Сан-Марино. Левые у власти (70—80-е годы)

Сан-Марино. Левые у власти (70—80-е годы)

Внутренняя политика Сан-Марино в 70—80-е годы

В течение 21 года компартия находилась в оппозиции. С мая 1978 г. коммунисты Сан-Марино неизменно входят в состав правительства. В течение восьми лет их партнерами по правящей коалиции были социалисты, а с лета 1986 г., после острого правительственного кризиса, республикой управляет новый кабинет, сформированный коммунистами и христианскими демократами. Выборы 1978 г. дали компартии почти 26% голосов — 16 мест в парламенте. Это позволило ей стать ведущей силой в новой правящей коалиции, в которую сошли Санмаринская социалистическая партия—8 мест и Санмаринская социалистическая единая партия — 7 мест. Отдав свои голоса левым партиям, коммунистам прежде всего, трудящиеся республики выразили свое недовольство 21 годом правления христианских демократов. Успеху коммунистов Сан-Марино способствовала и международная обстановка, поскольку еще ощущалась динамика разрядки.

Рассказывает Альберто Мино, член Руководства и Секретариата компартии Сан-Марино, рабочий-метал-лист: «На выборах 1983 г. нам пришлось труднее. К этому времени Р. Рейган уже был в Белом доме и произошел ряд других событий, которые привели к резкому обострению положения на мировой арене». Одновременно углубился мировой экономический кризис в капиталистическом мире, затронувший и Сан-Марино. В Италии ухудшились отношения между коммунистами и социалистами. Естественно, это сказалось на политической атмосфере Сан-Марино. «Но, хотя за СМКП было подано меньше голосов, чем в 1978 г., она в целом сохранила свои позиции, — говорит А. Мино. — Получив 15 депутатских мест, партия вновь сформировала правительство с теми же партнерами. Результаты выборов мы восприняли как признание населением того факта, что левым силам все же удалось улучшить положение в стране».

От периода гегемонии христианских демократов левым партиям досталась в наследство сложная политическая, экономическая и социальная ситуация. Во-первых, правящие круги во главе с ХДП проводили курс решительного сопротивления требованиям трудящихся, особенно стремились ограничить их права при заключении коллективных договоров. Во-вторых, на протяжении многих лет правительство блокировало развитие и расширение системы общественных услуг (транспорта, питания и т. п.), а также детских учреждений, профессиональной подготовки и школьного обучения, которые все больше отставали от потребностей населения. Так, например, в 60-е годы был похоронен проект восстановления разрушенной еще в ходе войны железной дороги Римини — Сан-Марино. Было осуществлено строительство автомагистрали, что значительно повлияло на транспортную структуру и городское строительство. Это явилось результатом ставки на приоритет развития частного транспорта в ущерб общественному, результатом давления земельных собственников на правительство. И до сих пор дорога остается не восстановленной. В-третьих, весьма нестабильным оставалось экономическое положение. Во второй половине 70-х годов наметился спад в промышленности, стало ясно, что производственная структура быстро устаревает из-за недостатка производственных капиталовложений. Поэтому перед левым правительственным большинством встала задача снижения уровня безработицы, особенно среди молодежи и женщин, И в-четвертых, крупные земельные и другие спекуляции, расцвет «клиентеллизма», т. е. когда граждан фактически делили на категории в зависимости от их партийной принадлежности, нанесли обществу большой моральный ущерб. Нужно было сломать сложившееся убеждение, что обеспечение прав гражданина не зависит от благосклонности и близости к «властям предержащим».

Поэтому правительство левых партий прежде всего разработало совместную программу действий, носившую реформаторский характер. В значительной степени в нее были включены требования профсоюзов. А. Мино подчеркивает, что «коммунисты стремились прежде всего обеспечить защиту социальных и экономических завоевании трудящихся; улучшение условий их жизни; расширение занятости в отраслях, требующих квалифицированного труда; демократическое участие населения в управлении; совершенствование системы образования и медицинского обслуживания; поиск новых путей развития культуры; укрепление международных связей Сан-Марино». Правительственную программу коммунисты рассматривали как важный элемент общего курса партии на создание в будущем предпосылок социалистического преобразования общества «в условиях демократии и свободы, с учетом традиционных ценностей народа» Сан-Марино. Именно так трактовалась проблема перехода к социализму в тезисах и документах XI съезда компартии (январь, 1986 г.).

