Волга – путь (Феденко, 1946)

Волга – путь (Феденко, 1946)

Начало судоходного плавания по Волге теряется в незапамятной дали веков.

В древней Руси главными путями сообщения были реки. Летом по ним плыли торговые караваны и воинские отряды; зимой реки превращались в оживленные ледяные дороги.

Еще до завоевания Русью Казани и Астрахани волжское судоходство было тесно связано с другими бассейнами. Легкие суда древних руссов — небольшие лодки, управляемые веслами и парусами — легко перетаскивались из одной реки в другую при помощи лыж, катков и даже надставных колес.

С завоеванием Казани и Астрахани открылось свободное плавание по всей Волге до устья. Главным препятствием для судоходства были непрекращающиеся грабежи, набеги ушкуйников, казаков, беглых людей — всех тех, кто бежал и скрывался от ненавистного помещичье-царского режима.

Суда, плававшие в эту эпоху, были разнообразны по своим размерам, видам, названиям.

[23]

Большое судно называлось дощаником, меньшие суда — насада, струг, кладная лодка, ботник.

Технические условия плавания по Волге во времена царя Алексея Михайловича ярко и красочно описаны Адамом Олеарием, проехавшим в составе голштинского посольства от Нижнего-Новгорода до Астрахани на специально построенном большом судне «Фредерик», вооруженном «на всякий случай» пушками и снабженном специальной военной охраной. Описание путешествия Олеария — замечательный литературный памятник XVII века. Оно содержит ценный материал для изучения Волги той эпохи.

Путешествие Олеария было нелегким. Голштинцы плыли медленно. Так, в первом ж е плесе м еж ду Нижним и устьем Камы корабль их садился н а мель восемь раз. Тревожные известия о возможной встрече с «воровскими казаками» также замедляли путешествие, заставляя все время быть настороже. В Астрахань

[24]

голштинское посольство прибыло только через полтора месяца. Современный же пассажирский теплоход проходит это расстояние всего за пять суток. И неудивительно, что после окончания такого напряженного и трудного вояжа голштинская экспедиция, бросив якорь на астраханском рейде, радостно салютовала из всех своих пушек, чем немало удивила астраханцев, высыпавших на берег встречать знатных путешественников.

Суда того времени приводились в движение веслами, при попутном низовом ветре — парусами, вверх же по течению — лямкой, бурлаками. В тех местах, где по берегу нельзя было идти лямкой, пускали в работу завозные якоря. На небольшой лодке, называемой завозней, завозили вперед якорь и вытягивали канат на судно лямкой. Когда судно приближалось к заброшенному якорю, завозили другой, и т. д. Эту работу также выполняли бурлаки. На Волге была огромная, трехсоттысячная армия бурлаков. Труд

[25]

их был поистине каторжным. Самое крепкое здоровье губилось. Бурлак страдал не только от непосильного труда — налегание грудью на лямку почти всегда приводило к чахотке, — но и от непогоды, от продолжительных и сильных встречных ветров, от бурь. Перекаты 1, аварии судов вызывали остановки в пути; приходилось стаскивать барки с мели, ремонтировать повреждения.

Этот труд большей частью никем не оплачивался. Скудного заработка едва хватало на продовольствие в пути.

Выдь на Волгу, чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется,

То бурлаки идут бечевой.

(Некрасов.)

Этот стон до появления на Волге пароходов несся над всей рекой. Руками бурлаков создавались миллионные состояния капиталистов.

В 1815 году на Волге впервые появились коноводные машины, или коноводки. Лошади двигали ворот, наматывавший веревку от якоря; якорь завозился на лодке впереди судна и укреплялся на дне реки. В коноводных машинах помещалось значительное по тому времени количество груза — до восьмидесяти тысяч пудов. Коноводки изобрел талантливый нижегородский механик-самоучка И. П. Кулибин.

_____

1. Перекатом называется часть русла реки с подводными отмелями, затрудняющими судоходство.

[26]

Коноводки были прогрессивным явлением. В 40-х годах прошлого столетия конная тяга была заменена паровой. Появились кабестанные машины, приводимые в движение уже паровой машиной, посредством особо устроенного на палубе вертикального ворота, на который навертывался канат от завезенного вперед якоря. На коноводках эту работу делали лошади.

Кабестанные пароходы почти не увеличили скорости движения судов по сравнению с коноводками. В это время уже развивалось паровое судостроение. Начало ему было положено 11 августа 1807 года. В этот день на берегу реки Гудзон в Нью-Йорке собралось много народу посмотреть на пароход, который называли «огненным». Пароход этот был построен Робертом Фультоном и назывался «Клермонт». Вместимость его по тому времени была значительная — сто пятьдесят тонн.

