Тайвань: общие сведения об острове

Тайвань: общие сведения об острове

Остров Тайвань — неотъемлемая часть территории Китайской Народной Республики  — расположен у юго-восточного побережья Китая и занимает площадь почти 36 тысяч кв. км. Расстояние между крайними точками острова с севера на юг составляет 380 км, а максимальная ширина — 150 км. На севере Тайвань омывается Восточно-Китайским морем, на востоке — Тихим океаном; на юге пролив Ваши отделяет его от Филиппин, а на западе он отрезан от материка Тайваньским проливом, в самом узком месте которого расстояние между островом и юго-восточным побережьем Китая составляет менее 150 км.

Тайвань отличается довольно сложным рельефом: 2/3 его поверхности (центральная и восточная часть острова) занимают горы. Приморские районы представляют собой равнины различной протяженности, которые на западном побережье постепенно переходят в горные террасы, давшие острову название «Тайвань», т. е. «залив террас».

Остров находится в активной сейсмической зоне, подвержен частым землетрясениям. Здесь имеется много горячих источников, есть и вулканы, правда давно потухшие.

Тайвань расположен на границе субтропического и тропического поясов. Хоти зимой остров (вследствие

[03]

близости материка) подвергается влиянию холодных воздушных масс, море смягчает летние и зимние температуры. В целом на острове преобладает теплый и влажный климат с обилием осадков, что создает благоприятные условия для произрастания здесь цитрусовых, бананов, ананасов, чая, сахарного тростника, риса, камфорного дерева, различных тропических деревьев, дающих ценную древесину. На Тайване можно снимать в год по два урожая многих сельскохозяйственных культур.

В силу давнего и интенсивного хозяйственного освоения острова животный мир его относительно беден, чего не скажешь об обитателях прибрежных вод, в которых водится макрель, тунец, лобан, окунь, скумбрия, желтохвост, меч-рыба, летающая рыба и др.

Недра острова бедны природными ресурсами. Есть незначительные запасы каменного угля, нефти, меди, золота, серы. Однако, по мнению ученых, крупные месторождения нефти и природного газа могут быть обнаружены в будущем на шельфе Тайваньского пролива.

Общая численность тайваньского населения составляла на конец 1986 г. 19,45 млн. человек. Не считая высокогорных районов, остров заселен довольно равномерно (при средней плотности населения 528 человек па один кв. км). Средняя продолжительность жизни мужчин 71 год, женщин — 76,1 года.

Для Тайваня характерно этническое единство населения: подавляющее большинство жителей острова — китайцы. По состоянию на нюнь 1986 г. на Тайване проживала почти 21 тысяча иностранцев, в основном граждан Япония (5 тысяч), США (4 тысячи), Малайзии (4 тысячи) и Южной Кореи (1 тысяча).

Официальным языком на Тайване является китайский. Среди тайваньцев распространены буддизм, даосизм, ламаизм и ислам. Своих последователей имеет также римско-католическая и пресвитерианская церковь. Большой популярностью у населения пользуются идеи неоконфуцианства.

Административным центром и самым крупным городом Тайваня является Тайбэй (2,4 млн. жителей в 1986 г.). К числу других крупных городов Тайваня относятся Тайнань, Пиндун, Илань, Хуалянь, Цзян, а также порты — Цзилун и Гаосюн.

В соответствии с действующей на Тайване конститу-

[04]

цией главой государства является президент, имеющий самые широкие полномочия во всех сферах государственной жизни 1. Он от имени страны участвует во внешних сношениях, командует вооруженными силами, утверждает законы, заключает мир и объявляет войну, подписывает международные соглашения, объявляет и отменяет военное положение, дарует почести, награды, амнистии. По конституции один и тот же человек не может занимать президентское кресло более двух сроков, однако это ограничение давно отменено. Президент, вместе с вице-президентом, избирается Национальным собранием (верхняя палата тайваньского парламента) сроком на шесть лет.

Члены Национального собрания избираются прямым голосованием с участием всех избирателей.

Правительство Тайваня состоит из пяти основных органов — юаней. Высший законодательный орган — Законодательный юань. Ему подчиняется исполнительный юань (совет министров) — высшая исполнительная власть. Кроме того, существуют контрольный, юридический и экзаменационный юани. Их функции соответственно заключаются в том, чтобы:

—           контролировать работу исполнительных органов;

—           разрабатывать новые законы и дополнения к конституции;

—           проводить экзамены для служащих при поступлении в правительственные учреждения.

