США в 1933 – 1935 годы: правая оппозиция

США в 1933 – 1935 годы: правая оппозиция

Буржуазия по-разному относилась к «новому курсу». Определенная часть одобряла реформы президента Рузвельта, но по мере выхода страны из кризиса наиболее консервативно настроенные деловые круги, оказавшие вначале доверие правительству, стали противодействовать политике «нового курса». Против реформ выступали представители Национальной ассоциации промышленников, Торговой палаты США, другие региональные и отраслевые объединения предпринимателей и торговцев, руководство республиканской партии, реакционные члены конгресса, Верховный суд США и влиятельная часть американской прессы. К середине 30-х годов эта тенденция стала преобладать в деловом мире.

Конечно, внутри групп правящего класса было немало тех, кто готов был сохранить лояльное отношение к политике Рузвельта. С более или менее значительными оговорками общую линию правительства в, 1935 г. продолжали поддерживать некоторые весьма влиятельные лидеры дело-

[230]

вого мира, входившие в консультативный совет бизнесменов при министерстве торговли. Среди них — бывший президент Торговой палаты Г. Гарриман, глава «Американ телефон энд телеграф К°» У. Джиффорд, президент «Дженерал электрик» Дж. Своуп, некоторые другие лица.

На базе недовольства политикой «нового курса», охватившего консервативные круги, в стране образовались организации антиреформистского толка, финансируемые крупным капиталом. Наиболее известная из них — Американская лига свободы — возникла 15 августа 1934 г. по инициативе Дюпона и руководства «Дженерал моторз». Лига контролировала активы в 37 млрд. долл. и к 1936 г. располагала отделениями в 20 штатах и несколькими региональными отделами 36. Ни одна более или менее значительная реформа «нового курса», идущая навстречу требованиям трудящихся или как-то ограничивавшая деятельность корпораций, не избежала нападок лиги.

Серьезную оппозицию «новому курсу» составляли промышленники — расисты Юга, создавшие в 1934 г. для борьбы с «новым курсом» Совет промышленников южных штатов (штаб-квартира в г. Нашвилл, штат Теннесси). Другим центром оппозиции правительству Рузвельта стал Южный комитет в поддержку конституции, возглавлявшийся его основателем нефте- и лесопромышленником из Техаса Д. Кирби. Сюда же примыкали губернатор Джорджии Ю. Толмедж и крупные землевладельцы. В начале 1936 г. во имя «спасения» страны оппозиционные силы внутри правящей партии, называвшие себя «джефферсоновскими демократами», собрались под руководством Толмеджа и Кирби в Маконе (штат Джорджия) и выступили против реформ Рузвельта 37.

Еще раньше, в 1935 г., такую же встречу организовали в Спрингфилде (штат Иллинойс) республиканцы. Здесь присутствовали свыше 8 тыс. человек, представлявших 10 среднезападных штатов. Участники критиковали вторжение правительства в дела промышленных корпораций, «федеральное расточительство», под которыми подразумевались расходы, на социальные нужды. «Новому курсу», демагогически отождествлявшемуся с социализмом, республиканские лидеры противопоставляли частное предпринимательство, которое они относили к категории «вечных принципов человеческих прав и свобод» 38.

В начале мая 1935 г. на ежегодном съезде Торговой палаты США ее президент X. Сибли утверждал, что тяжелые времена, переживаемые страной, миновали, и поэтому необходимо пересмотреть все чрезвычайные меры, принятые администрацией. «Правительство, — провозглашала палата, — должно отказаться от всех действий, которые вступают в противоречие с интересами частного бизнеса» 39.

Объектами первоочередных нападок правых стали налоговое законодательство и закон о держательских компаниях. Рузвельт 12 марта 1935 г. в послании конгрессу предложил принять специальное законодательство с целью ограничить злоупотребления в коммунальной сфере индустрии и защитить интересы мелких инвесторов. В сенате Б. Уилер, в палате

___________

36. Congressional Record, vol. 79, pt 1, p. 478; Wolfskill G. The Revolt of the Conservatives. Boston, 1962, p. 61.

37. Congr es s ional Recor d, vol. 80 , pt 1 , p. 1171; pt 6 , p. 5984.

38. Ibid., vol. 79, pt 8, p. 9239, 9240; pt 9, p. 9538, 9539, 9894.

39. Ibid., pt 6, p. 6898.

[231]

представителей Рэйбэрн внесли соответствующие билли. Законопроект о держательских компаниях вызвал бурю негодования в деловом мире. В конгресс поступило много писем и телеграмм с выражением протеста. Атака справа была настолько сильной, что сенат образовал комиссию во главе с Блэком для расследования деятельности лоббистов держательских компаний, которая установила, что эти компании через своих служащих и подставных лиц инспирировали посылку в конгресс 250 тыс. телеграмм и 5 млн. писем с выражением протеста против предлагаемых мер, истратив в общей сложности на эту кампанию не менее 5 млн. долл. Тем самым они хотели создать впечатление о спонтанном взрыве массового негодования американцев в связи с внесением в конгресс билля Уилера—Рэйбэрпа 40.

Обсуждение и принятие этого билля явились первым серьезным испытанием прочности демократической коалиции в конгрессе, представлявшей собой опору «нового курса». Во время голосования по биллю о держательских компаниях 166 демократов в конгрессе, до того поддерживавших Рузвельта, проголосовали против предложенных его правительством мер 41. В июне 1935 г. в ходе дебатов в конгрессе, связанных с налоговой реформой, оппозицию правительству составили не только республиканцы и «джефферсоновские демократы», но и многие из тех, кто до того считался его твердым сторонником.

Консервативные настроения в деловых кругах возрастали по мере усиления реформистских тенденций в политике «нового курса». Дальнейший рост сил правой оппозиции был непосредственно связан с принятием закона Вагнера и деятельностью созданного в соответствии с ним Национального управления по трудовым отношениям. Проведение закона в жизнь встретило активное сопротивление Американской лиги свободы, НАП, Торговой палаты, других предпринимательских организаций. В 1934—1935 гг. они старались не допустить принятия этого закона. После же провала этих попыток они пытались обосновать неконституционность закона и призывали предпринимателей игнорировать его.