Когда Фультон вышел на палубу парохода, готового к отплытию, он был встречен свистками и насмешливыми приветствиями. Но вот по данному им знаку машина была пущена в ход, и пароход двинулся против течения. Все были изумлены. Настроение собравшихся резко изменилось. Вместо свистков и насмешек раздались крики восторга.

[27]

Чем быстрее шел пароход, тем неистовее выражались изумление и восторг толпы. В первый рейс «Клермонт» прошел двести пятьдесят километров — от Нью-Йорка до Олбани. Но пароход еще долгое время пугал людей. Когда Фультон объявил, что «Клермонт» будет ходить два раза в неделю м еж ду Нью-Йорком и Олбани, то к назначенному дню опять собралась большая толпа, но не нашлось ни одного смельчака поехать. И лишь на обратном пути один пассажир решился проехать на пароходе. Особенный страх внушал «Клермонт» ночью, когда колеса его громко стучали по воде, а из трубы вырывалось пламя. Пароход казался нечистой силой.

Первый пароход появился на Волге в 1817 году. Через тридцать лет после этого на Волге было построено только шесть пароходов. Тысячи судов, плававших в то время на Волге, были все те же старинные расшивы, кабестаны, коноводки и другие суда самых разнообразных типов и конструкций.

Первые волжские пароходы были буксирные, тихоходные.

[28]

Свой путь они совершали медленно, много тратили времени на прием топлива — погрузку дров; по ночам они стояли на якорях.

«Отношение населения к новым судам было определенно отрицательное, а нередко и резко враждебное. Первым впечатлением в широких народных массах был темный и жуткий страх перед непонятным явлением и необъяснимой силой, двигавшей судами. Завидев «чортову расшиву», как окрестил народ первые пароходы, население разбегалось с улиц и пряталось во дворах и на гумнах». (И. Шубин, Волга.)

Одна из «запевок» волжских бурлаков характеризует это первоначально неприязненное отношение русского населения к пароходам:

Как на Волге на реке

Да кабестаны на песке

Стоят-пышут, словно дышат,

Горя нашего не слышат.

Много позднее, только во второй половине XIX столетия, появились пассажирские пароходы. Сначала они мало отличались от буксирных. С 60-х годов пассажирский флот Волги начал

[29]

быстро расти и совершенствоваться. Появились быстроходные двухэтажные пароходы американского типа, и среди них не имевший себе равных на Волге пароход «Фельдмаршал Суворов». Конкурирующие пароходства были настоящими волжскими Монтекки

и Капулетти 1. В целях привлечения пассажиров устраивались пароходные гонки, часто кончавшиеся авариями, иногда с человеческими жертвами.

В. Гиляровский в своей книге «Друзья и встречи» рассказывает об одной из таких гонок:

«В Ярославле мы втроем, своей компанией, сели на «Храброго». Это был тогда самый резвый «самолетский» 2 пароход на верхнем плесе. Почти одновременно с нами отвалил «Велизарий», и пошла гонка. Мы не уступали, и тот не сдавался. Все высыпали на палубу. Как всегда, начали биться об заклад. Два табачных фабриканта, Дунаев и Вахрамеев, заложили по тысяче. Дунаев держал за нашего «Храброго», а Вахрамеев за «Велизария». Весь пароход играл. Кто на деньги, кто на бутылку вина, кто на пару чая.

Я сам поставил красненькую за «Велизария» — уж очень он стал наседать, а потому я был уверен в своем выигрыше.

Подошли мы к Николо-Бабайкам. Вот вдали и монастырь показался.

«Велизарий» сильно приблизился. Можно было рассмотреть уже самого Тихомирова; то и дело он наклонялся к трубе, командуя в машинную.

И наш тоже то и дело кричал в кочегарку:

— Наддай! Наддай!

Все ближе и ближе подходил «Велизарий». Того гляди, первым прибудет к пристани. Публика замерла.

Вдруг... Жутко вспомнить... Страшный взрыв».

И далее он описывает такую страшную картину:

«Середина парохода вся взлетела на воздух с капитанским мостиком. С носа и кормы народ начал бросаться в воду. Тонули. Мы спустили лодку для спасения утопающих. С берега явились на помощь рыбацкие лодки...

После я узнал, что на монастырском кладбище было похоронено около пятидесяти человек во главе с виновником общей и своей собственной гибели, командиром «Велизария».

_______

1. Монтекки и Капулетти — фамилии двух знатных семей города Вероны, вражда которых легла в основу драмы В. Шекспира «Ромео и Джульетта». В переносном смысле — враждующие стороны.

2. «Самолет» — одно из крупных дореволюционных пароходных обществ на Волге.

[30]

Национализация флота, положившая конец частным пароходствам, нездоровой конкуренции, прекратила и пароходные гонки, вызванные погоней за пассажирами и грузом, чем уничтожила одну из причин аварий судов на Волге.

