Сан-Марино: экономическая и культурная жизнь республики

Сан-Марино: экономическая и культурная жизнь республики

За годы существования левой коалиции (а теперь и коалиции с христианскими демократами) были достигнуты значительные успехи в экономическом развитии. Конечно, объективно положение республики и ее развитие не позволяют говорить о ее экономической самостоятельности, да это и невозможно при усиливающейся взаимозависимости хозяйственного развития целых регионов. Но об успехах говорит изменение самой экономической структуры. В стоимостном выражении на первое место выходят машиностроение (сборка некоторых типов несерийных станков), химическая и лакокрасочная промышленность (пятая по величине в Западной Европе фабрика по производству красителей для кожи), швейная и деревообрабатывающая (производство мебели и полуфабрикатов из древесины, импортируемой из тропических стран). Следует отметить, что сегодня доходы от туристического комплекса, выпуска сувениров, почтовых марок и монет уступают доходам от промышленности.

За последнее тридцатилетие ощутимый рывок совершило сельское хозяйство, перешедшее на передовые технологии. Производство сельскохозяйственной продукции в стране во многом обеспечивает потребности населения. Объясняется это рациональным использованием земельных площадей, бережным отношением к сохранившимся лесам, тщательной рекультивацией истощенных угодий.

Структура экономики определяет и внешнюю торговлю. Республика экспортирует некоторые виды станков, лаки и краски, мебель и деловую древесину, ткани, одежду, керамику, строительный и отделочный камень, ювелирные изделия. В том, что касается последних, среди них преобладает работа по серебру, украшения с алмазами, закупаемыми в СССР. Сан-Марино ввозит зерно, продовольственные и промышленные товары, автомобили. Объем торговли с СССР весьма незначителен.

Во внешнеторговом обороте республики значительная доля приходится на Италию.

Как уже отмечалось, 90% промышленного производства контролируется иностранным капиталом, в том числе 85% — итальянским. Подавляющая часть производства кооперирована, правительство всячески поощряет все виды кооперации, справедливо видя в этом реальный путь ускорения экономического развития. Кроме того, кооперация значительно облегчает проблемы защиты окружающей среды. В последнее время правительство идет по пути создания компактных промышленных комплексов, беря на себя расходы по сооружению производственных и подсобных помещений, инфраструктуры (дороги, энерго- и водоснабжение). «Места» в промышленных комплексах продаются или сдаются в аренду предприятиям, фирмам, кооперативам, ремесленникам — своим, итальянским и иностранным. При таком курсе проще учесть и проблему размещения предприятий, и утилизации отходов, и сохранения сельскохозяйственных угодий.

Если о других мини-государствах Западной Европы можно говорить как о специализированных, то Республика Сан-Марино скорее представляет собой пример государства, «встроенного» в экономическую и социальную ткань окружающей итальянской территории. «Италия» по сторонам ответвления от автострады Болонья— Римини без изменений переходит в «Сан-Марино». Только бросается в глаза необычная (по сравнению с итальянской) форма одежды дорожной полиции, впрочем, встречающейся достаточно редко, да на вывесках и указателях все чаще начинает мелькать прилагательное санмаринский.

«Дух» другого государства начинаешь ощущать, лишь приближаясь к бывшим торговым пригородам столицы, где находился последний по времени оборонительный пояс республики. До этого небольшие аккуратные поселки, естественно переходящие один в другой, обращены к проезжающим своей стандартной стороной; бензозаправочные станции, кафе, рестораны, гостиницы, магазины и магазинчики. И лишь добравшись до исторической части города Сан-Марино, начинаешь вдруг ощущать дух замкнутости, вторжения в какую-то изолированную общность. Вообще-то, стремление отгородиться от соседей, изолироваться характерно для основной части средневековых итальянских городов. Здесь, в Сан-Марино, это ощущение гораздо отчетливее. Может быть, потому, что как нигде мощные укрепления обращены в сторону любого пришельца.

