Северный Морской Путь на 1920 год

Северный Морской Путь на 1920 год

РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ В 1920 г. ПЕРВАЯ СОВЕТСКАЯ МОРСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ В СИБИРЬ

В результате разгрома белогвардейских армий Колчака, Деникина, Юденича, Миллера в начале 1920 г. наша страна завоевала новую мирную передышку. Она была использована Коммунистической партией для перевода Советской республики на рельсы мирного хозяйственного строительства.

Это было очень трудное время для страны. Повсюду царили разруха, голод, тифозные эпидемии. Советская республика была чудовищно разорена четырехлетней империалистической и трехлетней гражданской войнами. Резко упало промышленное производство. Большинство предприятий стояло, многие были разрушены. Особенно пострадала тяжелая индустрия. В 1920 году по сравнению с довоенным временем промышленность давала всего 1,7% железной руды, 2,4% чугуна, 4,2% вагонов, 29% угля. По производству металла страна оказалась отброшенной назад на сотни лет; примерно такое же количество металла выплавлялось во времена Петра I. В столь же тяжелом положении находилась легкая промышленность. Выработка тканей упала до 110 миллионов метров против 2900 миллионов метров в 1913 году. Запасов мануфактуры оставалось всего 40 миллионов аршин, примерно 1/4 аршина на душу населения. Производство сахара упало до 5,5 миллионов пудов против 82,8 миллионов в 1913 году 1. Такая же разруха царила на транспорте. За время войны было разрушено 2 тысячи верст железнодорожного полотна, 4322 моста, 400 водокачек, 380 депо, 62,8% паровозов и 17,49% вагонов числились «больными». До предела истощились топливные ресурсы. На угле в 1920 г. работало всего 5% паровозного парка; остальные паровозы были переведены на дрова. Резко сократились размеры грузовых перевозок: в 1919 г. перевезено только 30,5 миллионов тонн грузов против 132,4 миллионов тонн в 1913 году 2

____

1.  Данные взяты из книги «Русская промышленность в 1921 году». Отчет ВСНХ. IX съезду советов РСФСР.

2. П. И. Лященко. История народного хозяйства СССР. М., т. 3, 1956, стр. 80.

[63]

Не лучше было положение на речном флоте. Захватив основные водные коммуникации страны — Волгу, Днепр, Двину и все сибирские реки, интервенты и белогвардейцы привели в негодность флот, разграбили имущество пароходств.

Собравшийся в марте — апреле 1920 года IX съезд РКП (б) *ПРИМ определил ближайшие задачи страны по преодолению хозяйственной разрухи, быстрейшему восстановлению транспорта и промышленности. Вместе с тем съезд указал на необходимость выработки единого хозяйственного плана, рассчитанного на ближайшую историческую эпоху 1. В основу хозяйственного строительства В. И. Ленин предложил положить план электрификации народного хозяйства, который он назвал «великой программой на 10—20 лет» 2. Речь шла о создании повой технической базы для построения фундамента социалистической экономики. «Этой новой технической базой, — указывал В. И. Ленин,— является электричество» 3.

Для развертывания социалистического строительства съезд признал необходимым широко привлечь ученых и техников к исследованию природных богатств страны и правильной организации производства. «...Должны быть призваны,— говорилось в решениях съезда, — все научные силы для разработки вопросов техники и научной организации промышленности и должны быть созданы и всемерно поддержаны институты для научных изысканий и изобретений» 4.

Это в полной мере относилось и к Северу, в частности, к освоению топливных богатств Ухта-Печорского края. В этой связи очень показательна приведенная выше (на стр. 52) телеграмма В. И. Ленина, направленная представителю ВСНХ в Архангельск сразу после освобождения города нашими войсками, о розыске печатных материалов и отчетов по ухтинской нефти. Ухтинская проблема не выпадала из поля зрения великого основателя нашего государства.

Еще в дни, когда на подступах к Архангельску шли последние бои против банд генерала Миллера — за два дня до вступления Красной Армии в Архангельск, 19 февраля 1920 года на совещании Особой комиссии Северного фронта было признано необходимым организовать специальный междуведомственный орган для руководства хозяйственной и исследовательской деятельностью на всей территории, тяготеющей к Северному Ледовитому океану. После совещания Реввоенсовет 6-й армии обратился к В. И. Ленину с просьбой поддержать это предложение. Телеграмма Реввоенсовета 6-й армии была направлена В. И. Лениным в президиум ВСНХ.

Соответствующее решение было принято 4 марта 1920 г. По постановлению ВСНХ для работ на Севере, вместо ранее существовавшей Комиссии по Северу, и Печорской экспедиции, был учрежден новый институт — Северная научно-промысловая экспедиция. Эта экспедиция внесла огромный вклад в изучение и освоение естественных производительных сил Севера 5. Опираясь на опыт предшествовавших советских организаций и экспедиций, она впервые развернула широкие, планомерные работы, которые привели к выдающимся открытиям прежде всего в районах Кольского полуострова и Печоры. Подробнее об этом рассказано в следующем разделе. 

____

1.  КПСС в резолюциях..., часть I, изд. 7-е, 1954, стр. 478.

2. В. И. Ленин, Соч., т. 35, стр. 370.   i

3. В. И. Ленин. Соч.. т. 30. стр. 310.

4. КПСС в резолюциях..., ч. I. изд. 7-е, стр. 477—478.

5. XXV лет научной деятельности Арктического института, Л., 1945 стр. 10.

[64]

После IX съезда РКП (б) развернулись напряженные работы по восстановлению водного транспорта, в особенности морского. На Севере, помимо всего, ощущался резкий недостаток ледокольных судов, без которых немыслимы были какие-либо транспортные операции в арктических морях. Яркой страницей в историю тех дней вошла операция по спасению попавшего в ледовый плен ледокольного парохода «Соловей Будимирович».

Спасение парохода «Соловей Будимирович»

Выполнение правительственного задания по спасению ледокольного парохода «Соловей Будимирович» (позднее «Малыгин») послужило хорошей проверкой для наличных сил транспортного и ледокольного флота Северного бассейна.

В начале 1920 г., незадолго до своего бегства, белогвардейское правительство генерала Миллера направило ледокольный пароход «Соловей

 

Рис. 13. Ледокольный пароход «Соловей Будимирович» (Малыгин) в дрейфе. Фото 1920 г. из коллекции Н. А. Залесского.

