Афины. Эпоха Ликурга

Афины. Эпоха Ликурга

Наиболее характерной, бросающейся в глаза чертой истории Афин в те четырнадцать лет — от битвы при Херонее до смерти Ликурга в 324 г. — была многогранность политической деятельности при многочисленности граждан, политическая активность которых зафиксирована в источниках. Правда, благодаря большому числу сохранившихся речей и растущему количеству находимых надписей традиция здесь гораздо более обширна, чем для многих других периодов аттической истории, так что нельзя безоговорочно утверждать, будто политическая инициативность была в эти годы богаче, чем в другие, для которых имеется гораздо меньше материала. Однако остается впечатляющим то, что для такого узкого отрезка времени, во все так же весьма обрывочной традиции оставили свой след имена более пятидесяти граждан, выступивших тогда инициаторами проектов постановлений Совета и Народного собрания и — соответственно — законов 33. Впечатляет и все то, что в эти недолгие годы известно о реформах, общественной строительной деятельности и мерах по укреплению экономики и финансовой мощи Афин. Поражение под Херонеей стимулировало силы Афин, вместо того чтобы их парализовать.

Во всех этих начинаниях сотрудничало значительное число представителей высших слоев 34, наряду с Ликургом, который чаще всего и, видимо, по праву считался лидером в этих прогрессивных мероприятиях, в них были задействованы в той же мере и профессиональные граждане. К ним относятся в любом случае Полиевкт и Ксенокл из Сфетта, Пифей из Алопеки, Эпикрат из Паллены (инициатор реформирования эфебии), Эвкрат, инициатор закона о защите демократии, и далее: Гегемон, Аристоник из Марафона и Кефисофонт из Афидн 35.

______

32. В дальнейшем изложении наряду с монографиями: Mitchel, Lykourgan Athens; Faraguna, Atene; Bosworth, Conquest — P. 204 — 215, использованы прежде всего работы: Humphreys S. Lycourgus of Butadae: An Athenian Aristocrat // Essays in Honor of Ch. G. Starr. — 1985. — P. 199 — 252); Schwenk // Athens. Ср. также:  Burke E. Lycourgan Finances // GRBS. — 1985. — Vol. 26. — P. 251 — 264.

33. Их имена можно проследить по списку: Hansen М. Н. // GRBS. — 1983. — Vol. 24. - Р. 159 - 179.

34. Humphreys. Op. rit — P. 204.

35. См. гл. «Просопография» в кн.: Faraguna, Atene. — P. 211 — 243, а также об  Аристонике: Hansen, op. rit P. 161; Эпикрате: Dames // APF. — 4904; Эвкрате:  Hansen 167; Гегемоне: Hansen 168; Кефисофонте: Davies // APF. — 8410; Полиевкте: Treves, RE // Polyeuktos. — 1952. — № 4. — P. 1614 — 1616; Пифее: Habicht Ch. // ZPE. - 1989. - Vol. 77. - P. 83 - 87 и Veligianni Ch. // Hellenica. - 1989. - Vol. 40. - P. 245 - 247; Ксенокле; Ampolo C. // PP. - 1979. - Vol. 34. - P. 167 - 178 и Habicht CL // Hesperia. - 1988. - Vol. 57. - P. 323 – 327.

[29]