С 1937 г., когда Верховный суд США признал закон Вагнера, промышленные ассоциации были вынуждены изменить тактику и стали добиваться внесения в него поправок. В резолюции Торговой палаты США от 29 апреля предлагалось установить правительственный контроль над деятельностью профсоюзов. В мае с предложениями об «исправлении» закона Вагнера выступила и Национальная ассоциация промышленников, призывавшая в отношениях между предпринимателями и рабочими исходить из принципа индивидуальных соглашений и настаивавшая на том, чтобы рабочий «был свободен от принуждения» вступать в профсоюз 42.

Эти и другие предложения организаций крупного бизнеса представляли собой почти незамаскированную попытку лишить рабочих права на организацию и заключение коллективных договоров.

Сопротивление промышленников профсоюзам велось такими средствами, что сенат вынужден был создать специальную подкомиссию во главе с Р. Лафоллеттом для расследования противоречащих закону действий хозяев предприятий. Слушания в подкомиссии выявили злоупотребления

________

40. Ibid., pt 3, p. 3464; pt 5, p. 4905; pt 11, p. 11823; pt 12. p. 127 70 —12771.

41. P a t t er s on J . T . C o n gr e s s i o n al C o n s er v a t is m a n d t h e N e w D e a l . L . , 1 96 7 , p . 1 7, 3 9 , 7 1 .

42. Millis H. A., Brown E . C. F r o m t h e W a g n er A ct to T af t — H ar tl e y . C hi c a go , 1 9 50 , p. 282-283.

[232]

предпринимателей: травлю и избиение профсоюзных активистов, запугивание рядовых членов; создавались послушные администрации группы из мастеров и надзирателей, державшие рабочих под своим неустанным контролем. В Балтиморе с помощью комитета «Лояльные служащие Дженерал моторз» администрация выявляла всех недовольных условиями труда и немедленно их увольняла. «Лояльные служащие» распространяли среди рабочих петицию, в которой утверждалось, будто рабочие «удовлетворены всеми условиями труда и не намерены ради сохранения работы вступать в какую-либо организацию». Все, кто отказался подписать петицию, были уволены. Комитет также составил текст письма сенаторам от штата Мэриленд, в котором в интересах компании предлагалось внести билль о запрещении «сидячих забастовок», квалифицируемых как «незаконный захват собственности» 43.

Отношение к профсоюзам на других предприятиях «Дженерал моторз» было таким же. В Толидо, например, действовал компанейский профсоюз, под эгидой которого возник местный комитет «лояльных служащих». Агенты компаний проникали в руководство профсоюзов, разлагая их изнутри, дискредитируя наиболее преданных делу рабочих руководителей. Подрывная деятельность компании против Федерального рабочего союза (АФТ) во Флинте привела к тому, что из 26 тыс. членов в его рядах в 1936 г. осталось всего 122 человека 44.

Аналогичным было положение и на заводах Форда. Глава фирмы был принципиальным противником профсоюзов. Он осуждал «новый курс», и в частности статью 7а закона о восстановлении промышленности. Для борьбы с профсоюзами и выступлениями рабочих Форд создал частные полицейские силы, насчитывавшие 3,5 тыс. человек. Все лица, вызывавшие подозрение у администрации Форда, изгонялись с предприятий.

Ожесточенное сопротивление организованной борьбе сельскохозяйственных рабочих оказали хозяйства крупных капиталистических ферм и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции Калифорнии. Главным орудием борьбы с забастовками сельских рабочих и профсоюзами в штате была воинственная организация крупных фермеров-капиталистов — «Объединенные фермеры Калифорнии», — созданная по инициативе местных финансовых, промышленных и торговых кругов. Организация имела на местах ячейки, члены которых были вооружены и применяли против бастовавших рабочих тактику «прямых действий».

Весной 1934 г. во время забастовки в округе Контра-Коста местная группа «Объединенных фермеров» разогнала рабочие пикеты и арестовала их лидеров. Весной 1936 г. эта же организация подавила забастовку мексиканцев — сборщиков апельсинов. В округе Лос-Анджелеса она взяла под охрану штрейкбрехеров. В апреле 1937 г. отряд «Объединенных фермеров» из 1200 человек, вооруженных винтовками, револьверами и дубинками, помог сломить забастовку на консервных заводах в Стоктоне. Организация создала специальное агентство для регистрации рабочей силы и установила единый уровень заработной платы на сельскохозяйственных работах 45.

_________

43. U S C o n g r e s s , S e n a t e , H e a r i n g s b e f o r e a S u b c o m m i t t e e o f t h e C o m m i t t e e o n Education and Labor . Was h.. 193 7, pt 7. p. 2243—2285, 2516—2517.

44. Ibid., p. 2305—2307, 2318—2320, 2524.

45. Chambers С. A. California Farm Organizations. Berkeley; Los Angeles, 1952, p. 46, 70—72.

[233]

По мере того как «новый курс» приобретал все большую популярность в массах простых людей, все большую неприязнь к нему испытывали в реакционных монополистических кругах. Здесь, на деловом Олимпе, считали, что правительство в своих социально-экономических экспериментах уже давно перешагнуло черту дозволенного.

В своей политике администрация исходила из трезвой оценки складывавшейся ситуации и в отличие от большинства ведущих представителей делового мира, интересы которого она защищала, осознавала, что узкокорыстная позиция консервативных лидеров американской индустрии ведет к радикализации масс. Для характеристики этой эгоистичной и весьма опасной для самой же буржуазии линии поведения Рузвельт не пожалел использовать самые сильные выражения.

Новый этап борьбы консервативной оппозиции против «нового курса» был связан с попыткой правительства реформировать Верховный суд США. Предложения президента всколыхнули всю страну. Противниками реформы Верховного суда оказались не только консервативные круги. В сенате против Рузвельта выступили некоторые республиканцы-прогрессисты. В демократической партии в лагерь противников правительства перешли многие видные либералы. Наиболее активную роль среди них играл Б. Уилер, в недавнем прошлом критик монополий. Сопротивление Рузвельту в конгрессе оказалось настолько сильным, что реформа Верховного суда была блокирована.