 

Будимирович» с военными грузами и пассажирами из Архангельска в Мурманск, обязав его капитана (И. Э. Рекстина) зайти по пути в Чешскую губу и принять там на борт некоторое количество оленьего мяса. В Чешской губе пароход затерло льдами и вместе с ними первоначально вынесло в район Карских Ворот, а затем в Карское море. На борту его находилось 85 человек, в том числе женщины и дети. В первые дни вынужденного дрейфа «правительство» Миллера не оказало пароходу никакой помощи. Тем самым было упущено время для быстрого вывода судна изо льдов.

После вступления наших войск в Архангельск советское правительство, проявив присущую ему гуманность, приняло срочные меры для спасения ледокольного парохода. Совет Народных Комиссаров отдал распоряжение о подготовке в Архангельске спасательной экспедиции силами Северного флота. Это задание было встречено с огромным энтузиазмом. В короткий срок произвели ремонт брошенного белогвардейцами в Архангельске ледореза «Канада» (ныне ледорез «Литке»). Команду ледореза укомплектовали преданными делу революции опытными моряками. Все 

[65]

это позволило ледорезу в мае выйти в море на помощь бедствующему пароходу.

Наряду с этим, еще на четвертый день после освобождения Архангельска советское правительство через Наркоминдел обратилось к норвежскому правительству с просьбой снарядить за счет Советской Республики другую спасательную экспедицию. Норвегия дала немедленное согласие на участие своих судов и людей в спасении «Соловья Будимировича». Для координации действий в Варде выехал советский представитель 1. В организации этой экспедиции принял участие Фритьоф Нансен, обратившийся к правительствам западноевропейских стран с призывом помочь в спасении экипажа русского судна. Возглавил спасательную экспедицию известный норвежский полярный мореплаватель Отто Свердруп 2.

Просьба советского правительства о помощи была обращена также и к правительству Англии. Последнее согласилось предоставить Норвегии во временное пользование уведенный интервентами русский ледокол «Святогор» (ныне «Красин»), но под различными предлогами задерживало его отход к норвежским берегам. Даже когда ледокол прибыл в Тромсе, англичане постарались задержать его выход оттуда в море почти на три недели из-за искусственно раздутого спора о сумме страховки. На просьбу советского правительства министр иностранных дел Англии, небезызвестный лорд Керзон, прислал неудовлетворительный: ответ 3.

7 июня ледокол «Святогор» вышел из Варде. Спустя пять дней, 12 июня, он достиг Новой Земли, а 15-го числа через Карские Ворота прошел в Карское море. При посредстве радиостанции Югорский Шар ему удалось войти в непосредственную радиосвязь с «Соловьем Будимировичем», который продолжал дрейфовать в северо-восточном направлении. На «Соловье Будимировиче» давно были исчерпаны запасы угля, топки котлов погасли. Иссякало продовольствие. Перед экипажем рисо-

_____

1. Об экспедиции и переговорах по поводу спасения ледокольного парохода «Соловей Будимирович» см. Коммюнике Наркоминдела, опубликованное в «Известиях ВЦИК» от 22 июня 1920 г.: статью И. Э. Рекстина. 1000-мильный дрейф во льдах Баренцева и Карского моря с 25 января по 25 июня 1920 г. «Морской сборник», 1921, М 3—6; статью Ануфриева. Ледокольная практика и полярные ледовые плавания в Северном Ледовитом океане. «Записки по гидрографии». 1925, т. 50. Донесения Л. Брейтфуса, советского представителя в Варде, опубликованы в «Записках по гидрографии», 1921, т. Ill (XLIV). Н. Болотников. Дрейф и освобождение ледокольного парохода «Соловей Будимирович». Советская Арктика, 1941, № 4.

2. Сначала экспедицию предполагалось отправить на ледокольном пароходе «Князь Багратион», находившемся у берегов Норвегии, но из-за аварии он не смог выйти в Карское море. Тогда норвежское правительство обратилось за ледоколом в Англию, указывая на желательность посылки русского ледокола «Минин», уведенного интервентами. Последний оказался в ремонте.

3.  В ответ на имя Г. В. Чичерина Керзон писал: «Как известно из русской радиограммы от 9 марта, что когда прибыли советские войска в Мурманск, там было найдено 4 500 т угля, 6 000 т кокса, 24 000 галлонов лубрикаторного масла. Не понимаю, почему невозможно вышеупомянутые корабли (ледорез «Канада» и четыре тюленьих бота — М. Б.) отправить немедленно на помощь «Соловью Будимировичу»? Это, казалось бы, ясный и самый быстрый метод оказания помощи, и в то же время, как мы действительно озабочены сделать все что в нашей власти, чтобы прийти на помощь Вашим, потерпевшим аварию соотечественникам, я не вижу, что мы можем сделать так эффективно, как Вы можете сделать это сами с Вашими собственными ресурсами». (Архив внешней политики СССР, ф. 528, п. 1, д. 2, л. 182. Перевод с английского).

Имея в виду, что «Соловья Будимировича» со льдами несло в Карское море, советское правительство отдало распоряжение Обдорскому ревкому организовать санную экспедицию на Ямал к мысу Харасовой. 18 апреля экспедиция выехала из Обдорска и 16 мая достигла назначенного пункта. Она не обнаружила никаких следов пребывания судна у берега Ямала и 6 июля возвратилась в Обдорск (ЦА ММФ. ф. КСМП, оп. I. Д. 58. 1920. лл. 9—12).

[66]

валась мрачная перспектива голодной смерти. Среди участников этого вынужденного дрейфа не было и не могло быть единства. Матросы и младший командный состав ненавидели спасавшихся бегством из Архангельска белых офицеров. Это еще больше осложняло положение.

15 июня «Святогор», следуя к северо-востоку от Карских Ворот, на 71° с. ш. и 60° 21' в. д. вступил в полосу густого льда и к ночи остано-

 

Рис. 14. Схема дрейфа ледокольного парохода «Соловей Будимирович» в Баренцевом и Карском морях в феврале—июне 1920 г. 

 

вился перед торосистыми полями. Толщина льда достигала 6 метров. 16 июня, лавируя среди льдин, он заметил судно, над которым развевался красный флаг. Это был ледорез «Канада», о выходе которого из Архангельска командование «Святогора» не знало. 18 июня «Святогор» и «Канада» сошлись и после небольшого совещания начали продвигаться в направлении дрейфующего «Соловья Будимировича». «При скудном полярном солнце, — писал Л. Брейтфус, — около 10 часов вечера, мы, наконец, уви-

[67]

Рис. 15. Ледокол «Святогор» («Красин»). Фото 1920 г. из коллекции Н. А. Залесского.