В финансовой сфере одним из самых значительных достижений Ликурга считается то, что он увеличил ежегодные доходы государства до внушительных размеров в 1200 талантов. Это чуть больше, чем помноженная на два с половиной сумма ежегодной подати, которую город взимал в V в. со стран-участниц Морского союза. Тогда как эта однозначно переданная цифра достоверна, нельзя определенно сказать, как Ликург сумел добиться такого подъема государственных доходов. В эти годы были введены в эксплуатацию новые горные копи, соответственно, вновь началась разработка заброшенных рудников, что привело к увеличению поступлений в государственный бюджет от сдачи их в аренду 36. Сюда же следует приплюсовать добавочные арендные доходы с новых полисных владений в Оропе 37, кроме того, конфискованные — порой очень крупные — состояния осужденных и доходы от торговли, к примеру, от ввозных и вывозных таможенных пошлин в размере 2% от стоимости товара 38. Афинские граждане не платили прямых налогов, в отличие от метеков, то есть осевших в городе чужеземцев, кому, кроме того, вменялось в обязанность уплачивать ежегодную подать в размере десяти талантов, из которой финансировалось строительство доков и арсенала. Сюда же следует занести и фонды состоятельных граждан, к учреждению которых Ликург призывал и побуждал зажиточных афинян. С увеличением доходов согласуется, наконец, и известное сокращение расходов, например зрелищных денег (Theorika), предназначавшихся для посещения бедными гражданами общественных праздников и представлений 39. Безусловным проявлением экономического подъема следует считать и начало регулярной чеканки медной монеты в эпоху Ликурга 40.

Увеличение доходов государственного бюджета создало в эти годы предпосылки для важной деятельности: для усиления обороноспособности Афин на суше и на море и для украшения города функциональными и парадными постройками. Уже вскоре после поражения при Херонее по инициативе Демосфена начали приводить в по[1]рядок Фемистоклово кольцо стен, отремонтированное Кононом в на

_____

36. Hypereides 3, 36.

37. Robert L. // Hellenica — 1960. — Vol. 11 — 12. — P. 194 — 202.; Langdon M. K. // Hesperia. - 1987. - Vol. 56. - P. 47 — 58; Walbank M.B. // ZPE. - 1990. - Vol. 84. - P. 95 — 99; Faraguna, Atene. — P. 218, not. 21, 343, not 26. См. выше, ibid, p. 24. Ср.: Hansen 0. //Eranos. - 1989. - Vol. 87. - P. 70 - 72.

38. Конфискованное имущество владельца рудников Дифила составляло не менее 120 талантов: [Plutarch], тог. 843 D. Эпикрат должен был в течение всего лишь трех лет якобы получить от своих горных копей 300 талантов: Hypereides 3, 35.

39. Buchanan J. // Theorika. — 1962. — P. 72 — 74. О бесплатной уступке земли как «подарке Ликургу» см.: [Plutarch], тог. 841 D. О частных пожертвованиях многих граждан в эти годы см. Faraguna, Atene. — P. 381 — 399.

40. Kroll, Coins. - P. 27.

[30]

чале IV в. на персидские деньги, дополнительно к этому перед стеной соорудили ров, наполненный водой, а по предложению Кефисофонта взялись за укрепление Пирея41. Еще в архонтство Фемистокла Младшего в 347/6 г. в Пирее началось строительство новых доков, завершенное по прошествии 24 лет, в 323/2 г. Численность военных кораблей — традиционных триер и все далее и далее внедрявшихся более крупных тетрер — росла год от года 42. Афинское юношество более осознанно и интенсивнее, чем прежде, готовилось к военной службе, с тех пор как в силу вступил закон Эпикрата об эфебии 43. Расходы по содержанию корпуса примерно в тысячу человек (за год около 500 эфебов) ежегодно оценивались минимум в 40 талантов, куда затем добавлялись еще траты на экипировку оружием, раздаваемым за счет полиса 44.

Никогда еще со времен Перикла, то есть за сто лет до этого, не переживали Афины такой многогранной и такой масштабной строи[1]тельной деятельности, как в годы Ликургова правления. В то же время это была программа строительства высокого класса, оплачивавшаяся из собственных средств, так как все единственно сравнимые с ней более поздние периоды активного строительства финансировались чужеземными застройщиками: во II в. до н. э. эллинистическими царями из дома Атталидов и Селевкидов, а во II в. н. э. императором Адрианом. Это выглядело так, будто гражданский коллектив стремился — особенно после поражения от Филиппа Македонского — продемонстрировать свою несокрушимую жизнеспособность 45. Поэтому прежде всего, как уже упоминалось, были укреплены стены, расширены доки и построен арсенал 46. В ходе этих оборонительных мероприятий в 335/4 г., по совместному предложению Ликурга и Аристоника, была выслана эскадра быстроходных судов для борьбы с морскими пиратами; акция, судя по всему, завершилась успешно,

