Хаттакское княжество в 1672— 1675 годы

Хаттакское княжество в 1672— 1675 годы

В XVI веке вожди хаттаков не только занимались набегами на караваны, следовавшие из Лахора в Кабул. Малик Чинджо из подразделения шахин-хель, особо отличавшийся в грабежах караванов, расположил свою ставку-в горах к югу от Аттока и попытался упорядочить извлечение выгод от соседства с важным торговым путем. Как сообщает Мухаммед

____

118. Там же, 247.

119. Асланов, Народное движение рошани, стр. 124.

120. Маасир ал-Умара, II, 248.

[48]

Хаят-хан, малик Чинджо построил заставы вдоль пути от Инда до Наушеры 121.

Сыном Чинджо был малик Акорай, которому могольский падишах Акбар поручил в 1586 г. охрану пути от Аттока до Пешавара, пожаловав ему в джагир земли от Аттока до Наушеры и предоставив право взимать в свою пользу пошлины на этом отрезке торгового пути.

Пользуясь покровительством Моголов, малик Акорай усилил власть (и до того, вероятно, значительную) над своими соплеменниками. Согласно сообщению Мухаммеда Хаят-хана, этот малик вскоре стал взимать со своих соплеменников налоги 122.

Малик Акорай получил от Акбара инвеституру на должность вождя племени хаттаков, закрепленную затем наследственно за его семьей. Получив джагир, Акорай вскоре основал городок Акора на крутом южном берегу реки Кабула 123. Этот городок стал резиденцией правителей Хаттакского княжества.

Акорай и его преемники (сын Яхья-хан, а затем внук Шахбаз-хан) получали значительные доходы с находившихся в их владениях соляных копей Калабага. В XVI—XVII веках, так же как и в новое время, добываемая здесь соль вывозилась, не только в окрестные районы, но и в отдаленные горные области.

Яхья-хан и Шахбаз-хан продолжали за службу по охране Пешаварской дороги получать от могольских падишахов инвеституру, награды и земельные пожалования. Кроме того, хаттакские князья вели борьбу с юсуфзаями, за что получали вознаграждение от могольских властей. В 30-х годах XVII века падишах Шах-Джахан сдал Шахбаз-хану на откуп сбор налогов с населенной юсуфзаями равнинной части Пешаварской области за 12 тысяч рупий ежегодно.

Хаттакские князья противодействовали рошани и удерживали своих соплеменников от участия в антимогольских выступлениях.

В 1641 году Шахбаз-хан был убит (так же как в свое время погибли его отец и дед) в сражении с юсуфзаями. Могольский падишах Шах-Джахан признал правителем хаттаков. Хушхаль-хана, сына Шахбаз-хана 124. Новый хаттакский князь поехал в Дели, ко двору могольского падишаха, где, присоединившись к отрядам его военачальников, принял участие в

_____

121. Рейснер, Развитие феодализма, стр. 303.

122. Подробнее см. там же, стр. 304.

123. Неподалеку от слияния с Ландаи — так афганцы называют низовья р. Сват, от впадения в нее р. Пянджкоры до впадения в р. Кабул.

124. Хушхаль-хан родился в Акоре, в месяце раби'ас-сани 1022 г. х. (21.5— 18.6.1613 г.).

[49]

Рис 1. Хаттакские всадники в доспехах (рис. XIX века)

 

походах в Кангру, Балх и Бадахшан и отличался в сражениях. Возвратившись в середине XVII века в свое владение, Хушхальхан начал борьбу против юсуфзаев. Предварительно он получил у падишаха Шах-Джахана разрешение включить несколько юсуфзайских селений, расположенных к северу от реки Лендам, в состав своего джагира.

Из внутриполитических мероприятий, проведенных Хушхаль-ханом в Хаттакском княжестве, важное значение имел земельный кадастр. При этом, как видно из имеющихся в исторической литературе сообщений, Хушхаль-хан отменил переделы земли, вероятно, существовавшие и у хаттаков. Согласно Раверти, «до того, как Хушхаль-хан стал вождем, границы страны хаттаков не были хорошо определены, т. е.

