Польша в XIV веке: создание единого государства

Польша в XIV веке: создание единого государства

Развитие производительных сил как в области сельского хозяйства, так и ремесла, укрепление экономических связей между отдельными областями страны, рост городов и рыночных связей во второй половине XIII века постепенно подготавливали экономические предпосылки объединения польских земель в единое государство.

Установление государственного единства Польши в XIV веке

Процесс воссоединения польских земель был значительно ускорен необходимостью борьбы с грозной внешней опасностью — агрессией германских феодалов, осуществлявшейся Тевтонским орденом и Бранденбургом. В борьбе с крупными феодалами — можновладцами, отстаивавшими порядки феодальной раздробленности, центральная власть могла опереться на поддержку мелких и средних феодалов — рыцарства (шляхты). Польское духовенство, оттесняемое немецким духовенством, опасаясь за свои доходы и политическое влияние, тоже готово было поддержать центральную власть в её объединительной политике. Заинтересованы в прекращении крайне тягостных для народа феодальных усобиц и в усилении центральной власти были и широкие народные массы.

Централизации Польского государства препятствовала позиция патрициата крупнейших польских городов. Влиятельный немецкий патрициат Кракова, Вроцлава, Познани и других городов, связанный не с внутренней, а с транзитной торговлей, был силой, активно боровшейся против создания в Польше единого централизованного государства. Это привело к тому, что в Польше города не сыграли той роли в борьбе за создание единого национального государства, которая принадлежала им в истории ряда стран Европы. При таких условиях, а также вследствие агрессивной политики польских феодалов на востоке, отвлекавшей силы государства от борьбы с захватившими польские западные земли Тевтонским орденом, Бранденбургом и монархией Люксембургов, в состав Польского государства не вошли Силезия и Поморье, отдельным княжеством в XIV—XV веках оставалась и Мазовия. Внутри государства сохранили большое влияние крупные феодалы — магнаты-можновладцы.

Во внутриполитической борьбе в Польше, начиная со второй половины XIII века, значительную роль играл вопрос о том, какая группа феодалов — малопольские или великопольские — возглавит объединение польских земель. Первоначально руководящая роль в борьбе за объединение страны принадлежала велико-польским феодалам, ибо именно в Великой Польше наиболее остро ощущалась необходимость решительной борьбы с германской феодальной агрессией. В конце XIII в. во главе великопольских феодалов в их борьбе за объединение страны стал князь Пшемыслав II, распространивший свою власть на всю Великую Польшу и присоединивший к своим владениям Краковскую землю и Восточное Поморье. В 1295 г. Пшемыслав II стал польским королём, но его положение осложнялось борьбой с маркграфом Бранденбургским и чешским королём Вацлавом II, которому он был вынужден уступить Краковскую землю. В 1296 г. Пшемыслав II был предательски убит агентами, подосланными из Бранденбурга. В дальнейшем энергичную борьбу за объединение польских земель продолжал брестско-куявский князь Владислав Локетек, который, подавив восстание немецкого патрициата Кракова и, сломив сопротивление патрициата ряда великопольских городов во главе с Познанью, к 1314 г. овладел всей Великой Польшей и присоединил её к Малой Польше. В 1320 г. Владислав Локетек короновался королём единого Польского государства.

Тяжёлая борьба Польши с Тевтонским орденом, захватившим в начале XIV века Восточное Поморье, и Люксембургами, правившими Чехией, проходила с переменным успехом. При преемнике Владислава Локетека — Казимире III (1333—1370) в 1335 г. при посредничестве Венгрии в Вышегроде было заключено соглашение с Люксембургами. Отказавшись от своих притязаний на польский престол, Люксембурга сохранили в своих руках Силезию. В 1343 г. было заключено соглашение и с орденом, который был принуждён пойти на некоторые территориальные уступки Польше. Отказ феодальной Польши от решительной борьбы с орденом за возвращение захваченных им польских земель был следствием агрессивной политики части польских феодалов на востоке. В 1349—1352 гг. польские феодалы после тяжёлой борьбы с местным населением захватили Галицкую Русь, в то время как Волынь была захвачена Литвой. Между Литвой и Польшей началась длительная борьба за галицко-волынские земли, которая велась польскими феодалами при Казимире III в союзе с венгерскими феодалами.