Законодательный юань проводит свои сессии два раза в год. Его важнейшие решения в дальнейшем подлежат утверждению Национальным собранием. Законодательный юань и Национальное собрание должны формироваться на основе всеобщих выборов, но на деле этого никогда не происходило, поскольку подавляющее большинство парламентариев занимают свои места в Национальном собрании и Законодательном юане пожизненно.

* * *

По мнению ученых, коренным населением острова

________________

1. Применяемые в брошюре в отношении Тайваня понятия «конституция», «страна», «государство», «президент», «премьер-министр» и т. д. не означают признания автором такого статуса, а используются чисто условно, поскольку остров Тайвань и прилегающие к нему острова в южной части Восточно-Китайского моря - одна из провинций КНР.

[05]

были малайские племена, занимавшиеся охотой и рыболовством (в меньшей степени примитивным земледелием) и заселявшие в основном его юго-западную часть. Первое упоминание о Тайване относится к 607 г., когда китайский император династии Сун направил на остров своего посла. Еще через три года вслед за послом отправилась десятитысячная армия, которая разгромила местные племена, а часть коренного населения вывезла на материк. С этого времени в течение нескольких веков в исторических документах почти не упоминалось о сношениях между Китаем и Тайванем, однако не вызывает сомнения, что в этот период происходил стихийный процесс интенсивной миграции населения Юго-Восточного Китая на остров. В конечном счете это привело к формированию в основном единого в этническом отношении китайского населения на Тайване.

В конце XVI века великие географические открытия коснулись и Тайваня. В 1590 г. один из португальских кораблей неожиданно наткнулся на этот остров. Моряки были поражены необычайной красотой местных пейзажей и дали острову имя Формоза, т. е. «цветущий». Это европейское название еще долгое время оставалось на мировых географических картах.

Первыми европейцами, колонизовавшими остров, были голландцы, основавшие на юге в 1624 г. первую факторию — форт Зеландия. Но не прошло и двух лет, как экспедиция испанцев из Манилы (Филиппины) высадилась на северном побережье Тайваня, где построила крепость Сан-Сальвадор с доминиканской церковью. Постоянное соперничество за единоличное право владеть островом вылилось к 1630 г. в вооруженную борьбу между голландцами и испанцами, которая завершилась в 1642 г. изгнанием последних.

Однако голландским купцам недолго пришлось господствовать на «цветущем» острове. В октябре 1661 г. полководец Минской династии 1 Чжэнь Чэнгун, побежденный в борьбе с Цинской династией 2, переправился во главе большой армии в юго-западную часть Тайваня и вытеснил оттуда европейцев. Прошло еще немного времени, и в 1683 г. участь голландцев разделил уже

__________

1. Династия Мин правила Китаем с 1368 по 1644 г.

2. Правление императоров Цинской династии, родоначальником которой был маньчжурский князь, продолжалось с 1644 по 1911 г.

[06]

сын Чжэнь Чэнгуна, потерпевший поражение от войск китайского императора. Тайвань был присоединен к китайской провинции Фуцзянь и стал частью Цинской империи.

В 1886 г. Тайвань был выделен в отдельную провинцию Китая, но недолго находился в этом качестве. Японо-китайская война 1894—1895 годов закончилась поражением Китая, и в соответствии с мирным договором Тайвань был передан в «вечное владение» Японии. Указом от 19 мая 1895 г. император Цзяй Тянь приказал отозвать китайскую администрацию с Тайваня. Однако население острова не согласилось с таким решением своей судьбы. Китайская интеллигенция на Тайване попыталась избежать подчинения Японии путем объявления независимости острова и обращения за помощью к западным державам. Уже 23 мая в Тайбэе состоялось собрание, на котором от имени «знатных людей и простого народа, земледельцев и купцов, ремесленников и торговцев» была принята «Декларация о независимости государства народного правления Тайваня». Тем самым было провозглашено «Миньчжу го» — «демократическое государство».

Но буквально через пять дней после объявления независимости на севере острова высадился японский военный десант.. Сломив организованное сопротивление тайваньских войск, японцы, не сделав ни одного выстрела, вступили 8 июня в Тайбэй. Однако в центральной и южной части острова сопротивление японским оккупантам продолжалось, и только через пять месяцев «Миньчжу го», провозглашенное китайцами в ходе борьбы за национальную независимость, прекратило свое существование.