каждая семья в этом племени не имела закрепленной за ней

[50]

земли. Хушхаль-хан велел размежевать всю имевшуюся землю и закрепил границы; внес в реестр и (в зависимости от численности каждой семьи) отвел соответственное количество пахотной земли. Это устройство действует до сих пор, и, насколько мне известно, от него не было отклонений» 125.

Через несколько лет после начала правления могольского падишаха Аурангзеба Хушхаль-хан был заподозрен в нелояльности, схвачен могольским правителем Пешавара, закован в цепи и отправлен в апреле 1664 года в Дели 126. Оттуда его

повезли дальше и заключили в крепость Гвалиор. Это произошло в 1664 году, когда Хушхаль-хану было 51 год. Более двух лет он пробыл в этой крепости, затем его выпустили, но еще несколько лет он вынужден был жить в Индии под домашним арестом. Только после 1668 года ему удалось вернуться в родные края.

Ко времени возвращения Хушхаль-хана обострилась борьба афганских горцев против могольских властей, усиливавшаяся в связи с наступательной политикой Аурангзеба. Вскоре началось большое восстание, охватившее многие афганские племена. Хушхаль-хан становится одним из вождей восстания и  в течение многих лет бесстрашно сражается против моголов, призывая племена к единению во имя борьбы за независимость. Хушхалы-хан боролся за свою родину не только мечом, но и пером: он был одним из крупнейших афганских поэтов и отдал свой великий талант борьбе за независимость, заслужив бессмертную славу у потомков.

Как уже отмечалось выше, афганские горды, хотя и считались подданными Моголов, в большинстве случаев лишь формально признавали свою зависимость от этих правителей. Могольские падишахи фактически вынуждены были мириться с контролем путей из Индии в Кабул афганскими племенами (юсуфзаев, афридиев, хаттаков и др.). Более того, даже самые могущественные из могольских правителей сами уплачивали крупные суммы таким племенам «за охрану путей» (т. е. фактически за разрешение караванам проходить по ним).

Волнения и «беспорядки» в землях афганских племен не прекращались и после того, как рошанитское движение пошло на убыль. Они иногда происходили даже в те годы, когда в Среднюю Азию и Иран из Индии через эти земли передвигались крупные могольские войска. О нарушении афганцами в 40-х годах XVII века торговых путей и коммуникаций, соединявших Индию с Кабулом и Ираном, любопытное сообщение имеется в русских дипломатических документах. Афганцы (вероятно, впервые в русских источниках) упоминаются в

____

125. Цит. по работе: Асланов, Народное движение рошани, стр. 131; ср. Рейснер, Развитие феодализма, стр. 305.

126. MajrouhEtude du Destar-Namap. 242.

[51]

делах о посольстве князя Козловского, выехавшего в Персию в 1646 году. С ним царь Алексей Михайлович отправил двух гонцов: казанского купца Никиту Сыроежина и астраханского жителя Василия Тушканова. Эти гонцы должны были ехать дальше в Индию и доставить Шах-Джахану грамоту от московского царя. Однако персидский шах, несмотря на настойчивые просьбы князя Козловского, отказался дать провожатых русским гонцам, что означало отказ пропустить их в Индию 127.

В конце 60-х годов XVII века против Моголов выступили юсуфзаи. Их вождь Бахаку и мулла Чалак собрали отряд в 5 тысяч воинов для похода в подвластные Моголам районы левобережья Инда. В начале 1667 года этот отряд под предводительством муллы Чалака переправился через Инд выше Аттока и вторгся в Пакхли (долина, через которую проходила дорога на Кашмир) 128. Другие юсуфзайские отряды напали на округа Пешавара и Аттока. Могольские власти направили против юсуфзаев крупные силы и разбили их, а затем (весной и летом 1667 года) могольские войска заняли населенную манданами часть Пешаварской долины, сожгли селения манданов и уничтожили их посевы 129. Однако эти карательные действия вызвали волнения среди других афганских племен. На помощь манданам выступили племена Свата и Тираха 130.

В середине 1671 года в опорный пункт Моголов в Джамруде был назначен энергичный военачальник, махараджа Джасвант Сингх и были посланы сильные гарнизоны в могольские укрепленные посты с целью установить контроль над прилегающими к Пешаварской дороге местностями 131. Наступательная политика Аурангзеба в афганских областях вызвала большое восстание, начавшееся в следующем 1672 году.

