Иные Земли

Иные Земли

Христианский средневековый мир был окружен неизвестными землями, знание о которых приобретало все более смутный характер по мере удаления от центра ойкумены. Иные Земли — вместилище чудес и экзотики. Средневековое воображение населяло их диковинными чудовищами или добрыми дикарями, которые, по всей вероятности, не знали грехопадения. Проецируя свои собственные фантазии, люди средневековья представляли Иные Земли миром наоборот, где повсюду сокровища, изобилие и сексуальная распущенность; в этом потерянном рае нагота, инцест и эротика являются вещами естественными.

О нехристианских землях существовало мало конкретных сведений, часто отсутствовал непосредственный контакт с ними (например, с Индией). Все это открывало простор для воображения и нагнетания стереотипов. На средневекового человека влиял «груз прошлого» — античные «авторитеты» — библейские (иудео-христианские) и языческие (греко-латинские). Первые были окружены благочестивым ореолом, вторые - ореолом научности. Эмпирические данные о нехристианских странах стремились согласовать с библейскими топосами (такими, как, например, упоминаемые в Библии «народы Гога и Магога» или земной рай) и античными стереотипами (рассказами о «чудесах Индии» или мифами о гиперборейцах). Подлинные названия городов и стран средневековые авторы соотносили с античными и библейскими. Обычаи и верования других народов становились понятными постольку, поскольку они рассматривались в связи с аналогичными традициями, существовавшими в древности. На известную со времен античности оппозицию «варварство — цивилизация» накладывалась присущая культурному сознанию средневековья оппозиция «язычество — христианство». Чуждость дохристианского прошлого увязывалась с чуждостью внехристианского настоящего. Жившие за пределами христианской Европы народы отождествлялись в средние века с теми, которые существовали в античную эпоху.

Наиболее известными источниками информации об Иных Землях были «Естественная история» Плиния Старшего, сочинения популярного в средневековье автора III века Гая Юлия Солина, писателей V века Макробия и Марциана Капеллы и других. Не только раннесредневековые авторы (такие, как Исидор Севильский или Рабан Мавр), но и создатели обширных энциклопедий XIII века — так называемых «образов мира» (Альберт Великий, Гонорий Августодунский и другие) продолжали зависеть от таких эклектичных авторов, как Солин, в свою очередь черпавших информацию у греческих писателей. Таким образом, авторы энциклопедий и сумм, наиважнейших источников сведений о нехристианских землях, были дважды отрезаны от первоисточника. Некоторые из авторов энциклопедий XIII века - такие, как Готье Мецский («Образ мира») или Брунетто Латини («Книга сокровищ») стремились к тому, чтобы сделать доступными элементы традиционного знания; другие энциклопедисты – Винцент из Бове, Варфоломей Английский и Гервазий Тильберийский — ставили себе целью при помощи компиляции достичь исчерпывающего знания. Нередко средневековые писатели имели в виду то место из Евангелия от Луки (2,1), где говорилось: ...вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле». Считалось, что римлянам были известны все обитающие на земле народы. Отсюда трудность восприятия таких народов, как монголы или венгры. В глазах средневековых писателей, и они существовали издревле, но всего лишь сменили имя и место жительства. Практический опыт стремились соотнести с книжным знанием. В античных и библейских источниках упоминались и баснословные народы, которые средневековые географы пытались обнаружить в действительности. Таким образом, возникало двоякого рода противоречие между реальностью и стереотипами: с одной стороны, поиски стереотипов в действительности, с другой стороны, поиски реалий в традиции. Не случайно по мере освоения европейцами новых пространств созданные их воображением диковинные народы и экзотические животные отступают в еще более не-доступные области. Пример тому - Америка, куда перемещаются все «чудеса Индии».

Наиболее устойчивые образы «Иных Земель» в средневековье связаны с Африкой, Индией, Китаем и Центральной Азией. Этим странам авторы средневековья уделяли специальные разделы в энциклопедиях и теологических трудах.

Цитируется по изд.: Словарь средневековой культуры. Под общей редакцией А.Я. Гуревича. М., 2003, с. 195-196.

Рубрика