Кризис 1937 г. явился дополнительным импульсом для активизации противников «нового курса». Консервативным кругам в обеих партиях представилась возможность объявить виновником кризиса правительство Рузвельта, заявить о несостоятельности «нового курса» и усилить кампанию за его отмену. Глухое недовольство рабочей политикой и многими социально-экономическими мероприятиями правительства среди консерваторов нашло выражение в походе против «сидячих забастовок». Промышленники требовали быстрого и решительного вмешательства правительства и обуздания профсоюзов.

Острая борьба в конгрессе развернулась в 1937 г. по таким вопросам, как дальнейшее стимулирование общественных работ, билль Блэка—Коннери о справедливых условиях труда, законодательство против судов Линча. Администрация вопреки сопротивлению консервативной оппозиции сумела отстоять намеченную на 1937 г. программу общественных работ, однако вынуждена была уступить давлению расистов и не настаивать на принятии закона против судов Линча. Оппозиция также сорвала обсуждение билля Блэка—Коннери. В ноябре 1937 г. консерваторы сорвали специальную сессию конгресса, созванную для решения неотложных дел. «Деловая община ликовала» 46. Только в 1938 г. администрации удалось сломить противодействие и провести закон о справедливых условиях труда.

Выборы 1938 г. позволили республиканцам увеличить число членов в сенате и в палате представителей. Это усилило их позиции и при активной поддержке ведущих предпринимательских организаций обеспечило проведение резолюции в сенате о расследовании деятельности Национального управления по трудовым отношениям. Была создана под-

_____________

46. Кредер А. А. Американская монополистическая буржуазия и «новый курс» Ф. Д. Рузвельта.— В кн.: Американский ежегодник, 1979. М., 1979, с. 140.

[234]

комиссия. Ее члены обвинили управление в нарушении «воли конгресса», «свободы слова и прессы», «неуважении закона и порядка», в усилении напряжения в отношениях между промышленниками и рабочими и, наконец, в «дискредитации закона о трудовых отношениях» 47.

Несколько позднее аналогичные меры были предприняты и палатой представителей. Созданная комиссия по расследованию деятельности НУТО во главе с непримиримым противником профсоюзов Г. Смитом обрушила на управление поток клеветнических обвинений и потребовала подвергнуть закон Вагнера радикальному пересмотру.

Заметным центром оппозиции «новому курсу» в конгрессе в конце 30-х годов стала специальная комиссия палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности во главе с демократом от штата Техас М. Дайсом. Она возникла в разгар антифашистской борьбы в США. Предложенную Дайсом резолюцию о расследовании враждебной пропаганды поддержали либеральные и демократические организации и отдельные лица, полагавшие, что комиссия направит свои усилия нa пресечение подрывной деятельности фашистской агентуры в США 48.

Следует отметить, что эта комиссия вынуждена была время от времени заниматься и этим вопросом. Однако в целом она превратилась в рупор крайне консервативных элементов и заняла жесткую антиреформистскую и антирузвельтовскую позицию. Объектом ее атак были профсоюзы, фермерские объединения, антифашистские, демократические, либеральные и пацифистские группы, молодежные и спортивные общества. Многие названные в комиссии лица попали в черные списки и были изгнаны с работы 49.

Нападкам комиссии подверглось множество правительственных ведомств. В октябре 1938 г. она передала министерству юстиции список, в который был включен 1121 служащий. Они были обвинены в подрывных действиях 50. В обращении по радио 14 октября 1938 г. член комиссии Томас связывал «новый курс» с программой Компартии. Слушания в связи с «сидячими» забастовками в Иллинойсе послужили поводом для того, чтобы обвинить в изменнических действиях близкого к Рузвельту губернатора этого штата Ф. Мэрфи 51. Дайс утверждал, что коммунисты из КПП нашли верных помощников в НУТО. Комиссия Дайса требовала в 1938 г. отставки министра внутренних дел Г. Икеса, министра труда Ф. Перкинс и личного советника президента Г. Гопкинса 52.

Политические противники Рузвельта и «нового курса» опирались на многочисленные «патриотические» организации и группы, в частности на отделения «Американского легиона». В штате Калифорния местная группа легиона в 1934 г. создала комиссию по изучению радикализма и в течение ряда лет осуществляла слежку за коммунистами, лидерами боевых профсоюзов, движением Э. Синклера и некоторыми другими организациями 53. Рост влияния старых реакционных организаций и возник-

__________

47. Investigation of the National Labor Relations Board. Hearings... Wash., 1938, p. 3.

48. Goodman W. The Committee. The Extraordinary Career of the House Committee on Un-American Activities. N. Y., 1968, p. 19.

49. Dorman M. Witch Hunt, N. Y., 1976, p. 21.

50. Ogden A. R. The Dies Committee. Wash., 1945, p. 22—23, 30, 35—39.

51. The Public Papers and Addresses of Franklin D. Roosevelt, 1938 vol., p. 559.

52. Ogden A. R. Op. cit., p. 77, 78, 93, 107.

53. US Congre ss, House, Hear i ngs bef or e a Speci al Committee on Un - American Activities, vol. 3, p. 1719, 1747—1751, 2030—2034.

[235]

новение других правых групп в эти годы свидетельствовали о стремлении крупного капитала подвести массовую базу под консервативное антиреформистское движение.

Во второй половине 30-х годов, и особенно в связи с экономическим кризисом 1937 г., была предпринята попытка объединить все антирузвельтовские силы в единую консервативную коалицию с целью положить конец дальнейшему социальному экспериментированию. В декабре 1937 г. от лица инициативной группы с «Заявлением о принципах и целях» выступил южанин-демократ сенатор от Северной Каролины Д. У. Бейли.