_______

41. Aischines, 3, 27 — 31; Maier, Mauerbauinschriften. — 1959. — Vol. I. — P. 36 —48.

42. Ashton N.G. // ABSA. - 1977. - Vol. 72. - P. 1 - 11; Treheux J. // RPh. - 1989. - Vol. 63. - P. 284.

43. См. выше, с. 23 сл. и примеч. 19.

44. Bosworth, Conquest. — P. 209 f.

45. К дальнейшему изложению см. вообще «Биографию Ликурга», [Plutarch], тог. 841 D, а также декрет в его честь IG II2 457 b 5 — 9, и [Plutarch], тог. 852 С. Далее см.: Mite hei, Likourgan Athens. — P. 33 — 48; Wycherley R. E. The Stones of Athens. — 1978. — P. 19 — 20 (стены), P. 60 — 62 (Пникс), P. 66 — 67 (Аполлон От[1]чий), P. 181 — 183 (Асклепиейон), P. 207 — 211 (театр), P. 215 (стадион), P. 226 (Ликей). О строительстве стадиона см. также: IG II2 624 (Schwenk, Athens, Nq 48). Faraguna, Atene. — P. 257 — 269.

46. Об арсенале: Linfert A., Mausbach J . Die Skeuothek des Philon im Piräus. — 1981. Работы были начаты в 347/С г.: IG И2 1668; VitruO, De architecture Praefatio 7, 12. Часть скевотеки была открыта в 1988 г., и тем самым было точно определено ее местоположение (ВСН. — 1989. — Vol. 113. — Р. 589.).

[31]

так как в следующем году Ликург внес предложение о почестях Диотиму 47.

Летом 330 г. во время празднования Великих Панафиней был освящен стадион, построенный Ликургом на земле, уступленной ему Дейниасом. С тех пор там достойно и представительно проводились состязания атлетов, всадников, колесниц, а также артистов, которые прежде выступали на рыночной площади. От того же времени дошел фрагментарный закон Аристоника из Марафона по поводу Малых Панафиней 48. Почтенный театр Диониса у подножия Акрополя полу[1]чает благодаря Ликургу новые, одетые в камень зрительные места и богато устроенную проэдрию с почетными креслами для высокопоставленных лиц государства 49. Ликургом был воздвигнут также и гимнасий Ликей с его палестрой. Место заседаний экклесии на Пниксе долгое время перестраивалось с целью его расширения; эта работы на так называемом Пниксе III, начавшиеся, видимо, в 40-е годы, подошли к завершению около 325 г. 50. На Агоре Аполлон Отчий получает храм, а святилище Асклепия украшается портиком 50-метровой длины 51. К тому же времени относится также еще и поныне хорошо сохранившийся и указывавший новые пути в архитектуре монумент Лисикрата у подножия Акрополя. Он был сооружен Лисикратом в 335/4 г. по случаю победы, которую тот как хорег детского хора одержал на Великих Дионисиях над состязавшимися с ним хорами 52.