Пять долгих лет, вплоть до начала XX века, японцы огнем н мечом стремились сломить свободолюбивый дух китайского населения, проводили одну карательную экспедицию за другой, но так и не добились окончательной победы. За пятьдесят лет господства японцев на Тайване им пришлось более 20 раз усмирять крупные анти-японские выступления.

Тайвань оставался японской колонией, в то время как в континентальной части Китая разворачивались события, непосредственно сказавшиеся на будущей судьбе острова. В августе 1912 г. под руководством вид-

[07]

ного китайского революционера Сунь Ятсена 1 был создан гоминьдан (буквально — национальная партия), игравший в начале прогрессивную роль. После организации в 1921 г. при активном содействии Коминтерна Коммунистической партии Китая (КПК) гоминьдан поддержал курс коммунистов на создание единого антиимпериалистического фронта с патриотически и антиимпериалистически настроенными слоями национальной буржуазии, военными, мелкобуржуазной интеллигенцией и т. д. В конце 1923—1924 гг. при активном участии китайских коммунистов и советского советника М. М. Бородина, приглашенного в Китай Сунь Ятсеном, гоминьдан был преобразован в массовую политическую партию единого революционного фронта. Коммунисты вступили в гоминьдан, сохранив при этом организационную н идейно-политическую самостоятельность. В январе 1924 г. I съезд гоминьдана принял программу, в основу которой легли три народных принципа Сунь Ятсена (национализм, народовластие и народное благоденствие), получившие четкую антифеодальную н антиимпериалистическую направленность. Для осуществления этой программы Сунь Ятсен выдвинул три основных политических установки: союз с СССР, союз с КПК и поддержка крестьян и рабочих.

Создание единого фронта на базе сотрудничества КПК и гоминьдана явилось одной из главных предпосылок китайской революции 1925—1927 годов, однако по мере ее развития н углубления, особенно после смерти Сунь Ятсена 12 марта 1925 г., правое крыло гоминьдана стало отходить от союза с коммунистами. В апреле 1927 г. Чан Кайши 2 и другие правые гоминьдановцы совершили контрреволюционный переворот. Гоминьдан

_____________

1. Сунь Ятсен (1866—1925) — первый президент Китайской Республики, провозглашенной 1 января 1912 г. после свержения Маньчжурской династии

2. Чан Кайши (1887—1975) в 20-е годы после окончания военных академий в Баодине и Токио выступал на стороне Сунь Ятсена в качестве главнокомандующего Национально-революционной армией Национального правительства Китайской республики. В апреле 1927 г. совершил контрреволюционный переворот и установил в стране однопартийную диктатуру. В период правления в Китае в 1927—1949 гг. Чан Кайши обладал огромной властью, сосредоточив в своих руках посты президента республики, председателя исполнительного юаня, главнокомандующего вооруженными силами н присвоив себе высшее воинское звание генералиссимуса.

[08]

превратился в правящую контрреволюционную партию, отражавшую интересы помещиков и крупной буржуазии. В стране началась полоса кровавого террора: с апреля 1927 г. по июль 1928 г. было убито 337 тысяч революционеров.

В этих условиях КПК приступила к формированию вооруженных сил — Красной армии и организации массовых восстаний под лозунгом образования Советов. К осени 1931 г. крупные советские районы возникли в различных частях Китая, однако в результате широкомасштабных карательных походов гоминьдановцев в 1931—1934 гг. и японской агрессии советское движение потерпело поражение. С октября 1935 г. основной базой КПК стал небольшой советский район (с населением 500 тысяч человек), сохранившийся на северо-западе страны.

Даже во время национально-освободительной войны китайского народа против японских захватчиков в 1937—1945 гг. руководители гоминьдана не прекращали своей борьбы против КПК. Тем не менее, стремясь к мирному урегулированию вопросов послевоенного устройства Китая, КПК в 1945 г. выдвинула предложение о создании в Китае демократического коалиционного правительства н проведении демократических преобразований. 28 августа — 10 октября 1945 г. в Чунцине состоялись переговоры между гоминьданом и КПК. которые завершились компромиссным соглашением: было решено созвать Политическую консультативную комиссию для решения вопроса о демократическом переустройстве Китая. Однако .уже через три дня чанкайшистского правительство предприняло новое наступление на освобожденные коммунистами районы.