 

дели на горизонте мачты и трубу «Соловья», одиноко стоящего среди мертвой ледяной пустыни, словно зачарованного» 1. 19 июня «Святогор» и «Канада» подошли к борту дрейфующего ледокольного парохода при радостных криках «ура». Оказалось, что на дрейфующем судне оставались еще некоторые запасы продовольствия, которых могло хватить до 15 августа. Но значительная часть пассажиров уже болела цингой. Помощь пришла вовремя.

Обратный путь «Соловей Будимирович» прошел своим ходом. 21 июня, проходя проливом Карские Ворота, ледокол «Святогор» наскочил на банку. С помощью советских судов ему удалось сняться с банки и проследоватьв Англию. «Соловей Будимирович» и «Канада» прибылив Архангельск.

Спасение «Соловья Будимировича» явилось актом высокой гуманности Советской власти. Участие норвежских моряков в спасении советского парохода послужило укреплению дружественных связей между соседними народами. Результаты экспедиции были встречены весьма сочувственно всей норвежской и советской печатью. Во время торжественной встречи «Соловья Будимировича» в Архангельске представитель Наркоминдела в своей краткой речи, обращенной к экипажу ледокола, горячо приветствовал возвращение его в Советскую Россию и сердечно поблагодарил норвежских моряков и норвежское правительство 2

_____

1. ААН. ф. 75, onI, д. 2. 1920, лл. 33—40.

2. «Известия ВЦИК» № 146 (993) от 5 июля 1920 г. В адрес Министерства иностранных дел Норвегии Народный Комиссар по иностранным делам Г. В. Чичерин послал телеграмму следующего содержания: «От имени Российского правительства прошу Вас принять его наискреннейшую благодарность за энергичное и гуманное, бескорыстное содействие, оказанное Вашим правительством России, содействие, которое не преминет способствовать самым решительным образом возобновлению дружеских отношений между двумя государствами, связанными в течение веков узами ближайшего соседства». «Известия ВЦИК», № 134 (981) от 22 июня 1920 г.

[68]

Тысячемильный дрейф «Соловья Будимировича» и походы спасательных судов сыграли определенную роль в исследовании Карского моря. Во время дрейфа и продвижения ледокольных судов находившиеся на их Сорту ученые собрали интересные материалы по метеорологии, распре делению температур ни поверхности открытого моря и на глубине. Изучение дрейфа «Соловья Будимировича» помогло выявить основные направления течений в юго-западной части Карского моря.

Подготовка товарообменной Карской экспедиции. Образование Комитета Северного Моского Пути при Сибревкоме

Приступая к решению задач мирного строительства, ЦК РКП (б) и СНК признали первоочередной — продовольственную прочему. «На этой задаче, — указывал В. И. Ленин на февральской сессии ВЦИК VII созыва, — нам надо сосредоточить все свои силы... Ее надо решить военными средствами, с полной беспощадностью, с полным подавлением всех остальных интересов» 1.

IX съезд РКП (б) также призвал все партийные и советские организации к решению этой задачи, обязав их добиваться всемерного «улучшения состояния транспорта, подвоз и образование необходимейших запасов, хлеба, топлива и сырья» 2.

Продовольственное положение страны было крайне тяжелым. В стране ощущался острый недостаток хлеба. Обследовав в марте — апреле 1919 г. питание городского населения по 112 городам и селениям городского типа, ЦСУ установило, что на одного рабочего в день, приходилось в среднем около полуфунта печеного хлеба 3. Особенно катастрофическим было положение на Европейском севере.

Почти двухлетнее хозяйничанье интервентов и белогвардейцев привело к полному истощению продовольственных запасов. 13 июня 1920 года архангельские власти прислали в Наркомпрод отчаянную телеграмму: «Всякая задержка (с подвозом хлеба — М. Б.),—писали они,— обрекает промыслы на бездействие, населению грозит неввоз хлеба Печору Мезень смертью» 4. 25 июня из Архангельска на имя Наркомпрода поступила новая телеграмма: «Положение губернин: пять уездов абсолютно голодают, свои запасы все исчерпаны  имеющиеся продукты приходится делить, между Беломортраном, Военпортом, Военведом, также не имеющими фондов на снабжение на нюнь месяц» 5.

Железная дорога Москва—Архангельск тогда почти не работала. Каких-либо других средств связи с Севером не было. Единственно возможным решением была срочная доставка продовольствия из Сибири морским путем. Инициатива посылки судов в Сибирь исходила от В. И. Ленина, который дал указание Народному Комиссару Л. Б. Красину созвать в Москве совещание по вопросу вывоза сибирского хлеба голодающему Поморью. По свидетельству Г. И. Харькова, тогда начальника Транспортного отдела НКТ и П, это совещание под его председательством с участием северных моряков состоялось в декабре 1919 г. или в начале января 1920 г. Сразу за окончанием совещания военмор М. В. Николаев был назначен начальником морской экспедиции.

Вместе с тем, со стороны правительства были приняты меры к тому, чтобы не только удовлетворить продовольственные нужды лени я Поморья, но одновременно помочь сибирскому крестьянству получить сельскохозяйственные машины, изделия машинкой индустрии, пред- 

_____

1. В. И. Ленин, Оки т. 30; стр. 308.

2. КПСС в резолюциях.... и. I, стр. 478.

3. П. И. Лященко, Указ. сочи стр. 112.

4. ЦГАОР и СС, ф. 1913. оп. 5, д. 23. 1920, л. 31.

5.  Там же, л. 30.

[69]

меты первой необходимости, поступление которых на рынки Сибири прекратилось с началом мировой войны и в которых Сибирь крайне нуждалась. Попытка хотя бы отчасти утолить товарный голод Сибири представляла собой очень важное хозяйственно-политическое мероприятие, которое прямо служило задаче укрепления позиций Советской власти. Однако в условиях хозяйственной разрухи, когда почти две трети промышленности России не работало, выполнить это задание только своими силами не представлялось возможным.