Под видом борьбы с кризисом консерваторы предлагали резко сократить расходы на социальные нужды, сбалансировать бюджет, снизить налоги на прибыли и стимулировать частные вложения с помощью финансовых рычагов. В вопросах социальной политики оппозиция исходила из приоритета прав штатов и органов местного самоуправления. Вмешательство государства в социальные и экономические отношения признавалось уместным в условиях 1933—1934 годов и непригодным для текущего момента. «Мы призываем граждан, — говорилось в документе, — независимо от партийной принадлежности присоединиться к нам и поддержать изложенные принципы как единственную надежду на длительное оздоровление и дальнейший прогресс». Заканчивая выступление в сенате, Бейли патетически воскликнул: «Дайте предпринимательству шанс, и я гарантирую Америке счастье и процветание» 54.

Однако организационное оформление консервативной коалиции не было достигнуто. Сочувствуя идеям документа, многие демократы тем не менее считали полный разрыв с администрацией несвоевременным.

В свою очередь, среди республиканцев, в том числе и тех, кто выступал за коалицию с консервативными демократами, в конце концов возобладало мнение: позиции Рузвельта настолько подорваны, что они сами в состоянии успешно противостоять политике правительства. Отсутствие формального соглашения о единстве не мешало, однако, консервативным республиканцам и демократам всякий раз выступать единым фронтом против либеральных правительственных мер.

Особое место в политической борьбе занимают различные радикальные мелкобуржуазные движения, лидеры которых пытались использовать их против «нового курса» Рузвельта. Вследствие значительной пестроты в социальном положении многочисленных слоев мелкой буржуазии США и двойственной природы ее идеологии мелкобуржуазный радикализм не поддается какой-либо однозначной оценке. В 30-е годы в нем соседствовали и демократические, и прогрессивные устремления с разного рода утопическими представлениями, с требованиями нередко реакционного толка. В ходе политической борьбы происходило постепенное размежевание сил внутри мелкобуржуазного лагеря. Часть пошла за «новым курсом», другие эволюционировали вправо.

В условиях массовой безработицы и нарастания недовольства трудящихся масс, когда либерально-реформистский курс правительства Рузвельта не давал немедленных и ощутимых результатов, массы людей были восприимчивы к разного рода программам быстрого и радикального оздоровления общества, подкрепленным изрядной долей антимонополистической риторики. Мелкобуржуазные демагоги, выступавшие с подоб-

_________

54. Congressional Record, vol. 82, pt 2, p. 1936—1940.

[236]

ными рецептами, пользовались влиянием в массах и становились реальной политической силой.

Особую активность в эти годы развернул губернатор Луизианы Хью Лонг. В 1928 г. он одержал победу на губернаторских выборах, выступая как противник монополий и защитник простых людей. Ряд мер, проведенных Лонгом в области образования, здравоохранения, дорожного и гражданского строительства, так же как и его борьба с некоторыми крупными корпорациями, снискали губернатору популярность среди простых людей, но мало в чем изменили их положение к лучшему. Программа Лонга, как справедливо заметил один из его биографов, несомненно, испортила кровь не одному миллионеру, но она оказалась совершенно непригодной, чтобы излечить систему и искоренить зло 55.

В 1930 г. Лонг был избран в сенат США. В 1932 г. он поддержал Рузвельта, но вскоре объявил его реформы недостаточными и противопоставил им программу борьбы за «раздел богатств», ставшую позднее в его борьбе за кресло президента страны средством мобилизации масс на свою сторону. Весной 1934 г. он внес в сенат резолюцию о конфискации доходов свыше 1 млн. долл. и наследства свыше 5 млн. долл. Другие требования Лонга предусматривали: обеспечение каждой семье прожиточного минимума в 5 тыс. долл. в год, предоставление ей необходимых жизненных благ, включая жилище, автомобиль, радио; закупку федеральным правительством сельскохозяйственных излишков; ограничение рабочего времени; введение пенсий для престарелых и расширение пособий ветеранам войны; всеобщее образование в объеме колледжа; развертывание дорожного строительства; расширение сети учебных и оздоровительных учреждений 56. В реальность и осуществимость этих предложений вряд ли верил он сам. Но политический выигрыш был значительный. Его популярность перешагнула границы штата, и движение Лонга вскоре охватило Юг, Средний Запад и докатилось до Тихоокеанского побережья. В стране возникали клубы сторонников Лонга. По некоторым данным, их число достигало 100 тыс. с членством 6—7 млн. человек 57.

Доверие простых людей Лонг использовал для устранения политических конкурентов и утверждения в штате Луизиана своей неограниченной диктаторской власти. Не пренебрегая никакими средствами и ловко манипулируя поддержкой масс, Лонг создал политический механизм, целиком зависимый от его воли. Он контролировал правительство Луизианы, местную легислатуру и ее комиссии, административный аппарат штата и муниципалитеты, университет и систему школьного образования. По указанию Лонга похищали людей, вели тайное расследование деятельности его противников. Друзьям он создавал благоприятные возможности для процветания бизнеса и мог довести до банкротства тех, кто стоял на его пути. «Конституция Луизианы — это я!» —не смущаясь, повторял он.

Почти все, кто изучал деятельность Лонга, сходятся во мнении, что его правление являлось одним из наиболее вероятных вариантов фашизма, который мог утвердиться на американской земле. При нем Луизиана представляла собой штат с деспотическим правлением. Представительные

__________

55. B e a ls С . T h e S t or y o f H u e y P . L o n g . P hi l a d e l p h i a; L o n d o n , 1 9 3 5 , p . 2 0 , 2 5.

56. C o n gr es s i o n al R e c o r d, v ol . 7 8, pt 4, p. 3 8 8 9.

57. K a n e H . T . L o u i s i a n a H a y r i d e . T h e A m e r i c a n R e h e a r s a l f o r D i c t a t o r s h i p , 1 9 2 8 —1 9 4 0 . N. Y., 1941, p. 6.

[237]

демократические органы были низведены до положения послушных исполнителей воли одного человека — диктатора.

На 30-е годы приходится период наибольшей политической активности католического священника отца Кофлина. В 1926 г. он получил назначение в приход Ройал-Окс в бедном пригороде Детройта, населенном рабочими-католиками. Местная организация Ку-клукс-клана вела активную борьбу против католического населения. Этой кампании Кофлин задумал противопоставить свои проповеди по местному радио. 17 октября 1926 г. состоялось первое выступление Кофлина. В его адрес начали приходить письма с предложениями и денежными пожертвованиями. К 1929 г. проповеди Кофлина транслировались рядом радиостанций Чикаго и Цинциннати. В годы мирового экономического кризиса все большее значение в его выступлениях приобретала социально-экономическая тематика.