10 января 1946 г. представители гоминьдана и КПК подписали соглашение о прекращении военных действий. В тот же день открывшаяся Политическая консультативная комиссия (ПКК) приняла решение о реорганизации гоминьдановского однопартийного правительства в коалиционное правительство, о созыве Национального собрания, о пересмотре конституции и т. д. Однако в марте 1946 г. пленум ЦИК гоминьдана заявил об отказе от решений ПКК, а в июле Чан Кайши развязал новую всекитайскую гражданскую войну. Военные действия гоминьдана в значительной степени финансировались американской администрацией, которая в обмен на

[09]

получение контроля над политической и экономической жизнью Китая оказала за время войны помощь правительству Чан Кайши в размере 6 млрд. долл. Но и внешняя поддержка не смогла помочь гоминьдану. Уже в течение первого года активных боевых действий Национально освободительная армия Китая вывела из строя более 1 млн. солдат и офицеров гоминьдановской армии и вынудила ее перейти в июле 1947 г. от наступления к обороне.

Однако вернемся к Тайваню. Конец колониальному правлению на острове положили капитуляция Японии и передача Тайваня в 1945 г. гоминьдановскому Китаю. Тайваньское население горячо приветствовало приход на остров китайской администрации во главе с губернатором Чэнь И. Однако эта администрация не оправдала надежд тайваньцев на скорые перемены к лучшему. Радость освобождения вскоре сменилась возмущением произволом новых властей. При гоминьдановском правлении местное население в не меньшей степени, чем при японцах, стало подвергаться жестокой дискриминации как в политическом, так и в экономическом отношении. Весь аппарат управления, заимствованный у японцев, оказался укомплектованным прибывшими с материка членами гоминьдана. Коренные тайваньцы отстранялись от любой работы в правительственных и других учреждениях.

В тяжелейшем положении находилась экономика острова. Спад производства, безудержная инфляция, рост безработицы поставили широкие круги местного населения на грань голодной смерти. Взяв на вооружение методы японских колонизаторов, гоминьдановские власти монополизировали большую часть земли и сдавали ее безземельным крестьянам в аренду на кабальных условиях.

Недовольство произволом гоминьдана вылилось в открытое выступление, поводом к которому послужило убийство 28 февраля 1947 г. нескольких жителей Тайбэя агентами управления табачно-винной монополии «Яньцзю чжуаньмайцзюй». Десятки тысяч возмущенных горожан собрались у резиденции губернатора н потребовали наказания виновных. Чэнь И не только не принял требований, во и приказал открыть огонь по мирной демонстрации, в результате чего было убито четыре человека. В последующие дни волна протеста охватила

[10]

уже все население острова. К 8 марта все важнейшие города Тайваня оказались под контролем восставших, которые готовились до 15 марта провести всеобщие выборы, установить народную власть и перейти к демократическому самоуправлению. Однако местное население было практически безоружным, а власти, вызвав с материка войска, потопили восстание в крови. Десятки тысяч жителей острова без всякого суда и следствия были убиты, а трупы их брошены в море.

После событий 28 февраля Чэнь И был смещен (впоследствии за свои преступления он был казнен по приказу Чан Кайшн), но новые правители немногим отличались от первого губернатора. Аресты, тюрьмы, репрессии, тайные расправы—вот методы, с помощью которых гоминьдан удерживал контроль над островом.

В июле 1949 г. на острове было введено военное положение, благодаря чему в распоряжение гоминьдана были предоставлены неограниченные полномочия. Была запрещена деятельность оппозиционных партий, свобода слова и печати; надзор за политической деятельностью любого рода стали осуществлять служба безопасности и военные трибуналы.

Между тем гражданская война на материке подходила к своему закономерному концу. Войска гоминьдана под командованием Чан Кайши терпели одно поражение за другим, и к концу 1949 г. единственным спасением для них стало бегство на Тайвань. Население острова сразу увеличилось почти на два миллиона человек, в том числе примерно 600 тыс. человек составляли остатки чанкайшистской армии. На остров эвакуировался также громоздкий управленческий аппарат гоминьдановского правительства (члены Национального собрания, чиновники всех пяти юаней, ряда министерств и ведомств), который начал функционировать с марта 1950 г. во главе с президентом и главнокомандующим Чан Кайши. Тайбэй был объявлен «временной» столицей «Китайской Республики». Началась новая страница в истории многострадального острова.