Буксирный флот постепенно начал вытеснять тяжелый труд бурлаков.

Теперь, где берегом реки

Тянули барки бурлаки

И проливали тяжкий пот,

Могучий волжский пароход

Их много тащит за собой,

Играя пенистой волной

И рассыпая колесом

Струи, как жемчуг с серебром.

(С. Дрожжин. Бурлаки.)

Бурлачество исчезло. Но не исчез тяжелый труд волгаря. По-прежнему на Волгу из сел и деревень тянулся крестьянский люд. Предпринимателей — купцов, пароходчиков — влекла на Волгу нажива; крестьян, рабочих, батраков, сплавщиков — безысходная нужда. Накоплялись богатства, накоплялось народное горе. С развитием пароходства на Волге появился новый труженик — грузчик.

«Занятие грузчика требует большого расчета в управлении не

[31]

только мускулами, но и всем организмом. Неопытный берет на силу, но сила играет роль только в «мертвый момент» действия на человека груза, основная же задача заключается в построении из ног, спины и шеи таких осевых взаимоотношений, которые бы давали телу не статический упор, как колонна, например, а спирально-вращательное движение, как бы высвобождающее от груза организм. Отсюда и условие: чтобы ни один сустав не хрустнул к моменту принятия тяжести... Согнутый грузчик, опершись нетвердо на ноги, принимает на себя ношу, слегка пошатываясь; к моменту выпрямления это движение увеличивается, но приобретает другой характер: это уже движение не отдельных осей, а движение скоординированное и высвобождающее из-под груза, движение полета. Когда грузчик пошел, ноша будет доставлена куда следует. Момент первого шага решает все. Мне пришлось быть очевидцем двух смертей. Это случилось с опытными работниками. Груз был в обоих случаях до 12— 14 пудов, вес солидный, но не рекордный, так что особенно выдающегося в переноске ничего не было. Первый поднялся с ношей по сходням — была погрузка баржи, — дошел до места и свалил тюк. Выпрямившись, побледнел и штопором опустился на елани. Вытянулся, изо рта показалась кровь, и покуда искали ведро воды, грузчик был мертв.

— Эк ты, миленок, с левой руки осек сделал! — нежно сказал над умершим его товарищ, снимая шапку.

Второй принял груз, сделал один только шаг, потом каким-то вырывающимся движением сбросил ношу, взметнул руки кверху, как на гимнастике, и хлопнулся навзничь. Только один слабый стон, и... смерть. Это был осклиз: резкая до срыва сдвижка одного позвонка на другой.

Эти два классических примера профессиональной смерти наглядно показывают причину, их вызвавшую. И в том и в другом случае было сорвано движение полета; «летности потеряли», говорят в таких несчастьях». (К. С. Петров-Водкин, Хлыновск, II глава.)

Грыжа, опускание желудка, срыв почек были обычными профессиональными болезнями грузчика, который к сорока годам делался полным инвалидом.

После Октябрьской революции на помощь грузчикам пришли портовые краны, ленточные транспортеры.

Механизация пристаней и судов освободила тысячи тружеников от тяжелого и неблагодарного труда. Теперь они могут служить родной реке шкиперами, штурманами, диспетчерами, управлять транспортерами и кранами.

Если Волга была довольно оживленным водным путем даже в прошлом столетии, то ее притоки — боковые реки — были

[32]

[ИЛЛЮСТРАЦИЯ]

[33]

пустынны. Редко заходили туда пароходы. Кругом были глухие места.

В. И. Немирович-Данченко, совершавший в 80-х годах поездку по Волге и Каме, передает такой рассказ капитана.

«Шел маленький пароходишко какого-то пермского купца, вроде волжских забежек, ладонью прикрыть можно, а через Каму в это время медведь переплывал. Стали на него кричать пассажиры, свистать, он и обиделся. Подплыл к пароходишку, да и уцепился за него. Грузная шельма такая, за какой борт ухватился, туда и кренит, так что уж е не до смеху стало. У одного пассажира монтекристо был с собой — давай расстреливать зверя, а тот и не чешется: пулька маленькая, что ем у делается. Давал капитан полный ход — не сбил мишку. Стали его топором рубить, лапу повредили — отстал... Вышел на берег и давай себе лапу зализывать...»

С начала XX века появились на Волге теплоходы 1, завоевавшие всеобщее признание.

Волжские теплоходы — непревзойденные образцы судостроительной техники. Они строились руками самих волгарей, которых родная река учила управлять пароходами, плавать, заставляла думать над устройством шлюзов, мостов, судов, двигателей. Из этой природной школы вышла целая плеяда волжских судостроителей, начиная от механика-самоучки Кулибина.

Летят самолеты, бегут скоростные поезда, несутся автомобили по нашей необъятной стране, но великая русская река — по-прежнему величайшая водная магистраль, большая дорога нашей страны.