Поводом к совместному выступлению афганских племен в районе Хайбарского прохода были бесчинства, чинимые могольскими воинами. В отмщение за обиду, нанесенную одной из женщин племени сафи, люди этого племени убили несколь-

____

127. Шахские власти, как видно из русских документов, аргументировали отказ обстановкой на границах Индии — военными действиями между войсками правителей Индии и Средней Азии, а также нарушением коммуникаций афганцами. «...И шахово величество царского величества гонца в Индию пропустить не велел, для того, что меж Индейскими и Туркустанскими государями учинилась драка и ссоры в Индейских украйных местах; адганские люди торговым людям учинили шкоды и иных людей побивают...» (Малиновский, Известие об отправлениях в Индию Российских посланников, стр. 139).

128. См. Sarkar, H istory of Aurangzib, p. 223.

129. Ibid., pp. 224—226.

130. Ibid., p. 226.

131. Ibid., p. 228.

[52]

ких могольских солдат. Вожди сафи отказались выдать виновных в убийстве местным могольским властям. Попытка Моголов наказать сафи силами других афганских племен была сорвана, так как афганцы, даже обязанные Моголам службою за джагиры и т. п., не пожелали выполнять могольские приказы, считая, что сафи правы.

Амин-хан, могольский правитель Кабула, решил сам расправиться с сафи. С этой целью он выступил в начале 1672 года из Пешавара, где находился в это время. Афганцы решили не пропустить его через Хайбарское ущелье. Объединенные силы сафи, момандов, афридиев и шинварей перекрыли Хайбарский проход. Амин-хан вступил в бой с афганцами в районе Али Масджида, но не смог добиться успеха. Тогда он попытался пройти обходным путем, попал в подготовленную афганцами ловушку и потерял многочисленное войско, слонов, казну и даже свою семью. Лишь благодаря случайности ему самому удалось ускользнуть от гибели или плена и бежать в Пешавар с несколькими своими приближенными.

В подготовке и проведении этих весьма успешных для афганцев военных действий большую роль сыграли два вождя афридиев — Аймаль-хан и Дария-хан. Земли афридиев стали центром быстро расширявшегося восстания.

Вскоре после победы афганцев над Амин-ханом к афридиям присоединились хаттаки во главе с Хушхаль-ханом и другие афганские племена. Восстание охватило земли большинства афганских племен от Пешаварской области до Кандагарской. 

За неудачи Аурангзеб сместил Амин-хана с поста кабульского наместника и заменил его Махабат-ханом (занявшим этот пост в четвертый раз). Могольский падишах надеялся, что Махабат-хан, хорошо знавший местные условия и находившийся в хороших личных отношениях со многими афганскими вождями, сумеет восстановить положение. Есть сведения о том, что, будучи человеком осторожным и понимая обстановку, Махабат-хан фактически бездействовал и даже договорился тайно с афганцами не нападать друг на друга. Как бы то ни было, ему ничего существенного для могольских властей добиться не удалось и Хайбарский проход оставался закрытым 132.

Аурангзеб послал для подавления восстания афганцев крупные силы, но могольские войска терпели одно поражение за другим. В 1673 году они были разбиты в Момандских горах.

_____

132. Ibid., Махабат-хан, покровительствовавший в прошлом Хушхаль-хану, призвал его выполнить свои обязательства вассала падишаха и сотрудничать с могольскими власятми. Но Хушхаль-хан ответил категорическим отказом. Он решительно и бесповоротно пошел со своим народом и открыто выступил против Великих Моголов.

[53]

В феврале 1674 года могольский военачальник Шуджаат-хан в сильный дождь и снег был атакован афганцами в том же горном районе, к северо-западу от Шабкадра, раЗбит наголову и сам погиб в бою. Остатки его войска были спасены отрядом раджпутов, высланным на выручку махараджей Джасвантом Сингхом из Джамруда 133.

