Словенские земли в VII – VIII веках

Словенские земли в VII – VIII веках

При переселении южных славян предки современных словенцев заняли территорию, расположенную на крайнем северо-западе Балканского полуострова, а отчасти даже за его пределами. Они поселились в долине реки Сочи и верховье Савы, в восточно-альпийских областях, включая восточный Тироль, а также в Нижней Паннонии. Таким образом, возникло два ядра расселения словенцев: одно в алпийских землях — так называемая Карантания, или Хорутания (под именем хорутане словенцы известны в древнерусской летописи), другое — в низменных районах среднего Подунавья в Нижней Паннонии. Еще в ходе расселения на новой территории карантанские и паннонские славяне попали под власть аваров. Они не только платили аварам дань, но иногда должны были ходить вместе с ними в походы на византийские земли. Особенно сильной была зависимость славянских племен в Паннонии.

В 622—623 годы авары совершили большой поход против Византии. Во время этого похода началось восстание против аваров покоренных ими славянских племен — чехов, мораван, карантанцев. Во главе этого восстания стал Само — человек, о происхождении которого известно очень немного. По сведениям франкского хрониста, Само был франкским купцом, путешествовавшим по славянским землям. Некоторые историки полагают, что Само был славянином, долго жившим среди франков.

Неоднократные попытки аваров подавить восстание окончились полной неудачей, чему немало способствовало их поражение под Константинополем в 626 году. Славянские племена, возглавляемые Само, не только отразили наступление аваров, но и успешно воевали со своими западными соседями.

Так, в середине 20-х годов VII века карантанцы отбили нападение лангобардов, а затем совершили набег на баварские племена, жившие в районе верховьев Дравы. В 631 году франкский король Дагоберт предпринял крупный поход против чехов и мораван, но в решающей битве был разбит. Результатом этого явилось присоединение к славянским племенам, объединенным Само, также и племен лужицких сербов.

Таким образом образовалось одно из первых крупных политических объединений славян, просуществовавшее сравнительно длительное время. В него входили чехи, мораване, словаки, карантанцы, сербы-лужичане. Вопрос о характере этого объединения решается в современной 

[41]

исторической науке по-разному. Одни исследователи считают его союзом племен, другие — одним из первых славянских раннефеодальных государств. Несомненно лишь, что причиной его образования была не только внешняя угроза со стороны аваров и франков, но и само внутреннее развитие славян, среди которых уже начался процесс классообразования. Политическое объединение во главе с Само было непрочным. Повсюду сохранялись местные племенные князья, многие из которых усилились во время войн с аварами и франками. В частности, входившая в это объединение Карантания представляла по существу самостоятельную область, во главе которой около 630 года стоял князь Валук.

После смерти Само (658 год) возглавлявшееся им объединение более не упоминается в источниках. Оно оставило, однако, глубокий след в истории западных и южных славян. Существование его привело к освобождению словенских, чешских и моравских племен от власти аваров и на время приостановило продвижение германцев на восток, в области, заселенные славянами. Тем самым были созданы благоприятные условия для быстрого внутреннего развития славянских племен, входивших в его состав, в том числе и карантанцев.

Карантания, сохранив внутреннюю самостоятельность в составе возглавляемого Само объединения, вскоре после смерти Само стала самостоятельной и в течение нескольких столетий оставалась целостной политической единицей. Вплоть до начала XI века она включала в свои состав большинство земель, населенных словенцами. Ее ядро составляла территория в районе верховьев Дравы и Муры. К ней примыкали с востока и с юга области, которые во второй половине VII—VIII вв. несколько раз отходили от Карантании. Центром Карантании был Крнски град на Госпосветском поле.

На протяжении второй половины VII — первой половины VIII века карантанцы продолжали вести упорную борьбу с аварами, баварцами, лангобардами. Особенно ожесточенной была борьба с аварами, набеги которых на Карантанию резко усилились во второй четверти VIII в. Карантанские князья одни не могли сдержать их натиск и поэтому стали искать поддержки у своих западных соседей баварцев. Около 745 года во время одного из наиболее значительных набегов аваров карантанский князь Борут отдал себя и свою страну под покровительство баварского князя Одило. С этого времени Карантания потеряла независимость, продолжая, однако, существовать как автономное княжество, имевшее внутреннее самоуправление.

