Торговые пути

Арабский торговый корабль.
По миниатюре Парижской национальной библиотеки.

 

Ангкорская Камбоджа: главные дороги

Благодаря данным, полученным в результате археологических раскопок, и сведениям, предоставленным эпиграфикой, гораздо больше известно о дорогах. Нам удалось идентифицировать несколько самых больших дорог, опираясь на подъем грунта для их строительства, наличие мостов, постоялых дворов и храмов при них или на сочетание всех этих элементов. Время постройки данных придорожных сооружений датируется второй половиной (храмы при постоялых дворах) или концом XII столетия (мосты и дома, где путники могли остановиться на ночлег), но вполне возможно, что каменные мосты сменили ранее построенные деревянные переправы. В надписях на стеле Прах Кхан в Ангкоре, храме, к которому в период правления Джайявармана VII вела главная дорога, указывается, что их было не более 121, и дается описание главных дорог, идущих от Ангкора...

Северный Морской Путь на 1920 год

В результате разгрома белогвардейских армий Колчака, Деникина, Юденича, Миллера в начале 1920 г. наша страна завоевала новую мирную передышку. Она была использована Коммунистической партией для перевода Советской республики на рельсы мирного хозяйственного строительства.

Это было очень трудное время для страны. Повсюду царили разруха, голод, тифозные эпидемии. Советская республика была чудовищно разорена четырехлетней империалистической и трехлетней гражданской войнами. Резко упало промышленное производство. Большинство предприятий стояло, многие были разрушены. Особенно пострадала тяжелая индустрия. В 1920 году по сравнению с довоенным временем промышленность давала всего 1,7% железной руды, 2,4% чугуна, 4,2% вагонов, 29% угля...

Тихий океан в древности: пути сообщения

Несмотря на большие достижения последних лет в области геологии, биогеографии, климатологии, археологии, антропологии и этнографии, проблема заселения Американского континента, его связей со Старым Светом не решена еще до конца. Научная литература, посвященная спорным аспектам этногенеза Америки, обширна, и обзор ее не входит в задачи автора этой статьи. Цель автора, не касаясь вопросов заселения, показать на материале фольклорных версий полинезийцев и американских индейцев, живущих на побережье Тихого океана, характер контактов, существовавших между населением Нового и Старого Света...

Северный морской путь на 1919 год

Вторжение интервентов, опиравшихся на силы контрреволюции внутри страны, поставило молодую Советскую республику в очень тяжелое положение. Центральные губернии Советской России были отрезаны от сырьевых и топливных баз, от главных районов производства хлеба, угля, нефти, металла. Республика оказалась в огненном кольце гражданской войны. Английские оккупанты захватили бакинскую нефть, кайзеровские войска Германии бесчинствовали на Украине. Англо-американские интервенты окопались в Прибалтике, угрожая Петрограду. В Сибири, Поволжье, на Урале хозяйничали бело-чехи и белогвардейцы. Дальний Восток захватили японцы и американцы. На Севере высадились английские, французские и американские войска. Была объявлена экономическая блокада Советской России. Все пути связей с внешним миром оказались отрезанными...

Древняя Русь: пути сообщения

Однообразна природа великой восточной равнины» не поразит она путешественника чудесами; одно только поразило в ней наблюдательного Геродота: „В Скифии, — говорит он, — нет ничего удивительного, кроме рек ее орошающих: они велики и многочисленны"». Так начинает С. М. Соловьев характеристику природных условий Восточной Европы. Действительно, разветвленная сеть водных артерий, пронизывающих территорию между Черным морем и Ледовитым океаном, Уралом и Балтикой, была одним из важнейших условий развития здесь человеческой жизни, начиная с древнейших времен. Лесная полоса Восточной Европы в конце первого тысячелетия нашей эры была шире и мощнее, дремучие леса доходили до Киева и Чернигова. Эти сплошные лесные массивы пронизывались реками, по их берегам располагались поселки, реки служили путями сообщения...

Северный Ледовитый океан: географическая экспедиция 1918 года

К выполнению намеченной программы работ Гидрографическое управление приступило незамедлительно. Поскольку задачи и объем работ в условиях того времени далеко выходили за рамки одной экспедиции, сразу было решено разбить ее на две самостоятельные части: экспедицию Западносибирского района Северного Ледовитого океана и экспедицию Восточносибирского района Северного Ледовитого океана. Общее руководство обеими экспедициями взяло на себя Главное гидрографическое управление. Деятельность экспедиции Восточносибирского района ограничивалась меридианами мыса Дежнева и мыса Челюскина; особое внимание обращалось на исследование условий мореплавания в устьях рек Лены и Колымы, составление лоций, отыскание и промер фарватеров...

Лесами в Болхов (Рябов, 2007)

На протяжении XVI – XIX веков из Козельска можно было прямым путем попасть в город Болхов по одной из двух дорог. Одна дорога из них была «пробита», скорее всего, в ту пору, когда только складывались Козельские засеки. На Карачевском большаке в тринадцати с половиной верстах от села Колосово существовала развилка, с которой можно было попасть сначала в деревню Старица, а далее в села и деревни Плохино (ныне с. Ульяново), Крапивну, Ягодная. Затем, уже после преодоления реки Вытебеть, путники попадали в село Павлодар, а уж за ним было место, известное сегодня как Городок. Здесь, на речке Дубенке, были ворота через Дубенскую засеку, после преодоления которой, уже беспрепятственно следовали до Болхова. О том, как передвигались по этим дорогам путники зимой, поведал нам С. Герберштейн...

Волга – путь (Феденко, 1946)

В древней Руси главными путями сообщения были реки. Летом по ним плыли торговые караваны и воинские отряды; зимой реки превращались в оживленные ледяные дороги.

Еще до завоевания Русью Казани и Астрахани волжское судоходство было тесно связано с другими бассейнами. Легкие суда древних руссов — небольшие лодки, управляемые веслами и парусами — легко перетаскивались из одной реки в другую при помощи лыж, катков и даже надставных колес.

С завоеванием Казани и Астрахани открылось свободное плавание по всей Волге до устья. Главным препятствием для судоходства были непрекращающиеся грабежи, набеги ушкуйников, казаков, беглых людей — всех тех, кто бежал и скрывался от ненавистного помещичье-царского режима...

Экваториальная Африка: развитие железных дорог (Голубчик, 1969)

Железнодорожный транспорт является одной из важных и необходимых составных частей всей системы инфраструктуры африканских стран, которую на протяжении многих десятилетий колониального господства империализма в Африке создавали и постоянно совершенствовали колониальные власти и капиталистические монополии, так как без инфраструктуры невозможна развернутая эксплуатация богатых природных и людских ресурсов стран Африки.

Темпы сооружения железных дорог, характер их размещения, направление, степень оснащенности современными средствами транспорта и необходимым оборудованием, ширина колеи и т. п. определялись конкретными историческими условиями развития капиталистической экономики прежде всего стран-метрополий, диктовались корыстными интересами крупного капитала; при этом полностью игнорировались нужды коренного африканского населения...

Северный Морской Путь: проекты освоения

Начавшаяся в июле — августе 1918 г. вооруженная интервенция против молодой Советской республики сорвала осуществление многих мероприятий, намеченных советским правительством. Одно остается несомненным: новая, народная в своей основе власть впервые в истории по-настоящему, по государственному поставила вопрос об освоении природных богатств северных областей, о превращении их из отсталых окраин царской России в обжитые индустриальные районы.

В разработке первых планов социалистического строительства на Севере приняли участие широкая советская общественность, десятки центральных и местных органов, ученые Академии наук, Пермского и Московского университетов...