Кофлин заявлял, что капитализм с его стихией свободного рынка исчерпал возможности и поэтому частная собственность должна быть дополнена общественной собственностью и общественным контролем 58.

Острие его критических выпадов было направлено против «концентрированного богатства», что придавало его выступлениям антимонополистический характер. «Евангелие алчности постепенно вытесняет Евангелие Христа, — утверждал он. — Золото и серебро стали нашими богами» 59.

Концентрация богатств в руках немногих, внушал слушателям Кофлин, не может быть терпимой. Система, порождающая хроническую безработицу, должна быть исправлена, а политика, не обеспечивающая необходимый прожиточный минимум и возможность каждому желающему трудиться, — упразднена. Корень зла, заявлял Кофлин, в засилье крупных банкиров Уолл-стрит, который он называл «американским Монте-Карло». Государство должно защищать прежде всего человеческие, а не финансовые права 60.

Вначале Кофлин поддерживал некоторые важные мероприятия первого периода «нового курса», такие, как закон о восстановлении промышленности, программа общественных работ. «Рузвельт или крах», —прокламировал Кофлин. Однако в 1934 г. произошел разрыв Кофлина с Рузвельтом, когда президент отказался претворить в жизнь требования Кофлина в сфере финансов. Кофлин создал «Национальный союз за социальную справедливость» и начал борьбу против правительства и его мероприятий. «Я ошибся, — говорил он. — Несмотря на обещания, денежные менялы не были изгнаны из храма... Лозунг „Рузвельт или крах" теперь следует заменить на „Рузвельт и крах"» 61.

Кофлин понимал, что в борьбе против Рузвельта он может привлечь внимание масс только в случае, если предложит более радикальную программу. В системе, которую конструировал Кофлин, материальные ценности должны были создаваться «союзом капитала и труда». И каждый рабочий, принимавший участие в их создании, должен с помощью правительства получить свою «справедливую долю». Это и приведет, по его словам, к утверждению системы «социальной справедливости» 62.

______________

58. Betten N. Catholic Activism and the Industrial Worker. Gainesville. 1976, p. 93.

59. Father Coughlin's Radio Discourses, 1931—1932. Royal Oak (Mich), 1932, p. 7.

60. Ibid., p. 22, 83, 182, 206.

61. Bennett D. H. Demagogues in the Depression. New Brunswick, 1969, p. 77.

62. Coughlin Ch. E. How Long Can Democracy and Capitalism Last.— AntidemocraticTrends in Twentieth Century America/Ed, by R. L, Delorme, R. G. Mcinnis. Reding, 1969, p. 153—154.

[238]

Кофлин в эти годы выступал за более короткий рабочий день без сокращения недельной заработной платы, осуждал АФТ за ее узость и выступал за объединение как квалифицированных, так и неквалифицированных рабочих. Однако главная цель АФТ, по мнению Кофлина, должна состоять в том, чтобы добиваться социального партнерства с хозяевами предприятий при распределении прибылей. Он весьма настороженно относился к стачкам за повышение заработной платы и возлагал на правительство ответственность за регулирование уровня оплаты труда 63.

Уже на этом этапе в программе Кофлина видны элементы корпоративизма, которые стали ведущими в его последующей деятельности. Главным звеном, с помощью которого Кофлин намеревался реорганизовать капитализм, была сфера денежного обращения. Кофлин требовал создания единого государственного банка, который заменит Федеральную резервную систему и будет иметь исключительное право на выпуск денег.

Это позволит, по его словам, освободить фермеров от тирании Уолл-стрит, обеспечить ветеранам войны причитающееся им вознаграждение, повысить заработную плату и сократить рабочий день на производстве 64.

Программа «Национального союза за социальную справедливость» провозглашала также право каждого человека на работу, право рабочих на создание профсоюзов и защиту их от произвола предпринимателей; национализацию наиболее важных средств производства; снижение налогового бремени трудящихся и увеличение налогов на богатство при сохранении права частной собственности. Призывы Кофлина нашли отклик в массах. В январе 1936 г. клубы «Национального союза» функционировали в 26 штатах и 302 избирательных округах (из 435). В августе 1936 г. Кофлин утверждал, что в его организацию входили 1,6 млн. активных членов и 6 млн. сочувствующих65. В первой половине 30-х годов Кофлин воспринимался как «прогрессист и сторонник профсоюзов» 66.

Публичные выступления Кофлина во многом совпадали с требованиями ряда социальных реформаторов. В частности, Э. Синклер в борьбе за пост губернатора в Калифорнии пытался опереться на его поддержку.

В преддверии президентских выборов 1936 г. стали намечаться тенденции к слиянию движений Кофлина и Лонга. В феврале 1935 г. между ними состоялось несколько встреч. В поисках других союзников Лонг и Кофлин пошли на сближение с У. Лемке, одним из радикальных лидеров Беспартийной лиги. Для того чтобы фермер мог свободно пользоваться услугами свободного рынка, Лемке, как и Кофлин, настаивал на строгом государственном контроле над денежным обращением, банковской системой и национальными ресурсами. Сенатор Лемке был автором нескольких биллей о создании государственного банка и улучшении положения фермеров. Однако большинство из них были похоронены в комиссиях конгресса при участии правительства Рузвельта 67. Лонг, со своей стороны, поддерживал многие предложения Лемке и настаивал на их принятии 68.