В течение этого периода произошел значительный сдвиг в общественном развитии карантанцев. К концу VIII века социальная дифференциация в Карантании зашла настолько далеко, что там уже наряду с сервами-военнопленными упоминаются сервы — несвободные люди из числа обедневших словенцев. Иногда в зависимом положении оказывались целые общины. Из богатых общинников формировалась словенская феодализирующаяся знать. Это были прежде всего князь и его окружение. Уже с середины VIII века отчетливо проявляется тенденция к превращению княжеской власти в наследственную: устанавливается обычай избрания князя из одной и той же семьи. После смерти Борута карантанским князем стал его сын Горазд, а затем его племянник Хотимир.

Привилегированную прослойку словенцев представляли собою уже известные нам косезы. Косезы сохраняли особое положение по сравнению с остальной массой сельского населения даже после полного подчинения словенских земель немецкими феодалами. Письменные источники свидетельствуют, что еще в XIII веке косезы были не только лично свободны, но и имели свой суд и право ношения оружия. Одна из важнейших привилегий косезов состояла в том, что только их представители имели право 

[42]

возведения князя на престол. Правда, выборы князя из среды карантанцев происходили лишь до начала IX века, когда произошло окончательное подчинение Карантании франкам. Но сама церемония избрания и возведения князя на престол сохранилась здесь до начала XV в. и применялась уже к немецким герцогам, правившим страной. Сохранение ее было уступкой завоевателей наиболее влиятельным слоям словенского населения.

 

Предметы карантанской культуры. VIII – века.

 

Позднейшие свидетельства рисуют яркую картину этой церемонии, позволяющую получить некоторое представление о древних обычаях караптанского раннефеодального общества. В XIII —XV веках обряд возведения немецкого герцога на княжеский престол в Карантии, включавшей бывшие карантанские земли, происходил следующим образом: в крестьянской одежде герцог приходил на Госпосветское поле к так называемому Княжьему камню. Одной рукой он вел быка, другой — кобылу. На Княжьем камне сидел старейший член семьи косезов, которая имела наследственное право возводить на престол нового князя. Перед тем как уступить место герцогу-князю, он задавал ему несколько вопросов на словенском языке. Потом получал от герцога 60 денариев, быка и кобылу и уступал ему свое место. Здесь же на Госпосветском поле, но уже на княжеском престоле герцог подтверждал присягой старые права и привилегии местной знати. В более ранние времена (в XI веке) герцог, кандидатура которого предлагалась германским государем, сначала утверждался выборными от косезов лицами, а потом уже совершался обряд на Госпосветском поле.

Одновременно с феодализацией среди словенцев постепенно начинает распространяться христианство. Попытки обратить карантанцев в христиан делались уже около 630 года, когда в Карантании выступал с проповедями утрехтский епископ Аманд. Он потерпел, однако, полную неудачу, поскольку в то время среди словенцев еще не сложился социальный слой, заинтересованный в принятии христианства. Весьма существенное значение имело и то обстоятельство, что новую религию несли представители германских племен, враждебных словенцам. Но во второй половине VIII века положение стало иным. Князь и формирующийся класс словенских феодалов, рассчитывая, что христианство укрепит их власть, поддержали деятельность зальцбургских миссионеров в Карантании. Со своей стороны, баварские феодалы тоже активно содействовали распространению христианства среди словенцев, поскольку оно должно было способствовать усилению их влияния в карантанских землях. Христианство в Карантании имело значительное количество сторонников не только среди феодализирующейся знати, но и среди зависимых от нее сервов, 

[43]

часть которых была словенцами, а другая — военнопленными (главным образом ранее принявшими христианство лицами романского происхождения). Для массы свободного словенского населения христианство несло не только рост феодальной эксплуатации, но и усиление чужеземного гнета. Поэтому словенские свободные общинники упорно сопротивлялись его распространению.