В поведении людей тоже вроде бы нет ничего необычного — та же открытость и приветливость, свойственная большинству итальянцев, тот же итальянский язык, пожалуй, меньше, чем где бы то ни было, отмеченный диалектальными вкраплениями. Точно так же, как и в других областях, подчеркивается регионализм, свой, санмаринский. И лишь немного позднее замечаешь в языке и в поведении нечто большее, чем уже привычный для Италии регионализм. Болонец всегда будет утверждать, что в его городе и области все самое-самое и уж, несомненно, лучше, чем в соседней Тоскане.

Неаполитанца трудно убедить, что Венеция — красивый город. Но все же — все они итальянцы. А здесь, на площади того же Гарибальди, в Сан-Марино постепенно ощущаешь и без подчеркивания местного патриотизма, что Италия осталась там, позади, а ты уже в другом, до боли знакомом по иным частям Италии государстве.

Туристу, пересекающему границы республики, трудно отделаться от мысли, что он находится в обычном историческом центре, которыми так богата Италия. В этом его убеждает и впечатление, что все здесь подчинено ему и создало для него — несметное количество сувенирных магазинов и лавочек, баров, ресторанов и тратторий, маленькие гостиницы. Для туриста, и только для него, республика печатает открытки и марки, чеканит монеты, тщательно реставрирует памятники и в идеальном состоянии содержит немногочисленные музеи. И уж конечно, для него, туриста, выставлены в витринах многочисленные товары с неправдоподобно низкими ценами.

Это ощущение постоянного праздника еще больше усиливается, если попасть в республику 1 апреля или 1 октября, 5 февраля или 25 марта или особенно 3 сентября. Карнавальные шествия и средневековые парады, бесконечные процессии духовенства и официальных лиц, соревнования арбалетчиков создают впечатление вечного праздника или грандиозного спектакля, в которых, кажется, принимает участие весь народ Сан-Марино. Кстати, в эти дни ощущаешь и легкую грусть от того, что мы, занятые своими делами, разучились так уважать свою историю. Ведь узнав жизнь республики поближе, быстро понимаешь, что за декорациями туристического праздника живут своей жизнью и много работают люди, не только тщательно берегущие свою историческую память и традиции, но и озабоченные общими для всех народов заботами о сегодняшнем и завтрашнем дне. В этом окончательно убеждаешься после того, как узнаешь, что не только доходами от туризма живет этот народ (они занимают лишь пятое место среди доходов государства).

Еще до недавнего времени жизнь каждого санмаринца была достаточно ясной — либо тяжелый труд на маленьком клочке земли (собственном или арендуемом), либо нелегкая доля батрака. В городках, как правило, ремесленничество или обслуживание постоянно увеличивающегося потока туристов — особенно с 50-х годов, после завершения строительства современных автострад. Значительная часть молодежи уезжала в другие страны, туда, где исторически существовали, колонии санмаринцев. Если повезет, можно было устроиться и в соседних итальянских областях (там достаточно высоко оценивались санмаринские каменщики и строители). Но в конце 40-х — начале 50-х годов в Италии было не так-то просто найти работу и самим итальянцам. Вот и приходилось отправляться в дальние страны.

Конечно, какой-то части молодежи удавалось продолжить свое образование в итальянских высших учебных заведениях, но, как правило, в таком случае они и оседали в Италии, так как понимали, что заняться в республике им нечем.

Ситуация резко меняется на рубеже 60-х годов. До Сан-Марино наконец-то докатывается волна «итальянского экономического чуда». Ускоренное промышленное развитие соседних областей Италии втягивает в свою орбиту и маленькую республику. Все это создает условия для начала индустриализации санмаринского общества. И отметим особо, что с самого начала первый этап индустриализации начинается на плановых основах. В этих условиях начинают возвращаться домой специалисты различных профилей, получившие образование и подготовку за границей и теперь уже имеющие перспективы трудоустройства. Начинается и быстрая перестройка в сельском хозяйстве, превращающемся в специализированное и высокоэффективное. В свою очередь, изменения в деревне не только высвобождают рабочую силу, необходимую в промышленности и строительстве, но и быстро превращают батрака и арендатора в сельскохозяйственного рабочего и фермера.