Основные усилия левая демократическая коалиция сосредоточила на развитии производственной сферы и обеспечении занятости. Положение медленно выправлялось. На конец 1986 г. безработица составила минимально возможный уровень — 3% 1. Заметно улучшались условия жизни народа. Этому способствовало, в частности, расширение сферы общественных услуг, которой правительство уделяло особое внимание. Левое правительство приняло решение о проведении ряда прогрессивных реформ. Одна из них — в области налогообложения — была нацелена на более справедливое распределение национального дохода в пользу малоимущих слоев населения. А. Мино пишет: «По инициативе нашей партии был разработан первый в истории страны долгосрочный план хозяйственного развития и заложены основы для программирования экономики. Среди других достижений —модернизация системы правосудия, пересмотр семейного права в сторону его демократизации, введение всеобщего и прямого голосования при выборах органов местного самоуправления, совершенствование системы школьного и высшего образования».

Естественно, что справиться со всеми проблемами левой коалиции не удалось. Так, коммунисты считают, ЧТО не решена проблема управления. Поэтому не все намеченные реформы последовательно проводились в жизнь, многие уже принятые законы на практике искажались и деформировались. В результате накапливались разногласия между коммунистами и социалистами. И в значительной степени именно они (проблемы принципов и методов управления) стали главной причиной развала коалиции социалистов и коммунистов в 1986 г. Внутри кабинета также обострялись расхождения по ряду других принципиальных вопросов, в частности по характеру взаимоотношений между Италией и Сан-Марино. В первой половине 80-х годов в республике разразилось несколько финансовых скандалов. Пошли слухи о связях некоторых членов кабинета с дельцами и авантюристами, замешанными в этих скандалах. В этой ситуации коммунисты, конечно, не хотели, чтобы тень от скандалов упала и на компартию, — они выходят из коалиции.

Коммунисты постоянно пытались (еще до кризиса) обновить программную базу сотрудничества с социалистической партией. Единство левых сил, его сохранение и развитие СМКП постоянно считала своей целью, непременным условием демократического развития республики. Но в этот момент их призывы отклика со стороны социалистов не нашли. Напротив, большую готовность проявила Христианско-демократическая партия Сан-Марино — готовность к диалогу и сотрудничеству во имя обновления и развития общества.

Конечно, христианские демократы всегда показывали себя консервативной силой санмаринского общества. Однако в 80-е годы внутри этой партии произошли важные изменения. Партия смогла наконец преодолеть свои антикоммунистические предрассудки не только в теории, но и на практике. Весьма болезненно восприняли саму идею сотрудничества коммунистов и христианских демократов социалисты Сан-Марино. Да и самим коммунистам было не так просто представить ХДП в качестве возможного правительственного партнера. Но в конечном счете победил новый подход — на сегодняшнем этапе создать другое правительство было невозможно. А новая коалиция могла бы обеспечить взаимодействие двух главных и наиболее крупных политических партий страны в решении стоящих перед Сан-Марино проблем. За союз с христианскими демократами в рамках правительственной коалиции высказалось в ходе специального опроса подавляющее большинство членов компартии; Коммунисты понимают, что речь идет о партиях, стоящих на разных идеологических и политических позициях. Но они учитывают и то, что за ХДП Сан-Марино голосует около 42% избирателей, в том числе рабочих и других трудящихся. Поэтому такое сотрудничество имеет под собой объективную базу. Оно позволяет партии расширить отношения с католическими массами через признание того, что идеологические разногласия не должны сказываться на совместной работе по решению экономических и социальных проблем.

По основным направлениям экономического и социального развития и удалось согласовать программу новой правительственной коалиции. Согласованную позицию удалось занять и по вопросу о создании собственного телевизионного центра. Напомним, что по конвенции с Италией Сан-Марино отказывалась от создания собственной сети радио- и телевизионного вещания, и лишь в октябре 1987 г. соглашение было достигнуто. Кроме того, в республике до сих пор нет собственного университета, и молодежь, желающая получить высшее образование, должна уезжать в Италию. Не нужно забывать и о санмаринцах, не имеющих работы.

