США в 30-е годы XX века: противоречия с Германией и Японией

США в 30-е годы XX века: противоречия с Германией и Японией

Созданная после первой мировой войны Версальско-Вашингтонская империалистическая система переустройства мира обладала органическими пороками и уже в момент рождения носила в себе, по образному выражению В. И. Ленина, зародыш новой войны. Коренные противоречия, раздиравшие капиталистический мир в целом и свойственные, в частности, американо-германским и американо-японским отношениям, отнюдь не были урегулированы. Они подверглись лишь временному, частичному смягчению. Непрочность и относительность этого смягчения обнаружилась уже в связи с мировым экономическим кризисом 1929—1933 годов и становилась все более очевидной в последующие годы, несмотря на попытки буржуазных политиков преодолеть кризис за счет и на базе антисоветской мюнхенской политики.

Развертывающаяся за пределами США экономическая экспансия фашистских государств была направлена против традиционных американских сфер влияния точно так же, как и против английских и французских. Это в еще большей степени способствовало обострению противоречий между США, Германией и Японией, ибо перед лицом своих германо-японских партнеров и соперников американские монополии менее всего выступали в качестве пассивно обороняющейся стороны. «Америка,— указывал В. И. Ленин,— помириться с другими странами не может, потому что между ними глубочайшая экономическая рознь, потому что Америка богаче других» 1

_______

1. В. И. Ленин, Соч., т. 31, стр. 420.

[56]

Американо-германские противоречия на мировых рынках имеют свою историю и обусловливаются различием коренных принципов внешней торговли. Основным принципом внешней торговли США в 20-е и 30-е годы был принцип «равенства», борьбы против различных форм дискриминации (торговые барьеры, запретительные тарифы, имперские преференции) на международных рынках. Осуществление этого принципа, имея в виду тот факт, что американская промышленность обладала наибольшей конкурентоспособностью, позволяло Соединенным Штатам полностью использовать свое экономическое преимущество в борьбе за мировые рынки. Придавая большое значение этому принципу и призывая все государства последовать примеру США, американский конгресс еще в 1934 г. принял «Программу взаимных торговых соглашений», направленную на снижение тарифов и отмену торговых ограничений во внешней торговле других капиталистических стран.

Свободный доступ всем нациям к рынкам сбыта и источникам сырья на «равных основаниях» — основное условие этой программы. На его обеспечение и была направлена вся внешнеторговая политика США. К 1941 г. США на основе «равноправия» добились заключения торговых соглашений с 26 государствами 1.

Что касается Германии, то основным принципом ее внешней торговли являлось создание замкнутых экономических блоков, фактически изолированных от международной торговли в целом и призванных — под главенством Германии — удовлетворять ее нужды, введение метода клиринговых расчетов, закреплявших зависимость стран — участниц этих блоков от Германии. Сюда же следует отнести и непрерывные территориальные захваты, в еще большей степени, чем осуществление внешнеторговой агрессии, расширявшие и «скреплявшие» эти экономические блоки.

Все это вызывало дискриминацию со стороны Германии в отношении американских товаров. «Американские фирмы,— пишет исследователь Миллер, характеризуя дискриминационную торговую политику Германии по отношению к США,— осуществлявшие торговлю с фашистскими правительствами, были вынуждены 

________

1.  В. Mitchell, Depression Decade. From New Era to New Deal, New York, 1947, p. 359.

[57]

перевозить свои товары на германских судах, иметь дело лишь с германскими страховыми компаниями, заключать контракты лишь по германским законам в германских учреждениях» 1.

Подобная практика непрерывно расширялась по мере развития германской экспансии, завоевания ею новых рынков и сфер влияния и наносила серьезные потери американским экспортерам и импортерам. При этом германская сторона в сделках с США неизменно требовала, чтобы цены на ввозимые в Германию товары занижались в сравнении с ценами на вывозимые товары из нее. В американо-германской торговой практике часто встречались случаи, когда американской стороне приходилось брать в обмен на экспортируемые товары в 2, 3 и 5 раз больше германских товаров, причем зачастую совершенно ненужных. Так, одна американская машиностроительная фирма «в обмен на тяжелый механический пресс была вынуждена принять 200 тыс. канареек, американские кинокомпании в обмен за свою продукцию — бегемота, а нефтяные тресты за горючее — 8 млн. губных гармошек 2 и т. д.

Вследствие острой конкурентной борьбы и применяемых Германией методов объем американо-германской торговли неуклонно уменьшался на протяжении предвоенного десятилетия, о чем говорят следующие данные:

Американо-германская торговля  3

(в млн. долл.)

 

Экспорт США в Германию

Импорт США из Германии

 

 

 

1929 г.

401 693

254 688

1933 »

137937  

78 185

1938 »   

104 269

64 550

 

 

 

 

Внешнеторговая экспансия Германии уже к 1938 г. привела не только к чувствительным для США поте- 

_______

1. D. Miller, You can't do business with Hitler, New York, 1941, p. 64.

2. См. Ю. M. Мельников, США и гитлеровская Германия 1933—1939 гг., стр. 71.

