Дороги римские

Дороги римские

Дороги римские — искусственные наземные пути сообщения, не имевшие себе равных вплоть до XIX века. Широкомасштабное дорожное строительство впервые началось в Древнем Риме. Дороги римские имели главным образом стратегическое значение и строились для контроля завоеванных территорий. Первой в конце IV века до н. э. построили Аппиеву дорогу от Рима до Капуи длиной 220 км (via Appia). Она была одной из лучших, с покрытием из тесаного камня и шириной до 4,3 метра. В Италии дороги римские соединяли Рим с его колониями. Все 29 дорог римских, проходивших по Италии, оканчивались в Риме. Отсюда поговорка: «Все дороги ведут в Рим». Во всей империи была построена сеть из 372 больших дорог общей протяженностью около 80 тысяч км. Дороги римские строились обычно из камня или гравия, уложенных в известковом растворе. Толщина «дорожной одежды» из нескольких (до пяти) слоев достигала 1 метра. Вдоль мощеного полотна по обе стороны прокладывали грунтовый проселок для движения неподкованных животных. Дороги римские были оснащены мостами, виадуками и туннелями. Вдоль них были расположены почтовые станции, постоялые дворы и сторожевые посты, обеспечивавшие в частности функционирование государственной почтовой службы. После падения Рима дорожное строительство в Европе прекратилось вплоть до XIII века.

А. Л. Смышляев.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 6. М., 2018, с. 124.

Литература:

Chevallier R. Les voies romaines. Paris, 1972;

Corsi C. Le strutture di servi- zio del cursus publicus in Italia. Ricerche topografiche ed evidenze archeologiche. Oxford, 2000; Pekary T. Untersuchungen zu den romischen Reichsstrassen. Bonn, 1968.