Вне пределов города крупные строительные работы проводились в это время прежде всего в двух важных святилищах — Деметры и Коры в Элевсине и Амфиарая в Оропе. Подробности о работах в элевсинском святилище содержит прежде всего длинная строительная надпись 329/8 год 53. В Элевсин процессии и паломники попадали из Афин по Священной дороге. Спустя немного лет после смерти Ликурга его коллега Ксенокл из Сфетта, замещавший его до этого четыре года на посту верховного распорядителя финансами, воздвиг каменный мост через Кефис для обеспечения безопасности паломни-

_____

47. IG II2 1623. - Р. 276 - 308; [Plutarch], тог. 844 A; IG П2 414 (Schwenk // Ath[1]ens. — № 25).

48. IG II2 334 (Schwenk // Athens.- No 17); Robert L. // Hellenica.- I960.- Vol. 11- 12. - P. 189 - 203.

49. Maaß M. Die Prohedrie des Dionysostheater in Athen. — München, 1972.

50. Из последних см.: Thompson H. A. The Pnyx in Models // Hesperia. — 1982. — Suppl. 19. — S. 133 — 147, где цитируется предшествующая литература. О време[1]ни строительства Пникса Ш см. Р. 144 — 145.

51. Thompson Н.А. // Hesperia. — 1937. — Vol. 6. — P. 77 — 115, с автором в какой[1]то мере не согласен: Hedrick CL W. J j AJA. - 1988. - Vol 92. - P. 185 - 210.

52. Надпись на памятнике: IG II 3042. Его подробный разбор см. Riemamt Н.Lysikratesmonument // RE. — 1956. — Suppl. 8. — Sp. 266 — 347; Bauer H. // AM. — 1977. _ Vol. 92. — p. 197 _ 227.

53. IG П2 1672. Далее см. 1673 — 1675, 1933. Miichel. Lykourgan Athens. — P. 45.

[32]

ков 54. С приобретением после Херонеи города Оропа на беотийско[1]аттической границе в Афины пришел и культ героя-целителя Амфиарая. Под руководством строителя водопроводных сооружений Пифея афиняне тотчас же улучшили там санитарные условия 55 и учредили в честь героя новый пентетерический праздник с гимническими и гиппическими агонами, впервые справленный в 329/8 г. 56.

В первой половине 20-х годов и Афины чувствительно затронул длившийся уже годами хлебный голод, который доставил немало серьезных хлопот всей Греции и Эгеиде в период между 331 и 324 гг. Многие авторы и многочисленные надписи подтверждают всю серьезность ситуации для Афин 57. Речь Демосфена против Формиона 327/6 г. позволяет выяснить, что цена медимна пшеницы подскочила с пяти до шестнадцати драхм и что были предприняты чрезвычайные меры, чтобы гарантировать каждому жителю минимальную долю хлебного рациона 58. Многочисленны декреты в честь торговцев, которые помог[1]ли тогда смягчить бедственное положение. Уникальное в своем роде свидетельство нашлось в 1925 г. в Кирене 59. Это составленный в один из тех годов список, где после лаконичного заголовка: «Кому город дал зерно во время хлебного голода в Греции» названы пятьдесят 60 государств вместе с указанием поставленного каждому количества — при[1]чем в порядке величины поставок, снижающихся от 100 000 медимнов для Афин до 900 медимнов для Кносса на Крите (после прежней по[1]ставки в 10 000 медимнов). Македонии было поставлено 75 000, Эпиру 50 000 медимнов, однако именно Афины открывают список нуждавшихся государств. С длившимся долгие годы продовольственным кризисом связано также и постановление Народного собрания 325/4 г. ос-

_____

54. IG П2 1191. АР 9, 147, с литературой, цитированной выше в примеч. 35.

55. IG П2 2338. Ср. работы Хабихта и Велиджьяни, цитированные в примеч. 35.

56. Deubner L. Feste — P. 229; Knoepflér D. Op. cit. 279 — 302.

57. IG И2 360, 8 — 9; [Plutarch], тог. 851 В; Gamsey В. P. Famine and Food Supply in the Greek-Roman World. — Cambridge, 1988. — P. 154 — 166; Faraguna, Atene. — P. 225 - 230, 330 - 331.

58. Demosthenes 34, 37 ff.; cp. [42], 20, 31. Надпись IG П2 360. 30, 68 подтверждает также, что нормальная цена медимна равнялась пяти драхмам.