Деятельность христианских проповедников особенно широко развернулась при князе Хотимире, который принял христианство в Баварии, куда попал в качестве заложника еще в 745 году. После прихода к власти в 752 году Хотимир ввел особую подать в пользу Зальцбургского архиепископства. Вмешательство баварских феодалов и немецких священников во внутренние дела Карантании привело к взрыву недовольства среди словенских свободных общинников и части родоплеменных старейшин. Около 763 года вспыхнуло крупное восстание против немецких миссионеров. Оно было подавлено. Но вскоре после смерти Хотимира. приблизительно в 770 году, началось новое, еще более мощное выступление карантанцев. Как в первом, так и во втором восстаниях борьба против христианской церкви слилась с борьбой против иноземных поработителей. Все баварцы и христианские проповедники были изгнаны из Карантании. На короткое время словенцы опять приобрели независимость. Однако в 772 году баварцы при активной поддержке карантанского князя Вальтунка подавили восстание. После этого в Карантанию снова вернулись христианские проповедники. Их деятельность теперь протекала почти беспрепятственно, поскольку основные силы непокорных карантанцев были разгромлены. Успеху христианства содействовало и введение франками около 800 года вместо обычной десятины — налога в пользу церкви — «славянской десятины», несколько меньшей по размерам.

Победа христианства способствовала укреплению феодальных отношений в Карантании. В этом его прогрессивное значение. Но вместе с тем христианство, воспринятое словенцами от немцев но западному обряду; создавало условия для усиления иноземного порабощения словенцев. Этому содействовал и тот факт, что главные церковные центры, которым подчинялись словенские земли (Зальцбургское архиепископство и Аквиленский патриархат) находились за пределами словенской этнической территории.

В 803 году Карл Великий определил зоны их влияний. Область к северу от Дравы была передана Зальцбургу, а область к югу от Дравы — Аквилее. Зальцбургское архиепископство и зависимые от него епархии, находившиеся на немецкой территории, были связаны очень тесными узами с немецкими феодалами и уже в это время стали проводниками их политики в словенских землях.

Когда в 788 году баварцы были подчинены франками, вместе с ними в состав империи Карла Великого вошли и словенцы. Под властью франков Карантания продолжала сохранять автономию и имела своих князей (Вальтунку наследовали Прибислав, Семика, Стоймир, Этгар — как можно видеть, лица, в большинстве имевшие славянские имена). Однако с начала IX века немецкие феодалы стали чаще вмешиваться во внутренние дела карантанцев.

Особенно славился своим самоуправством фриульский маркграф Кадалох. Произвол немецких феодалов вызывал недовольство не только словенских общинников, но и феодализирующейся знати. Поэтому, когда против власти франков вспыхнуло восстание, во главе которого стал князь посавских славян Людевит, к нему в 819 году присоединились словенцы из Нижней Паннонии, из района верховья Савы и части Карантании. Во время крупного похода франков против повстанцев в 820 году Карантания была разгромлена. После этого она окончательно потеряла остатки

[44]

Княжеский престол на Госпосветском поле

 

независимости, управлять ею стали графы, назначаемые сначала франкскими, а затем германскими императорами. Большинство словенских феодалов было лишено своего привилегированного положения сразу же после разгрома восстания 819 года, а немногие оставшиеся постепенно сливались с немецкой феодальной верхушкой. Словенские земли с большой щедростью стали раздаваться немецким феодалам и церкви. Феодализация пошла ускоренным темпом. Уже в 822 году Фрейзингенская епархия получила земли на территории современной Карцнтии, а в 824 году император Людовик Благочестивый санкционировал получение Аквилейским патриархатом в дар от маркграфа Кадалоха и его наследника Вальдерика земельного владения с двадцатью крестьянами в Зильской долине. Это были одни из первых зафиксированных источниками феодальных пожалований на территории Словении.

Под властью франков находились также населенные словенцами земли к югу от Карантании (в долине Сочи, в западной части Истрии и верховьях Савы), разделенные в это время между маркграфствами Фриульским и Посавским (с середины IX века марка на Саве, будущая Краньская марка). В 843 году во время раздела Франкского государства Карантания вместе с Краньской маркой отошла к Восточнофранкскому королевству, а словенские земли во Фриульской марке и Истрии — к Италии.

Несколько иначе сложилась судьба словенцев в Нижней Паннонии. И самом конце VIII века она, освобожденная от власти аваров, разбитых окончательно Карлом Великим, также попала в зависимость от франков. К середине IX века Нижняя Паннония была в значительной степени колонизовала словенцами, население ее выросло, что создавало предпосылки для роста производительных сил, которому сопутствовало установление феодальных отношений. Нарождавшаяся феодальная зпать была в подавляющем большинстве славянской по происхождению. 