Афганцы к этому времени не ограничивались обороной, но и сами переходили в наступление. В начале 1674 года (почти одновременно с боем в Момандских горах, закончившимся разгромом войска Шуджаат-хана) Хушхаль-хан и Аймальхан, объединив силы хаттаков и афридиев, атаковали крепость Наушеру и взяли ее приступом. В дальнейшем Хушхаль-хан принимал участие во многих крупных сражениях и мелких стычках с могольскими войсками и одержал в них много славных побед. Он стал душой восстания, призывая своими стихами афганские племена к совместной борьбе.

Восстание афганцев приняло настолько угрожающий для Моголов характер, что Аурангзеб решил выехать к месту военных действий и принять личное руководство ими. Ему пришлось на два года покинуть для этого свою столицу. В могольских придворных летописях отмечено, что падишах отсутствовал тогда в Дели с весны 1674 г. до 27 марта 1676 года. Он избрал своей временной ставкой Хасан Абдал (в округе Равалпинди), куда прибыл в июне 1674 года. Рассказывают, что, выступив в поход, Аурангзеб с копьем в руках ехал на своем коне под лучами палящего солнца, демонстративно не укрываясь ни от зноя, ни от пыли. Этим он хотел показать всем свою решимость уничтожить восставших афганцев 134.

Несмотря на приезд падишаха и сосредоточение сил огромной могольской державы против афганцев, в ходе дальнейших военных действий могольские войска потерпели еще ряд крупных неудач.

Путь через Пешавар на Кабул подвергался неоднократно нападениям афганцев. Гильзаи перерезали его, преграждая движение через перевал Джагдалак. Чтобы держать под контролем этот участок пути, Аурангзеб поручил Агар-хану, своему военачальнику из тюрков, занять Нинграхар с крупным раджпутским отрядом численностью в 5 тыс. человек 135.

Агар-хан нанес несколько поражений гильзаям и снял блокаду с перевала Джагдалак, однако обеспечить безопасность движения на этом участке пути Моголам все же не удавалось.

Весной 1675 года, когда Фидаи-хан с многочисленным могольским войском возвращался из Кабула в Пешавар, афган-

_____

133. Ibid., pp. 235, 236.

134. ManucciStoria do MogorIIp. 204.

135. SarkarHistory of Aurangzibp. 239.

[54]

цы атаковали его у Джагдалака, разбили его авангард и захватили значительную часть артиллерии, слонов, обозного имущества и т. п. Фидаи-хан был избавлен от окончательного разгрома подходом отряда Агар-хана 136.

В начале июня 1675 года могольский военачальник Мукаррам-хан, совершавший во главе большого отряда карательный поход в Баджаур, попал в устроенную афганцами засаду и еле спасся бегством с горсткой оставшихся в живых воинов 137.

Могольские войска совершали многочисленные походы в афганские земли. Главной базой Моголов был Пешавар, откуда их отряды направлялись против момандов, юсуфзаев, племен гория-хель и т. д. Агар-хан с исключительной жестокостью действовал из Нинграхара против гильзаев и других окрестных афганских племен.

Но скорее не сила оружия, а золото Индии было главным средством, с помощью которого Аурангзебу удалось к концу 1675 года в известной мере восстановить положение в северо-западной части своих владений. Он широко использовал систему подкупа, щедро раздавал подарки, пожалования (джагиры) вождям афганских племен и предоставлял подчинившимся посты в могольском войске.

В могольских источниках указывается, что ко времени возвращения в Дели (27 марта 1676 года) Аурангзеб добился подчинения бангашей и некоторых племен Пешаварской области, а также, что ему изъявили покорность даудзаи, племена Тираха и ряд других афганских племен и подразделений 138. Сведения такого рода в отдельных случаях, по-видимому, в той или иной мере отвечают действительности, но в целом результаты войны Аурангзеба против афганцев лишь в хрониках могольских придворных летописцев выставлялись как победа этого падишаха. Из современников событий не только Хушхаль-хан, объективность суждений которого как противника Моголов могла бы в данном случае быть подвергнута сомнению, но и такой историк, как Мануччи, справедливо утверждал, что Аурангзеб в 1672— 1675 годы потерпел неудачу в войне с афганцами 139. Мануччи рассказывает, что Аурангзеб, не добившись успеха, решил создать видимость почетного отступления и приказал своим военачальникам объявить во всеуслышание на публичной аудиенции, будто патаны уже подчинены 140. Позднейшие историки Индии отмечают тяжелые последствия этой войны для тогда еще могущественной, но уже клонившейся к упадку державы Великих Моголов, указывая,

