Галицкая земля (Тихомиров, 1956)

Галицкая земля (Тихомиров, 1956)

Небольшая по размерам, но густо населённая Галицкая земля тем не менее не может похвастаться обилием крупных городов, что, впрочем, характерно и для нынешней Галичины. Современный Львов вырос после монгольского нашествия, а до него крупнейшим городом этой земли был Галич, появляющийся на страницах летописи очень поздно, только-в середине XII века. Между тем оформление Галицкой земли в особую область произошло гораздо раньше, по крайней мере в XI веке. Отсутствие сколько-нибудь крупного центра в Галицкой земле до XII века — явление весьма своеобразное и требующее особого объяснения. Возможно, что оно связано с поздним обособлением русских земель на этой окраине от Польши и Венгрии.

Сколько-нибудь значительными размерами во всей Галицкой земле отличались только Галич, Перемышль, Звенигород Теребовль, позже Холм. Впрочем, о Теребовле известно крайне мало. За исключением Перемышля, остальные города появляются на страницах летописи очень поздно: Звенигород и Теребовль с конца XI века, а Галич только с первой половины XII в. Звенигород и Теребовль очень быстро сходят со сцены и теряют своё прежнее значение.

Случайное ли это явление или оно связано с какими-то сдвигами населения? Раннее возвышение Теребовля, лежавшего иа юге Галицкой земли, как будто указывает 

[328]

на последнее. Падение первого Болгарского царства вызвало отлив населения из Болгарии на северные берега Дуная, где галицкие князья создают своё княжество в Берладе. Позже набеги половцев сбивают русское население на север, а с конца XII века притягательным центром для придунайских областей становится второе Болгарское царство, что почти совпадает со смертью Ярослава Осмомысла, который распространял свою власть до Дуная, по свидетельству Слова о полку Игореве.

Главный город Галицкой земли принадлежал к числу крупнейших русских городских центров. Галич появляется в наших летописях как бы внезапно в 1140 году, когда в нём оказывается князем знаменитый Володимерко Володаревич 1. Длугош, однако, сообщает, что отец Володимерка — Володарь после своего поражения от польского короля в начале XII века бежал в Галич, где собирал войско 2. Следовательно, город возник ранее, и, вероятно, значительно ранее 1140 года. В первой половине XIII века ещё существовало, предание о Галиче, начало которого связывалось с соседней «Галичиной могилой» — каким-то высоким курганом. Название «Галичина могила» указывает на некоего Галича, основателя города, жившего ещё в языческие времена, судя по характеру его погребения в виде насыпной могилы. Конечно, преданию XIII века нельзя придавал» значение решительного свидетельства, но оно всё-таки очень показательно. Во всяком случае, название города — славянское (галити — радоваться, галичь — галочий крик и пр.).

Рост Галича объясняется прежде всего его центральным положением в Галицкой земле. Река Днестр была значительным торговым путем, а в районе Галича имеются залежи соли. Печерский патерик рассказывает, что во время войны киевского князя Святополка Изяславича с Володарем и Василько в конце XI века прекратился приезд купцов и подвоз соли «из Галича» 3.

Известия о Галиче рисуют его как крупный город. Во второй половине XII века появляется особая галицкая 

_____

1. Ипат. лет., сто. 218—218. 

2. Диугош, стр. 184.

3. «И не пустнша гостий из Галича и лодийс Перемытая, а соли ее быстъ во всей Русьской земли» («Печерский патерик». Стр. 207)

[329]

епископия, находившаяся при церкви Успения, где галицкие князья садились торжественно на стол. Ничего неизвестно о других галицких церквах, но фундаменты каменных церквей, обнаруженные при раскопках в районе древнего Галича, показывают, что каменное строительство получило в нём немалое развитие

Изучение истории Галича долгое время не могло быть успешным без планомерных археологических изысканий. Само место древнего Галича точно не установлено. Одни предполагали древний город на месте современного Галича, другие — на запад от него, на высотах у реки Ломницы, третьи местом древнего Галича считали (Крилос, или так называемую старую кафедру (катедра), в 5 км на юг от нынешнего города. Этот вопрос казался мне разрешённым удачными раскопками, установившими на-хождение древних зданий в районе (Крилоса, в несколь-ких километрах or современного Галича. Так я и писал в первом издании своей книги, пока лично не познакомился с местоположением древнего Галича. Теперь мне ясно, что на (Крилосе находилась галицкая епископия — «старая катедра», а не древний город, так как летопись непосредственно связывает город с рекой Днестром.

По летописному рассказу 1229 года, войска Даниила Романовича стояли в Угольницах «на берегу Днестра». Галичане н венгры стреляли со льда реки, когда же вода в реке поднялась, они сожгли мост, через неё перекинутый. Мост не сгорел целиком, «и утром войска Даниила перешли мост и стали по берегу Днестра». Вскоре после этого горожане напали на венгров, многие из которых «впадаху в реку». Река, в которую падали венгры, тут же названа Днестром 1.

