Северный Морской Путь: проекты освоения

Северный Морской Путь: проекты освоения

Начавшаяся в июле — августе 1918 г. вооруженная интервенция против молодой Советской республики сорвала осуществление многих мероприятий, намеченных советским правительством. Одно остается несомненным: новая, народная в своей основе власть впервые в истории по-настоящему, по государственному поставила вопрос об освоении природных богатств северных областей, о превращении их из отсталых окраин царской России в обжитые индустриальные районы.

В разработке первых планов социалистического строительства на Севере приняли участие широкая советская общественность, десятки центральных и местных органов, ученые Академии наук, Пермского и Московского университетов. Народный Комиссариат просвещения, ВСНХ, Главвод, местные советы депутатов трудящихся.

Естественно, что среди актуальных народнохозяйственных проблем подобающее место сразу же занял вопрос о Северном морском пути. Национализация флота, успешная подготовка северного торгового флота и портов к предстоящей навигации создали благоприятные условия для практического решения этой проблемы.

Наиболее важным звеном в планах развития арктического мореплавания являлось в то время установление морской связи Архангельска с Сибирью.

Арктические морские пути были единственно возможными направлениями транспортной связи Европейского Севера России и Сибири. Они могли сыграть немаловажную роль в снабжении голодающего населения Европейского Севера сибирским хлебом, который в условиях того времени мог доставляться туда только на морских судах через Карское море. Освоение арктических путей занимало важное место в планах обороны флангов громадных северного и восточного фронтов. Через Арктику пролегали пути (в том числе и для военных судов противника) к жизненно важным районам страны. Без налаживания арктических перевозок невозможно было продвинуться вперед и в развитии экономики крайне отсталых северных окраин. Все это определило срочность разрешения вопроса арктических морских сообщений.

При рассмотрении топливной проблемы и вопросов портостроительства, именно в период мирной передышки 1918 г., были высказаны смелые мысли об освоении арктических морей, легшие в основу многих последующих решений. И хотя осуществление большинства выдвинутых тогда предложений было сорвано началом иностранной интервенции, они поныне привлекают к себе внимание широтой и глубиной постановки вопроса. Надо иметь в виду, что в ту пору шла коренная революционная переоценка ценностей, утверждался новый советский, государственный взгляд на нужды и будущее страны. Многое тогда казалось легко осуществимым. Революционный оптимизм готов был творить чудеса, одним махом разрешить самые сложные проблемы, перед которыми раньше топтались годами. К числу таких глубоко оптимистических начинаний принадлежал выдвинутый в порядок дня вопрос о срочном освоении Северного морского пути.

Еще в феврале 1918 г. известный русский гидрограф, впоследствии руководитель советских гидрографических работ в Обь-Енисейском районе, участник Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана на ледокольных транспортах «Таймыр» и «Вайгач» К. К. Неупо-

[35]

коев обратился к командованию советских военно-морских сил Архангельска с предложением снарядить научно-промыслово-гидрографическую экспедицию в устье реки Лены. На небольшом судне Неупокоев рассчитывал пройти значительную часть Северного морского пути. Архангельский Губком партии и Ревком, а также общественные организации города горячо поддержали Неупокоева 1. Исходя из «государственного значения дальнейшего изучения и оборудования морских путей в Северном Ледовитом океане по побережью Сибири» они вошли в Коллегию Народного Комиссариата по морским делам с просьбой об отпуске средств на проектируемую экспедицию 2.

В это же время в Главном гидрографическом управлении широко обсуждались планы восстановления гидрографических работ. 26 марта Главное гидрографическое управление обратилось в Коллегию Народного Комиссариата по морским делам с предложением возобновить гидро-графические работы на Северном Ледовитом океане, а также в Каспийском и Черном морях. Управление считало необходимым незамедлительно восстановить Гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана, работа которой была прекращена в связи с первой мировой войной в октябре 1915 года 3. Коллегия Народного Комиссариата по морским делам одобрила инициативу Главного гидрографического управления. 3 апреля последнее приступило к комплектованию Гидрографического отряда Северного Ледовитого океана (первоначальное название экспедиции) 4.