3. Там же, стр. 140.

[58]

рям на германском рынке, но и вызвала ослабление позиций США на рынках многих других стран.

К концу 30-х годов во внешнеторговой борьбе американского и германского монополистического капитала возникли новые явления: германские экспортеры начали теснить своих американских конкурентов на «заповедном поле» последних — в Латинской Америке, где экономические позиции США были особенно сильны. Опасения американских монополий были высказаны осенью 1938 г. Бернардом Барухом — миллионером и авторитетным финансовым экспертом правительства США. «Гитлер требует сырья и рынков для своих промышленных товаров,— констатировал Барух.— Где он может получить их? В Европе? Едва ли. В Африке? Она уже вся разобрана Англией, Францией и Италией. На Востоке? Там господствует Япония. Единственным районом, куда Гитлер может повернуть, является Южная Америка» 1.

Об остроте и напряженности американо-германской борьбы за Латинскую Америку можно судить по следующим фактам, относящимся к 1938—1939 гг.

В области ввоза товаров в Латинскую Америку доля США выросла к 1938 г. лишь в трех из 19 стран: в Колумбии — на 5,3%, в Венесуэле — на 3,7%, в Коста-Рике— на 1,1% (по сравнению с 1929 г.). В шестнадцати же странах доля США упала, причем размеры этого падения колебались между минус 2,9% в Никарагуа и минус 18,1% в Уругвае. Показательным является также соотношение между Германией, Японией и США в импорте следующих наиболее крупных стран Латинской Америки 2 (по сравнению с 1929 г.).

Страны

Германия

Япония

США

 

 

 

 

Мексика

+10,8

+1,4

—11,4

Чили

+10,3

+1,7

—4,5

Аргентина

—1,4

+2,6

—8,8

Бразилия

+12,3

+1,1

—5,9

 

 

 

 

 

______________

1. Ю. М. Мельников, США и гитлеровская Германия. 1933— 1939 гг., стр. 304.

2. См. А. Клод, Куда идет американский империализм, стр. 108.

[59]

Лишь за 1938 г. вывоз из США в страны Латинской Америки упал на 14,4%, а ввоз из Латинской Америки в США — на 32% по сравнению с 1937 г. В Гватемале и Сальвадоре вывоз из Германии вырос за этот же период в 2 раза. XU всего импорта Чили, Бразилии, Перу, Эквадора, Никарагуа, Коста-Рики поступала из Германии в 1939 г. В Чили, например, Германия продавала товаров в 2 раза больше, чем Англия, и столько же, сколько США. Бразилия к 1939 г. закупала в Германии свыше 25% всего импорта, а в США—23% 1.

Что касается Японии, то ее коммерческие успехи в Латинской Америке журнал американской академии политических и социальных наук назвал «подлинно выдающимися». Панама, Гондурас, Доминиканская республика и Парагвай получали из Японии свыше 14% своего импорта. В Панаме «и Гондурасе, отмечает журнал, позиции Японии прочнее, чем США. За семь лет — 1931—1938 — японский экспорт в Гондурас вырос с 40 тыс. до 1 500 тыс. долл., т. е. почти в 40 раз. В импорте Панамы Япония к 1939 г. оказалась на втором месте. Ее вывоз в Панаму вырос с 1931 г. в 10 раз, а в Доминиканскую республику — в 15 раз 2.

У правящих кругов США было тем больше оснований беспокоиться за прочность своих латиноамериканских позиций, что германо-японская угроза над ними была не только экономической. В США «испытывают страх, что торговая экспансия Германии в Латинской Америке есть лишь часть ее плана установления над этим районом своего политического господства» 3,— не без основания писал в 1939 г. влиятельный американский буржуазный журнал «Форин афферс».

В большинстве латиноамериканских стран Германия и Япония имели тщательно замаскированное и широко разветвленное подполье, связанное и с франкистской агентурой. Важную роль в германских планах играли колонии немецких поселенцев в странах Латинской Америки, составлявшие опору этого подполья. С 1890 г. до начала второй мировой войны из Германии в Латин-

___________

1. «Annals of the American Academy of Political and Social Science», July 1939, p. 1, 2 (далее: «Annals of the American Academy...»).

2. «Annals of the American Academy...», July 1939, p. 2—3.

3. «Foreign Affairs» № 2, January 1939, p. 380.

[60]

скую Америку эмигрировало до 12 млн. немцев 1. Число лишь наиболее крупных фашистских организаций здесь составляло около 3 тыс. 2 В Аргентине в этих организациях состояло свыше 30 тыс. человек, в Бразилии — 200—300 тыс. 3 Помимо этого, в Аргентине, Бразилии и Уругвае проживало около 3 млн. итальянцев, в значительном большинстве своем бывших членами фашистских организаций, а в Бразилии, Парагвае, Боливии — свыше 400 тыс. японцев 4.

