Франция. Выборы 1951 года

Лидеры «третьей силы» рассчитывали воспользоваться пребыванием у власти для того, чтобы обеспечить победу на выборах в Национальное собрание летом 1951 г. Накануне выборов они провели новый избирательный закон, заменивший демократический принцип пропорционального представительства мажоритарной системой (от «мажорите» — большинство). Если система пропорционального представительства обеспечивала каждой партии количество депутатских мандатов, пропорциональное числу собранных голосов, то по мажоритарной системе партия или блок партий, за которых проголосовало свыше половины избирателей, получали все депутатские мандаты данного округа. Если ни одна партия не собирала абсолютного большинства, проводился второй тур голосования, где победителем считался кандидат, получивший больше голосов, чем другие. При этом партии, выступавшие друг против друга в первом туре, могли объединяться для завоевания голосов во втором туре. Мажоритарная система голосования, действующая во Франции по настоящее время, была направлена в первую очередь против коммунистов. Превосходя по числу собранных голосов любую буржуазную партию, Коммунистическая партия все же довольно редко добивалась абсолютного большинства в первом туре голосования. Рассчитывать на объединение с другими партиями она не могла, тогда как буржуазные партии, блокируясь друг с другом, имели возможность завоевать большинство мест. Антикоммунистический характер избирательного закона усугублялся тем, что в Парижском районе, где коммунисты с наибольшей вероятностью могли получить абсолютное большинство голосов, применялась не мажоритарная, а пропорциональная система голосования.

В июне 1951 г. состоялись выборы в Национальное собрание. Несмотря на ожесточенные нападки буржуазной пропаганды, ФКП в основном сохранила свои позиции. Она собрала свыше 5 млн. голосов (26,5%) и вновь вышла на первое место. Второе место заняла партия РПФ. Потеряв по сравнению с муниципальными выборами 1947 г. часть избирателей, она все же получила 4,1 млн. голосов (21,7%). «Независимые» и другие правые группировки несколько продвинулись вперед, завоевав 13,1",, избирателей. Партии «третьей силы» потерпели серьезное поражение. МРП потеряла около половины своих избирателей (свыше 2 млн. голосов), социалисты — 700 тыс.

Результаты выборов свидетельствовали о силе Коммунистической партии и провале коалиции «третьей силы», однако мажоритарная система голосования искажала эти результаты. Коммунистическая партия, которую поддержало наибольшее число избирателей, по количеству полученных мандатов оказалась на третьем месте (103 мандата) после социалистов, за которых голосовало в два раза меньше избирателей. Партия РПФ собрала на 900 тыс. голосов меньше, чем коммунисты, но провела 118 депутатов, создав самую крупную парламентскую фракцию.

Соотношение сил в Национальном собрании существенно изменилось. Теперь не три, а шесть политических группировок (коммунисты, социалисты, МРП, радикалы, «независимые» и РПФ) имели крупные фракции в Национальном собрании, получившем по этой причине прозвище «шестигранного собрания». Ни одна из них не располагала абсолютным большинством и не могла создать однопартийного правительства. Формирование коалиционного правительства также наталкивалось на серьезные трудности. Коалиция «третьей силы» не получила большинства. Она не могла рассчитывать на поддержку ни Коммунистической партии, ни партии РПФ, которая вообще отказывалась блокироваться с какой бы то ни было другой политической партией.

Внутри самой коалиции «третьей силы» существовали серьезные разногласия. Радикалы (как й «независимые») выступали против государственного вмешательства в экономику, а социалисты и МРП отстаивали принципы «дирижизма», т. е. участия государства в управлении производством (от «дириже» — управлять). В свою очередь МРП расходилась с социалистами и радикалами по вопросу о светском образовании, имевшем благодаря длительной традиции немаловажное политическое значение. МРГ1 требовала, чтобы государство финансировало частные религиозные школы, тогда как социалисты п радикалы отстаивали светский характер образования.

Все эти противоречия предопределяли неустойчивость любого возможного правительства и в конце концов привели к распаду коалиции «третьей силы». В сентябре 1951 г. социалисты вышли из правительства в знак протеста против закона о субсидиях религиозным школам. С этого времени Социалистическая партия перешла в оппозицию. Ось политической жизни Франции сместилась вправо. Последующие шесть правительств (до выборов 1956 г.) обычно формировались на основе коалиции правых и центра, т. е. партий МРП, радикалов, «независимых» и связанных с ними групп.

Цитируется по изд. Новейшая история. 1939-1973. М., 1975, с. 292-294.