В начале 1920 года казалось, что для этой цели можно использовать мировой капиталистический рынок. После разгрома двух походов Антанты 16 января 1920 года правительства стран Антанты объявили о снятии блокады с Советской России. Сразу же после этого советское правительство направило в Берлин и Лондон полномочную торговую делегацию во главе с Л. Б. Красиным. Этой делегации было, в частности, поручено вести переговоры с торговыми фирмами Западной Европы о поставке в Сибирь промышленных товаров Северным морским путем. Всемерно заботясь о нуждах сибирских крестьян, советское правительство имело в виду организовать и провести в навигацию 1920 года товарообменную Карскую экспедицию.

Переговоры о Карской экспедиции начались в Лондоне в апреле 1920 г. Так как иностранные фирмы отказывались вступить в непосредственные деловые связи с Советской делегацией, последняя прибегла к посредничеству эмигрировавшего за границу и оказавшегося в Лондоне буржуазного руководства Центросоюза, а также кулацкого сибирского кооперативного союза «Закупсбыт». Переговоры между Торговой делегацией Советской России и этими представительствами в Лондоне развивались успешно. 7 мая советское правительство выдало Центросоюзу сертификат и возложило на него ответственность за проведение заграничных операций Карской экспедиции. В пункте 10 специального разъяснения Народного Комиссариата Торговли и Промышленности говорилось, что советское правительство дает обязательство «Центросоюзу Лимитед» и «Закупсбыту Лимитед» покрыть все их расходы и убытки по экспедиции. В свою очередь указанные компании обязались поставить в Сибирь, как указывалось в пункте 13 того же разъяснения, сельскохозяйственные машины, инструменты, химические товары, типографские машины, маслоделательные принадлежности, мануфактуру и галантерею 1.

В дни, когда в Лондоне шли переговоры о Карской экспедиции, в Сибири развернулись подготовительные работы. В целях централизации всех усилий, связанных с проведением товарообменной Карской экспедиции, 2 апреля 1920 г. при Сибирском Революционном Комитете был основан Комитет Северного морского пути 2.

В Положении об этом Комитете указывалось, что он создан «для всестороннего оборудования, усовершенствования и изучения Северного 

_____

1. Архив МВТ СССР, ф. Аркос-Лондон, on. 1790, д. 3, 1920—1921.

2.  В литературе упоминается неточная дата основания Комитета — 20 апреля. В этот день состоялось утверждение Положения Комитета Северного морского пути. Сам же Комитет образован на заседании Сибревкома 2 апреля в связи с рассмотрением вопроса о товарообмене с заграницей (протокол № 203). В решении Сибревкома сказано, что «для практического разрешения всех вопросов по товарообмену, а также в целях практического изучения и улучшения Северных путей создается при Сибревкоме Комитет Северного морского пути. В состав Комитета Северного морского пути входят представители, по одному: от Сибревкома, Совета Народного хозяйства, Главвода и Наркомвода, а также специалист по персональному назначению Сибревкома». 6 апреля состоялось первое заседание Комитета, рассмотревшее вопрос о конструировании Комитета и его исполнительном органе. Тогда же было признано целесообразным включить в состав Комитета Сибирское отделение Центросоюзе. Исполнительным органом Комитета стало бюро в составе трех человек. (ЦА ММФ, ф. КСМП, on. 1, д. 43. 1920).

[70]

морского пути в целях превращения его в артерию постоянной практической связи, а также для технической организации и осуществления товарообмена с заграницей и транспортировки грузов в Европейскую Россию этим путем через устья рек Оби, Енисея. Лены и Колымы». В составе Комитета имелось семь отделов: Транспортный, Гидрографический, Портостроительный, Научный, Товарообменный, Общий и Хозяйственный.

Объясняя причины, побудившие основать Комитет Северного морского пути, Сибирский Революционный Комитет указывал, что, во-первых, это диктуется историческим опытом плаваний в Арктике, не вышедших в те годы из стадии экспериментальных мероприятий и поэтому требующих «специального органа как единую волю, создающую план, организующую, формирующую и выполняющую экспедиции, причем доказано, что все экспедиции, нарушавшие этот принцип, были неудачны», во-вторых, «централизация дает огромную экономию государству», в-третьих, «потому, что этим достигается максимум органической связи во всех работах, совершаемых с одной целью, и уничтожается параллелизм в работе, трения ведомств и разрозненные, несогласованные действия»; и, наконец, в-четвертых, «потому, что Северный морской путь охватывает районы со специфическими условиями, новыми и подлежащими предварительному изучению для каждого отдельного ведомства» 1.

В порядке подготовки к Карской товарообменной экспедиции Комитет получил задание центральных органов вывезти из Сибири и сосредоточить в устьях Оби до одного миллиона пудов и Енисея — до 300 тыс. пудов экспортного сырья. Благоприятное развитие лондонских переговоров в мае 1920 г. было подкреплено специальной телеграммой «Центросоюза Лимитед» и «Закупсбыта Лимитед» на имя Комитета Северного морского пути 2.

Вскоре, однако, международная обстановка резко изменилась. Правительства стран Антанты сорвали мирную передышку и силами панской Польши и белой армии Врангеля развязали третий поход против Советской республики. В связи с этим переговоры о Карской экспедиции натолкнулись на серьезные препятствия. По совету лондонской биржи, «Закупсбыт Лимитед» и «Центросоюз Лимитед» неожиданно предъявили Советской торговой делегации требования о предоставлении им монопольного права на проведение Карской экспедиции. Вместе с тем английские деловые круги лишили «Центросоюз Лимитед» права кредитования.

На имя «Закупсбыт Лимитед» было прислано письмо, препровожденное затем Советской торговой делегации, в котором представители английских фирм лицемерно «разъясняли» изменение своей позиции. «В 1919 г.,— писали они,— мы были рады помогать Вам и Вашей работе, потому что Компания Союзов Кооперативов, будучи независимой от Советов или советских влияний, в действительности представляла интересы русского народа. В течение последних нескольких недель з прессе неоднократно утверждалось, что кооперативные общества в России находятся в настоящее время под контролем советского или большевистского правительства... Мы поэтому решили, что для нас невозможно будет принять участие в каком-либо деле, способствующем 

_____

1.  ЦА ММФ, ф. КСМП, on. 1, д. 43, 1920, лл. 2—7. В задачу Комитета входило освоение всей трассы Северного морского пути от Архангельска до мыса Дежнева. На этой трассе Комитет рассчитывал построить станции, в распоряжении которых имелись бы суда ледокольного типа, гидроаэропланы для разведки льдов, группы ученых. Станции предполагалось построить на Нойон Земле, острове Белом, о. Диксоне, мысе Челюскина, бухте Тикси, устье Колымы, в Беринговом проливе (см. В. Полов. Задачи Комитета Северного морского пути. «Жизнь Красной Сибири», 1920, № 24, стр. 19—21).