В условиях военно-полицейской диктатуры гоминьдана, опиравшейся на законы военного положения, вся политическая деятельность на Тайване была сведена к трем основным принципам: ярый антикоммунизм, борьба за возвращение континентального Китая под власть гоминьдана и социальная и политическая стабильность

[11]

 (под последним понималось физическое подавление любого протеста или критики правящего режима со стороны коренного населения). С помощью антидемократических, репрессивных мер гоминьдан ввел жесткий контроль над всеми сферами жизни тайваньского общества, создал однопартийную диктатуру, в очередной раз отстранив коренных тайваньцев от управления обществом. Строгая иерархическая пирамида власти в правящей партии завершалась безраздельным правлением и культом личности Чан Кайши, который до своей смерти в 1975 г. одновременно являлся главой режима и правящей партии. Старший сын Чан Кайши — Цзян Цзинго (1910—1988) унаследовал неограниченную власть отца, став через три недели после его кончины председателем гоминьдана, а на очередных президентских выборах 1978 г. — президентом Тайваня.

Тайбэйский режим называет себя республикой, но это далеко не так. Что это за парламентское правление, при котором до 1972 г. выборы вообще не проводились, а в 70—80 е годы избиралось примерно 16% всего состава парламента. То, что тайваньский парламент претендует на представительство всего народа Китая, не только отвечает основным принципам внешней н внутренней политики Тайбэя, но и позволяет руководству гоминьдана легко контролировать ситуацию в Национальном собрании и в юанях. Ведь в тайваньских избирательных округах баллотируется примерно 1/3 членов Законодательного юаня и 1/10 членов Национального собрания. Остальные — это парламентарии, избранные еще в 40-е годы в гоминьдановском Китае. Все они уже давно в преклонном возрасте и довольно быстро освобождают места в парламенте. Вместо умерших депутатов, представлявших избирательные округа континентального Китая, гоминьдан в административном порядке назначает новых «избранников народа». Такая «демократическая» система позволяет легко сохранять оппозицию независимых депутатов в ничтожном меньшинстве.

Вместе с тем никакое военное положение не спасло бы гоминьдан от неминуемого окончательного поражения в борьбе с КПК, если бы не покровительство Соединенных штатов Америки. Еще в 1943 г. Каирская декларация трех держав — Китая, США и Англии — провозгласила намерение стран — участниц конференции за-

[12]

ставить Японию вернуть Китаю отторгнутые у него в прошлом территории, включая остров Тайвань. Это решение было подтверждено в 1945 г. в Потсдамской декларации, подписанной с участием Советского Союза. Однако США, преследуя собственные военно-стратегические цели, сорвали выполнение международных соглашений периода второй мировой войны и активно способствовали тому, что Тайвань из законной территории Китая превратился во враждебное ему государственное образование.

С началом корейской войны в 1949 г. американцы практически оккупировали Тайвань, взяв под свою опеку созданный на острове режим Чан Кайши. 27 июня 1950 г. президент США Г. Трумэн открыто заявил: «Определение будущего положения острова Тайвань должно быть обусловлено восстановлением безопасности на Тихом океане, заключением мирного договора с Японией или же пройти обсуждение в Организации Объединенных Наций». Ну а что американская администрация понимала под безопасностью на Тихом океане, без обиняков разъяснил командующий американскими войсками в этом районе генерал Макартур: «Тайвань является «главной осью» передовой линии Америки на Тихом океане, «нетонущим авианосцем». Америка должна контролировать Тайвань для того, чтобы при помощи авиации держать под угрозой каждый азиатский порт от Владивостока до Сингапура». В соответствии с приказом американского президента от 27 июня 1950 г. об установлении военного контроля Пентагона над районом Тайваня 7-й тихоокеанский флот США вошел в Тайваньский пролив и, базируясь в тайваньских портах Гаосюн и Цзилун, начал заниматься патрулированием и проведением разведывательных операций в прибрежных водах КНР. Вместе с военно-морским флотом Вашингтон направил в этот район крупные авиационные силы и создал на острове ряд военно-воздушных баз. Кроме того, на Тайвань прибыла большая группа американских военных советников и инструкторов, занявшихся реорганизацией и обучением чанкайшистских войск. Одновременно США объявили режим Чан Кайши единственным представителем Китая и более двадцати лет отстаивали его незаконное членство в Организации Объединенных Наций.