59. Abh. Akad. Berlin. — 1925. — Vol. 5. — S. 24 — 26, No 111. Текст был ревиди[1]рован и прокомментирован в кн.: Laronde A. Cyrène et la Lybie hellénistique. — Paris, 1987. — P. 30 — 34, с картой на с. 34, которая графически иллюстрирует импортировавшие зерно центры и соответствующие количества. Brun Р. Ц ZPE. — 1993. — Vol. 99. — Р. 185 — 196. В целом ср.: Marasco G. Sui problemi dell’approviggionamento di cereali in Atene nell’età dei Diadochi // Athenaeum. — 1984. - Vol. 62. - P. 286 - 294.

60. Для Македонии названа Олимпиада, для Эпира — ее дочь Клеопатра. Последняя еще незадолго до того, между 334 и 331 гг., экспортировала в Грецию хлеб (Lykurg, Leokr. 26). Также и в списке теородоков из Аргоса (ок. 330 г. до н. э.) Клеопатра представляет корону эпирских молоссов: (ВСН. — 1966. — Vol. 90. — 156 ff., col. I, 11, с коммент.: Chameux. — P. 177 — 182).

[33]

новать в Адриатическом морю опорный пункт. Заявленной целью было обеспечение безопасности хлебных транспортов и защита от этрусских пиратов. Для этой цели был снаряжен флот и отправлен под командой стратега Мильтиада из Лакиад, однако дальше о ходе этого предприятия ничего не сообщается 61.

Все годы Восточного похода Александра афинские граждане были заняты постоянной и разнообразной деятельностью. Ораторы и надписи этого периода согласно внушают нам, что поражение под Херонеей привело не к безропотному смирению, но лишь к еще большей мобилизации сил. Уже упомянутыми признаками этого было приведение в порядок и укрепление оборонительных стен, строительство военного флота и реформа эфебии, поднимавшая боевой дух и укреплявшая обороноспособность. Разгром, учиненный царем Филиппом, глубоко задел национальные чувства, однако не сковал их, но, напротив, стимулировал. Патриотический дух подогревался антагонизмом к Македонии, хотя Афины с 336 г. были членом руководимого македонским царем Эллинского союза, острием своим направленного против Персии. Не прекращавшаяся враждебность про[1]являлась в ликовании при известии об убийстве Филиппа, далее в

планировавшейся поддержке Фив, восставших против Александра, и в агитации за вступление в войну против Македонии спартанского царя Агиса в 331 г.

Но был и еще один аспект этой враждебности, состоявший в том, что афинские граждане, которые проявляли симптомы слабости или трусости, другими гражданами привлекались к наказанию. В этом лично преуспел Ликург. Вскоре после битвы 338 г. он предъявил обвинение Автолику, бывшему архонту, в том, что тот перевез свою жену и детей из находившегося под угрозой Филиппа города в безопасное место. Спустя еще восемь лет он привлек к суду другого афинского гражданина — Леократа за то, что тот после Херонеи со всем добром и домочадцами перебрался на Родос, а оттуда в Мега[1]ры. За всякие попытки бегства народ угрожал нарушителям смертной казнью. Леократ оставался, по справедливой оценке господствовавшего в гражданском коллективе настроения, долгие годы вдали от Афин и вел свои дела через Мегары, лежавшие между Афинами и Коринфом. Наконец, в 330 г., он вернулся домой в надежде, что за это время его дело травой поросло. Однако Ликург хотел дать другим наглядный урок и обвинил Леократа в измене родине по букве закона, который, собственно, и был принят из-за его дезертирства. В сохранившейся обвинительной речи Ликург внес предложение объявить Леократа виновным в преступлении, которое в момент его совершения еще не было наказуемо, но теперь подлежало наказа[1]

_____

61. IG II2 1G29, 145 — 271 (GHI 200). Ср.: Engels J. Studien zur politischen Biogra[1]phie des Hypereides. — München, 1989. — P. 247 — 251.