Показательно, что еще в 1939 г. в Южной Бразилии члены немецких фашистских организаций открыто демонстрировали с плакатами: «Наша страна—это часть великой Германии» 5. В ряде других латиноамериканских стран по мере приближения второй мировой войны фашистское движение приобретало все более широкий размах.

Одновременно напряженная экономическая война развернулась на другом конце земного шара — на Дальнем Востоке. На страны, находившиеся в непосредственной близости от районов «активности» Японии, падало 3/4 американского импорта олова,  9/10—каучука, 2/5 — марганца 6. Торговля США с дальневосточными странами в 2 раза превышала стоимость всей их латиноамериканской торговли 7, а инвестиции составляли сумму в 1 163 млн. долл. 8.

На протяжении 1935—1939 гг. и в последующие годы Японии удалось значительно потеснить США. Так, доля США в китайском импорте, составлявшая в 1932 г. 25,3%, понизилась к 1939 г. до 16,9%, тогда как доля Японии выросла за этот период с 14,2 до 23,7% 9.

Япония широко также использовала в своих подвластных районах внеэкономические методы борьбы с конкуренцией США: к 1939 г., например, зарегистрировано 

_____________

1. Ch. Wilson, Challenge and Opportunity in Central America, London, 1942, p. 271.

2. «Внешняя торговля» № 3, 1947 г., стр. 2.

3. G. Garland, War and the Americas, New York, 1941, p. 70.

4. «Коммунистический Интернационал» № 5, 1939 г., стр. 53.

5. D. Moore, History of the Latin America, New York, 1943, p 723.

6. «Внешняя торговля» № 1, 1941 г., стр. 26.

7. S. Quigley, The Far Eastern War 1937—1941, Boston, 1943, p. 195.

8. «Мировое хозяйство и мировая политика» № 5, 1939 г., стр. 57.

9. А. Клод, Куда идет американский империализм, стр. 107.

[61]

свыше 600 случаев дискриминации американских товаров на захваченной японцами территории Китая 1.

Дешевый труд и высокая степень эксплуатации рабочих в японской промышленности обусловили и дешевые, демпинговые цены японского экспорта. Японский автомобиль, к примеру, стоил на мировом рынке на 300 долл. дешевле, чем американский, велосипед — на 5 долл., пишущая машинка — на 12 долл. и т. д. В итоге указанные категории товаров продавались японскими торговцами в среднем на 1/3 дешевле, чем их американскими коллегами. Не случайно 60 государств вынуждены были ограничить — в целях охраны собственной промышленности— продажу у себя многих японских товаров  2.

Все это вызывало беспокойство и тревогу у правящих кругов США, вынуждало подчас правительство выступать с определенными антияпонскими демаршами. Так, в июне 1939 г. государственный секретарь США Хэлл в депеше американскому поверенному в делах в Японии Думэну отмечал, что «сообщения о неуважении Японией прав США в Китае вызвали всеобщее недовольство американской общественности» 3.

В августе 1939 г. «Нью-Йорк тайме» многозначительно сообщала о «готовности США предпринять меры настолько значительные, насколько это будет необходимо, чтобы отстоять и сохранить принцип «открытых дверей» в Китае» 4.

В октябре 1939 г. Джозеф Грю — посол США в Японии — заявил, что проводимая Японией практика «приведет к разрушению надежд американцев на возможность сохранения мира» (подчеркнуто нами.— Ю. К.) 5.

Для характеристики настроений общественности США по отношению к японской агрессии показателен уже тот факт, что еще в 1939 г. из 700 высказавшихся по вопросам американо-японских отношений газет 690 выступали за экономические санкции против Японии 6.

____________

1. «The New York Times», 21. VIII. 1939.

2. De Witt, S. Snell, Let's Save What We can, New York, 1941, p. 158.

3. «Papers relating to the Foreign Relations of U. S.—Japan 1931—1941», Washington, 1943, p. 652.

4. «The New York Times», 21. VIII. 1939.

5. «Documents of American Foreign Relations», vol. Ill, p. 258.

6. «Мировое хозяйство и мировая политика» № 5, 1939 г., стр. 65.

[62]

Таковы некоторые факты, свидетельствующие о том, что на протяжении предвоенного десятилетия шло бурное нарастание экономических противоречий главных капиталистических держав. Обострение этих противоречий к концу 30-х годов поставило США, как и Англию, в положение потенциального противника германо-итало-японского блока. Вместе с тем оно обрекло на поражение и мюнхенскую политику правящей верхушки США, ибо экономическая основа для американо-германского и американо-японского полюбовного соглашения стремительно и неудержимо шла на убыль по мере приближения второй мировой войны.

[63]

Цитируется по изд.: Кузнец Ю.Л. Вступление США во вторую мировую войну. М., 1962, с. 56-63.

Рубрика