Афины

Афинская агора.

Афины — главный город Аттики в 5 км от Эгейского моря и в 8 км от порта Пирей, один из политических и культурных центров древнего мира. В византийское время Афины были второстепенным городом.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 140.

 

Спарта и Афины (Елизаров, 2006)

Существование рабства как развитого института, на котором зиждется экономика всего государства, легко объяснимо там, где исправно функционируют министерства Любви и Правды, где Большой брат, не отрываясь ни на минуту, все время смотрит на каждого. Но ведь известно, что ничего этого не было ни в Греции, ни даже в куда более рационально и жестко организованном Риме. Больше того, первые республики не содержали и постоянных армий (спартанское войско было единственным профессиональным формированием во всей Греции того времени).

Афины. Одно разделяется надвое

Тщетно даже на короткое время питать иллюзии насчет какого-либо непосредственного доступа к  реальности состязательного спора, к  модальностям конфликта. Историк классической Греции знает, что не располагает ни одним документом, который бы позволил ему вообразить себя лично присутствующим на заседании собрания – который обеспечил бы его информацией о конкретном протекании политической борьбы. Без архивов, без единого удовлетворительного изображения – текстуального или образного – голосования, уже в который раз приходится придерживаться того, что говорит дискурс.

Афины после своего восстановления

Итак, после того как подзаконный быт Афин был прерван правлением, успевшим в течение немногих месяцев пройти все стадии бесстыдного терроризма (и потому называвшимся еще в древнее время правлением «тридцати тиранов»), снова приступили к устройству аттического государства. Успокоению умов способствовало то, что во время победы одна из трех партий была совершенно уничтожена. Она осудила сама себя тем, что под видом особенных государственных теорий в ней скрывалось самое низкое корыстолюбие и притом в полнейшей наготе, а нравственная негодность вождей партий ничем не уравновешивалась и не вознаграждалась. Ибо при самом безбожном произволе во внутренних делах они и во внешних делах не доставили государству ничего, кроме стыда, и даже в самые решительные минуты оказывались слабыми и недальновидными...

Афины и Спарта в эллинской культуре

В истории Эллады наибольшую роль сыграли, несомненно, два полиса — Афины и Спарта. Порою союзники (как во время войны с персами), чаще — соперники, доходящие в своем соперничестве до кровопролитной борьбы (Пелопоннесская война 431—404 годов до н.э.), борющиеся за гегемонию в Элладе, имеющие многочисленных «союзников», а на деле — полисы, зависимые от них (Афинский морской союз и Пелопоннесский союз соответственно), Спарта и Афины воплощали в себе два начала, без которых эллинская культура была бы неполной.

Афины: два города

На  щите Ахиллеса в  XVIII песне «Илиады» Гефест изображает два человеческих города – «оба прекрасных», уточняет поэт; один предается деятельности мирного времени, женитьбе и правосудию, другой бесстрашно выступает навстречу войне, бушующей у его ворот. На каком гербе мы отобразим эти два города, чьи контуры так любят – перебивая и как будто поворачиваясь друг к другу спиной – очерчивать историки и антропологи?

Представим себе классический город, город историков-классиков. Четко отделенный от того, что находится на его краях, и в значительной мере отрезанный от своих социальных – и по большей части религиозных – корней...

Афины при «тридцати тиранах»

Борьба между двумя главными городами Греции окончилась, и окончание ее произошло не вследствие их взаимного истощения и не в силу какого-либо договора, ограничившего могущество обеих сторон, но вследствие полной победы одной стороны и безусловного подчинения другой. Самые честолюбивые спартанцы в течение длинного ряда воинственных лет не могли бы вообразить себе, что победа их будет до такой степени блистательна; кроме того она была выиграна внезапно, без всяких трудов и опасностей и не стоила гражданам ни денежных жертв, ни кровопролития; она свалилась к победителям, как созревший плод.

Афины. Эпоха Ликурга

Наиболее характерной, бросающейся в глаза чертой истории Афин в те четырнадцать лет — от битвы при Херонее до смерти Ликурга в 324 г. — была многогранность политической деятельности при многочисленности граждан, политическая активность которых зафиксирована в источниках. Правда, благодаря большому числу сохранившихся речей и растущему количеству находимых надписей традиция здесь гораздо более обширна, чем для многих других периодов аттической истории, так что нельзя безоговорочно утверждать, будто политическая инициативность была в эти годы богаче, чем в другие, для которых имеется гораздо меньше материала...

Сила Афин после 480 года [до н. э.]. Фемистокл.

Персам пришлось отказаться от замысла подчинить себе европейских греков. Теперь ободрились и малоазийские греки; они не хотели больше платить дань персам. Они примкнули к афинянам, видя, что это – лучшие моряки в Греции.

Между афинянами и греками, жившими на островах и на восточном побережье Эгейского моря, составился союз. Союзники афинян ставили корабли, воинов или платили деньги; афиняне распоряжались общим флотом, войском и казной и не пускали персов к берегам Эгейского моря. Морская сила союза состояла из 300–400 кораблей.

Афины во главе союза

Первый Афинский морской союз. Пелопоннесскому союзу в V в. до н. э. противостояло другое военно-политическое объединение греческих полисов во главе с Афинами — первый Афинский морской союз. Афинский морской союз вырос из объединения греков, сплотивших свои силы для освобождения захваченных персами греческих городов Малой Азии и островов Эгейского моря. Но уже в конце греко-персидских войн Афинский морской союз перерос рамки военного союза и превратился в особое политическое объединение греческого мира с более широким кругом задач, своей социально-экономической и внешней политикой, сыгравшее большую роль в событиях V в. до н. э...

Афинская держава (архэ)

Делосская симмахия в силу объективных факторов превращалась в Афинскую державу (архэ). Большинство союзников не участвовало в поставке оснащённых кораблей. Это дело находилось в руках Афин. Союзники же должны были уплачивать определённые взносы — форос (дань). Таким путём руководство делами Делосской симмахии закономерно переходило к Афинам, из первого союзника превращавшимся в гегемона, диктовавшего свою волю союзу. По словам Фукидида, афиняне в своих распоряжениях и приказах уже не считались, как прежде, с тем, нравится это союзникам или нет, и не ставили себя в походе на один уровень с остальными. В случае же отказа союзников выполнять директивы Афин они без труда приводили членов союза к повиновению...

Страницы

Подписка на RSS - Афины