_________

63. Betten N. O p. ci t , p . 91 —93 .

64. Bennett D . H . O p. c it., p. 50—52 .

65. Ibid., p. 69—71.

66. A mer ican Thought. N . Y ., 1947, p. 366—367.

67. The Roos evelt Letters , 1928—1945. L. etc., 1952, p. 124—125.

68. Congressional Record, vol. 79, pt 1, p. 411.

[239]

Другим членом наметившегося блока стал лидер движения престарелых за обеспечение пособием Ф. Таунсенд. Врач по образованию, он предложил выплачивать пособие (200 долл. в месяц) всем лицам, достигшим 60 лет. Источником финансирования этой программы должен был послужить 2%-ный налог на все совершаемые в стране сделки. 20 млрд. долл., выплаченные престарелым в течение года, по мысли Таунсенда, могли стимулировать рост производства, обеспечить занятость, повысить потребление товаров и услуг и создать условия для быстрого выхода из кризиса. К 1936 г. движение престарелых на Среднем Западе и Западе охватило свыше 3,5 млн. человек69. В соответствии с планом Таунсенда в конгресс был внесен билль, поддержанный легислатурами ряда западных штатов. В его поддержку сторонники престарелого доктора собрали свыше 20 млн. подписей. Однако конгресс при участии правительства провалил это предложение.

Активным противником рузвельтовских мероприятий был проповедник Дж. Л. К. Смит — связующее звено между американскими фашистами и некоторыми представителями мелкобуржуазной оппозиции «новому курсу». В Индиане он был тесно связан с Ку-клукс-кланом. В 1933 г. примкнул к фашистской организации «Серебряные рубашки»; несколько позже перешел на службу к X. Лонгу. Смит составлял для него тексты выступлений, был главным распорядителем общенациональной кампании за «раздел богатств». После убийства Лонга Смит сблизился с Таунсендом, Кофлином и Лемке.

В 1936 г. Кофлин, Лемке, Таунсенд и Смит создали антирузвельтовскую коалицию в рамках Союзной партии, рассчитывая с ее помощью объединить не менее 20 млн. избирателей и добиться победы на выборах 1936 г. Для привлечения избирателей лидеры Союзной партии выдвинули ряд популярных лозунгов: стабилизация положения фермеров, улучшение условий жизни неквалифицированных рабочих, пенсии для престарелых, защита мелкого частного производства, учреждение государственного контроля за деятельностью монополий и децентрализация последних 70.

Однако в коалиции не было внутреннего единства. Сторонники Таунсенда, консервативно настроенные престарелые люди англосаксонского происхождения, с предубеждением относились к беднейшим представителям католического населения городов Среднего Запада и Востока, составлявших опору Кофлина. Протестанты Юга, в свою очередь, не доверяли католикам. К тому же и между лидерами имелись серьезные расхождения. Кофлин и Лемке не поддерживали целиком планы Таунсенда. Каждый претендовал на роль единоличного лидера и преследовал собственные цели. Еще до выборов произошел раскол в движении Таунсенда, в результате которого возникла самостоятельная группа, выступившая независимо от Союзной партии.

Наибольший же удар по престижу Союзной партии нанес открытый переход отдельных ее лидеров на позиции фашизма. В одном из интервью в октябре 1936 г. Кофлин говорил, что США стоят на перепутье между коммунизмом и фашизмом. «Я выбираю фашизм», — заявил Кофлин 71. В конце октября 1936 г. Смит объявил о создании профашистского «На-

________

69. Bennett D. H. Op. cit., p. 170—173.

70. Congressional Record, vol. 80, pt 10, p. 10370.

71. Bennett D. H. Op. cit., p. 230—231.

[240]

ционалистического фронта против коммунизма». В ходе избирательной кампании антирузвельтовская риторика Кофлина и Смита стала смыкаться с правыми и фашистскими критиками администрации.

Атаки лидеров Союзной партии на правительство, заигрывание некоторых ее представителей с фашизмом отпугивали многих потенциальных союзников. От Кофлина стали отходить либеральные сторонники. Таунсенд отмежевался от Смита. К моменту выборов кандидат в президенты от Союзной партии Лемке оказался изолированным от фермерско-рабочих партий различных штатов и от основной массы фермерского населения. Все это обусловило сокрушительное поражение Союзной партии на выборах. Она собрала только 892 тыс. голосов против 27,8 млн., проголосовавших за Рузвельта, и фактически прекратила существование.

После поражения на выборах 1936 г. политическая эволюция Кофлина в сторону фашизма окончательно завершилась. Издаваемая им газета регулярно перепечатывала выступления нацистских лидеров и другие пропагандистские материалы германского рейха. Кофлин безоговорочно одобрял фашистскую агрессию в Европе и экспансию японских милитаристов в Азии, за что снискал расположение фашистских пропагандистских агентств.

В августе 1938 г. Кофлин создал типично фашистскую организацию — «Христианский фронт против коммунизма», копировавшую германских нацистов. Еще в марте 1938 г. Кофлин призвал к созданию в США корпоративного государства. Он заявлял, что все 16 пунктов его программы «социальной справедливости» успешно претворяются в жизнь в Германии и Италии 72.

Проповедь антисемитизма и открытое блокирование с нацизмом окончательно раскрыли глаза многим сторонникам Кофлина из числа либералов. В выступлениях Кофлина все более усиливались антирабочие настроения. В 1937 г. он осудил бастующих рабочих заводов «Дженерал моторз», в 1938 г. выступил против закона о социальном страховании. Он атаковал подкомиссию Лафоллетта, разоблачившую шпионаж и террор крупных компаний против рабочих 73.

Таким образом, под флагом борьбы с «новым курсом» довольно отчетливо проявилась тенденция к сближению позиций наиболее реакционных монополистических кругов с мелкобуржуазными движениями Кофлина и Лонга. Широкое общедемократическое движение в США, являвшееся определяющим фактором внутриполитической жизни страны, оказалось главным препятствием на пути организационного слияния двух потоков американской реакции.

Угроза справа в США усугублялась развитием профашистских тенденций. Расистские, антисемитские предубеждения, националистические идеи превосходства англосаксонской расы, на которых зиждились воззрения «стопроцентного американизма», представляли собой благодатную почву для распространения идеологии фашизма.