Поэтому и места в правительстве новая коалиция поделила примерно поровну — и по количеству, и по степени значимости. Коммунистическая партия получила один важнейший пост — государственного секретаря по внутренним делам и министерства: промышленности и ремесел, просвещения и культуры, транспорта и коммуникаций, туризма и торговли. Христианские демократы заняли оставшиеся два поста государственных секретарей — по иностранным и политическим делам, по финансам и бюджету и следующие министерства: здравоохранения и социального обеспечения, труда и кооперации, территориальных вопросов, охране окружающей среды, сельского хозяйства и муниципальных дел.

В основе деятельности новой коалиции лежит совместно разработанная программа конкретных действий. В ней большое внимание отводится экономическим и налоговым проблемам, созданию новых рабочих мест — особое значение придается перспективам расширения занятости для молодежи. Правительство обязалось принять меры по оздоровлению обстановки после уже упоминавшихся финансовых скандалов, подорвавших авторитет и дееспособность прежнего правительства. Важно и то, что в новой коалиции удалось согласовать мероприятия по улучшению работы государственных и административных органов, по ускоренному развитию территории, новым мерам по охране окружающей среды. Правительство считает также своей задачей восстановление корректных отношений с Италией, которые в последние годы были омрачены разногласиями в трактовке некоторых экономических и финансово-юридических проблем. Первый шаг — решение о строительстве телецентра — уже сделан.

В целом обе стороны, оба партнера по коалиции позитивно оценивают первый опыт сотрудничества. Внутри коалиции уже сложились нормальные, деловые отношения, которые показывают, что различия н идеологические разногласия могут и не препятствовать осуществлению совместной конкретной программы деятельности.

Как уже отмечалось, коммунисты Сан-Марино сознательно шли на сотрудничество с христианскими демократами. Этот шаг был во многом определен новым подходом к анализу реальности и путей решения назревших проблем. Важный шаг в этом направлении был сделан на XI съезде СМКП (1986 г.), принявшем программный документ, само название которого — «По-новому осмыслить политику» — говорит о многом. Значительная часть предложений коммунистов, разработанных на съезде, вошла органической частью в программу новой коалиции. Правильность этого курса подтвердили и состоявшиеся 29 мая 1988 г. всеобщие парламентские выборы в Сан-Марино. За коммунистов проголосовали 28,71% избирателей (на предыдущих выборах 1983 г.— 24,38%). Таким образом, компартия Сан-Марино укрепила свои позиции в Большом генеральном совете — ее представителям будет принадлежать 18 мест из 60.

Этому в немалой степени способствовало и то, что партия постоянно сохраняла собственное лицо и самостоятельность в идеологии и политике, твердо отстаивала свои программные цели. Дело в том, что СМКП не идентифицирует себя полностью с деятельностью правительства, стремится не растворяться в государственных институтах. Партия исходит из того, что там действуют ее представители. А та роль, которую играют они в правительстве, и более общие задачи партии как организации комму вистов — это не одно и то же.

В определенной степени компартии Сан-Марино пока удается решать ключевую проблему коммунистического и рабочего движения — проблему сочетания участия в правящей коалиции и внепарламентской и вне-правительственной деятельности. Как подчеркивалось на XI съезде партии, коммунисты ищут пути борьбы за построение социалистического общества, отвечающего особенностям Сан-Марино, за завоевание новых масс трудящихся, расширение своей социальной базы. В конечном счете от этого зависят успехи коммунистов на выборах, их способность влиять на правительственный курс, настаивать на глубоких социальных преобразованиях. Выполнить свою долгосрочную программу партия может, лишь проводя эффективную политику союзов, основа которой — опора на трудящихся, технических специалистов, интеллигенцию, деятелей культуры.

Коммунисты активно работают в профсоюзах, уважая их автономию и специфику деятельности. В последние годы они добились серьезной поддержки со стороны демократических общественных организаций. Компартия широко сотрудничает с Федерацией коммунистической молодежи Сан-Марино, пользующейся заметным влиянием в республике. «Вместе, — отмечал Альберто Мино, — мы решаем вопросы занятости, охраны природы, привлекаем юношей и девушек к культурной и политической деятельности. СМКП имеет хорошие отношения с Союзом женщин Сан-Марино, большинство членов которого видит в коммунистах выразителей своих интересов».