Таким образом, если придерживаться летописи, то Галич неотделим от Днестра; его надо искать на берегу этой реки, а не в районе Крилоса, стоящего в отдалении от Днестра, на берегу Луквы. К сожалению, в работах о старом Галиче и его древнем местоположении правда так перемежается с фантастикой, предположения и догадки так часто выдаются за реальность, что трудно отличить выдумку от действительности. Старое предположение, что древний Галич стоял на том же месте, где 

_____

1. Ипат. лет., стр. 606—607.

[330]

он стоит теперь, представляется мне наиболее отвечающим известиям о Галиче. На Старом Крилосе находилась епископия, стоял величественный собор. Другой собор мог находиться в самом городе. Летопись, действительно, сообщает не об одном соборе, а о соборах в Галиче («передо всими сборы») 1. Такое же расположение города с княжеским замком отдельно от резиденции епископа можно видеть во Владимире Волынском, о чём говорилось в предыдущей главе 2.

Тем не менее раскопки на Крилосе бросают яркий свет на древний Галич, известия о котором в письменных документах так неясны и противоречивы.

Раскопки открыли фундаменты древней церкви Успения, отличавшейся большими размерами. Галицкая соборная церковь занимала площадь 32,5 м X 37,5 м и значительно превышала размеры остальных галицких церквей, фундаменты которых были раскопаны. Большими размерами в украинских землях отличались только собор св. Софии и Десятинная церковь в Киеве. Подобно Софийскому собору, Успенская церковь имела 5 кораблей, или отделений. Стены её были сложены из тёсаного камня с забутовкой внутри по типу владимиро-суздальских храмов. Архитектурные резные украшения указывают на вторую половину XII века как на время построения собора, церковь была построена при Ярославе Осмомысле (умер в 1187 году).

В фундаментах церкви найден был каменный саркофаг со скелетом старого человека, в котором видят останки Ярослава, а также гроб молодой женщины, может быть княжны, судя по золототканной повязке на голове 3, а также ряд разнообразных предметов.

Местоположение древней епископской резиденции рисуется в таком виде: она находилась на широком и плоском хребте, который острым языком тянется на север п с трёх сторон (с запада, севера, востока) ограждён крутыми скатами в долину Луквым в овраг Мозолевого 

_____

1. Ипат. лет., стр. 442.

2. Литература и полный свод сведений о Галиче имеется в книге Пеленьского: Iozef Pelenskl, Halicz w dzlejach sztuki 6redniowiecznej, Krakow 1914.

3. «Записки Науковото тоаористпа Iменн Шевченка», т. CLTV, Львiв 1937.

[331]

потока. (В этом месте так называемая Крилосская гора достигает приблизительно 75 м высоты. Замок был доступен только с юга, где валы защищали подступы к Детинцу. Южную часть городка занимал Успенский собор, сложенный из белого камня.

Здесь надо искать двор галицких епископов, власть которых пережила галицких князей и дала название всей местности (Крилос от греческого клирос — собор духовенства). Первоначальный замок был расширен в южную сторону, где между Луквой и Мозолевым потоком была сооружена новая оборонительная линия из трёх параллельных валов. Площадь между этими валами и замком известна была под названием «Качюв»; в древности она составляла территорию внешнего замка.

На другом, низменном берегу реки Луквы находилось «пiдгородде». Это название представляется многообещающим в смысле будущих археологических раскопок, потому что оно напоминает нам «передгородье» киевского времени, когда этим термином обозначалась не укреплённая или слабо укрепленная часть города с ремесленным населением, посад, как его называли бы в XVI—XVII веках.

Процветание Галича продолжалось примерно 100 лет, после чего его постигла печальная участь. (Крилос остался как центр епископии, а пристань в устье Луквы сохранила некоторое торговое значение и сохранила название Галича.

В XIV веке город сделался беззащитным и не имел стен (locus sine muris), о чём узнаём из одного документа 1.

Раскопки в районе древнего Галича показали, что этот город был крупным ремесленным центром. 'Найдено было большое количество разнообразной керамики, бронзовые украшения, золотые перстни. При раскопках «Юрьевского» урочища были обнаружены бесформенные куски бронзовых сплавов, три матрицы для отливки бронзовых крестиков, железные ножи, железный шлак, гончарная печь и т. д. Если бы внимание археологов устремлялось бы не столько на описание «золотых то-ков» для воображаемых турниров, мы могли бы пред-

_____

1. Histories Russiae Monuments (изд. А. И. Тургеневым), т. 1, стр. 34, № XXXVII, документ ошибочно отнесён к 1232 г. Он дан был в Авиньоне, вероятно, папою Григорием XI (1370—1378 гг.).

