Опубликовано вс, 05/28/2023 - 22:40 пользователем Вячеслав РУМЯНЦЕВ
В кодексе Хаммураби и в документах называются три категории свободного населения: «сабе», «мушкену» и «маравелим». Сабе обозначает — люди, рабочие люди; под сабе надо разуметь общинников-земледельцев, ремесленников-одиночек и наемных рабочих. Сабе свободны, во работают и на себя и на царя по трудовой повинности. Это категория эксплуатируемого свободного населения. Две другие группы были рабовладельцами. Высшая из них, маравелим, буквально — сыны мужа. К этой категории принадлежали члены царского рода, царские сановники и крупные служащие, жрецы храмов. Остальные свободные принадлежали к категории мушкену, буквально — склоняющиеся перед кем-нибудь, т. е. свободные люди, подчиненные кому-либо по положению или службе. Сюда, следовательно, относились средине в мелкие служащие, подсобный персонал храмов, купцы, крупные ремесленники и другие свободные, но не рабочие люди.
Опубликовано пт, 04/07/2023 - 14:49 пользователем Вячеслав РУМЯНЦЕВ
Царство Хаммураби было разделено на две половины, управлявшиеся на разных основаниях. Область Аккада и северная часть Шумера управлялись при посредстве царских агентов, носивших различные титулы в зависимости от сферы их действий и их функций. Царские начальники назначались в области и города; в городах царские начальники контролировали деятельность городских старейшин. Высшие чины назывались «суккаллу»; в подчинении у них были административно-финансовые агенты, заведовавшие сбором налогов н отправкой населения на царские работы и располагавшие большим штатом сборщиков налогов н агентов по организации отрядов рабочих людей на царскую барщину...
Опубликовано пт, 03/03/2023 - 15:49 пользователем Вячеслав РУМЯНЦЕВ
Великая культура, развившаяся в нижней части переднеазиатского Двуречья, обыкновенно называется вавилонской. Это имя условное. Вавилон был лишь последним звеном ее многовекового развития нее центром в более близкое к нам время. Сфера ее влияния была весьма обширна и географически и хронологически. Она была основной в Передней Азии; влияние ее сказалось и в классическом мире, в гностических системах первых веков христианства, даже, может быть, в исламе и в средневековой Европе.
Древневосточные культуры считались откровениями божеств. О вавилонской это можно сказать в особенности. Существовали различные сказания, в которых выразились представления вавилонян о божественном происхождении их цивилизации...
Опубликовано ср, 11/23/2022 - 18:10 пользователем Вячеслав РУМЯНЦЕВ
Основным занятием населения древневавилонского царства было земледелие. Крупное скотоводство, как и раньше, было развито только на юге, в приморских районах, где продолжали существовать большие пастбища на заболоченных пространствах.
Из полевых культур основное место занимали посевы пшеницы, ячменя и кунжута (сезама) — масличной культуры. Из садовых культур главнейшей оставалась культура финиковой пальмы. Полевое земледелие давало про нормальных условиях высокие урожаи, которые не только покрывали потребности населения, но п давали большие излишки, поступавшие в царские и храмовые закрома в форме натуральных налогов и в продажу на внутреннем рынке. Царские н храмовые хлебные запасы в известной части также пускались в торговый оборот(при торговых операциях с арабскими племенами)...
Опубликовано вс, 04/03/2022 - 15:42 пользователем Вячеслав РУМЯНЦЕВ
Объединительная политика царей первой вавилонской династии. Объединение Сеннаара и северной части Двуречья под властью Вавилона происходило в течение столетней борьбы и завершилось только при шестом царе династии, знаменитом царе Хаммураби (Хаммурапи). Главной заботой первых трех царей Вавилона была борьба с другими мелкими аморейскими князьками, главами родоплеменных групп, захвативших некоторые крупные центры Аккада. К концу XIX века весь Аккад и северная часть Шумера были уже в составе вавилонского царства.
Опубликовано вт, 03/29/2022 - 15:18 пользователем Вячеслав РУМЯНЦЕВ
При последних двух царях III династии Ура, Гимильсине и Ибисине, царство Шумера и Аккада подвергается нападениям и вторжениям с двух сторон. При Гимильсине в область Аккада и в смежную с ним с севера область Двуречья происходят вторжения из Аравии аморейских племен семитического происхождения. Амореи завоевали шумерское царство Мари и основали там свое царство. Постепенно амореи начали просачиваться также и в Аккад, занимая там одну область за другой.
При Ибисине началось вторжение в Шумер эламитов. Они воспользовались ослаблением царства Ура в связи с вторжением амореев, восстали против царей Ура и в свою очередь вторглись в пределы Сеннаара...
Опубликовано пт, 12/24/2021 - 17:51 пользователем Вячеслав РУМЯНЦЕВ
Наибольшим техническим прогрессом, несомненно, был окончательный переход во II тысячелетии до н. э. к бронзе. Добавка олова к меди значительно снижала температуру плавления металла и в то же время очень улучшала его литейные качества и прочность и сильно увеличивала износостойкость. Бронзовые бритвы смогли вытеснить обсидиановые и кремневые, бронзовые лемехи плугов служили гораздо дольше медных и поэтому были экономичнее в любом хозяйстве; в военном деле бронза позволила от топориков и кинжалов перейти к мечам, а в оборонительном оружии наряду со шлемами и щитами ввести броню для бойцов и коней...
Опубликовано чт, 10/07/2021 - 18:20 пользователем Вячеслав РУМЯНЦЕВ
Монархически-государственный, а не общинный характер официальной вавилонской религии и подавление общественной жизни населения, если не считать жителей привилегированных городов, привели к созданию совершенно иных идеологических форм, чем те, которые господствовали в номовых государствах Шумера *.
С ослаблением солидарности территориальных общин все большую роль начинают играть «личные» (они же, вероятно, и семейно-общинные) боги. Таким богом могло быть любое из общевавилонских божеств...
Опубликовано пн, 04/19/2021 - 18:06 пользователем Вячеслав РУМЯНЦЕВ
Наиболее типичным документом, дошедшим до нас от касситского и послекасситского периодов, является кудурру — акт о пожаловании тому или иному лицу более или менее значительного участка земли из царского фонда, иногда вместе с освобождением от тех или иных поборов и повинностей. Такое пожалование, строго говоря, не было дарением, а лишь выдачей земли во временное пользование. Передача ее в дальнейшем по наследству подлежала утверждению царем.
Опубликовано вс, 03/28/2021 - 15:43 пользователем Вячеслав РУМЯНЦЕВ
Вавилонское царство после смерти Хаммурапи стало постепенно клониться к упадку. Преемники Хаммурапи пытаются первое время продолжать его деятельность. Так, Самсуилуна (1749—1712 гг. до н. э.) — сын Хаммурапи — приказывает прорыть два новых канала и приносит щедрые дары храмам. Однако вскоре новые тучи собираются на политическом горизонте. Римсин, воспользовавшись ослаблением Вавилона, вторгается в Месопотамию и захватывает часть Шумера. Этот год получает название — «год, когда в храме Описа богиня Нинмах возвела царя Римсина на царство над всей страной».
Страницы