Осака (Масе, 2013)

Осака (Масе, 2013)

ОСАКА. На берегах внутреннего моря, вблизи провинции Ямато, издревле существовали порты, которые позволяли обеспечивать политический центр древней Японии. Многие государи строили дворцы в Нанива, в современном квартале Нанба Осака. Нанива сохранит положение порта столицы и после ее перенесения в Хэйан, нынешний Киото.

В течение всего Средневековья жилые кварталы развивались в устье рек Едо, Ямато и Хирано вблизи большого монастыря Ситэнно-дзи и храма Сумиёси. В «период воюющих провинций» в том же регионе можно было наблюдать процветание Сакаи, города торговцев, которые сумели создать независимую общность, не примкнувшую ни к одному из противоборствующих княжеств. Этот город торговал не только с портами внутреннего моря, но и с Китаем, а затем с европейцами. Это был один из самых крупных центров производства огнестрельного оружия. Великие военачальники, объединившие Японию в конце XVI века, не могли примириться с существованием подобных самостоятельных территорий. В конце концов Сакаи попадает под контроль Оды Нобунаги.

Несколько севернее возникла еще одна самостоятельная общность — адептов школы Чистой земли, Дзёдо синсю. Хонгандзи в Исияма стал центром школы после того, как в 1532 году их изгнали из Ямасина и был разрушен храм. Именно вокруг этого монастыря-крепости и стало развиваться поселение, получившее название Осака. Хорошие отношения Хонгандзи с двором Киото позволили ему получить привилегии и благодаря этому привлечь ремесленников и торговцев. Но в 1580 году монастырь-крепость, изолированный от других объединений Синсю, был уничтожен пожаром.

Тоётоми Хидэёси, понимая значимость района Осаки для войны и торговли, решил построить там самый большой из своих замков. Способствуя развитию призамкового города, он переселил часть жителей Сакаи.

В 1600 году битва при Сэкигахаре позволила Токугава Иэясу взять власть, но клан Тоётоми оставался хозяином замка Осака и богатств города. Пришлось ждать 1615 года, провести две кампании, чтобы замок пал, и все семейство Тоётоми было истреблено. Замок был стерт с лица земли, а город сильно разрушен.

Начиная с 1619 года Хидэтада, второй сёгун, решил, что отныне город Осака должен находиться под прямым управлением бакуфу. Он также повелел восстановить замок на месте замка Тоётоми Хидэёси, но только сделать его больше и великолепнее. Для этого он обложил особой повинностью даймё, обязав привезти огромные камни для насыпи. Как всегда, замок должен был выполнять две задачи: осуществлять военный контроль над западной Японией и демонстрировать могущество и власть клана Токугава.

Сооружение замка превратилось в огромную стройку, которая собрала в Осаке великое множество рабочих и ремесленников, которых надо было кормить. Тогда население города достигло 400 000 жителей, численность, соответствующая лишь середине XVIII века. Так родилось еще одно название Осаки — «кухня Японии».

Замок Осаки не играл больше значительной роли в городе. На плане 1657 года доминирует скрупулезно изображенный замок в верхней части, ориентированной на восток. По плану же 1759 года, ориентированном на север, замок изображается в верхней части пустым участком. К тому же гарнизон замка был весьма небольшим. Да и власть города была совсем в другом, в торговле и ремесле. Воспользовавшись длительным опытом Сакаи и выгодным географическим положением на дорогах и морских путях между западными провинциями, Эдо и Киото, торговцы Осаки превратили свой город в крупнейший торговый центр Японии XVII века. Даже когда во второй половине эпохи Эдо перехватил первенство, торговый капитал Осаки оставался весьма могущественным.

В Осаке, построенной в устье трех рек, в XVI веке была создана разветвленная система каналов, которые обеспечивали перевозку тяжелых грузов, в первую очередь риса. В 1619 году в городе был 1031 корабль, способный перевезти 10 коку груза, и 1592 транспортные лодки, увани. Осака была городом на воде, мидзу-но тоси.

Сердцем торгового города были три больших рынка: рынок фруктов и овощей около моста Тэм-Ма, рыбный рынок Ками Уоя-мати и рисовый рынок на севере реки Додзима.