[332]

ставить себе картину богатого средневекового города с развитым ремеслом.

Что касается торговли древнего Галича, то она засвидетельствована летописями и не требует особых подтверждений.

Основание подъёму Галича среди других городов верхнего Поднестровья было положено ещё в первой половине XII века. Об этом свидетельствует заметка о смерти в Галиче Ивана Васильковича, после чего «прия волость его Володимерко Володаревичь; седе во обою волостью княжа в Галичи». Следовательно, усиление Галича произошло уже при Иване, а Володимерко только наследовал этот город. Позже Володимерко именуется в летописях князем «галичским».

В случайных летописных заметках о Галиче всё-таки проскальзывают черта, рисующие его одним из крупнейших русских городов. Ярослав Осмомысл, чувствуя приближение смерти, велел созвать «соборы все и монастыри, и нищих и сильных и худых» 1. Интересно указание на соборы духовенства, т. е. объединения белого духовенства вокруг какого-нибудь собора, и на галицкие монастыри, которые, стало быть, находились в городе и в его окрестностях.

Раскопки украинских археологов давно уже установили существование нескольких каменных церквей в районе Галича. Некоторые из них были довольно значительных размеров, другие занимали площадь, типичную для небольших приходских храмов. Город, по-видимому, был окружён монастырями и слободами и раскинулся, подобно Киеву, на большое пространство. Возможно, князья имели загородный двор или замок с каменной церковью, как это было в других городах. Это способствовало забвению того места, где находился город до его разорения. Во всяком случае, княжеский дворец с церковью св. Спаса находился в городе, как это видно из рассказа о смерти Володимерка, а Ярослав был похоронен в церкви Богородицы. На одной из церквей Галича было устроено укрепление, в котором горожане долго защищались в 1219 году («бе бо град створен на церкви»). Одни ив ворот Галича нам известны по их характерному названию — Немецкие ворота. 

____

1. Ипат. лет., стр. 221. 273, 442.

[333]

Галидкие «граждане» настолько ясно отличаются в летописных известиях от галицких бояр, что надо обладать очень большой невнимательностью к текстам, чтобы спутать тех и других. Недаром же Даниил Романович, обращаясь к галицким горожанам, восклицает: «О мужи градскии, доколе хощете терпети иноплеменных князей державу» 1.

Галич был крупным литературным центром. В нём составлялась известная Галицко-Волынская летопись XIII века. Ряд письменных памятников XII—XIII веков отличается местными, «галицкими» особенностями. «Галич богатый» хорошо известен и в народном эпосе. С ним тесно связана былина о Дгоке Степановиче.

Галич не сразу сделался столицей одноимённой земли. До него центрами Поднестровья были Звенигород и Теребовль. Звучное название Звенигород распространено в русских землях. Известен второй Звенигород в Галицкой земле, Звенигород под Киевом, Звенигород под Москвой. Впервые Звенигород упоминается под 1086 годом, но в Галицкой земле показывают два города с этим названием: один на месте современного Дзвини-города к юго-востоку от Львова, а другой — южнее, на левом берегу Днестра, между устьями рек Серета и Збруча. Н. П. Барсов не решался сказать, к какому из этих городов отнести летописный рассказ 1086 года.  Однако именно северный Звенигород и был тем городом, который известен по летописи.

Звенигород находится недалеко от Львова, на болотистой равнине. На небольшой возвышенности среди болот стоял замок, поблизости от которого находят пред-меты, относящиеся к каменному и бронзовому векам, а также н ко времени летописного Звенигорода XI— XIII веков. Из Наиболее важных находок следует отметить печать киевского митрополита Константина с греческой надписью: «Константин божиим изволением митрополит всея Росии». Две печати носят имя св. Василия. На одной из них имеется надпись: «Господи, помози рабу своему Василию». Возможно, что печать связана со знаменитым Васильком, князем соседнего Теребоаля в конце

_____

1. Ипат. лет., стр. 493, 517—518.

2. Н. П. Барсов, Очерки русской исторической географии, Варшава 1873, стр. 102.

[334]

XI — начале XII века. В значительном числе найдены были в Звенигороде медные и каменные крестики, иконки. Эта находки указывают на действительное существование в районе Звенигорода поселения в XI— XIII столетиях. Ещё в 1705 году Звенигород назывался «градом», хотя с середины XV века это было уже село 1.

В Звенигороде сидел Иван Росгиславич, когда за ним прислали галичане с призывом сесть у них в городе. Выгнанный из Галича дядею Володимерком, Иван бежал к Дунаю н основался в Берладе. Киевский князь Всеволод Ольгович в 1144 году ходил войною против Володимерка, подошёл к Звенигороду и остановился с одной стороны города, а Володимерко — с другой. Врагов разделяла река Белка, после перехода которой Всеволод занял горы в тылу Володимерка, расположившегося «в болоньи», т. е. на низменном месте. Рассказ о том же походе помещён в Ипатьевской летописи дважды — под 1144 годом и под 1146 годом, но в разных редакциях.