[45]

К этому времени значительно изменилась политическая обстановка в Центральной Европе. Ослабление Франкского государства облегчило создание славянской Великоморавской державы, объединившей в своем составе чешские, моравские и словацкие земли. В противовес этому восточнофранкский король Людовик Немецкий создал в Нижней Паннонии Блатенское кпяжество, поставив в 847 году во главе его своего союзника князя Прибину, изгнанного ранее великоморавским князем Моймиром из Нитранской области в Словакии. Прибина и в Нижней Паннонии оставался верным сторонником франков. При нем в Паннонии стало активно распространяться христианство по западному обряду, началась колонизация Паннонии немцами. Прибина принял участие в борьбе Людовика Немецкого против преемника Моймира великоморавского князя Ростислава, в ходе которой был убит. После смерти Прибины князем Нижней Паннонии стал его сын Коцел (861—874 годы), сначала придерживавшийся политики своего отца, но вскоре вступивший в сношения с Великой Моравией.

Изменение политической ориентации Коцела создало благоприятные условия для деятельности в Нижней Паннонии византийских миссионеров, братьев Константина-Кирилла  * и Мефодия. В 863 году они были присланы византийским императором по просьбе князя Ростислава в Великую Моравию. Кирилл и Мефодий должны были помочь Ростиславу создать славянскую христианскую церковь, которая могла бы стать верным помощником князя в борьбе против немецкой агрессии и ее наиболее рьяного проводника — Зальцбургского архиепископства. Деятельность Кирилла и Мефодия вызвала яростный отпор со стороны немецких миссионеров. Братья вынуждены были в 867 году отправиться из Моравии для утверждения своих полномочий к римскому папе. По дороге в Рим они побывали в Паннонии. Встреча с ними оказала большое влияние на князя Коцела. Согласно житию Кирилла, Коцел полюбил славянские книги п даже дал на обучение Кириллу и Мефодию 50 учеников.

В 869 году против немцев вспыхнуло восстание многих славянских племен от берегов Лабы до Карантании. В нем принял деятельное участие и Коцел.

В результате восстания Великая Моравия и Нижняя Паннония стали независимыми. Коцел и Ростислав добились от папской курии создания нового архиепископства, охватывающего Паннонию и Великую Моравию. Во главе этого архиепископства был поставлен Мефодий. В отличие от немецких христианских проповедников, служивших орудием порабощения славянских племен и чуждых славянской культуре, Мефодий вел богослужение на славянском языке.

Разрешая создание славянского архиепископства, папская курия рассчитывала, что ликвидация зависимости Паннонии от немецких епископов будет способствовать укреплению политического влияния Рима в этой части Центральной Европы. Между тем немецкие духовные и светские феодалы отнюдь не были намерены отказаться от своих притязаний на Великую Моравию и Нижнюю Паппонию. При этом они использовали внутренние осложнения, возникшие в Великоморавском государстве. В 870 году Ростислав был выдан немцам своим племянником Святополком. Вслед за тем немецкие священники заманили Мефодия на свой синод и бросили его в тюрьму. Коцел продолжал придерживаться прежней политики, но, лишившись поддержки Великоморавской держаны, не смог долго сопротивляться немцам. В 874 году Блатенское княжество снова, и на этот раз окончательно, потеряло свою независимость. Мефодий, возвратившийся в Паппонию в 873 году, и его ученики вскоре были изгнаны из 

_____

*  Константин умер в Риме, перед смертью принял пострижение под именем Кирилл.

[46]

страны, а богослужение на славянском языке запрещено. Распространение христианства в паннонских землях опять перешло в руки немецких проповедников.

Таким образом, к началу последней четверти IX века большинство населенных словенцами земель оказалось под властью немецких феодалов, господство которых над большею частью этой территории продолжалось более тысячи лет.

В конце IX века над паннонскими словенцами нависла новая угроза, связанная с появлением в Подунавье венгров — воинственных кочевников, державших в страхе всю Центральную Европу. Особенно пострадали от их нападений словенские племена. Венграм удалось подчинить всю Паннонию.

