Торговые пути

Арабский торговый корабль.
По миниатюре Парижской национальной библиотеки.

 

Военно-Грузинская дорога

ВОЕННО-ГРУЗИНСКАЯ ДОРОГА издревле соединяла Грузию, Закавказье с Северным Кавказом и Россией. Особенно важное значение приобрела с начала 19 века. В те времена она начиналась от станицы Екатериноградской, позже — от Владикавказа (ныне город Орджоникидзе [в настоящее время - Владикавказ]) и, пересекая с севера на юг Главный Кавказский хребет, заканчивалась в Тифлисе. Дорога отличается исключительной живописностью. Суровые ущелья с отвесными скалами и роскошные долины, горные реки и водопады, бурный Терек и «веселая Арагва»...

Великий северный морской путь

Арктика и ее моря являются кратчайшим морским путем из стран Западной Европы в страны Восточной Азии — Китай и Японию), а также в Западную Америку.

Мы уже видели, что почти четыреста лег тому назад англичане, а за ними голландцы делали усиленные попытки попасть северным путем в далекие страны востока и юга, в Китай, Японию и Индию. Но все эти попытки неизбежно кончались неудачей.

После плавания Норденшельда, о котором мы рассказали уже выше, было много попыток пройти северо-восточным проходом, но все они заканчивались неудачей. Географы стали считать, что северо-восточный проход из Атлантического океана в Великий практически невозможен...

Карское море: экспедиция 1922 года

Подготовка Карской товарообменной экспедиции 1922 года развернулась при благоприятной торговой конъюнктуре на капиталистическом рынке. Задыхаясь в тисках послевоенного экономического кризиса, капиталистические фирмы искали выход, в частности, и в развитии торговых связей с Россией. Этому благоприятствовало упрочение международного положения Советской республики. На Генуэзской конференции провалились попытки наиболее агрессивных капиталистических кругов навязать планы закабаления СССР. Несмотря на продовольственные трудности, голод в Поволжье и в южных районах страны, внутреннее положение молодого социалистического государства укрепилось...

Ангкорская Камбоджа: главные дороги

Благодаря данным, полученным в результате археологических раскопок, и сведениям, предоставленным эпиграфикой, гораздо больше известно о дорогах. Нам удалось идентифицировать несколько самых больших дорог, опираясь на подъем грунта для их строительства, наличие мостов, постоялых дворов и храмов при них или на сочетание всех этих элементов. Время постройки данных придорожных сооружений датируется второй половиной (храмы при постоялых дворах) или концом XII столетия (мосты и дома, где путники могли остановиться на ночлег), но вполне возможно, что каменные мосты сменили ранее построенные деревянные переправы. В надписях на стеле Прах Кхан в Ангкоре, храме, к которому в период правления Джайявармана VII вела главная дорога, указывается, что их было не более 121, и дается описание главных дорог, идущих от Ангкора...

Северный Морской Путь на 1920 год

В результате разгрома белогвардейских армий Колчака, Деникина, Юденича, Миллера в начале 1920 г. наша страна завоевала новую мирную передышку. Она была использована Коммунистической партией для перевода Советской республики на рельсы мирного хозяйственного строительства.

Это было очень трудное время для страны. Повсюду царили разруха, голод, тифозные эпидемии. Советская республика была чудовищно разорена четырехлетней империалистической и трехлетней гражданской войнами. Резко упало промышленное производство. Большинство предприятий стояло, многие были разрушены. Особенно пострадала тяжелая индустрия. В 1920 году по сравнению с довоенным временем промышленность давала всего 1,7% железной руды, 2,4% чугуна, 4,2% вагонов, 29% угля...

Тихий океан в древности: пути сообщения

Несмотря на большие достижения последних лет в области геологии, биогеографии, климатологии, археологии, антропологии и этнографии, проблема заселения Американского континента, его связей со Старым Светом не решена еще до конца. Научная литература, посвященная спорным аспектам этногенеза Америки, обширна, и обзор ее не входит в задачи автора этой статьи. Цель автора, не касаясь вопросов заселения, показать на материале фольклорных версий полинезийцев и американских индейцев, живущих на побережье Тихого океана, характер контактов, существовавших между населением Нового и Старого Света...

Северный морской путь на 1919 год

Вторжение интервентов, опиравшихся на силы контрреволюции внутри страны, поставило молодую Советскую республику в очень тяжелое положение. Центральные губернии Советской России были отрезаны от сырьевых и топливных баз, от главных районов производства хлеба, угля, нефти, металла. Республика оказалась в огненном кольце гражданской войны. Английские оккупанты захватили бакинскую нефть, кайзеровские войска Германии бесчинствовали на Украине. Англо-американские интервенты окопались в Прибалтике, угрожая Петрограду. В Сибири, Поволжье, на Урале хозяйничали бело-чехи и белогвардейцы. Дальний Восток захватили японцы и американцы. На Севере высадились английские, французские и американские войска. Была объявлена экономическая блокада Советской России. Все пути связей с внешним миром оказались отрезанными...

Древняя Русь: пути сообщения

Однообразна природа великой восточной равнины» не поразит она путешественника чудесами; одно только поразило в ней наблюдательного Геродота: „В Скифии, — говорит он, — нет ничего удивительного, кроме рек ее орошающих: они велики и многочисленны"». Так начинает С. М. Соловьев характеристику природных условий Восточной Европы. Действительно, разветвленная сеть водных артерий, пронизывающих территорию между Черным морем и Ледовитым океаном, Уралом и Балтикой, была одним из важнейших условий развития здесь человеческой жизни, начиная с древнейших времен. Лесная полоса Восточной Европы в конце первого тысячелетия нашей эры была шире и мощнее, дремучие леса доходили до Киева и Чернигова. Эти сплошные лесные массивы пронизывались реками, по их берегам располагались поселки, реки служили путями сообщения...

Северный Ледовитый океан: географическая экспедиция 1918 года

К выполнению намеченной программы работ Гидрографическое управление приступило незамедлительно. Поскольку задачи и объем работ в условиях того времени далеко выходили за рамки одной экспедиции, сразу было решено разбить ее на две самостоятельные части: экспедицию Западносибирского района Северного Ледовитого океана и экспедицию Восточносибирского района Северного Ледовитого океана. Общее руководство обеими экспедициями взяло на себя Главное гидрографическое управление. Деятельность экспедиции Восточносибирского района ограничивалась меридианами мыса Дежнева и мыса Челюскина; особое внимание обращалось на исследование условий мореплавания в устьях рек Лены и Колымы, составление лоций, отыскание и промер фарватеров...

Лесами в Болхов (Рябов, 2007)

На протяжении XVI – XIX веков из Козельска можно было прямым путем попасть в город Болхов по одной из двух дорог. Одна дорога из них была «пробита», скорее всего, в ту пору, когда только складывались Козельские засеки. На Карачевском большаке в тринадцати с половиной верстах от села Колосово существовала развилка, с которой можно было попасть сначала в деревню Старица, а далее в села и деревни Плохино (ныне с. Ульяново), Крапивну, Ягодная. Затем, уже после преодоления реки Вытебеть, путники попадали в село Павлодар, а уж за ним было место, известное сегодня как Городок. Здесь, на речке Дубенке, были ворота через Дубенскую засеку, после преодоления которой, уже беспрепятственно следовали до Болхова. О том, как передвигались по этим дорогам путники зимой, поведал нам С. Герберштейн...