В декабре 1954 г. США «узаконили» оккупацию ост-

[13]

рова, подписав с тайваньским режимом Договор о взаимной обороне, который предусматривал прямое военное вмешательство Соединенных Штатов на стороне тайваньских властей в случае действий Народно-освободительной армии Китая по освобождению острова и давал американской администрации право размещать свои вооруженные силы на Тайване и прилегающих к нему островах.

Советский Союз всегда полностью признавал суверенитет КНР над островом Тайвань. СССР первым признал Китайскую Народную Республику, всемерно содействовал упрочению международных позиций молодого государства. Это имело особенно важное значение в условиях, когда Народный Китай столкнулся с открытой враждебностью империалистических держав, прежде всего США, которые пытались организовать политическую и экономическую блокаду Китая, вели против него подрывную деятельность. С другой стороны, Советский Союз всегда отвергал концепцию «двух Китаев», в какой бы форме она ни преподносилась.

С течением времени политические реальности современной эпохи брали верх над частными военно-политическими интересами США, и, несмотря на активную поддержку американской администрации. Тайбэй терпел на дипломатической арене одно поражение за другим. В 1963—1975 гг. число стран, официально признававших Тайвань в качестве представителя Китая, сократилось с 66 до 26, а число государств, установивших дипломатические отношения с КНР, напротив, увеличилось с 50 до 112. Особенно быстро процесс дипломатической изоляции Тайваня стал развиваться после того, как осенью 1971 г. на XXVI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 75 голосами против 36 и при 17 воздержавшихся он был исключен из этой организации. Упоминание о Тайване исчезло из большинства международных справочников, статистических публикаций ООН.

С новой волной дипломатической изоляции Тайвань столкнулся в 1979—1980 гг., когда администрация Дж. Картера с 1 января 1979 г. установила официальные дипломатические отношения с Китайской Народной Республикой. Тайваньский режим продолжали вытеснять из международной дипломатической жизни, и в начале 1980 г. Тайвань был исключен уже из членов основных экономических организаций мировой капитали-

[14]

стической системы — Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития.

В то же время начавшийся процесс развития дипломатических отношений между США и КНР, по существу, не внес кардинальных изменений в политику американской администрации по отношению к Тайваню. 1 января 1979 г. США формально признали Китайскую Народную Республику, но уже в апреле того же года американским президентом был подписан Закон об отношениях с Тайванем, который гарантировал сохранение американского «зонтика безопасности» над островом, по-прежнему оставлял Тайвань под защитой вооруженных сил США. Согласно этому закону «любая угроза безопасности и социально-экономической системе народа Тайваня» приравнивается к «угрозе интересам Соединенных Штатов» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Тем не менее большое беспокойство у тайбэйских властей вызвало подписанное в августе 1982 г. китайско-американское коммюнике, непосредственно за-тронувшее интересы Тайваня. В нем США обязались не увеличивать поставки оружия на остров ни в количественном, ни в качественном отношении выше уровня 1979 г., когда они оценивались в 598 млн. долл. Однако дальнейшее развитие событий наглядно показало, что США явно не собирались строго выполнять данные ки-тайской стороне обещания и препятствовать дальнейшему росту технической оснащенности вооруженных сил Тайваня, и без того располагающего одной из самых современных армий в Азии 1. Обещанного количественного сокращения не произошло, а качественный уровень поставляемых вооружений даже повысился. При уменьшении межправительственных поставок оружия в 1983— 1987 гг. (с 700 до 500 млн. долл.) администрация Р. Рейгана взяла курс на активную поддержку торговли военной техникой и технологией по частным каналам. В результате закупки Тайванем оружия у частных американских компаний увеличились в 1983—1986 гг. со 100 до 230 млн. долл. и продолжают расти. Одновре-

______

1. Общая численность тайваньских вооруженных сил в 1986 г. составила 424 тыс. человек, в том числе в сухопутных войсках —- 270 тыс., в авиации — 77 тыс., в военно-морском флоте — 38 тыс., в морской пехоте. — 39 тыс. Кроме того, в резерв в полувоенные формирования входили соответственно еще 1.45 млн. и 25 тыс. человек.

