Северный морской путь

 

Северный Морской Путь: национализация торгового флота

В первые же месяцы существования Советской власти пристальное внимание рабоче-крестьянского правительства привлекло положение, создавшееся на водяном транспорте, этой важной отрасли народного хозяйства.

Контрреволюционная буржуазия, в руках которой находился почти весь речной и морской торговый флот России, всеми средствами мешала установлению нормального товарооборота. Пароходные компании и судовладельцы саботировали ремонт судов, срывали перевозки срочных грузов. На Марии некой системе были остановлены суда, шедшие с хлебом для революционного Петрограда. На Северной Двине и в морских северных портах пароходовладельцы уволили рабочих, парализовав тем самым всю жизнь края. Под угрозой оказалась предстоящая навигация...

Северный Морской Путь: состояние к 1917 году

Накануне Великой Октябрьской социалистической революции экономика северных окраин России представляла собой довольно пеструю картину.

На Европейском севере быстро развивалась лесоэкспортная промышленность, которая уже в начале XX века заняла ведущее положение. Под воздействием капиталистического рынка росла товарность традиционных поморских рыбных, зверобойных и пушных промыслов. Рыбному и зверобойному промыслам нелегко было конкурировать с английскими и норвежскими предпринимателями, которые располагали в Белом и Баренцевом морях солидным траловым флотом и более совершенными орудиями лова...

Открытие северо-восточного прохода (Лебедев, 1932)

Неудачи и гибель многих полярных экспедиций не сломили, однако, энергии исследователей. Атаки на Арктику снова возобновились, но с другой стороны. После того, как целый ряд экспедиций показал, что северо-западная часть Арктики большую часть года покрыта непроходимыми льдами, внимание исследователей снова было обращено на северо-восток.

В 1873 г. с целью отыскания северного пути из Европы в восточную Азию отправилась австрийская экспедиция под начальством Вейпрехта и Пайера. Вскоре пароход экспедиции «Тегетгоф» был затерт льдами. Весной 1874 г. путешественники высадились на лед и добрались пешком до какой-то неизвестной земли. Эта земля оказалась архипелагом многочисленных островов, которые Пайер назвал по имени австрийского императора Землей Франца-Иосифа...

Северный морской путь (БСЭ, 1976)

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ (СМП) - судоходная магистраль, проходящая вдоль сев. берегов СССР по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяющая европейские и дальневосточные советские порты, а также устья судоходных сибирских рек в единую общесоюзную транспортную систему; главная сов. морская коммуникация в Арктике.

СМП почти в 2 раза короче др. морских путей из Европы на Дальний Восток — от Ленинграда до Владивостока по СМП 14 280 км, от Ленинграда до Владивостока через Суэцкий канал 23 200 км, а вокруг мыса Доброй Надежды 29 400 км...

Северный морской путь (СИЭ.Г, 2006)

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ (до начала 20 века – Северо-Восточный проход), главная судоходная магистраль России в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого океана и соединяет европейские и азиатские порты России, а также устья судоходных рек в единую транспортную систему. Длина (от Карских ворот до Бухты Провидения) 5600 км. В основном перевозятся топливо, оборудование, продукты, лес. Главные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации 2–4 месяца, как правило, с помощью ледоколов, что нередко позволяет удлинить этот период...

Подписка на RSS - Северный морской путь