В середине X века дальнейшее наступление венгров было остановлено в битве под Аугсбургом. Они осели в среднем Подунавье на территории бывшей Паннонии. Тем самым южные славяне оказались отрезанными от западных славян землями, населенными венграми. Что касается жившего в Нижней Паннонии словенского населения, то спустя некоторое время оно было почти целиком мадьяризировано. С другой стороны, влияние материальной культуры и социальных отношений паннонских славян способствовало переходу венгров к земледелию и ускорило у них процесс феодализации.

Во второй половине X в., когда только что созданная на базе Восточнофранкского королевства Германская империя начала энергичное наступление на венгров, в нем приняли активное участие и карантанцы. В это время Карантания составляла одно герцогство вместе с Баварией. На землях, отвоеванных у венгров и захваченных в Италии, Германская империя создала несколько пограничных военно-административных областей — марок. В 976 году Карантания, превращенная императором в самостоятельное герцогство, была объединена с окружающими ее с востока и юга марками: Карантанской, Подравской, Савинской, Краньской, Истринской, Фриульской, а также Веронской. За исключением последней, во всех марках жили словенцы, составляя во многих из них подавляющее большинство населения. Так в составе Германской империи была создана крупная политическая единица — Великая Карантания, объединявшая почти вес населенные словенцами земли. Однако объединение это было непрочным. Уже в первой половине XI века Великая Карантания практически распалась на прежние составные части.

Таким образом, в словенских землях в XI веке начался период феодальной раздробленности.

В IX —XI веках ремесло еще не отделилось от земледелия, торговля была незначительной. Хотя в гордом деле и обработке железной руды был сделан известный шаг вперед, но и они развивались в качестве крестьянских промыслов. Зато в земледелии произошел важный сдвиг в связи с распространением трехполья. Рост населения и введение трехполья способствовали более широкому освоению словенцами новых земель, главным образом в долинах и по берегам рек.

В эти столетия в словенских землях окончательно утвердились феодальные отношения. Основной организацией для эксплуатации населения стала феодальная вотчина со значительной барской запашкой, отделенной от наделов крестьян или расположенной вперемежку с ними. Собственник земли, феодал, обладал в своих владениях иммунитетными правами. Его земли обрабатывались зависимыми крестьянами. Степень этой зависимости и формы эксплуатации были различны. Значительную прослойку сельского населения составлял и так называемые хланцы, часть из которых совсем не имела наделов и все время работала на барской земле, а часть владела небольшими участками и три дня в неделю выполняла барщину. Хланец-

[47]

кий надел был первоначально наиболее распространенным среди словенцев. Уже с X века в связи с внутренней колонизацией переселенцам стали даваться некоторые привилегии по сравнению со старожилами. В частности, вместо барщины они должны были платить оброк натурой. Так появилась категория «празников», которые были «празны» (т.е. свободны) от барщины. Празники могли передавать свой надел по наследству. Некоторые крестьяне сохраняли свою свободу, но число их уменьшалось с каждым годом. Наконец, продолжала существовать уже упоминавшаяся привилегированная прослойка косезов.

Церкви крестьяне платили десятину. В XI веке «славянская десятина» была заменена обычной. В этом же веке десятину ввели и на территории, подчиненной в церковном отношении Аквплейскому патриархату (к югу от Дравы).

Существенные изменения произошли к XII веку и в составе господствующего класса. Если значительную часть мелких землевладельцев еще долгое время составляли словенцы, то среди крупной знати уже в XII веке почти перестают встречаться словенские имена. Создание господствующего класса, чуждого по своей национальности основной массе словенского населения, явилось одним из главных последствий немецкого завоевания.

Другим не менее важным его результатом стала немецкая колонизация. Многие феодалы селили в своих владениях на словенской территории немецких крестьян-колонистов, главным образом из Баварии. Немецкая колонизация началась уже в IX веке и продолжалась в последующие столетия. В Каринтии немецкие колонисты заселили Целовецкую котловину, долину Крки и Лабодицы; в Штирии — Градецкую котловину и долину Мурицы.

Таким образом, в IX—XI веках в результате венгерского завоевания и немецкой колонизации резко сократилась территория, занятая словенцами. Оставшиеся земли, на которых уже господствовали феодальные отношения, были разделены между рядом самостоятельных феодальных владетелей.

[48]

Цитируется по изд.: История Югославии в двух томах. Том I. Под ред. Ю.В. Бромлея, И.С. Достян, В.Г. Карасева, С.А. Никитина. М., 1963, с. 41-48. 

Рубрика