И важно отметить, что развитие республики с этого момента было нацелено на возможно более полную ее интеграцию в экономическую структуру окружающих итальянских областей. Сельское хозяйство ориентировано не только и не столько на полное (что невозможно) снабжение населения продовольствием, сколько на специализацию для расширения торговли с Эмилией-Романьей.

Мелкое предпринимательство н ремесленники получали значительные субсидии для развития специализированного производства на базе общего производственного цикла итальянских предприятий. Так возникли предприятия по сборке станков повышенной сложности. Сначала для удовлетворения нужд своих ремесленников, а затем и экспорта возникло производство красителей. Развитие мебельной промышленности в Эмилии-Романье привело к оживлению деревообработки — Сначала на базе эксплуатации собственных лесных ресурсов, а затем и импорта древесины (даже из Бразилии). Ремесленные и семейные предприятия послужили удобной базой для развития швейной промышленности (из итальянских тканей). Развитие подстегивалось и тем, что оно само по себе создавало трудовые ресурсы — за счет высвобождения сельского населения, женщин.

Низкие налоги, а также усилия правительства по расширению инфраструктуры (строительство современных дорог) и строительный бум вели к тому, что итальянские предприниматели стали охотно создавать на территории Сан-Марино филиалы своих предприятий, особенно в тех производствах, где возможно дробление цикла: обработка сырья в полуфабрикаты, сборка оборудования, завершающие операции. Таможенный союз с Италией значительно снижал стоимость продукции и товаров, что способствовало развитию торговли (можно сказать, международной).

В 60-е годы создается и современная индустрия туризма. Она способствует повышению доходов почти всего населения, так как предоставляет удобные формы совмещения работы, частичной занятости, добавочного приработка почти всем членам семей. Можно отметить, что косвенно развитие туризма обеспечивает благосостояние всей республики, так как затрагивает почти все отрасли экономики и сельского хозяйства. Например, ювелиры Сан-Марино не могли соперничать с ювелирами Флоренции, но поток туристов обусловил развитие производства украшений из серебра.

В целом следует сказать, что жизненный уровень жителей республики несколько выше уровня жизни окружающих итальянских областей, что позволяет уже сейчас решать задачи, пока еще нерешенные в соседней Италии. Так, практически завершена реставрация исторических памятников, полным ходом идут работы по благоустройству территории — почти полностью прекращена добыча строительного и отделочного камня, идет восстановление лесов. Политика создания промышленных зон с готовой инфраструктурой привела к созданию производств, безопасных для окружающей среды.

Тесная интеграция в социально-экономическую жизнь окружающих итальянских областей определила и доминирующую роль итальянской культуры в жизни республики. Общий язык, общая культура, малочисленность населения, постоянная эмиграция, а в нашем веке и серия соглашений с Италией серьезно ограничивали возможности самобытного развития. Культура Сан-Марино — это скорее продолжение культурной жизни области Эмилия-Романья, с которой связана вся жизнь и история республики. Не случайно мы упомянули и эмиграцию в числе факторов, определяющих культурное развитие. Дело в том, что возвращающиеся эмигранты, как правило, приносят с собой традиции той страны, в которой они работали и жили. Маленькая деталь — с реэмигрантами из США в Сан-Марино проникло регби. И хотя в республике с трудом удалось найти подходящую площадку для этой игры, многие итальянцы (и не только) всерьез считают, что регби — национальная игра санмарннцев.

Свое телевидение в республике только создается. Пока же — полное господство итальянского государственного и регионального — частного и кооперативного, со всеми последствиями для формирования общественного сознания и поведения. Хотя следует подчеркнуть важность добротных и интересных учебных программ итальянского телевидения в обучении санмарннцев. Вполне естественно, что периодическая печать и книжная продукция Италии преобладают в средствах информации республики. Своя издательская база нацелена не столько на культурное развитие, сколько на обслуживание туристов.

