Монастырь

МОНАСТЫРЬ (от греч. monosterion — келья отшельника) — общины монахов (мужчины) и монахинь (женщины), принимающие единые правила жизни — уставы. В России крупнейшие монастыри называют лаврами. Различают монастыри с общежитийным уставом, по которому монахи получали от монастыря все необходимое для жизни, имели право только на книги и деньги, и келиотские или особножительные, в которых получали только келью и жили каждый обособленно на свои средства.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 326.

 

Кирилло-Белозерский монастырь как тюрьма

Истории Кирилло-Белозерского монастыря посвящено фундаментальное исследование Н. Никольского 1. Первый выпуск его первого тома охватывает период 1397— 1625 гг. Среди 52 приложенных к книге рисунков и хромолитографий внимание историка царской тюрьмы обращает на себя огромный, в развернутый лист газетной бумаги, план названного монастыря. Я воспроизвожу ту часть этого плана, на которой имеется изображение «темницы». Из пояснительной надписи Н. Никольского к этому плану видно, что гравюра исполнена Алексеем Ростовцевым в 1720 году резцом на медной доске размером 56 X 63 сантиметров...

Спасо-Евфимиев монастырь как тюрьма

Вслед за тюрьмою Соловецкого монастыря на первом месте по степени известности стоит крепость Спасо-Евфимьевского монастыря в Суздале, приблизительно в 40 километрах от Владимира на Клязьме.

Монастырь этот, основанный в первой половине XIV века, был обнесен в первой четверти XVII века деревянным бревенчатым тыном и только в самом конце XVII века эта деревянная стена была заменена каменной с 12 башнями на ней. Ограда занимала по окружности 542 сажени. Высота ее — от 37г до 4 саженей, а толщина— не менее 3 аршин. Все башни были с бойницами для стрельбы из них как из пушек, так и из ружей...

Соловецкий монастырь как тюрьма

Под монастырскими тюрьмами понимаются места заключения при монастырях, с одной стороны, в виде монашеских келий обычного типа, с другой — в виде казематов внутри стен, или в подвалах под церковными полами и в погребах или, наконец, в виде специально оборудованных тюремных зданий внутри монастырских стен.

Во всех этих случаях начальником монастырской тюрьмы являлся настоятель монастыря, а подчиненные ему монахи несли обязанности помощников в деле осуществления режима заточения. Они же несли и сторожевую охрану монастырских узников, если для этого не было прислано специальной воинской охраны...

Линдисфарн

ЛИНДИСФАРН (Lindisfarne), остров, связанный с побережьем Нортумберленда только при отливе. В 635 году святым Эйданом здесь был основан монастырь, вскоре ставший ведущим центром кельтской церкви и способствовавший созданию религиозных центров в Йорке, Ярроу и Гексхэме. После того как кельтская церковь признала верховенство Рима, Линдисфарн стал центром культурного возрождения в Нортумбрии около 700 года. Лучшим свидетельством этого являются прекрасно иллюстрированные рукописи (Линдисфарнское Евангелие). Монастырь процветал до 793 года, когда он стал объектом первого набега викингов в Англию.

Хутынский монастырь

ХУТЫНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Варлаамиев, Спасо-Преображенский) - русский мужской монастырь. Основан в конце 12 века Варлаамием Хутынским (умер 6 ноября 1193 года) в урочище Хутынь (в 10 км к Северу от Новгорода на правом берегу реки Волхов). Начало земельным владениям Хутынского монастыря положил его основатель (сохранился подлинник его духовной грамоты на пергаменте, данной монастырю около 1192 года), являвшийся выходцем из новгородской боярской фамилии. Хутынский монастырь был одним из крупнейших земельных собственников среди всех новгородских монастырей. Играл большую роль в политической жизни Новгородской феодальной республики. С середины 15 века находился под покровительством московских великих князей...

Татевский монастырь

ТАТЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ - один из крупных монастырских комплексов Армении, в области Сюник (Зангезур). В 9 веке стал резиденцией сюникского митрополита. Владел обширными землями, мастерскими, собирал налоги с населения сотен сел и одновременно был крупнейшим в Сюнике культурным центром со своим университетом, скрипторией и библиотекой. Численность его братии превышала 500 человек. Татевский монастырь возведен на высоком утесе над глубоким ущельем. Монастырский комплекс, окруженный мощной стеной с башнями, состоит из 3 церквей:

Саввино-Сторожевский мужской монастырь

Саввино-Сторожевский мужской монастырь, Московская еп., близ Звенигорода, на берегу Москвы-реки. Основан прп. Саввою. В 1398 году князь Юрий Димитриевич Звенигородскийдуховным отцом которого был прп. Савва, умолил его, чтобы он построил монастырь близ Звенигорода, на месте, называющемся Сторожами. Во исполнение желания князя и на его средства прп. Савва и построил Сторожевский монастырь. Ко временам преподобного относится соборный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь почивали открыто мощи прп. Саввы в серебряной раке, устроенной царем Фоеодром Алексеевичем в 1680 году...

Вифлеем: монастыри

Первые монастыри были созданы уже в 386 году блаженным Иеронимом и его ученицами, Павлой и Евстохией, но к началу IX века в монастырях оставалось только 15 священников и монахов и 2 столпника. В 1016 году бенедиктинец святой Бононий вновь организовал здесь общину.

Сохранились различные части комплекса, окружавшего базилику в XII веке и ранее и принадлежащие католическому, греческому и армянскому женским монастырям. Исследования Багатти и Барлуцци (1947-1948) восстановили историю францисканского комплекса, работы 1988 года позволили обследовать территорию армянского монастыря к юго-западу от храма...

Белур-матх

БЕЛУР-МАТХ - штаб-квартира монашеского ордена последователей Рамакришны и религиозно-общественной организации «Миссия Рамакришны». Белур-матх расположен в дистрикте Хугли, на правом берегу Гонги, примерно в 4 милях вверх по течению от Калькутты. К услугам паломников хорошая шоссейная дорога и современный мост, связывающий Белур-матх с храмовым комплексом в Дакшинешваре (на противоположном берегу), где прошла жизнь Рамакришны.

Шио-Мгвиме

ШИО-МГВИМЕ, Шиомгвиме, - древнегрузинский монастырь на левом берегу реки Куры в Дзегви, в 10 км к Западу от Мцхеты. Основан в 6 веке н. э. монахом-проповедником Шио, выходцем из Сирии. Монастырь окружен множеством пещер (по-грузински «мгвиме»). Сохранились небольшой крестово-купольный храм (50-60-х годы 6 века), каменная алтарная преграда (1-я четверть 11 века), украшенная орнаментами и фигурными рельефами, большая базилика, перестроенная в 18 веке из купольной церкви 12 века, трапезная 12 века, перестроенная в 17 веке, колокольня (18 век) на горе.