[34]

нию. Хотя тем самым у обвинения отсутствовала правовая основа, Дикург благодаря своему красноречию, апеллируя к патриотическим настроениям судей, был на волосок от достижения цели: равным числом голосов Леократ был судьями оправдан и тем самым избе[1]жал смерти 62.

Еще более показательным для царивших среди большинства граждан настроений был состоявшийся чуть позже, в том же 330 г., знаменитый процесс о венке, на котором Демосфен как адвокат обвиняемо[1]го выступал не столько за него, сколько, по большому счету, за себя самого и сумел отвести обвинения за свой прежний политический курс, приведший к войне с Филиппом и поражению при Херонее. Он получил подавляющее большинство голосов присяжных, так что его противник Эсхин, возбудивший этот процесс, не собрал и пятой части голосов и навсегда покинул Афины как политический труп. Однако на этом суде в качестве обвиняемого оказался вовсе не Демосфен, а Ктесифонт из Анафлиста, который в 336 г. выдвинул предложение наградить Демосфена за его заслуги перед государством — и особо за восстановление стен — позолоченным венком на Великие Дионисии. Против этого предложения Эсхин выдвинул обвинение в противозаконности, потому что Демосфен в тот момент еще не представил полагавшийся отчет о своей деятельности на посту уполномоченного по стеностроительсгву. Выдвинутое против Ктесифонта обвинение на самом деле было нацелено на деморализацию Демосфена. Остается неизвестным, почему дело всплыло в суде лишь по прошествии шести лет. Возможно, поражение Агиса в борьбе с наместником Александра в Европе Антипатром соблазнило Эсхина извлечь на свет уже давно упокоившееся дело — по его расчетам, новый успех македонян должен был дискредитировать антимакедонскую политику Демосфена и в глазах судей. Исход дела стал воистину триумфом Демосфена и одно[1]временно явным симптомом того, что соперничество с Македонией пользовалось широкой популярностью, а афинский национализм был направлен именно против Македонии 63. Однозначный вердикт судей кажется реакцией упрямства и тем более примечателен, что тогда в Афинах не могли и надеяться получить при благоприятном раскладе военную поддержку от персидской или спартанской стороны.

Этим ярко выраженным националистическим настроениям точно так же соответствовало явное подчеркивание демократических идей. Уже очень скоро после Херонеи они были выражены в законе Эв-

______

62. Lykurg, Leokr., passim. Об Автолике см. РА 2746.

61. Судебные речи как протагонисты держали: Эсхин, 3 (Против Ктесифонта); Демосфен, 18 (О венке). Исчерпывающий комментарий см.: WankeI Н.Demosthenes, Rede für Ktesiphon über den Kranz. — Heidelberg, 1976. Вопреки господствующему мнению Э. Харрис выступает за то, что закон был на стороне Демосфена, а не Эсхина (Harris Ed. Persuasion: Greek Rhetoric in Action / Ed. I. °rthington. — London; New York, 1994. — P. 140 — 150).

[35]

крата о защите демократии от любых возможных попыток переворота (см. выше, с. 21) и проявились в июне 332 г. еще и в том, что члены Совета, перед тем как распроститься со своей годичной должностью, приняли постановление о воздвижении бронзовой статуи, персонифицирующей демократию 64.