2. Архив МВТ СССР. ф. Аркос-Лондон. on. 1790, д. 3, 1920—1921.

[71]

советскому правительству» 1. Отказ Лондонского банка от кредитования «Центросоюз Лимитед» и «Закупсбыт Лимитед» на деле означал срыв переговоров о товарообменной Карской экспедиции.

Таким образом, советская Карская экспедиция 1920 года не состоялась.

Это, конечно, не могло помешать посылке из Поморья на Обь и Енисей Сибирской хлебной экспедиции, на чем настаивали архангельские товарищи. Снаряжение такой экспедиции для населения Поморья было жизненно важным делом.

После срыва лондонских переговоров о Карской экспедиции центр тяжести в подготовке морского похода в Сибирь переместился в Архангельск и в Омск, где находился тогда Комитет Северного морского пути.

Сибирская хлебная экспедиция 1920 года

Осуществление этой первой советской арктической морской экспедиции 2 проходило в очень сложной международной и внутренней обстановке, когда на юге и западе страны развертывались боевые действия против войск панской Польши и Врангеля.

На Севере не хватало судов, топлива, ощущался недостаток в кадрах моряков, знакомых с условиями арктического мореплавания. Архангельск был накануне голода.

В связи с проектом Карской экспедиции хозяйственные организации Сибири приступили к подготовке арктической навигации еще в апреле — мае, т. е. раньше, чем в Архангельске. Но и здесь трудности были велики.

Для рейса в устье Оби на Обь-Иртышском речном флоте с большим трудом удалось собрать небольшую группу судов в составе пяти пароходов и пятнадцати барж (три из них с дровами для пароходов) 3. Во главе Обского отряда Сибревком поставил опытного военмора А. А. Ружека. На Енисее Комитет Северного морского пути с неменьшими трудностями получил два парохода, три лихтера и две баржи. Енисейский отряд возглавили моряки К. А. Мецайк и И. А. Жаринов. В составе речных отрядов было 282 грузчика. Ввиду военного времени суда сопровождались отрядами войск внутренней охраны Республики.

В подготовке речных караванов приняла участие вся Сибирь.

Ответственность за доставку грузов в устья западносибирских рек Сибревком возложил на Сибкомпрод, Сибсовнархоз и Сибвнешторг. Общее руководство всеми операциями осуществлял Комитет Северного морского пути.

Собранная с большим трудом флотилия речных судов находилась в крайне неудовлетворительном состоянии. Корпуса и палубы судов

____

1. Архив МВТ СССР, ф. Аркос-Лондон, оп. 1790. д. 3, 1920-1921.

2. В литературе широко распространено ошибочное мнение, что Сибирская хлебная экспедиция 1920 г. являлась первой советской Карской экспедицией. Официальные документы того времени называют ее Сибирской хлебной экспедицией или просто Сибирской экспедицией. Очевидно, что она не носила товарообменного характера. Архангельские транспортные суда не доставили в устье Оби ни одного килограмма промышленных товаров. Они прибыли на Обь с пустыми трюмами. Их единственной задачей являлся вывоз сибирского хлеба в северные районы Поморья. Неверно также утверждение В. Д. Новикова, что сибирский хлеб, вывезенный архангельскими судами из устья Оби. якобы предназначался для населения центральных районов страны («Летопись Севера», Nt 1, 1949 г., стр. 18). Эти свои выводы В. Д. Новиков повторил в книге «Из истории освоения Советской Арктики», М.. 1956. стр. 31—33: (см. нашу рецензию на эту книгу в «Известиях ВГО», т. 88, выл. 5, 1956, стр. 475— 477). Более правильное название данной экспедиции дал Н. Я Болотников. См. его статью Сибирская хлебная экспедиция 1920 г. («Летопись Севера». № 2. 1957). Здесь же приведены все основные материалы рассматриваемой экспедиции.

3. ЦА ММФ, ф. КСМП, on. I, д. 42, 1920, лл. 3—17. 

[72]

протекали, отсутствовали брезенты, противопожарные средства, не хватало такелажных снастей и т. п.

5 августа, со значительным опозданием против плана, вышел из Омска Обь-Иртышский речной караван. 7 августа из Красноярска к Усть-Порту отправился Енисейский отряд.

Готовясь к приему морских судов, Комитет Северного морского пути усилил портостроительные изыскания и работы в устьях Оби и Енисея. В Усть-Енисейском порту, строившемся с 1917 г., была сооружена 30-саженная ряжевая пристань, построены дома для рабочих, склады и здание радиостанции 1. В Дудинке и Обдорске сооружались новые радиостанции, с постройкой которых создавалось замкнутое кольцо радиосвязи Омск — Обдорск — Диксон — Усть-Порт — Дудинка — Красноярск — Омск 2.

Большое внимание уделялось гидрографической службе в устьях, западносибирских рек. В распоряжении Комитета Северного морского пути на навигацию 1920 г. был передан Особый Обь-Енисейский гидрографический отряд, возглавлявшийся гидрографом К. К. Неупокоевым. В его задачи входило обвехование фарватеров и портоизыскательские работы 3.

Тем временем в Архангельске велась напряженная работа по снаряжению транспортных судов. Всей подготовкой к плаванию на Обь и Енисей руководил Беломортран при активном участии Архангельского Губисполкома и Губкома РКП (б) 4. Испытывая острую нужду в судах и в оборудовании, коммунисты Архангельска обратились с призывом ко всему населению города оказать помощь Сибирской экспедиции.

____

1. ЦА ММФ, ф. КСМП, on. I, д. 43. 1920, лл. 2—7. Из доклада о работах Комитета Северного морского пути в 1920 г.

2. Там же.

3. ЦА ММФ, ф. КСМП, en. I, д. 35, 1920—1921, лл. 5—24; Б. А. Сергеевский. Гидрографические исследования юго-восточной части Карского моря, Л.. 1936, стр. 51—88.