_____

138. Ibid., pp. 240, 241.

137. Ibid., p. 241.

138. Ibid., p. 238.

139. Cm. M anucci, Storia do Mogor, II, pp. 205, 220, 221.

140. Ibid., p. 221.

[55]

что финансы могольского государства были подорваны и что враждебные отношения с афганцами сказались на ходе дальнейших военных событий в Индии, ибо Аурангзеб не имел более возможности использовать афганских воинов в борьбе против, раджпутов и маратхов 141. Джадунатх Саркар, глубоко изучивший историю Индии в годы правления Аурангзеба, считал очевидным, что этот падишах успеха против афганцев не добился 142.

Интересные известия о восстании 1672— 1675 годов, показывающие, как события войны Аурангзеба с афганцами воспринимались современниками в соседней Средней Азии, имеются в дипломатических документах Посольского приказа московских царей. В этих известиях характеризуется размах восстания и отмечается неуспех попыток Аурангзеба подавить его силою оружия. Сведения исходят от русского посланника Василия Даудова, побывавшего в Хиве и в Бухаре.

В своей «Отписке» из Бухары от 20 марта 1676 года в Посольский приказ Василий Даудов, рассказывая о пребывании в Хиве и в Бухаре, передавал вести о событиях, происходивших в Хиве, Балхе и в Индии, сообщая о восстании афганцев следующее: «...А в Ындейской, государь, земле заметня великия, авганы индейскому шаху изменили и воюют на него индейского шаха, а те авганы живут в горах, а будет их авганской силы с 300 000» 143. В конце весны — начале лета 1677 года в «Отписке», посланной Василием Даудовым при возвращении из Хивы (из Яицкого городка) царю Федору Алексеевичу, содержались известия о политической обстановке в среднеазиатских государствах и в Индии. Излагая сведения о последних событиях в Индии, Василий Даудов писал:

«А в Ындейской, государь, земле великая война и междоусобство, а воюют на индейского шаха авганы, а служили они, авганы, ему ж, индейскому шаху, а живут те авганы в горах и крепких местах, и индейской шах посылал на них, авганов, царевичей своих и бояр со многими войски, и им авганом ничего не учинили...» 144.

Эти, во многих отношениях примечательные, сведения, сохранившиеся в русских источниках, свидетельствуют, в частности, о том, что даже в отдаленных от афганских земель странах знали о происходивших в 70-х годах XVII века на се-

_____

141. См. Синха Банерджи, История Индии, стр. 262. Войско Великих Моголов, как считают историки, исследовавшие военную систему их государства, состояло на 1/3 из афганцев (см. Рейснер, Развитие феодализма, стр. 64).

142. См. Sarkar, H istory of Aurangzib, p. 242.

143. МИУТТ, 207. Сообщая о восстании патанов против Аурангзеба, Мануччи (Storia do Mogor, II, 194) указывает то ж е число восставших патанов — 300 тыс. человек.

144. МИУТТ, 339.

[56]

верных границах государства Великих Моголов событиях и придавали им большое значение.

Хотя в результате борьбы, возглавлявшейся рошани в XVI— начале XVII века, и восстания 70-х годов XVII века афганцам и не удалось полностью освободить свои земли от власти Моголов, эти события сыграли большую роль в укреплении патриотического самосознания афганского народа и в создании предпосылок объединения афганских племен в одном государстве.

Военные действия афганских племен против могольских властей продолжались и в 80-х годах XVII века, но они уже не имели прежнего размаха.

Видную роль в политических событиях, происходивших в афганских районах в последней четверти XVII века, сыграл могольский сановник Амир-хан (умер в 1698 году), назначенный Аурангзебом в 1677 году на пост наместника в Кабуле. Амир-хан действовал хитростью и подкупом, ссорил между собой афганских вождей, разжигал противоречия между племенами. Такими методами Амир-хану удалось способствовать расколу союза афганских племен, сложившегося под руководством Аймаль-хана и Хушхаль-хана.