Своеобразие политического поведения отдельных представителей консервативных кругов США в рассматриваемый период заключалось в том, что они, отстаивая традиционные доктрины laissez faire, находили возможным для себя примирять их с теорией и практикой фашизма, кото-

_________

72. Father Coughlin. Fascist Demagogue. N. Y., s. d., p. 10, 17, 18.

73. Ibid, p. 11, 22, 23.

[241]

рые расходились с индивидуалистическими взглядами правых на роль государства в сфере социально-экономических отношений. В 30-е годы в США было много правых организаций, которые, выступая против «диктаторских» методов руководства Рузвельта, восторгались порядками в фашистской Германии. Президент «Дженерал моторз» У. Надсен, посетивший Германию в октябре 1933 г., с восхищением заявил репортеру «Нью-Йорк таймc», что рейх — это «чудо XX века» 74. Сенатор Рейнолдс по возвращении из Германии, куда он ездил с официальным визитом, утверждал, что был свидетелем громадного роста и прогресса, достигнутого там после 1933 г. 75

Такое совмещение и примирение индивидуалистических взглядов о роли государства с практикой фашизма представляло собой реакцию части правящего класса на политику социальных реформ, которые консервативные противники Рузвельта упрямо отождествляли с социализмом. Быстрое развитие государственно-монополистического капитализма создавало принципиально новые отношения между правительством и частным сектором. Государство превратилось в 30-е годы в активный фактор социально-экономической политики. И эту возросшую мощь буржуазного государства некоторые финансовые и промышленные лидеры страны стремились использовать для обеспечения дальнейшего роста прибылей и против набиравшего силу рабочего и демократического движения.

Самые реакционные круги монополистического капитала США в наиболее острый момент политической борьбы вокруг «нового курса» были готовы сделать выбор в пользу фашизма, который находился в США на стадии начального развития. Уже в тот период устанавливались связи между отдельными представителями крупного капитала и фашистскими группами. Л. Дюпон и А. П. Слоун, согласно данным расследований конгресса, субсидировали фашистские организации. Президент «Сан ойл К°» Г. Пью и семья миллионера Питкейрна также внесли значительные средства в фонд этих организаций76. Дюпон и Рокфеллер имели тайные соглашения с нацистским химическим концерном «ИГ Фарбениндустри», на основе которых они обменивались патентами на производство синтетического каучука. Даже после объявления Германией войны США «Стандард ойл» отказывалась передать немецкие патенты правительству США. Руководители нефтяного треста и других корпораций во время одного из сенатских слушаний по этому вопросу были заклеймены как изменники. Газеты Р. Говарда и У. Р. Херста сделали все от них зависящее, чтобы реабилитировать в глазах общественного мнения монополии США, скомпрометировавшие себя связями с фашистским рейхом 77.

Характерным для 30-х годов было сближение позиций консервативных организаций и групп чисто фашистского толка. Постоянные контакты в 20—30-е годы установились между руководством «Американского легиона» и итальянскими фашистами. На съездах легиона в качестве почетных гостей неоднократно выступали личные представители Муссолини. Некоторые лидеры даже заявляли, что легион готов защищать «американские институты и идеалы» такими же методами, какими это сделали фашисты

_______________

74. S eld es G. Fa cts a n d F as cis m. N . Y., 19 4 3, p. 7 7, 9 6.

75. C o n gr es s i o n al R ec or d, vo l. 8 4, pt 1 , p. 7 4 6 —7 4 7.

76. S el d es G. O p. c it, p. 75 , 7 6, 8 0, 8 6, 9 5 —97.

77. Ibid., p. 76, 95.

[242]

в Италии 78. Фашистские симпатии ряда руководителей легиона нельзя, конечно, распространять на всех его рядовых членов, однако сторонники фашизма внутри легиона стремились превратить его рядовых членов в послушных исполнителей своих замыслов.

В 30-е годы в стране появились откровенно фашистские группировку важнейшими из которых были «Серебряные рубашки», «Стражи республики», «Американские националисты», «Американская национал-социалистская партия», «Мобилизованные христиане», «Рыцари белой камелии» и т. д. Эти и многие другие неназванные здесь группы вели пропаганду идей фашизма через свои периодические издания. Нацистская Всемирная служба новостей регулярно поставляла им нужную информацию и призывала американцев поддержать эти издания, если они хотят спасти Америку от коммунизма 79. Фашистские группы маскировали свою подрывную работу лозунгами «стопроцентного американизма» и «Америка для американцев». Так называемые «патриотические» митинги этих, «стопроцентных американцев» разжигали самые низменные националистические инстинкты, сеяли недоверие к демократическим институтам. На них раздавались призывы по примеру Гитлера уничтожить демократию и «железной рукой навести порядок» 80.

Фашистские группы были тесно связаны с агентурой Германии и Италии. Наиболее влиятельными организациями, созданными агентами Муссолини, были «Фашистская лига Северной Америки» и «Американо-итальянский легион черных рубашек». Посты легиона располагались во многих крупных городах страны и объединяли 10—15 тыс. членов. Общее число фашистских организаций, связанных с Италией, достигло почти 20081. Без каких-либо помех со стороны правительства фашистскую пропаганду в США распространяли 7 ежедневных итальянских газет, около 100 других периодических изданий и 4 крупные радиостанции. В стране выходили книги, прославлявшие дуче 82.

К началу 20-х годов относится п возникновение в США первых нацистских групп. В 1923 г. после провала «пивного путча» в Мюнхене из Германии приехали нацистские агенты с целью создать фашистскую организацию «Тевтония». Летом 1933 г. образовалась ассоциация «Друзья новой Германии». Особый интерес для этой организации представляли 5—6 млн. немцев, сохранивших связи с «фатерландом». Деятельность официальных лиц фашистского рейха в США и «Друзей новой Германии» по вовлечению в орбиту своего влияния американцев немецкого происхождения была настолько грубой, что вызвала всеобщее возмущение в стране.

В 1934 г. комиссия Маккормака изобличила посольство и консульства рейха, а также Германское железнодорожное бюро, Германское бюро по туризму, пароходную компанию «Норc Герман Ллойд» и другие агентства в распространении в США нацистской пропаганды. Гитлеровское правительство, не желая в тот период обострять отношения с США,

________

78. D uffiel d M. Ki n g L egi on . N. Y., 1 93 1, p. 1 68 .

79. C a r l s o n J . R . U n d e r C o v e r . M y F o u r Y e a r s i n U n d e r w o r l d o f A m e r i c a . N . Y . , 1943 r p. 132, 133.