Двухэтажные теплоходы мощностью в 1200 индикаторных сил 2 плавно идут по волжским водам, мощные буксиры вверх ведут караваны гигантских нефтеналивных барж; вниз плывут огромные плоты верхневолжских, унженских, ветлужских и камских лесных хозяйств.

Соль, хлеб, рыба, хлопок, овощи, фрукты, цемент, минеральные и строительные материалы в огромном количестве переправляются по Волге.

Волга занимает первое место в Союзе по водным перевозкам. По ней идет около половины всех грузов, перевозимых по воде. Грузооборот увеличивается с каждым, годом. В связи с этим возник проект Большой Волги.

______

1. Теплоходы — суда с тепловыми двигателями внутреннего сгорания, дающие экономию топлива по сравнению с пароходами на 60—80 процентов.

2. Индикаторная сила — единица измерения работы пара в двигателях; равна 75 килограммометрам в секунду. Число индикаторных сил определяет силу паровой машины.

[34]

Большая Волга — это новая Волга, водное хозяйство которой коренным образом будет переустроено. Водный путь Москва— Рыбинск—Горький—Астрахань, по проекту, должен иметь глубину не менее 2,6 метра. Старая Мариинская система, связывающая Волгу с Балтикой, будет также усовершенствована.

Уже закончено строительство Угличского и Рыбинского гидроузлов, входящих в состав гидротехнических сооружений великого сталинского плана переустройства Волжского бассейна.

Строительство же величайшего в мире сооружения — двух куйбышевских гидростанций общей мощностью до 3,5 миллиона киловатт — обеспечит орошение засушливых районов Заволжья.

В царской России рабочие и крестьяне — «бродячая Русь» — знали лишь передвижение в поисках работы, куска хлеба да переходы из тюрьмы в тюрьму, в ссылку. В Волжском бассейне существовали даже специальные арестантские пароходы. Имея особое расписание, они перевозили только арестованных и ссыльных поселенцев, направляемых как в «отдаленнейшие» места России, так и «в места не столь отдаленные».

При советской власти на Волгу приезжают отдыхать люди разнообразных профессий.

В путешествиях по Волге можно не только укрепить здоровье, набрать сил и энергии, прекрасно отдохнуть, но и познакомиться с увлекательными страницами географии СССР.

На волжском пароходе вы познакомитесь с судоводителем. Берега родной реки для него первая естественная обсерватория. Днем он различает глазом, а ночью слухом такие явления, которые для других незаметны.

«— Эка Волга пустынная теперь какая! Что значит ярмарка далеко — ни одного судна не видать, — замечаю я как-то.

— Как не видать! Вон колчинский пароход бежит да три баржи за ним, а позади еще и самолетский попыхивает.

Всматриваюсь и прихожу к убеждению, что Терентий (лоцман) просто-напросто мистифицирует. Волга чиста, ни клубка дыма на ней, ни черточки какого-нибудь судна: ничего нет, — уверенно подтверждаю я. Еще бы не подтверждать, когда прозрачно-синий горизонт так ясен!

— Да вон... Чего вы, гляньте.

Спустя минут пять действительно вдали замерещилось что-то, точно запятая, приближающаяся к нам хвостом вверх. Это и оказывается колчинским пароходом со струей черного дыма, выбрасываемой им, а потом «самолетский» пароход показывается в виде второй запятой на прозрачном небосклоне. Подбежал ближе колчинский пароход; действительно, три баржи за ним тянутся, повеивая в воздухе красными флажками, стройно рисуясь на сине-

[35]

ве Волги. Только разведешь руками. Не только человек различил вдали пароход, но и разобрал его приметы, сказал, кому он принадлежит. Зоркость необычайная и для меня во всяком случае непонятная». (Немирович-Данченко, Кама и Урал.)

Рука волгаря, от поворота которой иногда зависят благополучие судна, жизнь сотен людей, действует не менее точно, чем у художника, хирурга или дирижера. Как все это пригодилось на фронтах Отечественной войны, под родным Сталинградом, на Украине, в Германии! Там, вдали от родины, не раз вспоминали с благодарностью наши герои-бойцы родную Волгу, научившую их жить и бороться.

Во время Отечественной войны железнодорожный транспорт передал часть своих внутренних перевозок волжским пароходствам, и они прекрасно справились с этой работой.

Волжские транспортные работники не прерывали своей деятельности и тогда, когда озверелые фашистские ассы бомбили волжские караваны, пассажирские суда, дебаркадеры, пристанские склады, транспортеры, портовые краны. Страна по заслугам оценила героическую работу волгарей. Многие из них получили высокие правительственные награды.

[36]

Цитируется по изд.: Феденко И.И. Волга – великая русская река. М.-Л., 1946, с. 23-36.

Рубрика