В распоряжении Обской Гидрографической партии находился пароход «Орлик» и баржа «Пур». Силами этой партии удалось соорудить навигационные знаки на мысе Ян-Саде и мысе Круглом, проверить навигационные знаки, выставленные ранее, осветить фонарями Далена все знаки южной части Обской губы, где разворачивались погрузо-разгрузочные операции, обставить вехами фарватер у всего восточного побережья Ямала от мыса Каменного до бухты Находка, провести поперечный судовой промер Обской губы, показавший невозможность прохода морских судов южнее Находки. Группой А. И. Осипова было выявлено новое перегрузочное место в Обской губе — Новый Порт.

На Енисее, где сосредоточивались основные силы гидрографов, работали две береговые партии. 3 июля гидрографические суда вышли из Красноярска и в конце месяца приступили к работе в устье Енисея. Начиная от Бреховских островов вплоть до порта Диксон, гидрографы произвели промер корабельного фарватера, съемку берегов реки и берегов Енисейского залива. По окончании программы работ гидрографическое судно «Иней» совершило плавание в Обскую губу, пролив Малыгина, а оттуда ходило на западный берег Ямала и в устье реки Пясины. На побережье от острова Диксона до Пясинского залива сотрудником музея Приенисенского края Л. Соболевым была собрана большая петрографическая коллекция и некоторые орографические. а в районе Гольчихи—палеонтологические материалы. Другой сотрудник этого музея А. А. Яворский занимался ботаническим изучением берегов Енисея, а фенолог Яковлев — наблюдениями за природными особенностями края (ЦА ММФ. ф. КСМП, on. I, д. 4, 1920, лл. 126—144).

Вместе с гидрографами на шхуне «Мария» Институт по исследованию Сибири направил в Тазовскую губу экспедицию под руководством профессора Б. П. Вейнберг» («Известия Института исследования Сибири», №5 и 12 за 1920 г.; «Труды Географического отдела Института исследования Сибири» за 1920 г.; ЦА ММФ, ф. КСМП, on. I, д. 176, 1925.

4.  В Архангельском областном архиве (фонд 327, оп. 3271. дд. .11. 37, 40. 94 и др.) хранятся не использованные никем ценные материалы о снаряжении Сибирской хлебной экспедиции 1920 г.

[73]

Архангельские рабочие, портовые служащие, моряки, понимая всю важность правительственного задания, горячо откликнулись на призыв партийной организации. Не считаясь со временем, судостроители восстанавливали разбитые интервентами транспортные суда. Особенно сложно обстояло дело с топливом. Для экспедиции требовалось по крайней мере 6 278 т угля, а на складах порта имелось лишь 1 035 т. Выход был найден — добровольные дружины водолазов подняли некоторое количество угля из засыпанного взрывом склада аванпорта «Экономия», а также с судов, затонувших в Горле Белого моря. В результате героических усилий удалось собрать окаю 3 500 т. угля 1.

«Перед нами,— писал начальник Сибирской экспедиции М. В. Николаев,— стояла дилемма: или сократить состав судов экспедиции, или ограничиться доставкой в Архангельск лишь части того продовольствия, которое могла отпустить Сибирь голодающему населению Северного края, или же вести экспедицию в полном составе, рискуя очутиться без угля в океане на обратном пути. Исключительный случай требовал решения исключительного». Было решено вести экспедицию в полном составе, но экономичным ходом, применяя буксировки судов. Для завершения обратного пути в Архангельск Беломортран обещал доставить уголь в район Югорского Шара.

Из наличного флота Беломортран сформировал два отряда экспедиционных судов 2; в первый отряд вошли ледокольные пароходы «Г. Седов» и «В. Русанов», пароходы «Колгуев», «Север», «Кереть», «Маймакса», лихтеры «Клара», «Рево»; во второй отряд — ледокольные пароходы «Малыгин», «А. Сибиряков», пароходы «Николай», «Пролетарий», «Илья», лихтеры «Катанга» и «Анна».

Для производства гидрографических работ в Югорском Шаре Главное гидрографическое управление передало в распоряжение начальника экспедиции ледокольный пароход «Таймыр» и пароход «Пахтусов».

В начале августа сборы экспедиции были закончены, и первый отряд мог отправиться в путь.

1 августа начальник экспедиции М. В. Николаев и комиссар С. В. Киселев 3 издали следующий приказ:

«По воле правительства РСФСР посылается морская экспедиция к устьям сибирских рек Оби и Енисея. Цель экспедиции: доставить 

____

1. ЦА ММФ. ф. КСМП, on. I, д. 30. 1920. лл. 1—15. Доклад начальника Сибирской экспедиции М. В. Николаева о плавании в Сибирь в 1920 г.

2. По этому вопросу приводятся в литературе неточные данные. Так, в таблице, приложенной к книге Н. Сибирцева и В. Итяна «Северный морской путь и Карские экспедиции» (Новосибирск, 1936 г., стр. 200—201), указано, что в составе первого отряда находился ледокол «Таймыр». Между тем этот ледокольный транспорт вместе с пароходом «Пахтусов» занимался гидрографическими исследованиями в Югорском Шаре. От Югорского Шара «Таймыр» ходил в бухту Находка.

3. Михаил Васильевич Николаев (1870—1926), выдающийся советский ледовый капитан, участвовал в первых плаваниях ледокола «Ермак» под руководством С О. Макарова, затем служил в военном флоте и командовал ледоколом на Белом море. При установлении советской власти он был назначен начальником Архангельской охраны водного района и морского транспорта, принимал участие в борьбе против интервентов на Севере. Возглавлял Карскую товарообменную экспедицию 1926 г. Долгое время командовал ледоколом «Ленив», на борту которого умер от паралича сердца.

Семей Васильевич Киселев — участник гражданской войны, комиссар по эвакуации Або-Аландского района во время героического ледового похода Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт. В 1928 г. принимал участие в ледовом походе ледокольного парохода «Малыгин», направленного на поиски экипажа дирижабля «Италия». В дальнейшем несколько лет работал начальником Нарьян-Марского порта. Последнее время служил в Архангельском торговом порту (более подробно см. Н. Я. Болотников. Сибирская хлебная экспедиция 1920 г. «Летопись Севера». N* 2. 1957, стр. 40).