Развитие денежной ренты. Антифеодальная борьба крестьян

Политическое объединение страны способствовало дальнейшему экономическому развитию польских земель. В XIV— XV веках продолжались интенсивное заселение лесных районов и расчистка под пашню новых земельных площадей. Внутренняя колонизация страны осуществлялась прежде всего силами польского крестьянства, искавшего в бегстве спасения от феодальной эксплуатации. Однако и на новых местах крестьяне-новосёлы попадали в феодальную зависимость от крупных землевладельцев, хотя первоначально и более лёгкую. В XIV веке свободные крестьяне в Польше почти совершенно исчезли. Феодалы переводили крестьян на единообразный оброк — чинш, вносимый натурой и деньгами. Первая половина XV века была временем наиболее широкого распространения в средневековой Польше денежной ренты. В Силезии она являлась преобладающим видом ренты. Наиболее отсталой в своём социально-экономическом развитии была Мазовия.

Однако наряду с точно установленным и регулярно взимавшимся чиншем феодалы всячески стремились сохранить в видоизменённой форме старинные поборы с крестьян. Так, например, в XIV веке под видом так называемых «приношений», взимаемых натурой, главным образом скотом, существовали нарез и ополье, а под названием завтраков — старинная повинность стан. Наряду с чиншем кое-где практиковалась и барщина, однако в незначительных размерах. Помимо повинностей в пользу феодалов-землевладельцев, крестьяне должны были вносить десятину в пользу церкви. В Великой Польше десятина вносилась преимущественно в денежном виде, в Малой — натурой.

Наиболее распространённой формой сопротивления крестьян феодальному гнёту в это время были побеги. В так называемом Вислицком статуте, изданном при Казимире III для Малой Польши, прямо указывалось, что из-за ухода крестьян без всякой на то законной причины имения их господ часто пустуют и остаются без обработки. Энергичную борьбу вело крестьянство и против крайне невыгодной для него натуральной повинности, так называемой «сноповой десятины», в пользу церкви, добиваясь замены её денежными взносами.

Антифеодальные выступления крестьянства и городской бедноты часто облекались в форму ересей. В начале XIV века широкое распространение в Польше получила ересь вальденсов, призывавших к установлению имущественного равенства, резко нападавших на богатство и развратную жизнь католического духовенства. Для борьбы с ересями в Польше была введена инквизиция. В 1315 г. в Силезии несколько сот вальденсов было сожжено на кострах. Однако эти жестокие репрессии не могли остановить дальнейшего распространения ересей. В середине XIV века большое распространение среди польского крестьянства, особенно в Малой Польше, приобрело еретическое движение «бичующихся», проповедовавших аскетический образ жизни.

Широкий отклик среди польского крестьянства и городских низов получило в XV в. гуситское движение. Особенно много сторонников оно завоевало себе в Силезии, а также в городах и местечках Малой и Великой Польши, среди крестьянства Куявии и Добжинской земли. В Силезии антифеодальная борьба крестьянства и городской бедноты, но своему характеру была близка к событиям в восставшей Чехии. Поднявшиеся на вооружённую борьбу народные массы уничтожали монастыри и костёлы. Народным движением руководили пламенные проповедники, так называемые «убогие ксёндзы». Много польских крестьян и городских бедняков принимало активное участие в крестьянской войне в самой Чехии. «Низшие», «плебеи» и «кметы», как говорится в польских источниках, создавали отряды, отправлявшиеся на помощь боровшейся Чехии. Только при помощи кровавого террора польским духовным и светским феодалам удалось подавить начинавшуюся в стране крестьянскую войну.

Рост ремесла и торговли

В XIV—XV веках наблюдался дальнейший прогресс в ремесленном производстве. В это время Силезия (особенно город Вроцлав) славилась своими ткачами. Крупным центром производства сукна являлся Краков. В документах встречаются упоминания ремесленников самых различных специальностей: ткачей, сукноделов, литейщиков, стекольщиков, резчиков, маляров, столяров и сапожников. Цеховые организации, возникшие в польском городе ещё в предшествовавший период, значительно выросли, при этом в XIV—XV веках наблюдалось уже весьма явственное социальное расслоение внутри цехов. Всё управление цехами сосредоточивалось в руках мастеров, которые избирали старейшин, стоявших во главе цеха. Подмастерья и особенно ученики находились в зависимом от мастеров положении.

Значительно расширилась в это время внешняя торговля Польши. По-прежнему первостепенную роль играла транзитная торговля со странами Восточной и Западной Европы. Особое значение в XIV веке приобрела торговля с генуэзскими колониями на побережье Чёрного моря и в первую очередь с Кафой (Феодосией). Из Кафы вывозили на польские рынки шелка и пряности, квасцы и другие ценные товары. Весьма оживлённой была торговля Польши с русскими городами. Прочные торговые отношения установились между Польшей, Венгрией и Словакией. В Венгрию и Словакию из Польши вывозились свинец, соль и сукна. Из Венгрии и Словакии ввозились медь, железо, вина и воск. Интенсивной была торговля с Фландрией, из которой вывозились ценные сукна, вина и другие товары. Оторванные в этот период от Польского государства польские поморские города Щецин, Колобжег, Гданьск и другие принимали активное участие в торговле по Балтийскому морю, установив тесные торговые связи с Новгородом, Фландрией, Англией и Скандинавией. Многие польские города, как например Краков, Вроцлав, Щецин и Колобжег, входили в состав Ганзейского союза городов.