[15]

менно с благословения Вашингтона Тайбэй начал увеличивать военные поставки из Израиля, ЮАР и других, связанных с США стран, укреплять на базе современных американских технологий собственную военную промышленность. Так, вместе с тремя крупными фирмами военно-промышленного комплекса США (Дженерал даАнэмикс, Гаррет корпорэйшн и Лиар Синглер Интернэшнл) тайваньские промышленники создают ультрасовременный реактивный истребитель. Только на эту программу тайваньские власти ежегодно направляют 350 млн. долл., и значительная часть этих ассигнований оседает в сейфах американских компаний.

Для того чтобы еше больше успокоить Тайбэй, американская администрация добровольно приняла на себя обязательство соблюдать так называемые шесть гарантий: не устанавливать срока прекращения поставок оружия Тайваню; воздерживаться от консультаций с КНР по вопросу о таких поставках; не выступать в роли посредника между КНР и Тайванем; не пересматривать Закона об отношениях с Тайванем; не изменять позицию по отношению к вопросу о его суверенитете; не оказывать давления на Тайвань с тем, чтобы подтолкнуть его к переговорам с КНР.

«Шесть гарантий» неукоснительно соблюдались администрацией Р. Рейгана и неоднократно публично подтверждались на различном уровне.

Между тем внешнеполитическое положение Тайваня продолжало ухудшаться. С разрывом дипломатических связей с Боливией и Никарагуа в 1985—1986 гг. число государств, признающих Тайвань, уменьшилось до 23.

В то же время тайбэйскому руководству удалось частично компенсировать дипломатическую изоляцию Тайваня интенсивным развитием отношений с членами мирового сообщества в других сферах — в области торговли, экономических и научно-технических связей, культуры, образования, спорта. Причем развитие такого сотрудничества и обмена не связывалось с наличием или отсутствием формального признания. По свидетельству официальных тайбэйских источников, Тайвань имеет связи в сфере экономики, культуры и образования более чем со 110 государствами. В 1985 г. среди 10 крупнейших торговых партнеров Тайваня — США, Японии, Гонконга, Канады, Сингапура, ФРГ, Австралии, Саудовской Аравии, Великобритании и Нидерландов —

[16]

только Саудовская Аравия имела дипломатические отношения с Тайванем. ФРГ, например, признав КНР еще в октябре 1972 г., тем не менее постоянно расширяет торговый обмен с Тайванем и остается самым крупным его партнером среди стран Западной Европы. Хотя Япония признала Китайскую Народную Республику в сентябре 1972 г., но это также никак не отразилось на японо-тайваньских связях, которые, больше того, продолжают расти.

В настоящее время Тайвань имеет торговые или культурные представительства почти в 40 странах, которые разорвали дипломатические связи с островом. Свыше 20 государств имеют аналогичные учреждения на самом Тайване. Эти представительства нередко выполняют функции, в обычных условиях свойственные посольствам и консульствам. Апогеем таких «неофициальных официальных» отношений стала быстрая замена в 1979 г. посольств Тайваня и США соответственно Координационным советом но североамериканским делам в Вашингтоне и Американским институтом в Тайбэе.

Другой пример — Япония. Не прошло и двух месяцев после разрыва отношений с Тайванем, как были укомплектованы штаты созданной в Токио Ассоциации по развитию отношений в Восточной Азии и в Тайбэе Ассоциации по взаимным обменам. И с той и с другой стороны персонал этих ассоциаций был сформирован из дипломатов, находившихся без работы или в отставке и взявших на себя выполнение функций ликвидированных посольств. Аналогичные изменения произошли о отношениях с Индонезией, Филиппинами, Таиландом и многими западноевропейскими странами.

Тайвань старается использовать оставшиеся открытыми возможности для участия в международных организациях. Американский ученый Дж. Чеа проанализировал данные по 15 тыс. межправительственных организаций, существовавших в мире в 1983 г., и пришел к выводу, что Тайвань являлся членом 499 из них, КНР — 424, причем в 132 организациях принимали участие обе стороны. Прагматичный подход проявляет тайбэйская администрация в области спорта. Благодаря этому Тайвань может принимать участие в Олимпийских играх под именем Олимпийский комитет Китайского Тайбэя с тем же статусом н с теми же правами, что и любой другой Национальный олимпийский комитет. Правда,

[17]

окончательное решение вопроса за Китайской Народной Республикой.