[74]

продовольственные грузы в Архангельск и другие пункты, куда невозможно подвезти хлеб иным путем, кроме морского. Вопрос доставки продовольствия из Сибири является вопросом жизни и смерти для всего Северного края Республики, а поэтому как центральная, так и местная власти Рабоче-крестьянского Правительства прилагают все усилия к скорейшему снабжению и отправке экспедиции по назначению.

Советская власть, зная тяжелые условия плавания экспедиции, делает все, чтобы экипажи судов были снабжены в достаточном количестве продовольствием, одеждой и всем необходимым и щедрою рукою отпускает экспедиции все, что может из тех скудных запасов, которые имеются у нее в распоряжении, ясно сознавая, что каждый отпущенный экспедиции фунт хлеба, угля, керосина и прочего обездоливает в такой же мере трудящееся население.

Товарищи моряки! Благодаря вашей энергичной работе и сознательному, честному отношению к своим обязанностям 1-й отряд вверенной мне экспедиции сможет выйти в Сибирь в назначенный срок — 5 августа с. г. Таким образом будет выполнена первая часть на-шей задачи. В дальнейшем Вам придется, когда этого потребуют обстоятельства, работать, не считаясь с ча-сами, и днем и ночью, и я уверен, что встречу в Вас сотрудников, готовых отдать все силы на служение на-родным интересам, и что мы сумеем оправдать доверие к нам Советской власти, честно выполним наш долг и привезем хлеб нашим товарищам» 1.

 

Рис. 16. Капитан М.В. Николаев – начальник первой советской морской хлебной экспедиции в Сибирь.

 

В субботу 7 августа командиры судов получили приказы и инструкции, предусматривающие различные случаи плавания — в тумане, во льдах, при буксировке, днем и ночью, правила сигнализации: радио, морзе, звуковой, флагами. Командиров обязывали выучить наизусть инструкции с тем, чтобы ответы на сигналы подавались без промедления. М. В. Николаев свидетельствует, что во время совместного плавания, особенно в узких фарватерах Обской губы с буксирами, при встрече в тумане со льдами и внезапной остановки головного корабля при разрыве буксира инструкции соблюдались неукоснительно.

В- 16 часов 8 августа 1920 г. Архангельск провожал первую советскую морскую экспедицию в Сибирь. Представители Советской власти поднялись на борт головного корабля «Г. Седов», где состоялся митинг. Затем был поднят сигнал «Всем сняться с якоря». Стоявшие на рейде 

____

1. ЦА ММФ, ф. КСМП, on. I. св. 2, д. 30. 1920/21, лл. 1—15.

[75]

Рис. 17. Схема плавания Сибирской хлебной экспедиции 1920 года.

[76]

корабли гудками приветствовали уходивших в плавание товарищей. Сигнальщики «Г. Седова» едва успевали отвечать на приветствия. На набережной Архангельска и на кораблях звучала музыка, и слышалось пение революционных песен. Когда суда проходили Соломбалу, стоявший там крейсер «III Интернационал» (такое имя носил ледорез «Канада», ныне «Литке») сигналами пожелал счастливого плавания и благополучного возвращения. «Эти сердечные проводы и внимание, — пишет М. В. Николаев,— оказанные экспедиции представителями Советской власти и товарищами военными моряками, произвели глубокое впечатление, воодушевили экипаж вверенных мне судов и Чем самым принесли огромную пользу делу. Мы уходили из Архангельска уверенные в том, что все наши удачи и неудачи будут также близко приниматься оставшимися так, как и нами самими».

12 августа первый отряд судов прибыл в Югорский Шар и, не задерживаясь, вошел в Карское море. 14 августа суда благополучно обошли остров Белый с севера и достигли Обской губы, не встретив на своем пути льда. 18 августа, на одиннадцатый день плавания, весь отряд стал на якорь вблизи бухты Находка. Следом за первым отрядом 30 августа прибыли суда второго отряда. Ледокольный пароход «Малыгин» и судно «Маймакса» прошли на реку Енисей. В Усть-Порт они прибыли 5 сентября.

Для координации действий ледокольный пароход «Таймыр» был освобожден от приемки грузов и направлен к мысу Таран (северная часть Обской губы), где выполнял роль передаточной станции, так как маломощная радиостанция «Г. Седова» не могла держать прямую связь с о. Диксона и Югорским Шаром.

К моменту прибытия морских судов первого отряда Обь-Иртышский речной караван еще находился в пути. Первые речные суда стали подходить к бухте Находка 28 августа, с опозданием на 8—9 дней, что вызвало простой морских судов.

Погрузка хлеба на морские суда началась немедленно. Накануне погрузочных работ партийная организация экспедиции провела расширенное партийное собрание, на котором коммунисты взяли на себя обязательства обеспечить своевременную и полную перегрузку хлеба. Коммунисты подняли все экипажи судов и грузчиков на досрочное выполнение задания. Люди трудились с огромным энтузиазмом, нередко они работали бессменно. Перегрузочные работы окончились 20 сентября. На морские суда было принято 526642 пуда ржи, 57 338 пудов кожи, волоса, шерсти, 939 пудов пшеницы — всего 584 919 пудов 1.

В день окончания погрузки Обь-Иртышский речной караван вышел в обратный путь, на следующий день покинул бухту Находка отряд архангельских судов. Таким образом, морской караван пробыл в Обской губе 32 суток, из них 10 суток в ожидании речных судов.

На Енисее работа экспедиции протекала в более благоприятных условиях. Речные суда прибыли в Усть-Порт 22 августа. В перегрузочных работах, кроме грузчиков, приняли участие красноармейцы. На морские суда было погружено 44 042 пуда льна 2. Обратно морские суда вышли 8 сентября. Не встретив льдов в Карском море, они благополучно прибыли в Архангельск 1 октября. Енисейский речной караван прибыл в Красноярск 14 октября.

____

1. ЦА ММФ. ф. КСМП, on. I, я. 42, 1920. лл. 3—17.

2. Северный морской путь. (Результаты экспедиции 1920 г.) «Жизнь Красной Сибири». 1920. № 4. Общее количество вывезенных из Сибири продуктов и товаров составило 628 961 пуд.

[77]

Плавание Морских судов Обского отряда протекало в сложной обстановке. Почти все время шел снег, иногда сменявшийся дождем. При плохой видимости суда держали связь звуковыми сигналами и по радио. Впереди шел ледокольный пароход «Г. Седов».