Одной из составляющих процветания города была торговля рисом, который доставляли в форме налога из западных владений. Нуждающиеся в деньгах даймё построили склады на острове Нака-но сима. В 1840 году там насчитывалось 125 складов. Они поручали реализацию риса посредникам, которые, в конечном счете, становились их банкирами. В начале XVIII века каждый год в город доставлялось 1,4 миллиона «актриса. Среди курамото, управляющих складами, можно увидеть представителей богатых торговых семей Осаки — Ёдоя, Масуя, Коноикэ, они распоряжались рисом, поступавшим из четырех владений.

Рис был эквивалентом обмена, поэтому неудивительно, что крупные торговцы являлись одновременно менялами и в результате становились банкирами.

Из западных владений поступали и другие товары — индиго с Сикоку, сахар из Амами (благодаря посредничеству владения Сацума), а также бумага, воск и т.д.

Не довольствуясь положением лишь рыночной площади, Осака, вместе с близлежащими ремесленными центрами, становится крупным центром производства. Открытие способа отжима масла из семян хлопчатника позволило наладить производство лампового масла. Затем этот же способ обработки семян стали использовать для рапса, культуры, высаживаемой на рисовых полях после сбора весеннего урожая.

Осака также была центром очистки меди, которая стала основным предметом экспорта после запрета на использование золота и серебра при расчетах в конце XVII века. Можно предположить, что в конце XVII века в медном производстве работало более десяти тысяч человек. Объединение пяти торговцев Осаки сумело получить монополию на продажу меди европейцам в Нагасаки.

Другие торговцы сумели взять под контроль ввоз лекарственных средств из Китая и Юго-Восточной Азии. В дальнейшем квартал аптекарей станет одним из центров фармацевтической индустрии современной Японии.

Обработка кожи, начиная с 1620 года, также была сосредоточена в определенном квартале, Ватанабэ. Ремесленники, занимавшиеся выделкой кожи и меха, эта, подвергались суровой дискриминации, однако они пользовались покровительством городской администрации, а их производство составляло неотъемлемую часть экономики города. Работая главным образом на сословие самураев, которое очень нуждалось в кожевенных товарах, эта Осаки жили относительно благополучно.

Таблица двенадцати основных продуктов, ввезенных в Осаку и вывезенных из нее в 1714 году

 

 

Ввоз

 

 

Рис

40 814 серебряных каммэ

Рапсовое семя

28 049

Строевой лес

25 751

Сушеные сардины

17 760

Одежда из некрашеного хлопка

15 750

Бумага

14 464

Железо

11 804

Дрова

9125

Медь

7171

Необработанный хлопок

6705

Табак

6496

Сахар

5614

 

 

Вывоз

 

 

Рапсовое масло

26 005

Одежда из хлопка, окрашенного в полоску

7066

Медь на экспорт

6588

Одежда из некрашеного хлопка

6265

Хлопковое масло

6116

Разные (случайные) товары

4045

Хлопчатобумажные нити

4299

Соевый соус

3899

Изделия из железа

3750

Жмых

3267

Лаковые изделия

2840

Предметы повседневного спроса

2838

 

 

 

Может удивить присутствие и необходимость сушеных сардин. Их продавали крестьянам района Осаки на удобрения.

Осака была также городом, где зародилась городская культура эпохи Эдо. Она дала миру несколько великих имен. Тикамацу Мондзаэмон писал пьесы для театра кукол, известного под названием Бунраку. Также следует упомянуть Ихара Сайкаку, торговца, поэта в стиле хайкай и писателя, или еще Уэда Акинари, торговца маслом, врача и писателя, творившего в конце XVIII и в начале XIX века.

Торговцы Осаки, проявив инициативу, создали школу, подобную той, которая была в бакуфу и частных владениях для детей самураев. Основанная в 1726 году, Кайтокудо до конца эпохи Эдо была важным очагом просвещения, где преподавали не только китайскую конфуцианскую классику, но и более практические дисциплины.

Масе, Ф. и М. Япония эпохи Эдо / Франсуа и Миеко Масе. – М., 2013, с. 65-71.

Рубрика