Аксум в X – XIII веках: этническая пестрота

Аксум в X – XIII веках: этническая пестрота

Трудно воссоздать в деталях этническую картину Эфиопии того времени, однако представляется необходимым хотя бы в общих чертах сказать о ней. Как мы уже указывали, жители Аксума — это семитские переселенцы из Южной Аравии, смешавшиеся с местным кушитским населением. Можно утверждать, что по меньшей мере два южно-арабских племени очень существенно повлияли на культуру и историю складывавшегося в Африке государства. Одно из

этих племен — это хабеш, от которого, как мы говорили выше, происходит историческое название страны Хабашат — Абиссиния. Впрочем, со временем

[52]

это название заменили греческим словом «Эфиопия», которым в настоящее время пользуются в качестве официального названия страны.

Второе племя — это агазьян, также уже упоминавшееся, язык которого — геэз — был сначала языком аксумского двора, а позднее, в течение многих столетий, вплоть до середины XIX века, он оставался языком ученых, религиозной и светской литературы; геэз сохранился и до сего дня как язык литургий.

Однако на территории Эфиопии жили и другие народы, относящиеся к семитской языковой группе, которые в рассматриваемый период, вероятно, уже играли важную роль в государстве. Это прежде всего народ амхара, живший в Шоа, Годжаме, Бэгемдыре, и народ тиграй — на севере.

К местному кушитскому населению, кроме упоминавшегося народа беджа, принадлежала довольно многочисленная народность агау, историческим центром которой считается Ласта, а точнее, Уаг. Именно к группе агау относился народ фалаша, крайне воинственный и независимый, доставлявший немало хлопот правителям Эфиопии вплоть до XVII века, а позднее окончательно утративший свое былое значение и превратившийся в небольшую этническую группу, проживающую в настоящее время в районе озера Тана.

Происхождение вероисповедания фалаша является одним из не изученных до сего времени вопросов, так как исповедуют они иудаизм в его самой первоначальной форме и, опираясь в основном на Пятикнижие, совсем не знают позднейших дополнений.

Вопрос о том, были ли фалаша коренными обитателями Эфиопии, которые в незапамятные времена приняли иудейскую веру, или они вместе со своей верой были пришлым населением, не разрешен окончательно. Большая часть исследователей, занимавшихся историей фалаша, полагает, что они представители автохтонной народности агау, которые восприняли иудаизм от пришельцев в Эфиопию. Сами же фалаша считают себя потомками израильтян, некогда переселившихся в Эфиопию.

Как бы то ни было, представляется вполне вероятным, что принятие правящими слоями Аксума христианства

[53]

сопровождалось преследованием местных религий, из которых иудаизм фалаша не был единственным *. Нашествия извне и внутренние беспорядки вынудили аксумских правителей бежать, и, как утверждает традиция, они поселились на севере Шоа среди народа амхара.

Приблизительно в конце Х века государство вновь объединилось под скипетром христианских правителей. Но теперь у власти оказались представители народности агау из Ласты, откуда ведет свое происхождение новая династия — Загуйе. Сменявшие друг друга правители этой династии, развивая христианскую традицию Аксума, находились у власти вплоть до второй половины XIII века.

[54]

Цитируется по изд.: Бартницкий А., Мантель-Нечто И. История Эфиопии. М., 1976, с. 52-54.

Примечания

* Данное предположение авторов документами не подтверждается, не сохранилось никаких сведений о преследовании нехристиан в Эфиопии аксумского периода. — Прим. ред.

Рубрика