Характерна мотивировка предложения Главного гидрографического управления. Перзый выборный начальник этого управления военный моряк Е. Л. Бялокоз в своем докладе подчеркивал, что «сложившаяся в настоящее время политическая конъюнктура в Российской Советской республике требует немедленного и усиленного развития промыслов в Ледовитом океане и широкого пользования морскими путями к устьям больших сибирских рек.

Демобилизация военного флота дает возможность представить различным обществам н кооперативам необходимые суда для начатия этого дела.

_______

1. ЦГАОР и СС. ф. 130 ол. 2. д. 27. 1918. ля. 5-6.

2. ЦГАВМФ, ф. 180. д. 306, 1918.

3. ЦГАВМФ. ф. 180. д. 306. 1918, л. 2.

4. ЦГАВМФ, ф 180. д. 382, 1918. л. 22.

[36]

Но суровые условия плавания в Ледовитом океане обрекают на неудачу все попытки поднять культуру и использовать богатства Севера, если только пионерам этого дела не будет оказана необходимая помощь по обследованию полярного бассейна в широком государственном масштабе (разрядка наша — М. Б.). По мнению Главного гидрографического управления, для осуществления широкой программы работ необходимо установить государственную организацию (разрядка наша — М. Б.), которая снабжала бы всех мореплавателей сведениями о состоянии льдов, о проходимости и доступности того или иного бассейна, давала бы нужные указания и руководства, оказывала бы помощь судам, попавшим в несчастье, устанавливала бы связь с судами, затертыми льдами, помогала бы проходить более трудные места, давала бы сведения о наиболее удобных местах промысла морского зверя и о богатстве определенных районов рыбой, снабжала бы мореплавателей точными картами, ограждала бы необходимые фарватеры и т. д.». По мнению управления, без такой организации любое арктическое мероприятие неминуемо должно окончиться  банкротством.

Цитированный выше доклад Главного гидрографического управления, представленный коллегии Наркомвоенмора 18 апреля 1918 г., стал предметом тщательного изучения в Морском Генеральном штабе. Военные специалисты в ответе Гидрографическому управлению сообщили, что вопрос, выдвинутый управлением, они считают своевременным и присоединяются к мнению о необходимости срочной прокладки и оборудования морского пути на Обь и Енисей, а также к устью реки Лены в целях существенной разгрузки железнодорожной сибирской магистрали, подъема культурной жизни, торговли и промышленности 1. В своем ответе Морской Генеральный штаб особо подчеркнул необходимость скорейшего освоения северных морских путей в интересах обороны страны 2.

_____

1.  ЦА. ММФ. ф. КСМП. on. I. 1918, л. 7. л. 4.

2. Морской Генеральный штаб считал, что освоение Северного морского пути должно привести «к образованию более богатого тыла н созданию благоприятных условий для наших армий на случай их операций на Дальнем Востоке, а также для упрочения экономической и политической связи между Россией и Монголией. Последнему вопросу придается весьма важное стратегическое значение ввиду возможности использования безводных пустынь Монголии». (ЦА ММФ. ф. КСМП, on. I. 1918, д. 7. л. 4). Приведя эту цитату в своей статье «Международная интервенция 1918—1920 годов и Северный морской путь» (Летопись Севера. № I, 1949, стр. 156), А. Б. Марголин неправильно приписал это высказывание Б. Вилькицкому, который дословно переписал ответ Морского Генерального штаба в письме от 12 июня к Иннокентию Александровичу (Молодых). А. Б. Марголян считает, что Б. Вилькицкий в своем письме сообщает мнсиие управления Генерального штаба «Северного Правительства» генерала Миллера; такого «правительства» 12 июня еще не существовало.

[37]

При разработке н уточнении программы будущей экспедиции Главное гидрографическое управление составило широкий план освоения и изучения Советской Арктики. По мысли гидрографов, по арктическим морям следовало проложить государственную водно-транспортную магистраль, работа которой должна обеспечиваться специально организованной в государственном масштабе гидрографической службой и широкой сетью гидрометеорологических станций, подчиненных единому руководству. Кроме того, предполагалось широко использовать авиацию, на которую возлагалось наблюдение над ледяным покровом и исследование труднодоступных северных районов Баренцева и Карского морей.