Наблюдается в последние годы устойчивый рост членов коммунистической партии. С 1978 г. число коммунистов увеличилось на 400 человек, и сейчас партия насчитывает 1200 членов, причем в нее вступают представители всех социальных категорий. Партия не прекращает поиск путей к сотрудничеству с социалистами во всех областях, что отвечает линии XI съезда на создание в перспективе широкого союза, объединяющего все демократические, прогрессивные силы с целью построения нового общества, способного удовлетворить интересы всех граждан, обеспечить расцвет свободы и демократии, создать возможности для развития человеческой личности.

В связи с постановкой такой перспективной задачи компартия Сан-Марино разработала программу своей деятельности (напомним, что в значительной своей части она была включена в правительственную программу новой коалиции). Так, подтверждая нейтралитет республики и ее участие в Движении неприсоединения, коммунисты предложили открыть ее дипломатические представительства при Общем рынке и ЮНЕСКО, добиваться полноправного представительства в ООН.

Внутри страны коммунисты ставят своей целью «существенное обновление институционных механизмов республики» как первый шаг к «правовому государству» с полным признанием прав и свобод граждан и их демократических организаций, полным участием всех в управлении обществом. В экономической области необходимо приступить к программированию развития для того, чтобы уменьшать опасность кризиса и в полной мере использовать имеющийся значительный финансовый н профессиональный потенциал для развития общества. Следует подумать об укреплении связи с Европейским сообществом, интеграции экономики и особенно сельского хозяйства республики с Общим рынком.

Международный аспект деятельности вообще занимает важное место в программе коммунистов. И не только из-за желания решать часть своих проблем силами объединенной Европы. СМКП исходит и из того, что мир и международное сотрудничество достижимы только при объединении усилий всех стран и народов. В этом процессе особую роль должны сыграть нейтральные государства, Сан-Марино в их числе.

По ряду соглашений Итальянская Республика представляет Сан-Марино за рубежом в тех странах, которые имеют дипломатические отношения с республикой. Так как Сан-Марино провозглашает основой своей внешней политики «активный нейтралитет», она до сих пор не представлена в большинстве международных экономических, политических и культурных организаций (за исключением Движения неприсоединившихся стран и—на правах наблюдателя — в ООН). Однако подпись республики стоит под большинством международных соглашений, а ее представители активно участвуют в различных международных мероприятиях по проблемам борьбы за мир, безопасность, сотрудничество, обеспечение экономического, социального и культурного развития мирового сообщества, а в последнее время республика все чаще выступает инициатором проведения международных встреч и научных конференций.

На повестке дня, несомненно, стоит расширение международного представительства Сан-Марино, чего объективно требуют потребности ее развития. Так, таможенный союз с Италией дает республике возможность действовать в рамках ЕЭС, но в настоящее время уже серьезно ограничивает масштабы и содержание такого участия.

Укрепляются связи Сан-Марино с СССР, другими социалистическими странами. Правительство стремится внести вклад в работу международных организаций в духе моральных и политических требований движения неприсоединившихся стран, добивающихся того, чтобы принципы самоопределения и суверенитета стали основой международных отношений. Придерживаясь политики активного нейтралитета, правительство последовательно отстаивает национальную независимость республики, решительно выступает в поддержку инициатив, направленных на разоружение и сохранение мира.

В 1956 году были установлены консульские отношения между Сан-Марино и Советским Союзом. Спустя 23. года было подписано соглашение о культурном обмене с СССР (1979 г.). В октябре 1987 г. Советский Союз посетила парламентская делегация республики, которая познакомилась с жизнью нашей страны, с работой государственных и научных учреждений. Как отмечали члены делегации, в республике проявляется большой интерес к сотрудничеству с СССР. К нам уже не раз приезжали капитаны-регенты и государственные секретари (министры) по иностранным делам. Один из капитанов-регентов, избранных 1 апреля 1988 г., Р. Мартелли (он, кстати, входил в парламентскую делегацию 1987 г.) отмечал, что в Москву санмаринцев влечет «забота о мире и сотрудничестве. Мы не воевали много лет, но нам пришлось нелегко, когда во второй мировой войне участвовала Италия».