Быстро развивалась и внутренняя торговля. Укреплялись и расширялись экономические связи между городом и его сельскохозяйственной округой. Большое значение для укрепления экономических связей между польскими землями в XIV— XV веках приобрели ярмарки. Купечество играло в жизни польских городов значительную роль. В крупных городах — Кракове, Вроцлаве, Познани, Торуни и Гданьске возникли объединения богатых купцов — гильдии.

Ряд крупных городских центров в XIV—XV веках смог добиться самоуправления. В этот период городское право получили помимо Кракова, Вроцлава, Познани также Люблин, Тарнов, Быдгощь, Варшава и некоторые другие города. Борьба горожан со ставленниками князей — войтами в XIV веке в большинстве случаев заканчивалась победой первых.

В польских городах происходила ожесточённая социальная борьба. Представители верхушки городских ремесленников добивались участия в управлении городом, иногда получая при этом поддержку от королевской власти. Так, например, Казимир III в 1368 г. предписал, чтобы в городской совет Кракова входили наряду с представителями патрициата представители цехов. Социальная борьба в польских городах тесно переплеталась с борьбой против немецкого патрициата. Торгово-ремесленное польское население городов требовало, чтобы присяжные (лавники) избирались не только из немцев, но и из поляков и чтобы в городских учреждениях употреблялся польский язык. С другой стороны, в борьбе с произволом мастеров, являвшихся зачастую немцами, подмастерья и ученики, как правило поляки, прибегали иногда к своего рода «забастовкам». В 1392 г. особым постановлением Краковского городского управления из города были изгнаны подмастерья, отказавшиеся работать в знак протеста против притеснения мастерами.

Рост шляхетских привилегий в конце XIV—XV веков

Развитие Польского государства настоятельно требовало разработанного законодательства. Однако вместо единого законодательства для всего Польского государства при Казимире III около 1347 г. были выработаны отдельные своды законов для Малой Польши — Вислицкий статут и для Великой Польши — Петрковский статут. Эти статуты, основанные на ранее существовавшем в Польше обычном праве, в то же самое время отражали важные социально-экономические сдвиги, происшедшие в стране. Статуты охватывали различные вопросы гражданского и уголовного права, отношения между сословиями, вопросы суда и судопроизводства. Законодательство носило ярко выраженный феодальный характер. Положение крестьян с введением Вислицко-Петрковского статутов, затруднявших уход крестьян с земель феодалов, ухудшилось.

Светские и духовные магнаты не были заинтересованы в укреплении королевской власти и пользовались всякой возможностью, чтобы ограничить её в свою пользу. Такая возможность представилась, когда королевская власть в Польше перешла к племяннику Казимира III Людовику Анжуйскому (1370—1382), королю Венгрии. Не имея в Польше прочных позиций, Людовик был вынужден пойти на ряд уступок польским феодалам. В 1374 г. он опубликовал так называемый Кошицкий привилей, согласно которому феодалы (магнаты и шляхта) освобождались от всех повинностей, кроме военной службы и незначительного налога в 2 гроша с лана *земли. Крупные феодалы воспользовались Кошицким привилеем для того, чтобы ещё больше укрепить своё политическое влияние в стране и ослабить королевскую власть. И, хотя политическое засилье магнатства вызывало недовольство шляхты, она не стремилась к укреплению королевской власти, видя в своей крепнущей сословной организации достаточное орудие для подавления сопротивления закрепощённого крестьянства.

Важным успехом шляхты были Нешавские статуты 1454 г. Ещё более ограничив королевскую власть, Нешавские статуты предоставили шляхте право создания собственных выборных земских судов. Было запрещено объединение в одних руках важнейших должностей: королевского наместника — старосты и стоявшего во главе местного управления воеводы. Король обещал, что без согласия шляхты, собранной на общем земском съезде, центральная власть не будет издавать новых законов и объявлять войну. Земские (воеводские) и генеральные (общегосударственные) съезды феодалов к концу XV — началу XVI в. превратились в важнейшие органы польской феодальной государственности — сеймики и сеймы. Статуты 1454 г. знаменовали собой важный этап в процессе формирования в Польше феодальной монархии с сословным представительством. Особенностью «сословной монархии» в Польше было устранение городов от участия в представительных органах власти.

Примечания

* В Польше как земельная мера применялись два лана — фламандский, составлявший около 17 га, и франконский — около 24,5 га.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том III. М., 1957, с. 706-712.

Рубрика