80. I b i d , p . 3 8 , 3 9 , 7 7 .

81. US Congress, House, Hearing before a Special Committee on Un-American Activities. Wash, 1939. vol. 2, p. 1182, 1193.

82. Ibid, p. 1 193—11 95, 1 197—1198.

[243]

запретило германским гражданам состоять в ассоциации «Друзья новой Германии». «Открытые действия в США от имени новой Германии, — писал глава иностранной организации нацистской партии Г. Э. Боле 16 ноября 1934 г. Р. Гессу,— в настоящее время лишены смысла» 83.

B 1936 г. по распоряжению из Берлина ассоциация «Друзья новой Германии» была распущена и на ее базе создан «Германо-американский бунд».

Этой организации в середине 30-х годов принадлежала ведущая роль среди множества групп, лиг, обществ, маскировавшихся под патриотические американские организации, а в действительности проводивших линию нацистской Германии. Свою задачу руководство бунда видело в том, чтобы сплотить всех немцев в США в расистский блок, способный в будущем сыграть роль «пятой колонны», возглавить местные фашистские группы и насадить в США нацистские порядки. В составе бунда были созданы специальные молодежные формирования— «югендшафт» и «медхеншафт». Их члены подвергались интенсивной идеологической обработке. Наиболее преданные делу рейха молодые люди составляли вооруженные штурмовые отряды.

В 1934 г. влиятельные круги американского бизнеса, представлявшие Американскую лигу свободы, банкирский «дом Морганов», «Бетлехэм стил», «Анаконда коппер» и другие, поддержанные руководством «Американского легиона», составили заговор в целях осуществления фашистского переворота. Генералу Батлеру было предложено возглавить марш легионеров на Вашингтон. Батлер отказался от предложения и выступил в комиссии Маккормака, расследовавшей деятельность фашистских групп в США, с разоблачением намерений заговорщиков.

В 1937—1938 гг., когда в США разразился новый экономический кризис, была предпринята еще одна попытка консолидировать разрозненные фашистские силы. По данным представителя комиссии по расследованию антиамериканской деятельности Д. Меткалфа, к такому слиянию были готовы несколько сот организаций и групп. «Америке нужны люди, подобные Гитлеру, — говорил один из лидеров движения,— с тем чтобы пробудить ее от летаргического сна» 84. В августе 1937 г. в Канзас-Сити на съезде фашистских и связанных с ними групп была образована «Американская националистическая конфедерация». Ее эмблемой была свастика 85. Возглавил движение генерал В. X. Мосли. Он был связан с ведущими фашистскими организациями в США и выступал с антисемитскими и антиправительственными речами.

Генерал выступал под лозунгом «спасения республики», требовал ввести военное положение и, опираясь на армию и национальную гвардию, «очистить страну от всех красных» и их сторонников и обеспечить Америке «закон и порядок» 86. Выступления Мосли пропагандировались среди членов «Американского легиона», «Ветеранов иностранных войн» и «Национальной ассоциации офицеров-резервистов».

Сторонники Мосли планировали объединить разрозненные усилия

___________

83. Documents on German Foreign Policy, 1918—1945, Series С Wash., 1959, vol. 3, p. 1118—1120.

84. US Congress, House. Hearings before a Special Committee on Un-American Activities, vol. 2, p. 11.17, 1208, 1209.

85. I b i d , v o l . 3 , p . 2 3 8 6 —2 3 8 8 .

86. I b i d , v o l . 5 , p . 3 6 2 2 —3 6 2 4 , 3 6 2 8 —3 6 3 3 .

[244]

многочисленных фашистских групп и, опираясь на военную силу, установить контроль над страной 87. Важным подготовительным этапом на пути к фашистскому перевороту явилась конспиративная встреча генконсулов рейха в США с доверенными лицами американского «большого бизнеса» — представителями семейства Дюпонов и корпорации «Дженерал моторз», которая, согласно данным газеты «Ин фэкт», состоялась в ноябре 1937 г. в Бостоне. Здесь обсуждался вопрос о готовности рейха сотрудничать со «всеми силами американского национализма и традиционализма», о поддержке и субсидировании американских патриотических организаций для обеспечения их слияния и осуществления общих целей. Предполагалось приурочить переворот к моменту, когда правительственный курс потерпит катастрофический провал 88.

Приведенные факты подтверждают справедливость слов Г. Димитрова, сказанных им на VII конгрессе Коминтерна в 1935 г.: «Нужна значительная доля схематизма, чтобы не видеть, что самые реакционные круги американского финансового капитала, атакующие Рузвельта, как раз представляют собой прежде всего ту силу, которая стимулирует и организует фашистское движение в Соединенных Штатах. Не видеть за лицемерными фразами таких кругов о „защите демократических прав американских граждан" зарождающегося в Соединенных Штатах действительного фашизма — это значит дезориентировать рабочий класс в борьбе против его злейшего врага» 89.

Важным фактором, помешавшим фашистским заговорщикам осуществить свои планы, было широкое демократическое движение в стране. Характеризуя положение в США тех лет, У. 3. Фостер писал: «Главным препятствием на пути фашизма было активное сопротивление рабочего класса и всех демократических сил фашистским тенденциям. 1933—1941 годы были периодом активной и успешной борьбы демократических масс» 90.

_______

87. I b i d , p . 3 2 7 7 —3 2 7 9 , 3 2 9 9 . 3 3 0 0 , 3 3 0 2 , 3 3 0 3 , 3 3 4 9 .

88. S e l d e s G . O p . c i t , p . 7 2 —74.

89. Димитров Г. И з б р . п р о и з в е д е н и я . М , 1 9 5 7 , т . 1 , с . 458.

90. Фостер У. 3. О ч е р к п о л и т и ч е с к о й и с т о р и и А м е р и к и . М , 1 9 5 3 , с . 590 —591.

[245]

Цитируется по изд.: История США. Том третий. 1918-1945. М. 1985, с. 230-245.

Рубрика