Религиозный центр

Линдисфарн

ЛИНДИСФАРН (Lindisfarne), остров, связанный с побережьем Нортумберленда только при отливе. В 635 году святым Эйданом здесь был основан монастырь, вскоре ставший ведущим центром кельтской церкви и способствовавший созданию религиозных центров в Йорке, Ярроу и Гексхэме. После того как кельтская церковь признала верховенство Рима, Линдисфарн стал центром культурного возрождения в Нортумбрии около 700 года. Лучшим свидетельством этого являются прекрасно иллюстрированные рукописи (Линдисфарнское Евангелие). Монастырь процветал до 793 года, когда он стал объектом первого набега викингов в Англию.

Мекка (Панова, Вахтин, 1990)

В первых веках нашей эры в районах Центральной Аравии появилась своя «столица» - город Мекка, расположенный километрах в семидесяти от побережья Красного моря, на границе гористого Хиджаза и знойной Тихамы, - будущее место рождения Мухаммеда.

Область Мекки крайне засушлива и совершенно непригодна для земледелия. Не славилась она и скотоводством - в ее окрестностях, покрытых скудной растительностью, с трудом могли отыскать для себя корм лишь небольшие стада верблюдов, овец и коз.

Но для торгового поселения место было хорошее - относительно безопасное, защищенное горами и пустынями. Отсюда шли удобные караванные пути в Южную Аравию,  Иран, Сирию, к побережью Средиземного моря...

Акаба

АКАБА - название холма между Меккой и Миной. На этом месте произошли события, которые сыграли исключительную роль в распространении Ислама. Здесь, через 12 лет после начала пророческой деятельности Мухаммада, во время хаджа, двенадцать представителей мединских племен Хазрадж и Аус (10 от Хазраджа и 2 из Ауса) встретились с ним и дали ему клятву верности и признали его главенство. Они обязались веровать в единого Бога, не воровать, не прелюбодействовать, не клеветать и не убивать своих детей. Это событие получило название «первой клятвы Акабы».

Гермополь

Одним из важных религиозных центров, создавших собственную мифологическую концепцию сотворения мира, был Гермополь — город в Среднем Египте, еще с эпохи Древнего царства называемый Шмуну — Городом Восьми — по имени почитавшихся здесь восьми изначальных богов-творцов.

Гермополь считался также обиталищем Тота, бога мудрости, важнейшим священным символом которого был ибис. Тот выступает уже в «Текстах пирамид» как лунное божество; в мифах он фигурирует как изобретатель письменности, счета, времени, покровитель писцов и хранитель священных магических книг. Он обладал способностью исцелять, главным образом болезни глаз. Именно Тот вылечил Хору глаз, выколотый Сетом. Греки отождествляли Тота с Гермесом (отсюда греческое название города, где почитался Тот, — Гермополь)...

Мемфис (Липинская, Марциняк, 1983)

«Мин, первый египетский царь, по словам жрецов, возвел защитную плотину у Мемфиса. Прежде ведь вся река протекала вдоль песчаных гор на ливийской стороне. Мин же велел засыпать [плотиной] Нильскую излучину приблизительно в 100 стадиях выше Мемфиса. Старое русло он осушил, а реку направил в середину [низменности] между горами... На этой-то осушенной с помощью плотины земле Мин, первый египетский царь, и основал город, ныне называемый Мемфисом... Вокруг города царь велел выкопать озеро, проведя воду из реки, именно на северо-запад от города, потому что на востоке мимо города протекает сам Нил. И в городе царь воздвиг большое и весьма достопримечательное святилище Гефеста»...

Иерусалим как навязчивая идея

И папы, и короли, и рыцари считали своим священным христианским долгом отобрать у сарацин Иерусалим. Взятие храма Гроба Господня стало для крестоносцев навязчивой идеей, и, как предполагается, история завоевания священного града послужила питательной средой для рыцарских романов о Святом Граале.

Известный в Средние века мир изображался на картах в виде круга. Континенты, острова, моря, океаны, реки воспроизводились внутри этого круга несколькими извилистыми линиями, а города отмечались рисунками замков и церковных шпилей. Европа обычно помещалась в нижней части карт, а в центре средневекового представления о географии мира находился Иерусалим...

Гелиополь (Липинская, 1983)

Значительную роль среди крупных религиозных центров Древнего Египта в течение почти трех тысячелетий играл город Иуну — Город Столбов, называемый также Оном 2. Греки дали ему другое название: Гелиополь — Город Солнца.

Происхождение египетского названия объяснить непросто. Вертикально установленные каменные столбы не только в Египте играли символическую роль в первобытных верованиях, о чем свидетельствуют распространенные в Европе менгиры эпохи неолита. В Египте предметом культа были столбы нескольких видов: один из них, так называемый Джед, считался символом прочности: другой — Иуну — был, по всей вероятности, местным гелиопольским фетишем.от которого произошло древнейшее название Гелиополя — Иуну...

Святилища Сурх-Котала

О большом своеобразии бактрийской культуры кушанского периода свидетельствует открытие культового центра в 15 км к югу от Пули-Хумри, неподалеку от дороги, идущей из Хайбака в Мазари-Шериф. Здесь над окружающей равниной возвышается «Красный холм» — Сурх-Котал. Как установили произведенные раскопки, этот холм, укрепленный стеной с башнями, представлял собой своеобразный акрополь. Внутри обводной стены располагался целый ряд сооружений, существовавших в течение длительного времени и подвергавшихся неоднократным перестройкам…

Шведагон

Шведагон, главный храмовой комплекс страны [Бирмы], место паломничества буддистов из других государств — частица жизни каждого бирманца. С ним связан ряд исторических событий. Без вознесшегося над городом золотого шпиля невозможно представить себе Рангун. Очевидно, из-за Шведагона Бирму часто величают «страной золотых пагод». Между тем это не совсем верно: буддийские святилища в основном белого цвета.

Существуют многочисленные легенды и о размерах первого Шведагона, и о его основании около двух с половиной тысяч лет назад. По одной версии, в его подземельях спрятаны несметные сокровища...

Вифлеем: русский участок

Русский участок в Вифлееме. Эль-Атн, площадью 7955 кв. м, расположенный недалеко от ул. Молочной пещеры. Улица разделяет его на 2 отдельных неравных участка, каждый из которых обнесен высокой каменной оградой. Приобретен архимандритом Антонином (Капустиным) в 80-х годах XIX века по поручению и на средства графини М. В. Орловой-Давыдовой (за 33 тысяч франков). В 1894 году, после кончины архимандрита Антонина, участок по воле владелицы был передан Императорскому Православному Палестинскому обществу (ИППО) и записан на имя помощника председателя общества М. П. Степанова.