Однако в этом есть и свои преимущества — нет состояния оторванности, изоляции (как, скажем, в Андорре). Общество Сан-Марино открытое, хорошо информированное, активно интересующееся всеми аспектами не только итальянской, но и международной жизни. Автор был действительно приятно удивлен степенью информированности санмарннцев и тем неподдельным интересом, который они проявляли к нашей жизни.

Исторически сложилось так, что за образованием и культурой санмаринцам приходилось уезжать в Италию, чаще всего в Эмилию-Романью. Поэтому среди художников, архитекторов, артистов Эмилии-Романьи немало выходцев из республики. В свою очередь, итальянцы, болонцы прежде всего строили укрепления и церкви Сан-Марино, украшали их фресками и живописью, реставрировали исторические памятники, учили детей и лечили санмаринцев. В немалой степени такой универсальный, пан-итальянский характер культуры и общественной жизни определен и господством католической церкви, долгое время вообще доминировавшей в духовной жизни. Светское направление в культуре вообще было неразрывно связано с Италией, то же можно сказать и о социальной жизни: структура социальных отношений и их субъектов — профсоюзов, кооперативов, организаций предпринимателей, форм и методов их взаимоотношений — точно копирует социальную ткань и жизнь итальянского общества.

Может быть, больше, чем в соседней Италии, в жизни санмарннцев до сих пор проявляются черты солидарности, общинности, взаимопомощи и патриархальности. В этом проявляется несомненное влияние исторических традиций — возникновение республики на базе изолированной общности, общины, противостоящей окружающему миру. Однако эти черты постепенно стираются под натиском ритма современной жизни, в которой, к сожалению, мало места остается чувствам товарищества и взаимной поддержки. Хотя следует особо отметить, что политика правительства до сих пор носит отчасти патриархальный характер, н до сих пор заметно, что республика — это не одна большая семья (где все знают всех), а скорее несколько семей, живущих своим кругом.

Своеобразная интернационализация культурной и духовной жизни Сан-Марино определяет и бережное отношение санмарннцев к своим национальным праздникам, которые, по признанию самих жителей, к сожалению, все больше и больше приобретают черты театрализованных представлений в угоду туристическому бизнесу.

Самым заметным явлением в культурной и общественной жизни республики последних лет явились торжества, связанные со столетием Сберегательной кассы Сан-Марино. В рамках этого мероприятия были выпущены памятная медаль и почтовая марка, культурный фонд республики обогатился статуей, подаренной известным итальянским скульптором Ф. Мессиной, состоялись концерты классической и современной музыки известного пианиста Мауро Ланди, победителя конкурса памяти Ф. Листа, было принято решение о полной реставрации памятника архитектуры дворца Сиро-Молино-Форио.

С целью оживления интереса к отечественной истории и культуре одно из итальянских издательств объявило финансируемый Сберегательной кассой конкурс на лучшее школьное сочинение по истории, традициям, экономической и политической жизни республики. И наконец, Сберегательная касса осуществила очень важную акцию — факсимильное переиздание основных работ по истории Сан-Марино. В этой серии были изданы работы «Территория и замок Сан-Марино через века» (Дж. Дзани),«Сан-Марино в старых фотографиях»,«История Республики Сан-Марино в документах», «Некоторые обычаи и традиции санмарннцев» (Д. Брици) и др.

В рамках этих же торжеств был выпущен альбом рисунков видного деятеля культуры Сан-Марино Ф. Мартелли, долгое время преподававшего в школе искусств. Не менее важное значение имел сборник сонетов поэта-санмаринца Дж. Мастеллы, писавшего о своей родине, но до недавнего времени больше известного в Италии, чем в республике. И наконец, с целью познакомить молодежь с историей страны был напечатан так называемый «План территорий», сборник по исторической и современной топонимике Сан-Марино. Можно, без сомнения, сказать, что празднование столетия Сберегательной кассы послужило мощным стимулом к развитию культурной, духовной и общественной жизни республики.

Цитируется по изд.: Дахин В.Н. Республика Сан-Марино. М., 1989, с. 52-60.

Рубрика