Что речь идёт об одном и том же походе, видно из перечисления его участников. К сожалению, в Ипатьевском своде текст дефектный, что отчасти восполняется Московским сводом конца XV века, опиравшимся на какую- то южнорусскую летопись, где событие отнесено, как я следовало, к 1144 году. Из неё узнаём о существовании вокруг города острога, сожжённого уже в первый день осады. За острогом находился город, около которого на третий день осады шёл бой от ранней зари до поздней вечерни. Город был зажжен в трёх местах, но «граждане» погасили огонь. Замечательно, что перед этим «звенигородци» хотели сдаться и созвали вече, но воевода Володимерка сбросил со стен города трёх заговорщиков и тем испугал горожан

Сведения о Звенигороде, взятые нами из русских летописей, дополняются известиями Длугоша. По его словам, Звенигород после смерти Володаря перешёл во владение его сына Владимирка. Между последним и его двоюродным братом Ростиславом разгорелась жестокая вражда. Ростислав осадил Звенигород (castrum Swini- 

____

1. «Записки Наукового товариства iм. Щевченка», 1899 г., т. XXXI и XXXII, стр. 22-28.

2.  Лаврент. лет., стр. 295; Ипат. лет, стр. 225—226, 228: ПСРЛ, т. XXV, стр. 36.

[335]

grod), защищаемый тремя тысячами войной, но затем был вынужден снять осаду 1.

На Серете стоял Теребовль, отданный в княжение Васильку. Появляется он впервые в летописях под 1097 годом 2. Название города, кажется, можно произвести от слова теребить, требить, т. е. расчищать лес. Но окончание на «ль» скорее указывает на какое-то личное имя, от которого произошло название города. Известия летописи о Теребовле крайне скудны. На его значительность указывает только то обстоятельство, что Теребовль и Звенигород в конце XI века были княжескими резиденциями.

На западной окраине Галицкой земли стоял значительный город — Перемышль. Владимир Святославич в 981 году отнял у поляков «Перемышль, Червей и ины грады»  3. Название «Перемышль» нередко в русских землях (например, город Перемышль поблизости от Калуги). Чехи и поляки, однако, называли этот город Пржемысл. Это имя носили некоторые польские и чешские владетели. Имеется ли тут простое совпадение или нет, сказать очень трудно, но наиболее понятное объяснение названия «Перемышль», находим в происхождении его от личного имени. Нет ничего невероятного, что Перемышль принадлежал некогда чехам, поскольку границы пражской епископия устанавливались до Буга и Стыри. Недаром об атом читаем в документе чешского происхождения (грамота Оттона II и папы Бенедикта VI)

Перемышль стоит на правом берегу реки Сана, при впадении в нее Вагры. Здесь должен был проходить древний торговый путь из Регенсбурга через Прагу на Краков и далее в Русь. Этим и определялось торговое значение города, бывшего одновременно и порубежным городом и складочным пунктом. В конце XI столетия Перемышль достался в руки Володаря Ростиславича, что является показателем относительного процветания города как удела одного из младших князей. Порубежное положение Перемышля сказалось во время многочисленных войн галицких князей с венгерскими феодалами. У Длугоша находим немало подробностей о столкновениях под 

____

1. Длугош, стр. 186—187,

2.  Ипат. лет, стр. 167.

3. «Повесть врем, лет», ч. I, стр. 58.

4. А. Акдрияшев, Очерк история Волынской земли, стр. 84.

[336]

Перемышлем между русскими, с одной стороны, венграми ИЛИ поляками — с другой. Он называет Василька и Володаря перемышльскими князьями, подчёркивая этим выдающееся положение Перемышля. Показания Длугоша подтверждаются Густынской летописью, по которой Владимир Мономах взял за своего сына Володаревиу из Перемышля. В 1152 году Перемышль видел в своих стенах галицкого князя Влодимирка, который спасался от венгров, разграбивших княжеский двор на Сане 1. Позже Перемышль всюду выступает как крупный город Галицкой земли, упоминаемый тотчас после Галича и Владимира.

В Перемышле, по сообщению того же Длугоша, Володарь построил церковь св. Иоанна, в которой был и похоронен 2. После него Звенигород достался Владимирку, а Перемышль — Ростиславу.

В Перемышле, по предположениям некоторых авторов, составлялся особый летописный свод, частично дошедший до нас в составе Киевской летописи XIII века. 

____

1.  Ипат. лет, стр. 310.

2. Длугош, стр. 185.

[337]

Цитируется по изд.: Тихомиров М.Н. Древнерусские города. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., 1956, с. 328-337.