28 сентября весь караван кильватерной колонной проследовал через Карские Ворота. В Баренцевом море суда встретил сильный шторм, во время которого пароход «Пролетарий», шедший на буксире у «Г. Седова», оторвало и едва не выбросило на банку. Другой пароход «Николай» также не смог следовать на буксире из-за сильной качки; ему пришлось лечь в дрейф против ветра.

Начальник экспедиции записал: «Сильная качка, на «Седове» вода заливает всю палубу. Дождь. Весь корпус «Николая», трубу и мачты до половины закрывает волною, затем он виден весь на вершине волны и вновь скрывается, и так все время» 1. Благодаря мужеству и смелости моряков удалось выстоять против шторма и благополучно привести корабли в места назначения.

3 октября при огромном стечении народа на набережных Архангельска суда «Г. Седов», «А. Сибиряков», «Север» вошли на архангельский рейд. Пароходы «Илья» и «Пролетарий», по распоряжению архангельских властей, доставили свой груз на Мезень, население которой остро нуждалось в продовольствии. 6 октября в Архангельский порт прибыли остальные суда.

Таким образом закончилась Сибирская хлебная экспедиция 1920 г. Задачи, возложенные на нее, были успешно выполнены. Обращаясь к экипажам судов, М. В. Николаев писал в приказе по экспедиции: «Первого августа сего года в приказе за № 28 я обратился к Вам с призывом не пожалеть своих сил для скорейшего и лучшего выполнения задачи по доставке продовольствия из Сибири в Архангельск, при этом я не скрыл от Вас предстоящих трудностей и лишений. Задача эта ныне выполнена Вами блестяще и в самых неблагоприятных условиях и обстановке. &ie6 и другие грузы доставлены по назначению благополучно и полностью. Вы все проявили беззаветную преданность долгу и служили правительству Советом не за страх, а за совесть. С такими сотрудниками не страшны ни штормы, ни туманы».

Итоги экспедиции в Сибирь были подведены 8 октября 1920 года на расширенном заседании президиума Архангельского Исполнительного Комитета совместно с представителями Сибревкома, Беломортрана и других организаций. Президиум Исполкома отметил, что экспедиция оправдала возложенные на нее надежды и тем самым избавила «от мук и ужасов голода» трудящихся губернии. От имени населения Севера президиум выразил глубокую благодарность трудящимся Сибири и ее органам власти за братскую помощь и выразил надежду, что прямое морское сообщение по Карскому морю в будущем еще больше разовьется «на благо трудящихся обеих окраин и всей страны» 2. Президиум Исполкома вынес благодарность начальнику экспедиции военному моряку М. В. Николаеву, комиссару С. В. Киселеву и уполномоченному Г. И. Абрамову, а также всем принимавшим в ней участие членам экспедиции, учреждениям и рабочим за энергичную и добросовестную работу 3

____

1.  ЦА ММФ, ф. КСМП, on. I. св. 2, д. 30. 1920/21, лл. 1—15.

2.  ЦА ММФ, ф. КСМП, Арх. I. 1920—1934 гг. 3 ноября 1920 г. на заседании Сибревкома был заслушай доклад о деятельности Комитета Северного морского пут». Сибревком выразил благодарность всем членам Сибирской экспедиции за выполнение намеченного задания, а также за проведенные исследованиями Обской губе и на реке Енисей.

3. АОГАОР и СС, ф. 352, д. 35, 1920.

[78]

Первая советская морская экспедиция в Сибирь имела большое политическое и народнохозяйственное значение. Несмотря на тяжелые условия военного времени, экспедиция не только выполнила важное правительственное задание, но показала всему миру, на что способны люди, овладевшие великой идеей борьбы за коммунизм.

Доставленные экспедицией продовольственные товары спасли северные районы Поморья от неминуемого голода. Сибирская экспедиция избавила и без того работавший с большим напряжением железнодорожный транспорт, в частности, одноколейную Северную железную дорогу от необходимости переброски хлеба на Север.

В истории арктического мореплавания эта экспедиция заняла особое место. Она открыла собой начало систематических плаваний на западном участке Северного морского пути и своим успехом наносила удар по тем, кто не верил в возможность арктического мореплавания. Ее достижения тем более показательны, что в плавании 1920 г. участвовали разнотипные, плохо оборудованные и мало приспособленные к условиям Арктики суда. Да и экипажи этих судов почти не имели опыта в ледовых походах. Из пятнадцати транспортных судов только пять имели радиостанции, переговоры велись флагами, чему часто мешали туманы. На семи судах не было электрического освещения. Во время ночных работ к таким судам приходилось подводить пароходы, чтобы осветить их электричеством. Плавание транспортных судов прошло без единой аварии. Сибирская морская экспедиция 1920 г. явилась первым крупным успехом молодого Советского государства в борьбе за освоение Арктики.

С окончанием гражданской войны и изгнанием интервентов советский народ получил возможность приступить к мирным делам социалистического строительства. Для советских полярников это означало возможность развернуть планомерное изучение и освоение Севера.

[79]

Цитируется по изд.: История открытия и освоения Северного Морского Пути. Том третий. Л., 1959, с. 63-79.

Примечания «ИГ»

*ПРИМ. – Современному читателю может показать странной апелляция авторов к решениям какого-то там съезд РКП. Однако такое восприятие является заблуждением. А дело было так. В конце 1917 и начале 1918 года правительство (Совнарком) большевиков (и левых эсеров) столкнулось с саботажем со стороны старого государственного аппарата. И большевики приняли меры. Кроме чисто репрессивного давления на бывших царских чиновников (при помощи ВЧК) большевики начали заменять состав прежнего аппарата власти новым, который –  в силу собственной логики вчерашних революционеров-подпольщиков – размещался не в собственно государственном аппарате, а за его пределами – во вновь созданном аппарате партии. В итоге принятых мер этот многосоставной аппарат – вчерашний военный штаб-офицер, ставший сотрудником Генштаба РККА, и вчерашний житель районов за «чертой оседлости», ставший секретарем ЦК или начальником отдела партаппарата – заработал и обеспечил выполнение поставленных политическим руководством задач. Именно аппарат власти воспринимал почти исключительно политические задачи, сформулированные на всяческих съездах и конференциях партии. Кстати, в 1991 году ликвидация одним махом партаппарата де факто уничтожила существенную часть аппарата управления. Пришедшие к власти в августе 1991 года люди лишились (сами себя лишили) былого механизма управления страной (и до сих пор не восполнили потерю).