Как раз во времена Ликурга, сразу же вслед за разрушением Фив Александром, в Афины после двенадцати с лишним лет отсутствия вернулся Аристотель. К его трудам последующих лет относится изложение афинского государственного устройства, которое почти полностью донес до нас один Лондонский папирус, ставший известным в 1891 г. Это единственный сохранившийся труд в серии из 158 аналогичных сочинений, вышедших тогда из кружка Аристотеля. Данный опус был создан, по всей видимости, самим Аристотелем между 335 и 330 гг. 65. Первая, более пространная часть описывает в главах 1 — 41 эволюцию конституции Афин до начала IV в.; вторая часть (главы 42 — 69) содержит систематическое описание государственных институтов и их деятельности ко времени составления этих глав 66. Была высказана догадка — не кажущаяся, правда, целиком достоверной, — что пригласи Аристотеля снова осесть в Афинах Ликург 67. Заказ Лисиппу на изготовление статуи Сократа 68 едва ли мог исходить от кого-либо другого, кроме как от Ликурга, а ее установка в Помпейоне была равнозначна официальной реабилитации. Еще одной инициативой Ликурга стало кодифицирование в официальной редакции текста драм трех великих трагиков (Эсхила, Софокла и Еврипида), дабы уберечь трагедии от неавторизированных интерполяций, сплошь и рядом предпринимавшихся актерами 69. Филологическая работа такого рода лежит в русле подобных начинаний

_____

64. Raubiischek A. E. Demokratia // Hesperia. — 1962. — Vol. 31. — S. 238 — 243. Автор интерпретирует другие многочисленные свидетельства о культе Демократии в Афинах в это время и указывает на то (S. 238), что рельеф, украшающий стелу Эвкрата, означает, «что чествуется Демос, олицетворяющий весь народ Афинский, и это особенно подходит к особой форме правления — Демократии».

65. Rhodes, Commentary. — P. 51 — 58; упоминание в гл. 54, § 7 архонта 329/в г. считается сделанной позднее вставкой другой рукой.

66. Подробный комментарий дает: Rhodes. Op. cit, и недавно изданный М. Пьераром сборник статей: Aristote et Athènes, 1993.

67. Ср.: Milchei. Lykourgan Athens. — P. 38.

68. Diog. Laert 2, 43.

69. Galen. Corpus Medic. Graecor. V, 10, 2, 1, P. 79. Wenkebach R. Pfeiffer, History of Classical Scholarship from the Beginnings to the End of the Hellenistic Age. — Ox[1]ford, 1968. — P. 82, 192. Ликург отдал распоряжение выставить в украшенном им театре Диониса статуи и этих трех драматургов. Позже им составили компанию статуи других поэтов: афинян Менандра и Филиппида, Фанеса с Хиоса, Диодора из Синопы (Habicht, Untersuchungen. S. 14 — 15; в целом см. Pausanias 1, 21, 1). Сохранился постамент статуи Менандра, сработанной Кефисодотом и Тимархом, сыновьями Праксителя (IG П2 3777).

[36]

Аристотеля и его учеников, хотя и вовсе не обязательно должна была по этой причине быть ими инспирирована.

Ликург принял также участие в дебатах по поводу оказания божеских почестей Александру, проходивших в Афинах в течение 324 г.70, однако, по-видимому, вскорости скончался: скандал с Гарпалом он явно не застал. Его деяния на благо Афин были в общем и целом оценены положительно, хотя недавно Салли Хамфрис высказалась весьма критически. Ею был выдвинут прежде всего упрек в том, что Афины того времени отгородились ширмой от окружающего мира и отказались от конструктивной внешней политики. У Ликурга, пишет она, отсутствовал перспективный взгляд и политическое воображение 71. В свете реальной политической ситуации, как она рисуется после поражения под Херонеей и разгрома Фив, эта критика выглядит неоправданной. Последовавшие за смертью Ликурга события очень скоро показали, что Афины отнюдь не ушли надолго с политической сцены.

_____

70. [Plutarch], тог. 842 D.

71. Humphreys S. Lycurgus of Butadae // Essays in Honor of C.G.Starr. — 1985. — P. 219: «...increasing tendency of the city to act out a representation of polis life for her contemporaries in die Hellenistic World rather than seek a role in the new configura[1]tion of power. And this, surely, is the most significant criticism to be made of his politics...»; «absence of any constructive foreign policy... a lack of political insight and imagination».

 [37]

Цитируется по изд.: Хабихт Х. Афины. История города в эллинистическую эпоху. М., 1999, с. 29-37.

Рубрика