«Мы внимательно следим сейчас за развитием международной обстановки, — отмечал на встрече с советскими парламентариями депутат-социалист М. Вентурини. — Советский Союз играет решающую роль в борьбе за мир и прогресс человечества. Это особенно важно для Европы, в том числе и для нас. Вот почему мы все, невзирая на политические разногласия, выступаем за сотрудничество с Советским Союзом».

Ярким проявлением обоюдного стремления к сотрудничеству явился ответный визит в Сан-Мариио (март 1988 г.) делегации Верховного Совета СССР во главе с Председателем Совета Союза Верховного Совета СССР. Это был первый официальный визит советских парламентариев в Сан-Марино. В ходе поездки состоялись встречи и беседы с капитанами-регентами Сан-Марино Дж. Теренци и Р. Дзаферани 2, выполняющими функции главы государства, с государственным секретарем по иностранным и политическим делам Г. Гатти, с депутатами Большого генерального совета — высшего законодательного органа страны. Приветствуя советскую делегацию, капитаны-регенты подчеркнули, что между СССР и Сан-Марино, отличающимися по своим масштабам и социально-экономическим системам, существуют прекрасные взаимоотношения. Обмены парламентскими делегациями, указали они, способствуют укреплению взаимопонимания, дружбы и сотрудничества. В Сан-Марино, заявили капитаны-регенты, с большим вниманием следят за динамичной внешней политикой Советского Союза, направленной иа упрочение мира и разоружение. Они выразили глубокое удовлетворение тем, что на этом пути достигнуты конкретные результаты. Миру нет альтернативы, заявили руководители республики.

Высокую оценку внешнеполитической деятельности Советского Союза дал во время беседы с советскими парламентариями Г. Гатти. Он выразил глубокое удовлетворение состоянием советско-санмаринских связей, подчеркнув, что Сан-Марино ценит интерес и внимание к небольшой республике со стороны такой великой державы, как СССР. Как член группы неприсоединившихся и нейтральных стран, заявил Г. Гатти, Сан-Марино будет и впредь вносить свой вклад в дальнейшее про движение общеевропейского процесса и в успешное завершение Венской встречи.

Состоялась также встреча советских делегаций с депутатами Большого генерального совета Сан-Марино Депутаты парламентов двух стран обменялись мнениями о развитии обстановки на европейском континенте, на международной арене, о перспективах отношений между Востоком и Западом. Особо были подчеркнуты историческое значение советско-американского Договора по РСМД и необходимость его скорейшей ратификации. В беседе с депутатами Большого генерального совета советские парламентарии рассказали о ходе перестройки в Советском Союзе, первоочередных задачах, стоящих перед советским народом.

Депутат от Коммунистической партии Сан-Марино Умберто Барулли указал, что проводимый советским руководством на международной арене курс — наглядное подтверждение стремления Советского Союза к миру и разоружению. «Мы высоко ценим усилия Советского Союза в этой области, — сказал Барулли, — поскольку вопросы безопасности, разоружения волнуют народы всех стран, в том числе и жителей Сан-Марино». У. Барулли отметил, что Санмарикская коммунистическая партия, за которую голосует четверть избирателей, вот уже десять лет управляет страной в коалиции с другими партиями. «Главной вашей целью была и остается защита интересов трудящихся нашей республики», — сказал он.

Делегация Верховного Совета СССР ознакомилась с культурными и социальными учреждениями Сан-Марино

Дел у древнейшей в мире республики, разумеется, хватает, как и у любого государства. Но при этом бросается в глаза, что главная забота ее руководителей — сохранение и упрочение мира. И не случайно в мае 1987 г. Сан-Марино была вручена Золотая медаль мира Организации Объединенных Наций.

Цитируется по изд.: Дахин В.Н. Республика Сан-Марино. М., 1989, с. 42-52.

Примечания

1). На апрель 1988 г. в республике насчитывалось 100 безработных.

2). 1 апреля 1988 г. их сменили У. Барулли от компартии и христианский демократ Р. Мартелли, профессор, видный специалист по дизайну.

Рубрика