По этому поводу Главное гидрографическое управление в письме, адресованном Коллегии по Управлению Воздушным флотом 9 мая 1918 г., указывало, что авиация «может оказать неоценимые услуги» делу наблюдений над льдами, «оказать и другие крупные услуги делу экспедиций, облегчив изучение и обследование малоизвестных пространств». Ближайшей задачей авиации, по мнению гидрографов, являлось обследование низовьев Енисея и Таймырского полуострова, где ваз можно развернуть богатые рыбные промыслы 1. Предполагалось, что самолеты будут базироваться на берегу, в пунктах, которые надлежало соответственно оборудовать. В первую очередь намечалось оборудовать место стоянки гидропланов в Югорском Шаре, а станцию для сухопутного самолета типа «Илья Муромец» — на острове Диксона.

Главное гидрографическое управление рассчитывало получить в свое распоряжение летчиков-моряков и гидросамолеты в связи с продолжавшейся демобилизацией старой армии и военно-морского флота.

Намечая развитие мореплавания с запада к устьям Оби и Енисея и через Берингов пролив к устьям Колымы и Лены, управление считало неотложным делом расширить изучение гидрометеорологического режима арктической области. Для этого планировались систематические гидрографические работы на главных трассах и создание сети береговых гидрометеорологических радиостанций.

Существовавшие до революции 18 радиостанций 2, а также вновь строившиеся станции Главное гидрографическое управление намерено было принять о свое ведение. Новые полярные станции намечалось создать в деревне Куи (на Печоре), в Маточкином Шаре, на острове Белом, в бухте Находка, в Обдорске (ныне Салехард), в Усть-Порту, Якутске, в устьях Лены и Колымы, в Средне-Колымске, на мысе Рыркарпий (ныне мыс Шмидта) и мьке Дежнева. По мысли Технического отдела Главного гидрографического управления, деятельность этих станций надлежало организовать как постоянную гидрометеорологическую службу, обеспечивающую народное хозяйство предсказаниями «заморозков и засух не только в России, но, надо полагать, и для умеренного пояса всего (Неверного полушария» 3.

______

1. ЦГАВМФ. ф. 180. д. 308, 1918, лл. 13—15.

2. Это были следующие радиостанции: на пути на Европы в устья Оби и Енисея, — в Мурманске, на Святом Носу, о. Моржовец. Канином Носу, в Архангельске (Исакогорка), Югорском Шаре, Карских Воротах (на о. Вайгач), на Марре-Сале и о. Диксоне; на пути из Тихого океана в устье Колымы — во Владивостоке, Охотское, Николаевске-на-Амуре. Благовещенске, Хабаровске, Кербенском поселке, Петропавловске, Наяхвне и Анадырской губе.

3. ЦРАВМФ. ф. 180. д 306. 1918. лл. 5-6.

[38]

Предложения военных гидрографов сразу же получили поддержку Русского географического общества 1. Для выполнения намеченной программы Главное гидрографическое управление просило передать ему большое количество военных, ледокольных, транспортных и научно-исследовательских судов 2.

По свидетельству перешедшего впоследствии на сторону интервентов Б. Вилькицкого, «организация такого (гидрографического и метеорологического— М. Б.) оборудования считалась (с точки зрения советского правительства) государственной задачей ближайшего времени. При этом полагалось желательным развернуть деятельность так, чтобы по возможности, сразу коренным образом изменить вопрос об условиях плавания этим путем, обеспечив такое плавание в самом близком будущем» 3.

В документах отмечается, что все заинтересованные учреждения проявили в отношении намечаемых мероприятий «небывалый, всесторонний общественный интерес» 4.

______

1. Имеется в виду письмо председателя РГО Ю. Шокальского и ученого секретаря В. Комарова от 28 мая 1918 г. на имя начальника Гидрографической экспедиции Восточно-Сибирского района Ледовитого океана (ЦГАВМФ, ф. 180. д. 911, 1918, л. 17), а также письмо Ю. Шокальского в Совет Народных Комиссаров (июнь 1918 г.; Архив Географического Общества, ф. 1. д. 15).

2. ЦГАВМФ, ф. 180, д. 382, 1918, л. 38.

3.Т. Шепелева. Использование интервентами Северного морского пути. «Красный Архив», 1941, т. I (104), стр. 152.

4. ЦГАОР и СС, ф. 130, on. 1, д. 65, 1918, лл. 8—10.

[39]

Цитируется по изд.: История открытия и освоения Северного Морского Пути. Том третий. Л., 1959, с. 33-35.