В то же время внешнеполитическая риторика тайваньской администрации оставалась практически неизменной. Выступая перед Законодательным юанем 29 сентября 1972 г., Цзян Цзинго сформулировал четыре «неизменных принципа» внешней политики Тайваня. В своем выступлении он клялся в верности антикоммунизму, в том, что Китайская Республика никогда не станет Тайваньской Республикой, что Тайвань никогда не пойдет на сотрудничество с Советским Союзом и будет добиваться воссоединения с континентальным Китаем под властью гоминьдана. В 1979 г., уже стае главой режима, Цзян Цзинго провозгласил политику «трех нет» по отношению к КНР — никаких компромиссов, никаких переговоров, никаких контактов. Этот подход также получил свое выражение в концепции «четырех линий обороны», в соответствии с которой Тайвань может допустить только личные контакты (никаких правительственных контактов); только односторонние контакты (никаких двусторонних); только косвенные контакты (никаких прямых контактов); только «постепенные» контакты (что следует понимать как отсрочку на неопределенный срок прямого диалога и консультаций с целью воссоединения Китая).

Надо сказать, что руководство КНР в последнее десятилетие проделало немалый путь навстречу тайваньской позиции, пыталось найти точки соприкосновения, с тем чтобы склонить тайваньскую сторону к проведению переговоров о воссоединении на взаимоприемлемой основе.

Начало этому пути было положено в канун декабрьского III Пленума ЦК КПК в 1978 г., когда во время встречи с корреспондентом «Вашингтон пост» Дэн Сяопин заявил, что «после того как будет достигнуто мирное воссоединение страны, Тайвань может сохранить несоциалистическую экономическую и социальную систему». Пленум одобрил это положение и принял стратегию мирного воссоединения Китая. После проведения вышеуказанного Пленума ЦК КПК руководство КНР перестало говорить об «освобождении Тайваня» или о его «мирном освобождении».

Последней из серии предложений китайского руководства стала выдвинутая в сентябре 1981 г. от имени

[18]

правительства КНР программа, состоявшая из 9 пунктов, в которой Тайваню в случае воссоединения была обещана широкая автономия как особому административному району КНР. В программе гарантировалось сохранение капиталистической системы, неприкосновенность частной собственности тайваньцев, невмешательство центральных властей в местные дела, разрешалось, как и прежде, иметь свои вооруженные силы и самостоятельно поддерживать экономические и культурные связи с другими странами. В 1983 г. Дэн Сяопин в одном из своих выступлений расширил толкование положений программы из 9 пунктов, подчеркнув, что в случае воссоединения Тайвань может сохранить право покупать вооружения за рубежом, экспортировать свою продукцию в любые страны мира, самостоятельно принимать свои законы, плавать под собственным флагом, выдавать свои паспорта и визы. При этом центральные власти не будут посылать на остров военный или гражданский персонал. У такой автономии будет лишь одно ограничение — на международной арене Тайвань будет представлен Китайской Народной Республикой, а сам Тайвань будет называться Китайский Тайбэй (как, собственно, он назывался уже на летних олимпийских играх 1984 г.) или Китай-Тайбэй (как это наименование в последние годы практикуется в Азиатском банке развития, членами которого являются и КНР и Тайвань).

В дальнейшем подобный подход к воссоединению страны получил свое концентрированное выражение в формуле «одна страна — две системы», которая легла в основу соглашения между КНР и Великобританией о передаче в 1997 г. Гонконга Китаю. Аналогичное предложение было в очередной раз сделано и Тайваню.

Однако тайваньские руководители явно испытывают дефицит нового политического мышления и продолжают цепляться за архаичную политическую риторику. В ответ на постоянные предложения Пекина следует клятва верности принципу «трех нет» — никаких контактов, никаких переговоров и никаких компромиссов с Пекином. В лучшем случае представители гоминьдана выражают готовность рассматривать возможность переговоров лишь при условии, если руководство КПК «отречется от коммунизма». Иными словами, в ответ на конструктивные предложения КНР выдвигаются абсолютно абсурдные требования тайбэйских властей о ликвидации

[19]

КНР и распространения власти гоминьдана на весь Китай.

[20]

Цитируется по изд.: Максимов А.А. Тайвань. М., 1988, с. 3-20.