могли ли помощники Чжан Цяня добраться до египетской Александрии? Могли ли при династии Хань в уезде Лицянь жить иностранцы? Находка цзюйяньских табличек эпохи Хань помогла развеять эти сомнения.

В записях на 46 табличках упоминаются чернокожие люди из Западного края, которые поселились в Китае в эпоху Хань в Ганьсуском коридоре 147. В подорожной грамоте, найденной в Цзюйяне (№334. 33), записано: «Гуншэн Эрцан из Лицянь-Ваньсуй тридцати лет от роду, ростом семь чи и два цуня, [лицом] черен, с собой имеет один меч, который уже занесен [в списки], владеет одним экипажем с мулами» 148. Чернокожие люди из Западного края, поселившиеся в Лицянь-Ваньсуй, — это, вероятно, африканцы, пришедшие из египетской Александрии. Они же с этнохоронимами «лисюаньцы» и «лицяньцы» встречаются в ханьских источниках. На цзюйяньских табличках говорится, что, кроме уезда Лицянь, чернокожие люди живут и в уездах Цзюйянь, Лэдэ, Чжаоу округа Чжанъе. И даже в уезде Хэнань на Центральных землях тоже имеются рассеянные поселения чернокожих из Западного края. На другой цзюйяньской табличке (№ 157. 24) написано: «На первой луне, в день гуйю дувэй Хэнани Чжун передал чэнсяну, а тот передал начальникам областей и сянам чжухоу к исполнению следующее: Ши, второе имя Цзыгун, пятидесяти шести лет от роду, рослый, черный, длинноусый. Во второй год под девизом Цзяньчжао [37 г. до н. э.], на восьмую луну, в день гэнчэнь он бежал. Временно проживал в Чанъане, Данлили. В день жэньу лоянский торговец Фань И купил у Ши его повозку и лошадей, сам же Ши пересел на белого жеребца, впряженного в повозку из Шу, при себе имеет ткани цибу и крашеные ткани туцзайбу»149. Эта табличка — подорожная грамота, выданная хэнаньским дувэем по фамилии Чжун некому чернокожему Ши, торговцу из Западного края. В ней говорится о том, что повозка, на которой едет торговец, а также ткани, которые он везет, были законно куплены у проживающего в Чанъане лоянца Фань И, и изложена просьба цзюйяньской пограничной заставе пропустить этого торговца.

Ханьские бамбуковые таблички, найденные в Дуньхуане при раскопках в Сюаньцюань, увеличили наши знания о Лицяне. Самое раннее упоминание о Лицяне содержится на двух сюаньцюаньских табличках — свидетельствах о прописке, написанных на втором году правления под девизом Шэньцзюэ (60 г. до н. э.). Так стало известно, что в 60 г. до н. э. египетские купцы из Александрии создали поселение в Западном крае, и в этой местности ханьские власти основали уезд Лицянь 150. Люди из Лицяня вели торговлю в Ганьсуском коридоре вплоть до эпохи Вэй–Цзинь. В трактате «Вэй мин чэнь цзоу» («Памятная записка о прославленных министрах Вэй») цитируется доклад Чжана Цзи, губернатора области Юнчжоу: «Чиновники и простолюдины уездов Лицянь и Фаньхэ области Чжанъе, а также разные ху, устав от раздоров, явились к [Гуаньцю] Сину, [Гуаньцю] Син успокоил людей и помог им, с тех пор они стали не покладая рук работать в поле» 151. В «Цзинь шу: Чжан Цзо чжуань» («История династии Цзинь: жизнеописание Чжан Цзо») упоминается также, что Чжан Цзо «…отправил полководца Хэ Хао с войском напасть на жунов Лицяна в горах Наньшань, но Хэ Хао вернулся с поражением». «Разные ху» и «жуны Лицяна» — это переселенцы из египетской Александрии, которые в ханьское время начали обживать Ганьсуский коридор.

Примечания

142. Цит. по: Сыма Цянь. Ши цзи (Исторические записки) / Пер. с кит., вступление и примечания Р. Вяткина. Москва: «Восточная литература» РАН, 1986. Т. 9.

143. Ян Симэй. Лунь ханьцзянь цзи цита Хань вэньсянь соцзай дэ хэйсэ жэнь (О черных людях, которые упоминаются в ханьцзянь и других письменных источниках ханьской эпохи). Сяньцинь вэньхуа ши луньцзи (Очерки по истории культуры доциньской эпохи) // Сяньцинь вэньхуа ши луньцзи. Пекин: Чжунго шэхуй кэсюэ чубаньшэ, 1996. С. 978–979.

144. Цит. по: Rostovtzeff, Michael. The Social and Economic History of the Roman Empire, vol. 2, Oxford: the Clarendon Press, 1957. P. 576. См. также: Ростовцев, Михаил Иванович. Рождение Римской империи. Москва: «Книжная находка», 2003.

145. Алан Макфарлэйн, Джерри Мартин. Пер. с англ. Гуань Кэнун. Боли дэ шицзе (Мир стекла). Пекин: Шанъу иньшу гуань, 2003.

146. Юй Тайшань. Лян Хань Вэй Цзинь Наньбэй чао юй Сиюй гуаньси ши яньцзю (Исследование истории взаимоотношений Китая и Западного края в эпохи Западная и Восточная Хань, Вэй, Цзинь, а также в эпоху Северных и Восточных династий). Пекин: Чжунго шэхуй кэсюэ чубаньшэ, 1995. С. 13.

147. Чжан Чуньшу. Цзюйянь ханьцзянь чжун со цзянь ханьдай жэнь дэ шэньсин юй фусэ (О цвете кожи и телосложении людей династии Хань, упоминающихся в цзюйяньских табличках) // Цинчжу Ли Цзи сяньшэн циши суй луньвэньцзи. Тайбэй, 1967. Т. 2. С. 1033–1045.

148. Под ред. Се Гуйхуа и др. Цзюйянь ханьцзянь шивэнь хэсяо (Комментарии к тексту на цзюйяньских табличках). Пекин: Вэньу чубаньшэ, 1987. Т. 2. С. 524.

149. Под ред. Се Гуйхуа и др. Цзюйянь ханьцзянь шивэнь хэсяо (Комментарии к тексту на цзюйяньских табличках). Пекин: Вэньу чубаньшэ, 1986. С. 258–259.

150. Чжан Дэфан. Ханьцзянь цюэчжэн: Ханьдай Лицяньчэн юй Лома чжаньфу угуань (Доказательства из ханьцзянь: ханьский город Лицянь не имеет отношения к римским военопленным). В сборнике: Дуньхуань Сюаньцюань ханьцзянь шицуй. Шанхай: шанхай гуцзи чубаньшэ, 2001. С. 222–229.

151. Цитата из комментария Пэй Сунчжи к летописи «Саньгочжи: Вэй шу — Гуаньцю Цзянь чжуань» («Записи о Трех царствах: царство Вэй, — жизнеописание Гуаньцю Цзяня»).

Цитируется по изд.: Линь Мэйцунь. 15 лекций об археологии Великого шелкового пути. М., 2017, с. 113-118.

Tags