Некоторые афганские феодалы вновь стали вассалами Моголов, В их числе были и сыновья Хушхаль-хана. Один из них, Ашраф, остался вождем племени хаттаков, когда Хушхаль-хан был вынужден отказаться от этого поста, открыто выступив против могольских властей. После этого Хушхальхан ушел в горы, руководил сражениями против могольских войск, принимал личное участие во многих мелких стычках, переезжал из земель одних афганских племен в земли других, поднимая их на борьбу и призывая к единству. Этот героический период жизни великого поэта омрачили разногласия и ссоры с собственными сыновьями. Среди изменивших своему народу и своему отцу и перешедших на сторону Моголов был Бахрам, поступивший на службу в могольское войско.

От борьбы отходили видные афганские вожди (такие, как Дария-хан африди) и одно за другим афганские племена, но Хушхаль-хан остался непреклонным до конца своих дней. Дольше многих других афганских племен держались афридии. Пока был жив Аймаль-хан, могольским властям не удавалось добиться примирения с ними, но после смерти этого выдающегося вождя дипломатия и деньги кабульского наместника Амир-хана оказались сильнее влияния сторонников продолжения борьбы среди афридиев, и могольские власти сумели склонить афридиев к мирному соглашению 145.

_____

145. Sarkar, H isto ry of Aurangzib, p. 245.

[57]

Хушхаль-хану становилось все труднее, но он не сложил оружия. За время своей многолетней борьбы против могущественных чужеземцев поэт-воин предпринимал многочисленные поездки в земли различных афганских племен, стараясь привлечь их к совместным действиям. Он побывал и у юсуфзаев, которых разделяла с хаттаками длительная вражда. Хушхаль-хан призывал юсуфзайских вождей забыть прежние распри, но юсуфзайские вожди не пошли ему навстречу. С горечью и гневом поэт писал об этом:

...Я кричал юсуфзаям: «К оружию! К оружию!».—

пока не устал,

Но они, глухие ко всему, так и не ответили мне:

«Умрем в бою!» или «Пойдем за тобой!»

Афганцы смогли бы победить моголов в бою,

Если б только племена поддерживали друг друга, 

А вожди племен забыли о своих распрях 146.

Хушхаль-хан умер в 1689 году. Поэт желал, чтобы его похоронили в уединенном месте, где его покой не нарушало бы цоканье копыт могольской конницы. Его могила находится около небольшого поселения Верхнее Сураи, в тихом уголке, расположенном, однако, неподалеку от пути из Индии в Кабул через Пешаварскую долину. Он похоронен на склонах гор, откуда открываются широкие дали. За этими склонами раскинулись хаттакские земли, через реку Ландаи открывается отдаленная панорама равнинной области юсуфзаев, а над нею высятся снежные вершины, увенчивающие горы Бунера и Свата.

На его могиле лежит простая мраморная плита с такой надписью:

Ради чести афганцев

я обнажал меч,

Я, Хушхаль Хаттак,

олицетворение чести этого 

времени 147.

Еще при жизни Хушхаль-хана его сын Ашраф, стоявший во главе Хаттакского княжества, был схвачен в 1683 году моголами и окончил свои дни вдали от родины, в Биджапуре, где провел десять лет пленником. Князем хаттаков стал Афзаль, сын Ашрафа.

Афзаль поддерживал могольского царевича Шах Алама, который вступил на делийский престол под именем Бахадуршаха. Когда в 1707 году Аурангзеб умер, известие о его смерти

_____

146. Перевод В. А. Лившица (Лившиц, Поэт-воин, стр. 249).

147. Caroe, The P athans, s p. 246.

[58]

застало Афзаля в Аттоке, где он находился с Шах Аламом. Этот могольский правитель поручил Афзалю охрану Пешаварской дороги. Уже в последние годы правления Аурангзеба на районы Кохата, Банну и т. д., не говоря уже о горных афганских землях, власть Моголов фактически не распространялась.

[59]

Цитируется по изд.: Массон В.М. Ромодин В.А. История Афганистана в двух томах. Том II. Афганистан в Новое время. М., 1965, с. 48-59.